Шпаргалка по "Финансовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 13:28, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансовое право".

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры.фин.право.docx

— 385.76 Кб (Скачать файл)

Действуют также специальные принципы, свойственные сметно-бюджетному финансированию: получение средств государственными и муниципальными учреждениями для текущей деятельности и капитальных вложений из бюджета, соответствующего их подчиненности; бюджетные средства выступают основным источником финансирования деятельности данных учреждений; финансово-плановым актом, который служит основанием для выделения средств, является смета доходов и расходов учреждения; расходование средств должно строго соответствовать целевому назначению, определенному в смете, изменения вправе производить в установленном порядке органы, которым подведомственно учреждение; планирование и финансирование деятельности производится на основе экономических нормативов, утвержденных в установленном порядке.

Государственные и муниципальные  бюджетные учреждения вправе привлекать дополнительные денежные средства, включая  валютные, добровольные пожертвования  и целевые взносы физических и  юридических лиц, в том числе  иностранных. Привлечение дополнительных средств не влечет снижения государственных  нормативов финансирования.

Объектами сметно-бюджетного финансирования являются: деятельность учреждений социально-культурной и научной сферы, правоохранительная и судебная деятельность, мероприятия по обеспечению обороны и безопасности страны, а также деятельность законодательных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, Президента РФ и его Администрации.

Субъектами, получающими средства в таком порядке, выступают бюджетные  учреждения. Согласно БК РФ бюджетным  учреждением признается организация, созданная органом государственной  власти РФ, органами власти субъектов  РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических  или иных функций некоммерческого  характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.

Перечень бюджетных расходов бюджетного учреждения определен в БК РФ. К  ним отнесены: оплата труда работников; перечисление страховых взносов  в государственные внебюджетные фонды; командировочные и иные компенсационные  выплаты работникам и др. Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.

В соответствии с БК РФ бюджетное  учреждение имеет статус «получателя бюджетных средств», в связи с этим бюджетное учреждение имеет законодательно закрепленные права и обязанности (на своевременное получение и использование бюджетных средств в соответствии с утвержденным бюджетной росписью размером с учетом сокращения и индексации;; своевременно и в полном объеме возвращать бюджетные средства, предоставленные на возвратной основе и др.).

В процессе финансирования бюджетные  учреждения как получатели бюджетных  средств вступают в правоотношения с органами, которым они подведомственны, имеющими статус распорядителей или главных распорядителей бюджетных средств.

Смета доходов и расходов бюджетного учреждения – документ, определяющий объем и целевое направление бюджетных ассигнований данного учреждения, утвержденный в установленном порядке и содержащий расчетные данные по каждому целевому направлению бюджетных ассигнований.

Порядок составления и утверждения сметы  доходов и расходов бюджетного учреждения установлен ст. 221 Бюджетного кодекса  РФ.

После утверждения сводной бюджетной  росписи ее показатели доводятся  до распорядителей и получателей  бюджетных средств в форме уведомлений о бюджетных ассигнованиях на период действия утвержденного бюджета.

В течение 10 дней со дня получения  уведомления о бюджетных ассигнованиях  бюджетное учреждение обязано составить  и представить на утверждение  вышестоящего распорядителя бюджетных  средств смету доходов и расходов. Методология составления и утверждения  смет доходов и расходов учреждений, состоящих на бюджетах всех уровней  бюджетной системы РФ, устанавливается  Министерством финансов РФ, однако в настоящее время какого—либо  общего нормативного документа, регламентирующего  порядок составления сметы доходов  и расходов бюджетного учреждения, не существует. В течение 5 дней со дня  представления указанной сметы  распорядитель бюджетных средств  должен утвердить эту смету. При  этом смета доходов и расходов бюджетного учреждения, являющегося  главным распорядителем бюджетных  средств, утверждается руководителем  главного распорядителя бюджетных  средств.

Согласно  п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета – орган государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, а также наиболее значимое бюджетное учреждение науки, образования, культуры, здравоохранения и средств массовой информации.

В течение одного рабочего дня со дня  утверждения смета доходов и  расходов бюджетного учреждения передается бюджетным учреждением в орган  соответствующего уровня бюджетной  системы РФ, исполняющий бюджет.

Необходимость составления сметы доходов и  расходов бюджетных учреждений обусловлена  тем, что средства, выделяемые из бюджета  на основную деятельность бюджетного учреждения, расходуются в соответствии с утвержденными лимитами бюджетных  обязательств. Финансирование бюджетного учреждения органом, исполняющим бюджет соответствующего уровня, может осуществляться исключительно в пределах лимитов  бюджетных обязательств, независимо от наличия либо отсутствия сметных  назначений. В то же время у бюджетного учреждения в наличии имеются  средства от предпринимательской и  иной приносящей доход деятельности, на расходование которых лимитов  бюджетных обязательств не доводится. В данном случае смета доходов  и расходов бюджетного учреждения выступает  единственным документом, определяющим направления и суммы расходования таких средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

41.Налоговые и неналоговые платежи.  

