Разработка комплекса мер по повышению эффективности управления финансовыми рисками в ООО "Океан туров"
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 17:57, курсовая работа
Краткое описание
Проблемы развития предпринимательства в сфере туризма на современном этапе рыночных отношений являются одними из важных объектов теоретических и прикладных исследований. Условия, в которых в настоящее время развивается туристский бизнес России, характеризуются необходимостью коренного реформирования всей системы туристского обслуживания. При этом особое значение приобретают вопросы совершенствования государственного регулирования туристским бизнесом в регионах, располагающих богатым потенциалом рекреационных ресурсов, но в силу ряда причин не получивших должного решения.
Содержание
Введение 1. Теоретические аспекты предпринимательских рисков 1.1 Понятие и виды предпринимательских рисков в процессе развития рыночных отношений в России 1.2 Модель формирования стратегии управления рисками в процессе развития предпринимательских структур 2. Экономическая характеристика и анализ рисков туристической фирмы ООО "Океан туров" 2.1 Общая характеристика ООО "Океан туров" 2.2 Анализ рисков компании 2.3 Оценка финансовых рисков компании на основе анализа финансовых показателей деятельности ООО "Океан туров" 2.4 Сводная оценка рисков в ООО "Океан туров" 3. Разработка комплекса мер по повышению эффективности управления финансовыми рисками в ООО "Океан туров" 3.1 Рекомендации по повышению эффективности управления финансовыми рисками в ООО "Океан туров" 3.2 Рекомендации по устранению кадровых рисков 4. Расчет экономической эффективности от предложенных мероприятий Заключение Список литературы
а) обеспечение востребования
с контрагента по финансовой операции
дополнительного уровня премии за риск;
б) получение от контрагентов
определенных гарантий;
в) сокращение перечня форс-мажорных
обстоятельств в контрактах с контрагентами;
г) обеспечение компенсации
возможных финансовых потерь по рискам
за счет предусматриваемой системы штрафных
санкций.
На практике наиболее эффективный
результат можно получить лишь при комплексном
использовании различных методов снижения
риска. Комбинируя их друг с другом, в самых
различных сочетаниях, можно достичь также
оптимальной соотносительности между
уровнем достигнутого снижения риска
и необходимыми для этого дополнительными
затратами.
3 мероприятие:
С целью снижения финансовых
рисков в деятельности компании ООО "Океан
туров" предлагается внедрение системы
финансового контроллинга и создание
отдела контроллинга
Следует отметить, что основная
задача (конечная цель) любой организации
- получение максимальной прибыли от реализации
продукции (работ, услуг). Можно сказать
- это глобальная цель. Известно, что любая
цель имеет подцели, которые можно назвать
локальными. Для того, чтобы достичь локальной
цели, надо реализовать локальные. В зависимости
от целей руководство принимает различные
управленческие решения, которые касаются
не только процесса управления подчиненными,
но и производства, реализации продукции
(работ, услуг). Поэтому необходим такой
инструмент, который включал бы в себя
элементы управленческого учета, информационного
обеспечения, анализа и координации всей
работы предприятия. Таким инструментом
является контроллинг.
Контроллинг - это комплексная
система, объединяющая управленческий
учет, планирование, разработку бюджетов,
а также анализ и контроль отклонений
фактических результатов деятельности
от плановых, поддержку принятия управленческих
решений.
Здесь контроль выступает
не только как инструмент обратной связи
в управлении деятельностью организации,
но и как инструмент интеграции системы
управления. Предпосылки и тенденции развития
функции контроля, ведущие к возникновению
контроллинга как типа управления, показаны
на рисунке 3.1.
Понятие контроллинга как
типа управления связано с повышенной
значимостью функции контроля в процессе
реализации ключевых функций управления,
которое способствует интеграции управления
организацией.
Прежде чем разработать рекомендации
по внедрению контроллинга в деятельность
предприятия и усовершенствованию систем
управления, необходимо представить модель
финансового контроллинга.
Так, модель финансового контролллинга
предприятия может включать следующие
взаимосвязанные блоки:
а) цели и задачи;
б) уровни реализации, субъекты
контроллинга;
в) внешние и внутренние факторы
формирования;
г) инструменты и методы реализации;
д) результативность контроллинга.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Рис.3.1 Трансформация функции
контроля в процессах развития организации
Предприятие добивается своих
стратегических финансовых целей, когда
финансовые отношения соответствуют его
внутренним финансовым возможностям,
а также позволяют оставаться восприимчивым
к внешним социально-экономическим требованиям.
