Государственное регулирование страховой деятельности в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2015 в 07:25, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является исследование особенностей деятельности страховых организаций на финансовом рынке Республики Казахстан.
Для достижения данной цели необходимо рассмотреть и решить некоторые задачи:
рассмотреть теоретические основы деятельности страховых организаций на финансовом рынке;
проанализировать особенности деятельности страховых организаций на финансовом рынке Республики Казахстан;
выявить основные проблемы и перспективы развития страхового рынка Республики Казахстан в условиях мирового финансового кризиса.

Вложенные файлы: 1 файл

дип, страховая деятельность в РК 2014.doc

— 1.60 Мб (Скачать файл)

Вместе с тем финансовый кризис стимулировал структурные изменения в системе страхования: создание групп страховых организаций, остающихся юридически самостоятельными и связанных между собой участием в уставных капиталах друг друга, создание на базе небольших страховых организаций филиалов или дочерних компаний крупных страховщиков и др.

Страхование является одной из наиболее динамично развивающихся компонент финансового рынка Содружества. Объемы операций на рынке страховых услуг государств – участников СНГ неуклонно растут. Тем не менее на развитие страхования негативно влияют:

отсутствие надежных финансовых инструментов долгосрочного размещения страховых резервов;

существующий уровень платежеспособности и спроса граждан и юридических лиц на страховые услуги;

низкий уровень страховой культуры у населения.

Страховой рынок как часть финансового рынка в современных условиях высокой скорости перемещения ресурсов нуждается в постоянном мониторинге и своевременной модернизации. Основными целями политики государств – участников СНГ в сфере страхования определены разработка и реализация мер по удовлетворению потребностей в страховой защите населения, организаций и государства и аккумулирования долгосрочных инвестиционных ресурсов для развития экономики.

Судя по материалам, представленным государствами – участниками СНГ, целесообразно сосредоточить усилия на следующих направлениях:

развитие механизмов государственного регулирования и надзора за страховой деятельностью;

развитие инфраструктуры страхового рынка (институт актуариев, институт брокеров, институт урегулирования убытков и претензий, институт аварийного комиссара, др.);

создание предпосылок для стимулирования перевода сбережений населения в долгосрочные инвестиции с использованием механизмов накопительных видов страхования (жизни), т.е. развития личного страхования;

совершенствование законодательной, нормативной и методологической базы, способствующей развитию добровольных и обязательных видов страхования;

обеспечение финансовой устойчивости и роста капитализации страховых организаций;

совершенствование системы противодействия страховому мошенничеству;

повышение страховой культуры населения;

совершенствование механизма перестрахования и сострахования.

Целесообразно развивать в этих направлениях и деятельность Межгосударственного координационного совета руководителей органов страхового надзора государств – участников СНГ как органа, содействующего интеграционным процессам на страховом рынке Содружества.

Для создания регионального страхового рынка целесообразно выработать согласованные подходы к лицензированию страховых (перестраховочных) организаций, осуществлению обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, формированию уставного капитала страховых (перестраховочных) организаций и страховых резервов, унификации видов (классов) страхования; сближению требований по защите прав и интересов потребителей страховых услуг, принципов определения платежеспособности и финансовой устойчивости страховых (перестраховочных) организаций.

Предлагаемые меры по развитию инфраструктуры и увеличению емкости страхового рынка позволят повысить значение страхования как механизма защиты имущественных интересов граждан и хозяйствующих субъектов, усилить инвестиционный потенциал страховых организаций для использования его в целях долгосрочного инвестирования в экономику государств – участников СНГ.

 

 

 

 

1.3 Организация страховой деятельности в Республике Казахстан

 

Страховой рынок — это особая социально-экономическая среда, определенная сфера экономических отношений, где объектом купли-продажи выступает страховая защита, формируются спрос и предложение на нее. Объективная основа развития страхового рынка — необходимость обеспечения бесперебойности воспроизводственного процесса путем оказания денежной помощи пострадавшим в случае непредвиденных неблагоприятных обстоятельств. Страховой рынок можно рассматривать также как форму организации денежных отношений по формированию и распределению страхового фонда для обеспечения страховой защиты общества, как совокупность страховых организаций (страховщиков), которые принимают участие в оказании соответствующих услуг [2, c.7].