Налоговые доходы 
 
Состав бюджетных доходов, их структура органически связаны с объемами общественного производства и национального дохода и определяются финансовой политикой государства. В доходах бюджетов могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты других уровней бюджетной системы РФ для целевого финансирования предприятий, а также безвозмездные перечисления. В составе доходов бюджетов обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов. Доходы бюджетов образуются за счет налоговых, неналоговых видов доходов и безвозмездных перечислений. 
 
В доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года. 
 
В соответствии с бюджетной классификацией доходы бюджета образуются из пяти групп. Первую группу представляют налоговые доходы, вторую группу – неналоговые доходы, третью – безвозмездные перечисления от бюджетов других уровней, четвертую – доходы целевых бюджетных фондов и пятую – доходы от предпринимательской и другой приносящей доходы деятельности. Налоговые доходы составляют основу бюджета. 
 
Налоги являются основным источником доходов любого государства и обязательным атрибутом любого государства. 
 
Налог - обязательный, безвозмездно и безвозвратно взимаемый с физических и/или юридических лиц платеж в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях обеспечения деятельности государства и местного самоуправления. 
 
Налоговые доходы считаются уплаченными доходами соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда с момента, определяемого налоговым законодательством РФ, т. е. с момента дачи налогоплательщиком поручения кредитной организации о перечислении денежных средств в бюджет соответствующего уровня при наличии средств на счете плательщика. 
 
Налоговые платежи имеют следующие признаки: 
 
·                   взимание осуществляется на основании закона; 
 
·                   принудительность и обязательность осуществления платежа; 
 
·                   индивидуальность платежа; 
 
·                   безвозмездность платежа для налогоплательщика. 
 
Налоги как экономическая категория обладают двумя основными функциями: фискальной и регулирующей. Фискальная функция связана с тем, что налоги являются доходом, взимаемым государством. 
 
Регулирующая функция налогов связана с их воздействием на различные стороны экономических и общественных отношений. Налоги оказывают влияние на платежеспособный спрос, стимулируют или угнетают инвестиционные процессы деловую активность в целом, могут оказывать влияние на внедрение новых типов технологий, например, природоохранных или ресурсосберегающих. 
 
Для того, чтобы установить налог и иметь возможность его взимать необходимо определить: 
 
·                   налогоплательщика - физическое или юридическое лицо; 
 
·                   объект налогообложения – прибыль, доход, имущество; 
 
·                   налоговую базу, выраженную в стоимостных (в рублях или иной валюте), физических (кв. м площади или куб. м, тоннах) или иной базы; 
 
·                   налоговый период (месяц, квартал, год) 
 
·                   налоговую ставку (в рублях за единицу, в % от объема и др.); 
 
·                   порядок начисления налога; 
 
·                   порядок и сроки уплаты. 
 
Если отсутствует хотя бы один элемент, взимать налог не удастся. 
 
Налоги подразделяются на прямые, взимаемые непосредственно с доходов или имущества и косвенные – взимаемые в виде надбавки к цене товара, с оборота от реализации товаров, услуг. 
 
Налоговым кодексом определено, что в зависимости от установления налоги и сборы подразделяются на федеральные, региональные и местные. 
 
Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом и обязательные к уплате на всей территории РФ. К федеральным налогам и сборам относятся: 
 
1) налог на добавленную стоимость; 
 
2) акцизы; 
 
3) налог на доходы физических лиц; 
 
4) единый социальный налог; 
 
5) налог на прибыль организаций; 
 
6) налог на добычу полезных ископаемых; 
 
7) водный налог; 
 
8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; 
 
9) государственная пошлина. 
 
Из приведенного перечня видно, что одни налоги обязательны для всех плательщиков, например, налог на прибыль. Другие – только для плательщиков, связанных с определенными видами деятельности – добыча нефти или рыбы. 
 
Перечень региональных налогов значительно короче и включает: 
 
1)налог на имущество организаций; 
 
2)транспортный налог; 
 
3)налог на игорный бизнес; 
 
Необходимо иметь ввиду, что налог на недвижимость пока не введен и с его введением будут отменены налоги на имущество физических и юридических лиц и налог на землю. 
 
Перечень местных налогов еще короче и включает: 
 
1)земельный налог; 
 
2)налог на имущество физических лиц; 
 
 
 
 
1.2. Неналоговые доходы  
 
В соответствии с Бюджетным кодексом к неналоговым доходам бюджетов относятся: 
 
доходы от использования имущества находящегося в государственной или муниципальной собственности доходы, получаемые от реализации имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; 
 
доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти, а также бюджетными учреждениями, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов РФ или муниципальной собственности; 
 
доходов в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы. 
 
Доходы от использования имущества находящегося в государственной или муниципальной собственности имущества могут поступать в виде арендной платы при сдаче имущества в аренду. 
 
В государственной собственности находится значительная часть пакетов акций негосударственных предприятий. Доход в этом случае может поступать в виде части прибыли (дивидендов), распределяемой по итогам года. 
 
В соответствии с Гражданским кодексом и Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» собственник имущества имеет право на часть прибыли от деятельности государственных и муниципальных предприятий. 
 
