Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 14:06, курс лекций
Финансовое планирование представляет собой процесс прогнозирования финансовых результатов и (в широком смысле) финансового состояния деятельности предприятия на основе анализа финансовой и инвестиционной политики. Финансовый план предприятия - это документ, отражающий объём поступления и расходования денежных средств, фиксирующий баланс доходов и поступлений, с одной стороны, и расходов предприятия с другой стороны.
1 раздел. Общая характеристика финансового планирования
1. Сущность, значение, роль и принципы финансового планирования на предприятии
2. Финансовый план предприятия: характеристика, необходимость, принципы составления и процесс разработки
3. Виды финансовых планов и методы планирования финансовых показателей
4. Долгосрочное финансовое планирование и финансовая стратегия
Таблица 2
Описание этапов постановки бюджетирования
Содержание этапа |
Цель этапа |
Организационные изменения |
Регламентные документы | |
Регламенты |
Положения | |||
Формирование организационной структуры предприятия |
Корректировка оргструктуры, уточнение целей и т. д. |
Реорганизация предприятия
(в отдельных случаях) или пересмотр
организационной структуры |
Регламент изменения
организационной структуры |
Положение об организационной структуре предприятия |
Формирование финансовой структуры предприятия |
Распределение финансовой ответственности между организационными звеньями и закрепление ее за конкретными должностями (сотрудниками) |
Появление ЦФО. Назначение руководителей ЦФО Установление системы оплаты, предполагающей материальное стимулирование за соблюдение бюджетных показателей |
Регламент изменения финансовой структуры предприятия |
Положение о финансовой структуре |
Формирование бюджетной структуры предприятия |
Составление перечня необходимых бюджетов предприятия и определение взаимосвязей между ними |
Появление системы планов (бюджетов). Наполнение бюджетов показателями, адекватными характеру производственно-финансовой деятельности предприятия Выбор методов прогнозирования, планирования и расчета бюджетных показателей |
Регламент изменения
бюджетной структуры |
Положение О бюджетной структуре. Положение об оплате труда |
Формирование финансово- |
Установление ответственности каждого ЦФО за исполнение определенных бюджетов или отдельных бюджетных статей |
Распределение бюджетов между ЦФО Установление ответственных за составление, исполнение и анализ бюджетов или отдельных бюджетных статей |
||
Прогнозирование деятельности
предприятия и составление |
Составление бюджета предприятия, соответствующего финансовой цели |
Прогнозирование и планирование деятельности предприятия Количественная увязка бюджетов |
Регламент планирования. Регламент прогнозирования. Регламент нормирования |
Положение о прогнозировании. Положение о нормировании. |
Анализ исполнения бюджетов и принятие управленческих решений по его результатам |
Оценка исполнения бюджета и корректировка бюджетов будущих периодов, тактики, стратегии и финансовых целей предприятия |
Сбор информации о фактическом исполнении бюджетов, план-фактный анализ отклонений и факторный анализ исполнения бюджетов. Принятие решений об изменении тактики и стратегии предприятия Корректировка бюджетов с различным горизонтом планирования |
Регламент анализа |
Положение об анализе |
Постановка управленческого учета на предприятии |
Обеспечение предыдущих этапов корректной информацией |
Настройка системы управленческого учета на предприятии (формирование управленческого плана счетов, выбор |
Регламент изменения принципов и правил учетной политики предприятия |
Положение об управленческом учете |
Любой вид деятельности требует наличия исполнительного механизма. Исполнительный механизм обеспечивает выполнение означенной деятельности, связывая требования управления с получением искомого результата. Связь осуществляется через структуры различного рода.
Для организации деятельности
предприятие формирует
Организационная структура (далее – оргструктура) определяется следующими характеристиками:
Предприятие может выполнять различные функции, содержание и количество которых варьируется в зависимости от вида деятельности, масштаба, сложности и т. д. Соответственно, функции разделяются на основные, называемые бизнес-функциями, совокупность которых составляет вид(ы) бизнеса(ов) компании, и поддерживающие их эффективное выполнение вспомогательные функции, называемые функциями управления. Таким образом, оргструктура должна обеспечить выполнение двух типов функций – ведение бизнеса и управление им.