Таблица 1. Обзор законодательной базы, которая регулирует деятельность страховых компаний

№ п/п

Полное название законодательного акта

Основные вопросы, которые регулируются этим актом

1

2

3

1

Конституция Республики Казахстан

Определяет общие нормы правового регулирования финансовой политики, составной частью которой является страховое дело.

2

 Закон Республики Казахстан  «О страховой деятельности» от 18 декабря 2000г. (с изменениями и  дополнениями)

Этот Закон регулирует отношения в сфере страхования и направленный на создание рынка страховых услуг, усиления страховой защиты имущественных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан.

3

Гражданский кодекс Республики Казахстан

Определяет основные правила заключения договоров страхования, права и обязанности сторон этого договора.

4

Налоговый Кодекс Республики Казахстан от 10 декабря 2008г.

Регулирует налогообложение доходов при осуществлении страховой деятельности.

5

Закон Республики Казахстан «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью»

Определяет основные требования к организационным формам функционирования страховых компаний.

6

Программа развития страхового рынка Республики Казахстан на 2004-2006 годы, утвержденная Постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 июля 2004 года N 729

В Программе учтено законодательное размежевание сфер деятельности страхования и общеобязательного государственного социального страхования и предусмотрены не только пути реформирования рынка страхования, а определены возможные направления взаимодействия и участия страховщиков в обслуживании общеобязательного государственного социального страхования.

7

Закон Республики Казахстан «О лицензировании» от 11 января 2007 года

(с изменениям и дополнениями по состоянию на 13.02.2009 г.)

Определяет основные лицензионные условия для страховой деятельности.

П р и м е ч а н и е - составлено автором


 

Исходя из приведенного в таблице 1 перечня нормативных документов можно сделать вывод, что деятельность страховых компаний в Казахстане регулируется на различных уровнях государственной власти.

Распространение международной рыночной терминологии в нашей стране объясняется тем, что страховщика часто называют страховой компанией.

Страховая компания – это юридически оформленная единица предпринимательской деятельности, которая берет на себя обязательства страховщика и имеет для этого соответствующую лицензию.

Страховая компания пользуется всеми правами фирмы.

В Казахстане, как и в большинстве государствах, основу страховой системы составляют компании в виде акционерных обществ.

Акционерное страховое общество – это тип компании, которая создается и действует с уставным капиталом, разделенным на определенные части – акции. Оплаченная акция дает право ее собственнику на участие в управлении обществом и получение части прибыли в форме дивидендов.

В самой основе акционерного общества заложены преимущества этого вида компании. Акционерная форма нагромождения уставного капитала дает возможность привлечь в страховую индустрию множество юридических и физических лиц, заинтересованных выгодно разместить свои инвестиции. Страховая индустрия при обоснованном государственном регулировании имеет все возможности для получения прибыли на уровне, который превышает средний по всем отраслям бизнеса. В случае неблагоприятных последствий деятельности конкретного страховщика потеря относительно небольших взносов в компанию не потянет за собой банкротства самих акционеров.

По территории обслуживания страховые компании можно разделить на местные, региональные, национальные и транснациональные. Сейчас практически отсутствует статистика заключенных договоров каждой компании в пределах области. Лицензии почти всем компаниям выданы с правом осуществления деятельности на территории всей страны. Поэтому тяжело выделить страховщиков, которые действуют только в пределах определенного региона.

Транснациональных страховых компаний в Казахстане до сих пор нет. Законодательство не разрешает создание иностранных страховых компаний или их филиалов. Речь идет о защите собственной страховой индустрии, стремлении улучшить платежный баланс страны, использование временно свободных средств страховщиков для увеличения инвестиций в собственную экономику. Такие меры можно считать оправданными в том случае, когда развитию внутреннему рынку предоставляются соответствующие приоритеты. Одним из главных условий является наращение финансового и кадрового потенциала компаний, создание механизма стимулирования спроса на страховые услуги, усиление борьбы с финансовыми махинациями, а также создание климата доверия к страховщикам.

Опыт стран Европейского Союза показывает, что на высшем этапе своего развития страхование объективно требует выхода за пределы страны. Это выгодно страховщику – риски территориально рассредоточиваются, растет объем продажи полисов, а, следовательно, и возможность получить прибыль. Определенные преимущества ожидают и на страхователей: получение страховых услуг наивысшего качества и за сравнительно низкую плату и в необходимом регионе.

Порядок создания новых или реорганизация существующих страховых компаний регулируется как общими законами (о предпринимательской деятельности, регистрация юридических лиц, выполнение денежно-валютных операций, движение ценных бумаг и т.п.), так и законодательством, которое касается особенностей страхового профиля деятельности.

