Правовые основы функционирования Банка России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 14:03, дипломная работа

Краткое описание

Вопрос о правовом статусе Банка России имеет важное практическое значение, и поэтому его решение может существенно повлиять на организацию и эффективность функционирования не только банковской системы, но так же на ход экономических и административных преобразований в целом. Скоротечность проводимых в последнее десятилетия социально-экономических реформ и отсутствие до недавнего времени их чёткой концепции, переходной характер российской экономики, направленность административной реформы на усиление вертикали власти – всё это послужило причинами создания и развития той правовой конструкции Банка России, которая закреплена в законодательстве сегодня.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

4
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БАНКА РОССИИ

7
Структура современного банковского законодательства. Нормотворческая деятельность Банка России

7
Правовое регулирование банковского надзора

16
Правовое регулирование безналичных расчетов

37
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТТИ БАНКА РОССИИ

51
Претензионно-исковая работа в учреждениях Банка России

51
Претензионно-исковая работа в Главном управлении Банка России по Чукотскому автономному округу

54
Проблемы правовой деятельности Банка России

56
Совершенствование правовой деятельности Банка России

58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

69

Вложенные файлы: 1 файл

право.doc

— 647.50 Кб (Скачать файл)
  • проверка соответствия выполняемых филиалом банка функций и операций тем функциям и операциям, которые делегированы филиалу банком и закреплены в положении о филиале, а также оценка деятельности руководителей филиалов на предмет осуществления ими деятельности в соответствии с полномочиями, закрепленными в выданной банком доверенности;
  • оценка риска по осуществляемой филиалом банка деятельности (п. 19).

Надзор за деятельностью банка, имеющего филиалы, входит в компетенцию территориального учреждения Банка России по месту нахождения его головной организации во взаимодействии с территориальными учреждениями Банка России по месту нахождения филиалов банков. Непосредственный надзор за текущей деятельностью филиалов банка входит в компетенцию территориальных учреждений Банка России по месту их нахождения. Надзор осуществляется в следующих формах:

    • документарного надзора;
    • инспекционных проверок;
    • применения мер воздействия.

Документарный надзор основан на анализе  представленной банком, имеющим филиалы, бухгалтерской, финансовой и статистической отчетности. Документарный анализ отчетности банка и его филиалов, осуществляемый территориальным учреждением Банка России по месту нахождения головной организации банка, включает:

      • системный анализ деятельности банка на основании изучения как баланса банка, так и отдельно балансов его головной организации и филиалов;
      • анализ сложившихся значений показателей, по которым установлены обязательные экономические нормативы, и тенденций их изменения;
      • анализ качества активов на основании форм общей финансовой отчетности;
      • анализ управления ликвидностью, включая анализ информации об остатках и оборотах на корреспондентских счетах, данных о наличии задержек оплаты расчетных документов из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах головной организации и филиалов;
      • анализ соответствия положения о внутрибанковском контроле требованиям Банка России и эффективности деятельности службы внутреннего контроля.

Инспекционные проверки банков и их филиалов осуществляются в соответствии с Инструкцией Банка России от 25 августа 2003 г. N 105-И "О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации» (в ред. Указаний Банка России от 13.01.2005 N 1543-У, от 27.10.2006 N 1737-У) (далее – Инструкция № 105-И) и Инструкцией от 1 декабря 2003 г. N 108-И "Об организации инспекционной деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России)" (в ред. Указаний Банка России от 13.01.2005 N 1544-У, от 15.12.2006 N 1762-У) (далее – Инструкция № 108-И).

Согласно Инструкции N 108-И инспекционная  деятельность включает проведение проверок кредитных организаций (их филиалов) и их организационное, информационное, методическое и иное обеспечение. Непосредственное проведение проверок кредитных организаций (их филиалов) осуществляется уполномоченными представителями Банка России, а именно:

  • работниками инспекционных подразделений Банка России (Главной инспекции кредитных организаций Банка России и инспекционных подразделений территориальных учреждений Банка России);
  • работниками иных структурных подразделений центрального аппарата Банка России и территориальных учреждений Банка России, осуществляющих функции контроля за выполнением кредитными организациями нормативов обязательных резервов, а также функции контроля за соблюдением кредитными организациями валютного законодательства РФ и законодательства РФ по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;
  • иными служащими Банка России (по решению должностного лица Банка России, обладающего правом поручать проведение проверки) (п. 1.2).

