Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 14:03, дипломная работа
Вопрос о правовом статусе Банка России имеет важное практическое значение, и поэтому его решение может существенно повлиять на организацию и эффективность функционирования не только банковской системы, но так же на ход экономических и административных преобразований в целом. Скоротечность проводимых в последнее десятилетия социально-экономических реформ и отсутствие до недавнего времени их чёткой концепции, переходной характер российской экономики, направленность административной реформы на усиление вертикали власти – всё это послужило причинами создания и развития той правовой конструкции Банка России, которая закреплена в законодательстве сегодня.
ВВЕДЕНИЕ
4
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БАНКА РОССИИ
7
Структура современного банковского законодательства. Нормотворческая деятельность Банка России
7
Правовое регулирование банковского надзора
16
Правовое регулирование безналичных расчетов
37
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТТИ БАНКА РОССИИ
51
Претензионно-исковая работа в учреждениях Банка России
51
Претензионно-исковая работа в Главном управлении Банка России по Чукотскому автономному округу
54
Проблемы правовой деятельности Банка России
56
Совершенствование правовой деятельности Банка России
58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
69
Надзор за деятельностью банка, имеющего филиалы, входит в компетенцию территориального учреждения Банка России по месту нахождения его головной организации во взаимодействии с территориальными учреждениями Банка России по месту нахождения филиалов банков. Непосредственный надзор за текущей деятельностью филиалов банка входит в компетенцию территориальных учреждений Банка России по месту их нахождения. Надзор осуществляется в следующих формах:
Документарный надзор основан на анализе представленной банком, имеющим филиалы, бухгалтерской, финансовой и статистической отчетности. Документарный анализ отчетности банка и его филиалов, осуществляемый территориальным учреждением Банка России по месту нахождения головной организации банка, включает:
Инспекционные проверки банков и их филиалов осуществляются в соответствии с Инструкцией Банка России от 25 августа 2003 г. N 105-И "О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации» (в ред. Указаний Банка России от 13.01.2005 N 1543-У, от 27.10.2006 N 1737-У) (далее – Инструкция № 105-И) и Инструкцией от 1 декабря 2003 г. N 108-И "Об организации инспекционной деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России)" (в ред. Указаний Банка России от 13.01.2005 N 1544-У, от 15.12.2006 N 1762-У) (далее – Инструкция № 108-И).
Согласно Инструкции N 108-И инспекционная деятельность включает проведение проверок кредитных организаций (их филиалов) и их организационное, информационное, методическое и иное обеспечение. Непосредственное проведение проверок кредитных организаций (их филиалов) осуществляется уполномоченными представителями Банка России, а именно:
Организация инспекционной деятельности Банка России осуществляется Главной инспекцией и инспекционными подразделениями территориальных учреждений Банка России. Для координации инспекционной деятельности Банка России, осуществляемой его территориальными учреждениями, создаются межрегиональные инспекции Главной инспекции. Межрегиональные инспекции Главной инспекции возглавляют генеральные инспекторы Главной инспекции (п. 1.3).
Согласно Инструкции N 105-И проверки
кредитных организаций (их филиалов)
проводятся Банком России для осуществления
функций банковского
Основной целью проведения Банком России проверок кредитных организаций (их филиалов) является оценка на месте общего состояния кредитной организации либо отдельных направлений ее деятельности, в том числе:
Проверки кредитных
При выявлении в результате
ежемесячной аналитической
1) направить головной
2) направить территориальному
Особенности применения мер воздействия к банкам за нарушения, выявленные в деятельности их филиалов, регулируются Инструкцией Банка России от 31 марта 1997 г. № 59 «О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушение пруденциальных норм деятельности» (в ред. Указаний Банка России от 11.01.2002 N 1098-У, от 16.01.2004 N 1378-У, от 19.03.2004 N 1396-У, от 23.07.2004 N 1480-У). Эти особенности заключаются в следующем. При применении мер воздействия к кредитным организациям за нарушения, выявленные в деятельности их филиалов, необходимо исходить из того, что филиалы не являются юридическими лицами и непосредственно к ним не могут быть применены меры воздействия, предусмотренные банковским законодательством. Если филиал кредитной организации нарушает банковское законодательство, нормативные акты Банка России, территориальное учреждение Банка России по месту нахождения филиала может направить:
1) головному офису кредитной
организации и в копии
2) территориальному учреждению
Банка России по месту
Получив уведомление, территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью головного офиса, обязано в двухнедельный срок со дня получения рассмотреть его, принять соответствующее решение и в трехдневный срок проинформировать об этом территориальное учреждение Банка России, поставившее вопрос о применении мер воздействия. Территориальное учреждение Банка России по месту нахождения головного офиса сообщает территориальному учреждению Банка России по месту нахождения филиала о примененных ранее к кредитной организации мерах воздействия с приложением копии предписания или иного документа (п. 1.29 и 1.30). В случае отказа кредитной организации от исполнения требования об уплате штрафа за допущенные филиалами нарушения территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью головного офиса, может предъявить иск о взыскании штрафных санкций в судебном порядке (п. 1.31).
Федеральными законами «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности» «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» Банку России предоставлены полномочия по контролю за осуществлением кредитными организациями мер по предупреждению несостоятельности (банкротстве), применению мер воздействия к кредитным организациям, нарушающим федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними нормативные акты Банка России, а также по контролю за ликвидацией кредитных организаций с отозванной (аннулированной) лицензией.
В 2006 году в целях реализации законодательно закрепленных полномочий Банк России предъявил требования об осуществлении мер по финансовому оздоровлению 23 кредитным организациям, из них 17 кредитным организациям – о приведении в соответствие размера уставного капитала и величины собственных средств (капитала).
Общее количество кредитных организаций, имеющих основания для осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), предусмотренные статьей 4 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», по состоянию на 01.01.2007 снизилось до 9 (на 01.01.2005 – 16 кредитных организаций).
В целях совершенствования
Информация о работе Правовые основы функционирования Банка России