Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 16:28, курсовая работа
Торговое предприятие - основное звено сферы обращения, обладающее хозяйственной и юридической самостоятельностью, осуществляющее продвижение товаров от производителей к потребителям посредством купли-продажи и реализующее собственные интересы на основе удовлетворения потребностей людей, представленных на рынке.
Становление в России рыночной системы хозяйствования усиливает роль предприятий торговли в развитии производства и сферы обращения. Наблюдается увеличение торгового сектора экономики, что соответствует объективным мировым процессам. Экономическая свобода как условие и следствие рыночных отношений предъявляет более высокие требования к уровню хозяйствования и экономической деятельности предприятия
Введение………………………………………………………………………………………...4
Глава 1. Экономическая сущность доходов торгового предприятия и источники их образования…………………………………………………………………………………….8
1.1. Экономическая сущность доходов торгового предприятия………………8
1.2. Классификация доходов торгового предприятия…………………………12
1.3. Торговая надбавка как источник формирования валового дохода……21
1.4. Направления использования доходов торгового предприятия………..32
1.5. Способы расчета валового дохода торгового предприятия……………35
Глава 2. Исследования доходов на примере ООО «ПАЛИВ»………………………..38
2.1. Анализ динамики и структуры валового дохода торгового
предприятия…………………………………………………………………………..38
2.2. Факторный анализ валового дохода…………………………………………53
Глава 3. Планирование доходов торгового предприятия поиск и резервов
их роста………………………………………………………………………………………..62
3.1. Анализ безубыточности хозяйственной деятельности
ООО«ПАЛИВ»……………………………………………………………………….62
3.2. Планирование доходов ООО«ПАЛИВ»……………………………………..67
3.2.1. Методы планирования доходов торгового предприятия…………67
3.2.2.Планирование валового дохода ООО «ПАЛИВ»
с использованием экономико-математического метода………………...71
3.3. Основные резервы увеличения доходов на торговом предприятии…...81
Заключение…………………………………………………………………………..119
Список литературы…………………………………………………………………
90.9 – 99 – 70 798,6 руб.
(579 600 – 579 600 + 190 398,6 – 27 600 – 92 000) – определен
финансовый результат от
1.5. СПОСОБЫ РАСЧЕТА ВАЛОВОГО ДОХОДА ОТ РЕАЛИЗАЦИИ НА ТОРГОВОМ ПРЕДПРИЯТИИ
Валовые доходы от реализации товаров в процессе управления ими выражаются следующими основными показателями:
1. Абсолютной суммой валовых
доходов от реализации товаров
- она характеризует общий
где Увд - уровень доходов от реализации товаров, в %,
ВД - общая сумма доходов от реализации товаров в определенном периоде;
ТО - общий объем реализации товаров в этом же периоде (в розничной торговле это объем розничного товарооборота, в оптовой торговле - объем оптового товарооборота (складского и транзитного с участием в расчетах), в общественном питании - весь товарооборот в продажных ценах (валовому).
Существует несколько способов расчета валового дохода, основными из них являются:
Расчет валового дохода по товарообороту.
При способе расчета по товарообороту валовой доход от реализации товаров (ВД) рассчитывается по формуле:
ВД = ТО*РН / 100,
где ТО - общий товарооборот,
РН - расчетная торговая надбавка.
В свою очередь:
РН = ТН / (100 + ТН),
где ТН - торговая надбавка, %.
Способ расчета валового дохода по общему товарообороту используется в том случае, когда на все товары применяется одинаковый процент торговой надбавки. Если ее размер в течение отчетного периода изменялся, следует определить объем товарооборота отдельно по периодам применения разных размеров торговой надбавки.
Расчет валового дохода по ассортименту товарооборота.
Валовой доход по ассортименту товарооборота определяется по формуле:
ВД = (ТО1*РН1 + ТО2*РН2 + ... +ТОn*РНn) / 100,
где ТОi - товарооборот по группам товаров,
РНi - расчетная торговая надбавка по группам товаров.
Способ расчета валового дохода по ассортименту товарооборота используется, если для различных групп товаров применяются разные размеры торговой надбавки. Этот способ предполагает обязательный учет товарооборота по группам товаров, каждая из которых включает товары с одинаковой надбавкой.