Важным блоком модели финансового контроллинга
являются уровни его реализации. Правомерно
рассматривать два уровня: корпоративный
и бизнес-уровень (уровень проектов). Различия
в реализации финансового контроллинга
предприятия на этих уровнях определяются:
а) разными целями;
б) масштабом деятельности
и охвата рынка;
в) выполняемыми функциями
(при соответствующей степени централизации
или децентрализации в рамках предприятия);
г) факторами внешней среды
(налоговое регулирование, антимонопольное
законодательство и т.д.).
Размещено на http://www.allbest.ru/
Рис.3.2 Модель финансового
контроллинга предприятия
Модель финансового контроллинга
предприятия показывает, через систему
каких инструментов (программы, проекты,
реструктуризация, глобализация, диверсификация
и др.) и методов (моделирование, планирование,
анализ, прогнозирование и др.) она реализуется.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Рис.3.3 Модель финансового
контроля
Применение инструментов и
методов финансового контроллинга носит
ситуационный характер: конкретные факторы,
включая социально-экономические и политические,
определяют выбор той или иной их комбинации
в различных вариантах.
Следует сказать, модель финансового
контроллинга предприятия должна быть
органически встроена в работу по подготовке
и реализации общей стратегии предприятия.
Предприятие в целях контроллинга
делится не по звеньям, выполняющим какие-либо
функции, а по центрам финансового учета.
Такая детализация позволяет максимально
объективно диагностировать состояние
предприятия. Управленческие функции
делегируются структурным звеньям среднего
уровня. Только при этом условии можно
создать полноценные центры финансовой
ответственности или самостоятельные
бизнес-центры внутри предприятия.
Для эффективной работы и четкого
определения ответственности контроллеров
на ООО "Океан туров" необходимо создать
специальное структурное подразделение
- службу контроллинга.
Поскольку основная функция
контроллинга на предприятии - анализ
и управление затратами и прибылью, служба
контроллинга должна иметь возможность
получать всю необходимую ей информацию
и претворять ее в рекомендации для принятия
управленческих решений высшими руководителями
предприятия.
С позиции системного похода
можно дать общее определение системы
контроллинга как совокупности всех элементов,
подсистем и коммуникаций между ними,
а также процессов, обеспечивающих разработку
заданного направления функционирования
организации. Систематизация набора элементов,
входящих в систему контроллинга и состоящего
из четырёх подсистем: методологии, структуры,
процесса и техники контроллинга представлена
на рисунке 3.4.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Рис. 3.4 Набор элементов планируемой
системы контроллинга для ООО "Океан
туров"
Методология контроллинга
включает: цели, законы и принципы, функции,
методы, технологии и практику контроллинга.
Процесс контроллинга представляет: систему
коммуникаций, разработку и реализацию
управленческих решений, информационное
обеспечение. Структура системы контроллинга
включает: функциональную и организационную
структуру, схему организационных отношений,
конкретные схемы взаимодействий высших
органов управления и профессионализм
персонала. Техника контроллинга включает:
компьютерную и организационную технику,
сети связи (внутренние или внешние) систему
документооборота.
При внедрении службы контроллинга
на ООО "Океан туров" планируются
следующие виды деятельности:
а) Построение системы планирования:
1) содействие при определении
общего плана развития организации
и ее целей;
2) руководство и координация
работами по планированию и
составлению бюджета, согласование
промежуточных целей и планов
и их сведение в единый общий
план организации;
3) разработка методов
планирования;
4) определение необходимой
для планирования информации.
При этом служба контроллинга
не определяет, что планировать, а советует,
как и когда планировать, оценивает возможность
реализации запланированных мероприятий.
Ответственность за реализацию планов
остается в компетенции линейных руководителей.
б) Составление отчетности:
1) введение содержательной
системы информационного обеспечения
и отчетности;
2) учет специфических
потребностей менеджеров в информации
и отчетности;
3) своевременное представление
методической информации об отклонениях
между фактическими и плановыми
значениями показателей, характеризующих
оборот, затраты, прибыль, состояние
финансовых средств и инвестиций;
4) сообщение руководству
о своих соображениях при превышении
сметы по определенным, уже введенным
в план позициям, контрольным
точкам, ориентирам;
5) анализ отклонений
и обсуждение результатов анализа
с ответственными руководителями
подразделений фирмы, а также
разработка альтернативных решений
и рекомендаций по выходу из
сложившейся ситуации в качестве
контруправления;
6) координация исчисления
ожидаемых результатов деятельности
организации и составление отчетов
для руководства компании в
различные сроки их представления.
