Правовые основы функционирования Банка России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 14:03, дипломная работа

Краткое описание

Вопрос о правовом статусе Банка России имеет важное практическое значение, и поэтому его решение может существенно повлиять на организацию и эффективность функционирования не только банковской системы, но так же на ход экономических и административных преобразований в целом. Скоротечность проводимых в последнее десятилетия социально-экономических реформ и отсутствие до недавнего времени их чёткой концепции, переходной характер российской экономики, направленность административной реформы на усиление вертикали власти – всё это послужило причинами создания и развития той правовой конструкции Банка России, которая закреплена в законодательстве сегодня.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

4
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БАНКА РОССИИ

7
Структура современного банковского законодательства. Нормотворческая деятельность Банка России

7
Правовое регулирование банковского надзора

16
Правовое регулирование безналичных расчетов

37
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТТИ БАНКА РОССИИ

51
Претензионно-исковая работа в учреждениях Банка России

51
Претензионно-исковая работа в Главном управлении Банка России по Чукотскому автономному округу

54
Проблемы правовой деятельности Банка России

56
Совершенствование правовой деятельности Банка России

58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

69

Вложенные файлы: 1 файл

право.doc

— 647.50 Кб (Скачать файл)

В целях повышения качества управления в банках в 2005 году Банком России были изданы рекомендации кредитным организациям по вопросам корпоративного управления, организации управления операционным, правовым рисками, риском потери деловой репутации, основанные на передовой зарубежной практике и учитывающие требования законодательства Российской Федерации.

Новый аспект в инспекционную деятельность внесло начало функционирования системы  страхования вкладов в соответствии с требованиями Федерального закона от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».  Банк России активно взаимодействует с государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов» по вопросам организации и проведения проверок банков -  участников системы страхования вкладов. В 2006 году уполномоченными представителями Банка России совместно со служащими государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» проведено 48 проверок по вопросам выполнения банками требований вышеназванного Закона. Порядок участия служащих государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» в проведении проверок, а также их права и обязанности определены Указанием Банка России от 13.01.2005 № 1542-У «Об особенностях проведения проверок банков с участием служащих государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов».

Банком России с участием Агентства  были подготовлены предложения о  внесении изменений   в федеральные  законы, предусматривающие увеличение размера возмещения по вкладам, выплачиваемого Агентством, до уровня 190 тыс. рублей и соразмерное увеличение выплат Банка России вкладчикам признанных банкротами банков, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов. В связи с чем в Федеральный закон от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» были внесены изменения Федеральным законом от 27.07.2006  № 150-ФЗ в статью 11 вышеназванного закона о том, что возмещение по вкладам в банке, в отношении которого наступил страховой случай, выплачивается вкладчику в размере 100 процентов суммы вкладов в банке, не превышающей 100 000 рублей, плюс 90 процентов суммы вкладов в банке, превышающей 100 000 рублей, но в совокупности не более       190 000 рублей.

В 2006 году в результате признания банков, ходатайствующих о вступлении в систему страхования вкладов, не соответствующими требованиям, установленным Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», были признаны утратившими силу 85 лицензий на привлечение во вклады денежных средств физических лиц, 12 генеральных лицензий были заменены на лицензии на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц).

В 2006 году сохранилась тенденция  предыдущих лет к сокращению количества как действующих, так и зарегистрированных кредитных организаций (рис.2). На сокращение количества действующих кредитных организаций оказали влияние отзыв лицензий на осуществление банковских операций (35 кредитных организаций), аннулирование лицензий у кредитных организаций по решению их участников (5 кредитных организаций), а также реорганизация кредитных организаций: к 11 кредитным организациям были присоединены 14 (в 2005 году – к 3 кредитным организациям присоединены 3).