Организация инспекционной деятельности Банка России осуществляется Главной  инспекцией и инспекционными подразделениями территориальных учреждений Банка России. Для координации инспекционной деятельности Банка России, осуществляемой его территориальными учреждениями, создаются межрегиональные инспекции Главной инспекции. Межрегиональные инспекции Главной инспекции возглавляют генеральные инспекторы Главной инспекции (п. 1.3).

Согласно Инструкции N 105-И проверки кредитных организаций (их филиалов) проводятся Банком России для осуществления  функций банковского регулирования  и банковского надзора, которые  распространяются на:

  • -действующие на территории России кредитные организации;
  • -обособленные подразделения кредитных организаций (филиалы и представительства кредитных организаций) и внутренние структурные подразделения вне местонахождения кредитных организаций и филиалов кредитных организаций (дополнительные офисы, операционные кассы вне кассового узла, обменные пункты и иные внутренние структурные подразделения кредитных организаций и филиалов кредитных организаций);
  • филиалы и представительства кредитных организаций, получивших лицензию Банка России на проведение валютных операций, находящиеся за пределами Российской Федерации (при наличии соглашения между Банком России и органом банковского надзора иностранного государства о сотрудничестве в области надзора за деятельностью кредитных организаций (меморандума о взаимопонимании в области банковского надзора);
  • дочерние кредитные организации уполномоченных банков, находящиеся за пределами Российской Федерации (при наличии соглашения (меморандума)) (п. 1.1 и 1.2).

Основной целью проведения Банком России проверок кредитных организаций (их филиалов) является оценка на месте общего состояния кредитной организации либо отдельных направлений ее деятельности, в том числе:

    • оценка соблюдения законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России; оценка достоверности учета (отчетности) кредитной организации (ее филиала);
    • определение размера рисков, активов, пассивов, оценка качества активов кредитной организации (ее филиала), величины и достаточности собственных средств (капитала) кредитной организации;
    • оценка систем управления рисками и организации внутреннего контроля кредитной организации (ее филиала), финансового состояния и перспектив деятельности кредитной организации;
    • выявление действий, угрожающих интересам кредиторов и вкладчиков кредитной организации. Проверки кредитных организаций (их филиалов), проводимые Банком России, не выполняют задач проверок, проводимых аудиторскими организациями, и документальных ревизий (п. 1.3).

Проверки кредитных организаций  могут осуществляться:

      • без предварительного уведомления кредитной организации (ее филиала);
      • с предварительным уведомлением кредитной организации (ее филиала).

 При выявлении в результате  ежемесячной аналитической работы  негативных тенденций финансового  состояния банка территориальное учреждение Банка России обязано применить меры воздействия, в том числе предупредительные, либо назначить проверку банка (филиала банка), а в случае неблагоприятных рыночных тенденций информировать о них и (по возможности) консультировать банк по вопросам оптимальной тактики функционирования в неблагоприятной экономической ситуации (п. 33). В случае выявления в деятельности филиала банка нарушений федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации территориальное учреждение Банка России по месту нахождения филиала имеет право:

1) направить головной организации  банка и в копии территориальному  учреждению Банка России по  месту нахождения головной организации:

  • информативное письмо о недостатках, имеющихся в деятельности филиала банка;
  • предписание с требованием устранения недостатков, допущенных филиалом банка;

2) направить территориальному учреждению  Банка России по месту нахождения  головной организации и в копии головной организации банка уведомление с изложением фактов нарушений филиалом банка действующего законодательства и требований Банка России, с предложением о применении предлагаемой предупредительной или принудительной меры воздействия (п. 34).