Предлагаемая структура службы
контроллинга для ООО "Океан туров"
отражена на рисунке 3.5
Размещено на http://www.allbest.ru/
Рис.3.5 Предлагаемая структура
службы контроллинга ООО "Океан туров"
Начальник службы контроллинга
(начальник управления) - наиболее квалифицированный
специалист с достаточным опытом работы
на предприятии, который "изнутри"
знает, как организованы бухгалтерия и
плановый отдел на предприятии. Начальник
службы контроллинга (начальник управления)
должен знать бухгалтерский учет и разбираться
в технологических вопросах работы своего
предприятия. Для данной должности, возможно,
подойдет заместитель главного бухгалтера
или начальника планового отдела, а также
кто-либо из экономистов предприятия.
Начальник службы контроллинга несет
ответственность за выходящие документы,
аналитические расчеты и прогнозы перед
своим непосредственным начальником -
заместителем директора по экономике
(финансовым директором), а также перед
генеральным директором. Такое положение
предъявляет повышенные требования к
квалификации и интеллектуальным возможностям
начальника службы контроллинга.
Контроллеры-кураторы - квалифицированные
специалисты, знакомые с организацией
работы и проблемами всех производственных
направлений предприятия, понимающий
суть работы и технологические аспекты
работы.
Контроллеры-специалисты по
управленческому учету - специалисты,
способные к аналитическому мышлению,
владеющие теорией и инструментами контроллинга,
обладающие высоким уровнем эрудиции,
в чьи обязанности входит работа с бухгалтерией
в плане получения аналитических данных
из учетных регистров. Основным требованием,
предъявляемым к таким специалистам, является
теоретическое и практическое знание
бухгалтерского учета на предприятии,
знание особенностей и недостатков учета
на данном конкретном предприятии.
Обязанности контроллера-специалиста
по управленческому учету:
а) разработка процедур передачи
данных из бухгалтерии в службу контроллинга;
б) контроль за сбором и анализом
фактической учетной информации в службе
контроллинга;
в) разработка предложений
по оптимизации учетного процесса в бухгалтерии
с позиции аналитической службы;
Контроллеры-специалисты по
информационным системам - квалифицированные
специалисты из отдела информационных
технологий, детально знающий документооборот
на предприятии и способные поставить
задачу автоматизации контроллинговой
работы.
Следует понимать, что полноценное
функционирование службы контроллинга
тесно увязано с оптимизацией информационных
потоков на предприятии, а следовательно,
с автоматизацией финансово-хозяйственной
деятельности предприятия и использованием
современных информационных технологий.
Сбор аналитической информации
должен быть максимально автоматизирован,
чтобы избежать искажений, ошибок и злоупотреблений.
Поскольку алгоритм сбора информации
и формы отчетности в службе контроллинга
свой, специфические, то целесообразно
иметь в штате специалиста, который будет
отвечать за автоматизацию контроллинговой
работы, за то, чтобы в процессе автоматизации,
которую ведет отдел информационных технологий,
учитывались потребности службы контроллинга.
Существующий на предприятии отдел информационных
технологий, как правило, занимается автоматизацией
"вообще" и руководствуется запросами
отдельных финансово-экономических служб
(чаще всего бухгалтерии) вместо того,
чтобы решать интегрированную задачу
создания информационной среды работы
предприятия. Контроллер-специалист по
информационным системам должен решать
свою задачу автоматизации в масштабе
предприятия и координировать решение
своей задачи с задачами автоматизации
других служб.
Обязанности контроллера-специалиста
по информационным системам:
а) оценка целесообразности
автоматизации контроллинговой работы
на отдельных этапах;
б) оценка вариантов и предложений
отдела автоматизации по автоматизации
контроллинговой работы;
в) расчеты и обоснование затрат
на автоматизацию контроллинговой работы;
г) разработка форм для автоматизированного
сбора информации;
д) оптимизация документооборота
на предприятии;
е) координация работы отдела
автоматизации в области автоматизации
контроллинговой работы;
ж) оценка качества функционирования
существующих систем автоматизации финансово-хозяйственной
деятельности предприятия и выработка
предложения по улучшению работы этих
систем
Основной идеей является нацеленность
на быстрейший "запуск" сбора контроллинговой
информации для того, чтобы руководство
предприятия ООО "Океан туров" увидело
реальную отдачу от работы службы контроллинга.
Не следует оптимистично полагать, что
систему сбора информации с нужной периодичностью
можно запустить сразу же. Пройдет несколько
месяцев, прежде чем система сбора информации
реально заработает. За это время служба
контроллинга должна провести комплексное
обследование предприятия, что обеспечит
хороший задел для будущей работы; позволит
решить множество методических и организационных
проблем, устранить препятствия на пути
работы системы сбора информации, составить
детальный классификатор затрат на предприятии,
а также провести несколько семинаров
с работниками предприятия.