В 2006 году было зарегистрировано 9 вновь  созданных кредитных организаций, в том числе 3 небанковские (в 2005 году - соответственно 3 и 1). По состоянию на 01.01.2007  года количество зарегистрированных кредитных организаций составило 1409   (на 01.01.2006 – 1516). Уменьшение произошло в основном в силу принятия Банком России решений о государственной регистрации  кредитных организаций в связи с их ликвидацией.

Сокращение  количества кредитных организаций  не привело к уменьшению насыщенности российского рынка банковскими услугами, поскольку идет процесс расширения филиальной сети действующих кредитных организаций, увеличивается количество открытых ими внутренних структурных подразделений. В 2006 году количество филиалов увеличилось на 57, или на 1,8% (в 2005 году – на 19, или на 0,6%), и на 01.01.2007  составило 3295 (на 01.01.2006 – 3238), при этом количество филиалов Сбербанка России ОАО уменьшилось на 2 и на 01.01.2007 составило 1009, или 30,6% от общего количества филиалов (на 01.01.2006 – 1011, или 31,2%) (рис. 3).

Количество внутренних структурных подразделений выросло  на 1964, или на 7,1% (в 2005 году – на 1202, или на 4,5%), и на 01.01.2007 составило 29 634 (на 01.01.2006 – 27 670). При этом увеличилось количество дополнительных офисов и кредитно-кассовых офисов – соответственно на 2300 (или на 25,4%) и 493 (или в 5,4 раза) – и сократилось количество операционных касс вне кассового узла – на 829 (или на 4,4%).

По состоянию  на 01.01.2007  количество действующих кредитных операций составило 1253, в том числе 48 небанковских кредитных организаций (на 01.01.2006 – соответственно 1299 и 50).

Основное количество действующих  кредитных организаций – 714, или 57%, зарегистрировано в Центральном  федеральном округе (из них –  в Москве и Московской области). Из числа остальных федеральных  округов наибольшее количество кредитных  организаций расположено в Приволжском (146) и Южном (128) федеральных округах (рис. 4). Расположение по федеральным округам филиалов действующих кредитных организаций более равномерно: в Центральном – 728, в Приволжском – 671, в Южном – 471, в других федеральных округах – от 452 (Сибирский) до 216 (Дальневосточный) (рис. 5).

Рис.2. Динамика количества зарегистрированных действующих кредитных организаций

 

 

 

Рис. 3. Динамика количества филиалов действующих кредитных организаций

 

Рис.4. Динамика количества действующих  кредитных организаций в территориальном  разрезе

Рис. 5. Динамика количества филиалов действующих кредитных организаций  в территориальном разрезе

 

 

По  состоянию на 01.10.2006 года на территории  Чукотского автономного округа осуществляет свою деятельность:

  • 3 филиала ОАО «Колыма-банк»;
  • 3 филиала Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации с 8 дополнительными офисами и 8 операционными кассами вне кассового узла. Во II квартале 2006 года Чукотское отделение № 8557  Сбербанка России закрыло операционную кассу вне кассового узла № 004 и на ее базе открыло дополнительный офис (без изменения местонахождения).

Филиал  ОАО «МДМ-Банк» с  тремя дополнительными офисами.

 

1.3. Правовое регулирование безналичных  расчётов

 

В соответствии со ст. ст. 4, 29 и 80 Федерального закона "О Центральном банке  Российской Федерации (Банке России)" Банк России осуществляет такие функции, как организация обращения наличных денег и установление правил расчетов. Необходимо также учитывать, что согласно п. п. 3 и 4 ч. 1 ст. 5 ФЗ "О банках и банковской деятельности" осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам относятся к банковским операциям. Соответственно, на основании ст. 57 ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)" Банк России может устанавливать обязательные для банков правила осуществления этих банковских операций.

Безналичные расчеты регламентируются целым рядом законодательных и подзаконных актов.

Положением  Банка России 03.10.2002 г. № 2-П «О безналичных  расчетах в Российской Федерации» (далее - Положение о безналичных расчетах) Центральный Банк регулирует осуществление безналичных расчетов, определяет формы документов, порядок заполнения и оформления, устанавливает правила проведения расчетных операций.

Расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами без ограничения суммы или в безналичном порядке (п. 1 ст. 861 ГК РФ) - никаких ограничений на такие расчеты закон не устанавливает. Однако порядок денежных расчетов для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей законом регламентируется весьма жестко. Все организации и индивидуальные предприниматели обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков.

Расчеты между  юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. Расчеты между ними могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 861 ГК РФ).

Безналичные расчеты осуществляются через кредитные организации (филиалы) и/или Банк России по счетам (далее - банки), открытым на основании договора банковского счета или договора корреспондентского счета (субсчета), если иное не установлено законодательством и не обусловлено используемой формой расчетов.

Существуют  следующие формы безналичных расчетов: расчеты платежными поручениями, расчеты по аккредитиву, расчеты чеками, расчеты по инкассо.

Формы безналичных  расчетов избираются клиентами банков самостоятельно и предусматриваются  в договорах, заключаемых ими  со своими контрагентами (далее по тексту - основной договор). Банки не вмешиваются в договорные отношения клиентов. Взаимные претензии по расчетам между плательщиком и получателем средств, кроме возникших по вине банков, решаются в установленном законодательством порядке без участия банков.

Участниками безналичных расчётов являются: плательщик, получатель средств (взыскатель), обслуживающие их банки и банки-корреспонденты.

   Клиенты самостоятельно  выбирают формы безналичных расчетов, которые предусматриваются в  договорных отношениях.

   Банки осуществляют операции  по счетам клиентов на основании  расчетных документов.

При осуществлении  безналичных расчетов используются: платежные поручения, аккредитивы, чеки, платежные требования, инкассовые поручения.

Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Платежное поручение исполняется банком в срок, предусмотренный законодательством, или в более короткий срок, установленный договором банковского счета либо определяемый применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

Расчеты с использованием платежных поручений - наиболее распространенная на практике форма безналичных расчетов, тем более что современные банковские технологии позволяют проводить электронные платежи "день в день". Основной отличительный признак этой формы безналичных расчетов заключается в том, что инициатива платежа исходит от плательщика.

Аккредитив  представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком (далее - банк-эмитент) по поручению  плательщика, произвести платежи в  пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих  условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку (далее - исполняющий банк) произвести такие платежи.

Банками могут  открываться  аккредитивы: покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные); отзывные и безотзывные (могут быть подтвержденными).

Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк (далее - банк-эмитент) по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Для осуществления расчетов по инкассо банк-эмитент вправе привлекать другой банк (далее - исполняющий банк).

Инкассовое  поручение является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке. 
Инкассовые поручения применяются:

  • в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;
  • для взыскания по исполнительным документам;
  • в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

Платежное требование является расчетным документом, содержащим требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк.

Платежные требования применяются при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные  услуги, а также в иных случаях, предусмотренных основным договором.

Расчеты посредством  платежных требований могут осуществляться с предварительным акцептом и  без акцепта плательщика в  случаях установленных законодательством, а так же предусмотренных сторонами  по основному договору при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

К наиболее важным правовым принципам осуществления безналичных расчетов можно отнести следующие положения.

1. Кредитная организация может использовать имеющиеся на счете клиента денежные средства, гарантируя при этом право клиента беспрепятственно распоряжаться этими средствами в любое время (п. 2 ст. 845 Гражданского кодекса Российской Федерации) (далее – ГК РФ). Для этого кредитная организация обязана обеспечить наличие необходимого количества средств на своих корреспондентских счетах и в кассе.

2. При проведении расчетов поручения  (требования) кредитным организациям  даются через использование специально  установленных форм расчетных документов с указанием обязательных реквизитов (см., например, п. 1 ст. 864, п. 1 ст. 876 ГК РФ). Требования к оформлению расчетных документов установлены п. п. 2.1 - 2.13 ч. I Положения о безналичных расчетах.

Информация о работе Правовые основы функционирования Банка России