Доходы в виде финансовой помощи из бюджетов других уровней устанавливаются по каждому субъекту РФ и каждому муниципальному образованию ежегодно в законе (нормативном акте) о бюджете на очередной год. 
 
Объемы неналоговых доходов, за исключением финансовой помощи, составляют 3-5% в объеме доходов бюджетов и зависят от объема сдаваемой в аренду собственности, от объема собственности планируемой к продаже, от развития государственного или муниципального сектора экономики. 
 
Резервы пополнения неналоговых доходов связаны в основном с повышением эффективности использования собственности через эффективное регулирование ставок арендной платы, стимулирование наращивания прибыльности муниципальных предприятий. Продажа неэффективной муниципальной собственности инвесторам будет способствовать снижению затрат на содержание объектов. Прежде всего, учреждений, финансируемых за счет бюджетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

42.Понятие страхования и его  функции. Формы страхования. Виды  страхования.

Страхование как система отношений по защите имущественных интересов граждан, организаций и государства является необходимым элементом социально-экономической  системы общества. Страхование является самостоятельным звеном финансовой системы РФ. Оно выступает в  двух обособленных формах: в форме  социального страхования (специального страхования) и собственно страхования, связанного с непредвиденными чрезвычайными  событиями. Социальное страхование  подразделяется, в свою очередь, на два вида: государственное социальное страхование и негосударственное  социальное страхование. В соответствии со ст. 39 Конституции РФ первый из названных  видов социального страхования  гражданам России гарантируется, второй – поощряется.

Отношения по обязательному социальному  страхованию наиболее тесно взаимосвязаны  с финансовыми правоотношениями, ибо отличаются особой ролью государства  в их организации и регулировании.

Социальное страхование, в отличие  от собственно страхования, тесно связано  с трудовой деятельностью граждан. Социальное страхование представляет собой систему отношений по государственному материальному обеспечению граждан  при наступлении нетрудоспособности, старости и в иных установленных  законом случаях, осуществляемому  за счет средств общества и предприятий, а также частично за счет средств  самих граждан, объединенных в различные  фонды.

Обязательное социальное страхование – это часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам, и осуществляемое в соответствии с Федеральным законом. Управление системой обязательного социального страхования возложено на Правительство РФ.

Вторая форма страхования –  собственно страхование, связанное с непредвиденными чрезвычайными событиями, традиционно относится к предмету финансового права.

В Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации» впервые были закреплены правовые понятия страхования и страховой деятельности.Страхование – это отношения по защите интересов физических и юридических лиц, РФ, субъектов РФ и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплачиваемых ими страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков. Страховая деятельность (страховое дело) определяется законодателем как сфера деятельности страховщиков по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, а также страховых брокеров, страховых актуариев по оказанию услуг, связанных со страхованием и перестрахованием.

Характерными чертами  страхования являются:

– не постоянный, а вероятностный характер отношений;

– возвратность средств страхователям;

– строго очерченный (замкнутый) характер перераспределительных отношений;

– целевое использование создаваемого фонда.

Расходование страховых ресурсов осуществляется исключительно в  строго определенных случаях, обусловленных  условиями договора страхования. Порядок  заключения и условия договора страхования  регулируются нормами гражданского права.

Функции страхования:

– распределительная;

– предупредительная;

– восстановительная, сберегательная функции.

В качестве самостоятельного звена  финансовой системы РФ страхование  представляет собой совокупность экономических  отношений, посредством которых  через взимаемые со страхователей (юридических и физических лиц) на добровольной и обязательной основе платежи образуются специальные  страховые фонды денежных средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

72. Виды страхования

Страхование (в собственном  смысле) в зависимости от объекта страхования подразделяется на две основные отрасли – имущественное и личное. В законодательстве выделяются следующие основные виды страхования: страхование имущества, личное страхование, страхование юридической ответственности и предпринимательского риска. Кроме того, особо выделяются специальные виды страхования: пенсионное, медицинское, морское, вкладов и иностранных инвестиций от некоммерческих рисков.

Объектами имущественного страхования могут выступать имущественные интересы, связанные, в частности, с:

– владением, пользованием и распоряжением имуществом (страхование имущества);

– обязанностью возместить причиненный другим лицам вред (страхование гражданской ответственности);

– осуществлением предпринимательской деятельности, т. е. страхование предпринимательских рисков.

Объектом личного страхования  выступают личные блага гражданина, связанные с его жизнью, здоровьем, трудоспособностью.

Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», как  и ГК РФ, предусматривает две формы  страхования: добровольную и обязательную. Добровольная осуществляется на основе договора между страхователем и страховщиком и правил страхования, определяющих общие условия и порядок его осуществления.

Обязательным является страхование, осуществляемое в силу закона. По каждому  конкретному виду обязательного  страхования должен быть принят федеральный  закон, содержащий установленные законом  элементы, в том числе: субъекты; объекты, подлежащие страхованию; минимальный  размер страховой суммы или порядок  ее определения и др.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому праву"