Расчет валового дохода по среднему проценту.
Валовой доход по среднему проценту рассчитывается по формуле:
ВД = ТО*П / 100,
где П - средний процент валового дохода.
В свою очередь:
П = (ТНн + ТНп - ТНв) / (ТО + ОК)*100
где ТНн - торговая надбавка на остаток товаров на начало отчетного периода;
ТНп - торговая надбавка на товары, поступившие за отчетный период;
ТНв - торговая надбавка на выбывшие товары. Под выбытием товаров в данном случае понимается так называемый документальный расход (возврат товаров поставщикам, списание порчи товаров и т.п.).
ОК - остаток товаров на конец отчетного периода.
Этот способ расчета валового дохода по среднему проценту наиболее прост и может применяться в любой организации.
Расчет валового дохода по ассортименту остатка товаров.
Валовой доход определяется по формуле:
ВД = (ТНн + ТНп - ТНв) - ТНк
где ТНк - торговая надбавка на остаток товаров на конец отчетного периода.
2. Исследование доходов
торгового предприятия на
Доходы, доходность и рентабельность наряду с товарооборотом являются основными показателями, по которым оценивается работа торгового предприятия. Валовой доход составляет порядка 90 % всех доходов предприятия, поэтому анализу именно этого показателя уделяется наибольшее внимание. Анализ валового дохода, как и других результативных показателей, предполагает:
а) изучение исследуемого показателя в его взаимосвязях;
б) оценку воздействия объективных экономических законов и факторов субъективного характера;
в) использование результатов анализа при разработке бизнес-планов;
г) выявление и количественное измерение действия факторов на исследуемое явление;
д) определение тенденции и пропорций в развитии изучаемого показателя с определением неиспользуемых внутрихозяйственных резервов;
е) изучение и обобщение передового, в том числе зарубежного, опыта и использование его при принятии управленческих решений.
Основной целью анализа валового дохода является поиск резервов роста и достижение на основе этого оптимального соотношения с финансовыми результатами, создание работающей модели управления им.
С изучения валового дохода начинают обычно анализ финансовых результатов. От величины валового дохода зависит финансовое положение торгового предприятия, оплата труда работников, поскольку источником образования прибыли является валовой доход.
В процессе анализа валового дохода устанавливается степень соответствия фактических значений прогнозным (плановым), определяется динамика валового дохода, рассчитываются темпы роста, устанавливаются причины его роста или снижения.
Анализ валового дохода, как и других показателей деятельности предприятия, является основой для принятия управленческих решений. Экономический анализ предшествует решениям, обосновывает их и является базой научного управления предприятием, повышает его эффективность.
Для анализа валового дохода используются традиционные и математические методы анализа. К числу основных способов и приемов экономического анализа относятся: оценка абсолютных, относительных и средних величин, метод сравнения, группировки, индексный, графический, метод цепных подстановок, балансовый. К математическим методам относятся: математическое программирование, моделирование, корреляция, регрессия и т.д.
Объектом исследования является ООО «ПАЛИВ», которое было зарегистрировано 16 декабря 1996 года. Данное предприятие занимается несколькими видами деятельности: розничная торговля (кафе-бары), оптовая торговля, грузоперевозки, парикмахерская, квасное производство, сдача собственного имущества в аренду.
Обычно при анализе доходов проводится исследование отдельных видов деятельности предприятия. В ООО «ПАЛИВ» основным источником доходов является розничная торговля, реализованные торговые надбавки, соответственно валовой доход от реализации.
Торговая надбавка в ООО «ПАЛИВ» устанавливается с учетом произведенных затрат, спроса населения, уровня цен на предприятиях конкурентах.
Данные о розничном товарообороте и валовом доходе ООО «ПАЛИВ» за 3 года представлены в таблицах 2.1 и 2.2. Более наглядно эти данные показаны на рис. 2.1 и 2.2. Здесь и далее более подробно будет проведен анализ валового дохода всех торговых точек розничной торговли в сравнении друг с другом по отдельным моментам анализа.
Очевидна общая тенденция валового дохода к росту за три года.
Таблица 2.1.
Динамика товарооборота и валового дохода розничных торговых точек ООО «ПАЛИВ" (в фактических и сопоставимых ценах*, руб.)