Особенности применения мер воздействия  к банкам за нарушения, выявленные в  деятельности их филиалов, регулируются Инструкцией Банка России от 31 марта 1997 г.  № 59 «О применении к кредитным  организациям мер воздействия за нарушение пруденциальных норм деятельности» (в ред. Указаний Банка России от 11.01.2002 N 1098-У, от 16.01.2004 N 1378-У, от 19.03.2004 N 1396-У, от 23.07.2004 N 1480-У). Эти особенности заключаются в следующем. При применении мер воздействия к кредитным организациям за нарушения, выявленные в деятельности их филиалов, необходимо исходить из того, что филиалы не являются юридическими лицами и непосредственно к ним не могут быть применены меры воздействия, предусмотренные банковским законодательством. Если филиал кредитной организации нарушает банковское законодательство, нормативные акты Банка России, территориальное учреждение Банка России по месту нахождения филиала может направить:

1) головному офису кредитной  организации и в копии территориальному  учреждению Банка России по  месту нахождения головного офиса информацию о недостатках, имеющихся в деятельности филиала (предупредительные меры воздействия), а также предписание с требованием устранения недостатков, допущенных филиалом. Головной офис в течение десяти календарных дней со дня получения информации (предписания) рассматривает и сообщает территориальному учреждению Банка России по месту нахождения филиала и в копии территориальному учреждению Банка России по месту нахождения головного офиса о принимаемых мерах по устранению допущенных филиалом недостатков. Территориальное учреждение Банка России по месту нахождения головного офиса осуществляет контроль за исполнением головным офисом требования, предъявленного территориальным учреждением Банка России, осуществляющим надзор за филиалом;

2) территориальному учреждению  Банка России по месту нахождения  головного офиса и в копии  головному офису уведомление  с изложением фактов нарушения  филиалом действующего банковского  законодательства и с обоснованием  применения предлагаемой меры  воздействия с предложением:

  • взыскать штраф с кредитной организации или применить к кредитной организации иные меры воздействия, предусмотренные действующим банковским законодательством;
  • заменить руководителей филиала;
  • закрыть филиал (п. 1.28).

Получив уведомление, территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью головного офиса, обязано в двухнедельный срок со дня получения рассмотреть его, принять соответствующее решение и в трехдневный срок проинформировать об этом территориальное учреждение Банка России, поставившее вопрос о применении мер воздействия. Территориальное учреждение Банка России по месту нахождения головного офиса сообщает территориальному учреждению Банка России по месту нахождения филиала о примененных ранее к кредитной организации мерах воздействия с приложением копии предписания или иного документа (п. 1.29 и 1.30). В случае отказа кредитной организации от исполнения требования об уплате штрафа за допущенные филиалами нарушения территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью головного офиса, может предъявить иск о взыскании штрафных санкций в судебном порядке (п. 1.31).

Федеральными законами «О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)», «О банках и банковской деятельности» «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» Банку России предоставлены полномочия по контролю за осуществлением кредитными организациями мер по предупреждению несостоятельности (банкротстве), применению мер воздействия к кредитным организациям, нарушающим федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними нормативные акты Банка России, а также по контролю за ликвидацией кредитных организаций с отозванной (аннулированной) лицензией.

В 2006 году в целях реализации законодательно закрепленных полномочий Банк России предъявил требования об осуществлении мер по финансовому оздоровлению 23 кредитным организациям, из них 17 кредитным организациям – о приведении в соответствие размера уставного капитала и величины собственных средств (капитала).

Общее количество кредитных организаций, имеющих основания для осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), предусмотренные статьей 4  Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», по состоянию на 01.01.2007 снизилось до 9 (на 01.01.2005 – 16 кредитных организаций).

В целях совершенствования порядка  ограничения валютного риска  издана Инструкция Банка России от 15.07.2005 № 124-И «Об установлении размеров (лимитов) открытых валютных позиций, методике их расчета и особенностях осуществления надзора за их соблюдением кредитными организациями» (вступила в силу с 20.02.2006). В отличие от ранее существующего порядка, данная Инструкция предусматривает:

  • включение в расчет открытых валютных позиций (ОВП) валютной позиции по капиталу;
  • переход к регулированию валютных рисков по кредитной организации в целом;
  • расширение перечня инструментов, подлежащих включению в расчет ОВП;
  • изменение режима представления отчетности по ОВП в рамках политики Банка России по сокращению банковской отчетности.

Информация о работе Правовые основы функционирования Банка России