Процесс создания страховой компании можно разделить на два этапа: формирование юридического лица и предоставление ему статуса страховщика. Безусловно, этим этапы тесно взаимосвязаны, что отражается в учредительных документах, размере уставного капитала, определении сфер деятельности и т.д.

Юридические лица (кроме банков) должны быть зарегистрированы в администрациях по месту нахождения. Компания, которая получила регистрационное свидетельство как предпринимательская структура, может выполнять определенные финансовые операции, связанные с формированием уставного фонда, подготовкой офиса. Но на этом этапе компания еще не является страховщиком. Она приобретает статус только после внесения ее в Государственный реестр страховщиков и выдаче ей лицензии на право осуществления определенных видов страхования.

Страхование – это особый механизм рыночной экономики, который способствует «сглаживанию» негативных экономических положений, а также является потенциальным инвестором, способным вкладывать реальный капитал

в развитие отечественной индустрии [5, с. 361]. Во всем цивилизованном мире уровень развития страхового сектора можно считать индикатором развития экономики страны в целом. На современном экономическом этапе казахстанский страховой рынок оценивается экспертами как один из самых динамично развивающихся в СНГ.

На протяжении последнего десятилетия экономика Республики Казахстан (рейтинг по обязательствам в иностранной валюте: BBB-/Стабильный/A-3; рейтинг по обязательствам в национальной валюте: BBB/Стабильный/A-3) росла практически непрерывно, в среднем примерно на 10% в год. Однако сегодня она испытывает воздействие сразу двух негативных факторов: продолжающегося с 2007 г. ослабления ее банковского сектора и падения мировых цен на многие сырьевые товары, являющиеся важнейшими статьями казахстанского экспорта. С 2010 по 2012 годы в Казахстане снижены страховые премии в основном по добровольным классам страхования, в том числе по классам, связанным со страхованием банковских операций.

Таблица 1 – Страховая отрасль Казахстана: сильные и слабые стороны, возможности и риски

Сильные стороны

Слабые стороны

Привлекательные долгосрочные экономические перспективы

Крайне низкая осведомленность населения

Эффективное регулирование АФН

Зависимость от иностранных перестраховщиков в обслуживании основных рисков

Существует большое количество видов обязательного страхования

Небольшая популярность долгосрочных линий (страхования жизни и пенсионного страхования)

Стратегическое географическое положение и положение во временной зоне

Создание неадекватных (недостаточных)резервов является проблемой для большого количества компаний

Расходы на инфраструктуру повышают уровень активности страхового рынка

Ограниченный уровень инвестиций в национальной валюте

Возможности

Риски

Вероятный рост страхового рынка в долгосрочной перспективе

Влияние девальвации/инфляции на расходы и выплаты

Возникновение необходимости страхования климатических рисков и рисков землетрясений

Крупные иностранные страховщики проникают на рынок

 

Региональные экономические, социальные, и геополитические риски


Примечание: [9]

 

Банки, работающие как основные покупатели страховых услуг в 2008-2009 годах, отступают на второй план, сдавая свои позиции. Поэтому страхование, которое генерируется именно банками при выдаче кредитов, заметно замедляется по сравнению  с прошлыми годами – 2008-2010 годы. Непосредственно «в связи с этим произошло сокращение и страхования ипотеки, банки сдают свои позиции – более тщательно выбирают, кому выдавать кредиты». [6, с. 20]. С 2010-2012 годы, наблюдается рост страхования имущества и ответственности. В 2010 году произошло много природных катаклизм. Но, несмотря на это не учтен риск, землетрясения, и соответственно, так как согласно статистике наблюдается,  отсутствие страхования имущества от рисков землетрясения [6, с. 24]. В 2010-2012 годы стали годами, когда казахстанские страховщики внедряют самые передовые методы и технологии, поскольку страхование затрагивает практически все сферы жизни.

Согласно состоянию на 1 января 2012 года на страховом рынке Казахстана осуществляют лицензированную деятельность 35 страховых организаций, в том числе 7 – по страхованию жизни, 13 страховых брокеров и 87 актуариев. В сравнении с 2010 года было 41 страховая организация, в т.ч. 7 – по страхованию жизни, 13 страховых брокеров и 71 актуария [9, с. 41].

Информация о работе Государственное регулирование страховой деятельности в Республике Казахстан