2002 |
Всего за год | ||||
I |
II |
III |
IV | ||
РТО в факт. ценах |
1 562 548,00 |
1 842 589,65 |
1 658 954,60 |
1 995 680,00 |
7 059 772,25 |
РТО в сопост. ценах |
1 562 548,00 |
1 658 621,94 |
1 449 988,11 |
1 639 474,63 |
6 310 632,68 |
ВД в факт. ценах |
306 259,41 |
442 221,52 |
398 149,10 |
459 006,40 |
1 605 636,43 |
ВД в сопост. ценах |
306 259,41 |
419 565,01 |
362 613,03 |
397 064,36 |
1 485 501,80 |
2003 |
Всего за год | ||||
I |
II |
III |
IV | ||
РТО в факт. ценах |
2 215 485,00 |
2 185 090,35 |
1 801 670,09 |
2 155 299,72 |
8 357 545,16 |
РТО в сопост. ценах |
1 666 680,46 |
1 590 122,26 |
1 350 051,02 |
1 504 309,70 |
6 111 163,43 |
ВД в факт. ценах |
420 942,15 |
477 883,01 |
425 063,01 |
522 217,03 |
1 846 105,20 |
2004 |
Всего за год | ||||
I |
II |
III |
IV | ||
РТО в факт. ценах |
1 874 550,11 |
2 713 572,32 |
3 706 257,43 |
5 661 926,34 |
13 956 306,20 |
РТО в сопост. ценах |
1 224 551,86 |
1 749 563,07 |
2 412 588,74 |
3 429 248,77 |
8 815 952,44 |
ВД в факт. ценах |
431 203,99 |
582 653,45 |
800 347,04 |
1 193 453,36 |
3 007 657,84 |
ВД в сопост. ценах |
297 177,11 |
388 435,63 |
527 237,84 |
753 918,74 |
1 966 769,32 |
* В ценах I квартала 2002 г.
Рис. 2.1. Динамика РТО и ВД
Таблица 2.2.
Динамика товарооборота и валового дохода кой (в фактических и сопоставимых ценах*, руб.)
2002 |
Всего за год | ||||
I |
II |
III |
IV | ||
РТО в факт. ценах |
1 785 625,90 |
2 117 529,10 |
1 953 575,65 |
2 156 743,90 |
8 013 474,55 |
РТО в сопост. ценах |
1 785 625,90 |
1 906 110,90 |
1 707 497,88 |
1 771 790,52 |
7 171 025,21 |
ВД в факт. ценах |
403 551,45 |
489 149,22 |
390 715,13 |
474 483,66 |
1 757 899,46 |
ВД в сопост. ценах |
403 551,45 |
464 088,45 |
355 842,56 |
410 452,99 |
1 633 935,45 |
2003 |
Всего за год | ||||
I |
II |
III |
IV | ||
РТО в факт. ценах |
2 314 587,30 |
2 412 785,65 |
2 281 746,50 |
2 565 488,56 |
9 574 608,01 |
РТО в сопост. ценах |
1 741 233,83 |
1 755 819,46 |
1 709 788,16 |
1 785 463,98 |
6 992 305,43 |
ВД в факт. ценах |
567 999,72 |
518 025,08 |
499 474,31 |
534 134,72 |
2 119 633,83 |
ВД в сопост. ценах |
458 064,29 |
396 954,08 |
378 389,63 |
388 461,61 |
1 621 869,62 |
2004 |
Всего за год | ||||
I |
II |
III |
IV | ||
РТО в факт. ценах |
2 338 557,11 |
3 312 700,33 |
3 414 795,26 |
4 124 912,56 |
13 190 965,26 |
РТО в сопост. ценах |
1 527 664,93 |
2 135 848,05 |
2 222 861,41 |
2 498 328,39 |
8 384 702,78 |
ВД в факт. ценах |
533 744,80 |
719 238,01 |
765 497,00 |
840 103,73 |
2 858 583,54 |
ВД в сопост. ценах |
367 846,18 |
479 492,01 |
504 279,97 |
530 703,56 |
1 882 321,71 |
Информация о работе Доходы как финансовая основа хозяйственной деятельности торгового предприятия