Всю деятельность на предприятии осуществляет персонал, для выполнения своих функциональных обязанностей объединенный в оргзвенья. Оргзвенья – структурные подразделения, формируемые для организации работы сотрудников и управления ими в соответствии со спецификой бизнеса и поставленными целями. Каждое оргзвено (управление, отдел, бюро) в лице своих сотрудников выполняет определенный набор функций (бизнес-функций и/или функций управления).
Оргструктура должна обеспечить активное выполнение всех необходимых функций.
Соблюдение принципов управления для достижения эффективных результатов требует:
И структурирование, и распределение прав и ответственности осуществляется путем выстраивания иерархии – одни оргзвенья становятся ответственными перед другими, а на более низком уровне внутри каждого оргзвена устанавливается ответственность одного лица (руководителя) за действия подчиненных ему сотрудников (исполнителей).
Сквозная цепочка
Первый уровень образует высший руководитель исполнительной власти на предприятии, второй – подразделения, чьи руководители подчинены непосредственно первому уровню, и т.д. Последний уровень вертикали управления образуют руководители подразделений, ниже которых находится уже только уровень исполнителей – сотрудников, ничем организационно не управляющих.
Таким образом, оргструктура должна иметь вертикаль управления, обеспечивающую надежную и эффективную связь между всеми уровнями – от самого верхнего до самого нижнего.
Оргструктура, будучи инструментом исполнения, должна в рыночных условиях обеспечивать не формальное управление бизнесом, но такое его ведение, которое позволяет максимально приспособить его к условиям окружающей среды и запросам потребителей.
Существует три типа организационных структур:
Независимо от типа оргструктуры ее «ячейкой» являются уже упоминавшиеся выше оргзвенья, которые формируются по определенным принципам.
На одном предприятии могут присутствовать комбинации рассмотренных принципов (территориальные филиалы внутри разделены по продуктам), либо в каждой из функциональных областей использоваться свой принцип (производство организовано по технологическому принципу, а продажи – по рыночному). Комбинация принципов вполне логично приводит нас к реальной организационной структуре предприятия, в которой тем или иным способом сочетаются и функциональная, и дивизиональная, и матричная структуры.
Для решения проблемы рассогласования контроля собственно действий и результата действий была разработана теория управления по центрам ответственности. В её основе лежит тезис о том, что, выполняя свои функциональные обязанности, каждое подразделение предприятия своими действиями вносит вклад в общий финансовый результат в виде доли доходов или затрат. Чем именно будет финансовый вклад – доходами или затратами – определяется функциями данного подразделения.
Если сопоставить все доходы и расходы от деятельности всех подразделений предприятия, то получится финансовый результат. Значит, связав воедино исполнение функциональных обязанностей с уровнем приносимых доходов или затрат, можно установить связь между действиями и их результатом. Подразделение при этом превращается в центр финансовой ответственности. Такой центр должен так исполнять свои обязанности (совершать такие действия), чтобы соблюдался установленный для него уровень финансовой ответственности. Соблюдать такой уровень – значит достигать определенного, установленного для него в бюджете соответствующего финансового показателя (доходов или расходов). В этом случае контролировать можно как действия (исполнение функциональных обязанностей), так и его результаты через уровень финансовой ответственности. Получение искомого результата, т.е. прибыли в запланированном объеме, предприятию при таком подходе гарантируется.
Центр финансовой ответственности (ЦФО) — структурное подразделение предприятия (или группа подразделений), осуществляющее определенный набор хозяйственных операции и способное оказывать непосредственное воздействие на те или иные финансовые показатели этих операций. По этой причине ЦФО ответственны за уровень данных подконтрольных показателей.
Существует также термин центр финансового учёта (ЦФУ), который появился раньше ЦФО, потому что на начальном этапе развития теории управления по центрам ответственности учёт был реализован в центрах, которые отвечали за сбор учётных данных. Ответственности за величину достигаемых показателей не было.
Таким образом, центр
финансового учёта – это структ
Управление центрами
ответственности предприятие
Финансовая структура предприятия — это иерархия центров финансовой ответственности, взаимодействующих между собой через бюджеты.