Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 16:28, курсовая работа
Торговое предприятие - основное звено сферы обращения, обладающее хозяйственной и юридической самостоятельностью, осуществляющее продвижение товаров от производителей к потребителям посредством купли-продажи и реализующее собственные интересы на основе удовлетворения потребностей людей, представленных на рынке.
Становление в России рыночной системы хозяйствования усиливает роль предприятий торговли в развитии производства и сферы обращения. Наблюдается увеличение торгового сектора экономики, что соответствует объективным мировым процессам. Экономическая свобода как условие и следствие рыночных отношений предъявляет более высокие требования к уровню хозяйствования и экономической деятельности предприятия
Введение………………………………………………………………………………………...4
Глава 1. Экономическая сущность доходов торгового предприятия и источники их образования…………………………………………………………………………………….8
1.1. Экономическая сущность доходов торгового предприятия………………8
1.2. Классификация доходов торгового предприятия…………………………12
1.3. Торговая надбавка как источник формирования валового дохода……21
1.4. Направления использования доходов торгового предприятия………..32
1.5. Способы расчета валового дохода торгового предприятия……………35
Глава 2. Исследования доходов на примере ООО «ПАЛИВ»………………………..38
2.1. Анализ динамики и структуры валового дохода торгового
предприятия…………………………………………………………………………..38
2.2. Факторный анализ валового дохода…………………………………………53
Глава 3. Планирование доходов торгового предприятия поиск и резервов
их роста………………………………………………………………………………………..62
3.1. Анализ безубыточности хозяйственной деятельности
ООО«ПАЛИВ»……………………………………………………………………….62
3.2. Планирование доходов ООО«ПАЛИВ»……………………………………..67
3.2.1. Методы планирования доходов торгового предприятия…………67
3.2.2.Планирование валового дохода ООО «ПАЛИВ»
с использованием экономико-математического метода………………...71
3.3. Основные резервы увеличения доходов на торговом предприятии…...81
Заключение…………………………………………………………………………..119
Список литературы…………………………………………………………………
Таблицы 2.7. и 2.8. также являются источником данных о доходоемкости различных товарных групп. Очевидно, что наиболее доходоемкими в целом по двум магазинам являются такие товарные группы как вино-водочные изделия, слабоалкогольные и безалкогольные напитки, кондитерские изделия и сопутствующие товары (уровень валового дохода составляет порядка 25-28, 23-25, 21-25, 23-24, 22-24 % к товарообороту соответственно). Кроме того, эти группы товаров занимают немалую долю в структуре товарооборота.
Наименее доходоемкими товарными группами являются молочные товары и хлеб и хлебобулочные изделия (уровень ВД составляет порядка, 17-18, 14-16 % к товарообороту). Средний уровень торговой надбавки в % к товарообороту составляет на Владыкино 22,74 %, 22,09 % и 21,55 % с 2002 по 2004 год соответственно и на Войковской – 21,94 %, 22,14 % и 21,67 % соответственно. Очевидно, что доходоемкость реализации упала.
Уровни валового дохода колеблются в динамике. Это связано с тем, что в одну товарную группу входит множество товаров с различными торговыми надбавками, и общий уровень валового дохода зависит от соотношения объемов продаж различных товарных групп с разными надбавками. Кроме того, только в конце 2003 года в ООО «ПАЛИВ» вышло распоряжение по предприятию, централизованно устанавливающее размеры торговых надбавок (в % к закупочной цене) по товарным группам.
Разница в уровне валового дохода в динамике порой составляет более 10 процентных пунктов, например, по вино-водочным изделиям во II кв. 2003 года этот показатель составлял 17,56 %, а в IV квартале того же года – уже 28,18 %. Подобное колебание можно наблюдать практически по всем товарным группам в течение 2002 – 2003 гг. В 2004 году эта разница редко когда составляет 2 процентных пункта. Это связано с вышеупомянутым централизованным регулированием уровня торговой надбавки.
Важным этапом анализа валового дохода является факторный анализ, предполагающий изучение и измерение влияния факторов на величину валового дохода. Без глубокого всестороннего анализа факторов невозможно сделать обоснованные выводы о результатах деятельности торгового предприятия, выявить резервы, обосновать планы и принимать верные управленческие решения.
На доходы торгового предприятия оказывают влияние большое число факторов как внутренних, так и внешних. Одни факторы оказывают непосредственное влияние на доходы (например, объем товарооборота), другие влияют на доходы косвенно. Все факторы взаимосвязаны между собой и зачастую оказывают воздействие на результаты работы предприятия в различных направлениях: некоторые – положительно, другие – отрицательно. При этом отрицательное воздействие одних факторов может снизить либо вообще свести к нулю положительное воздействие других.
Размер и уровень валового дохода формируется под воздействием следующих основных факторов:
Количественная оценка влияния основных факторов на валовой доход ООО «ПАЛИВ» будет представлена ниже. При этом будут проанализированы годовые данные за период с 2002 по 2004 год.
Валовой доход Владыкино в 2004 году (в сопоставимых ценах) возрос по сравнению с 2003 годам на 646 831,22 руб. или на 41,55 %, и по сравнению с 2002 годом – на 597 775,91 руб., что составило 37,23 % (см. табл.2.9.). На Войковской же рост валового дохода не так велик и составляет 17,18 % в 2004 году по сравнению с 2003 годом и 19,13 % по сравнению с 2002 годом (см. табл. 2.10.). При этом в 2003 году также наблюдался рост валового дохода на 1,67 %, в отличие от Владыкино, где за этот же период валовой доход снизился на 3,06 %.
Снизился средний уровень валового дохода в 2004 г. по сравнению с 2003 и 2002 гг. соответственно на 2,44 % (0,54 процентных пункта) и на 5,25 % (1,19 п.п.). На Войковской также наблюдалось снижение уровня валового дохода, но не столь сильное: 2,11 (0,47 п.п.) и 1,21 (0,27 п.п.) соответственно. Как и в ситуации с величиной валового дохода. В 2003 году наблюдается ситуация аналогичная ситуации с абсолютной величиной валового дохода: в то время как на Владыкино отмечается снижение уровня валового дохода на 2,88 % (0,65 п.п.), на Войковской наблюдается рост на 0,92 % (0,20 п.п.).
Величина валового дохода находится в прямой зависимости от изменения объема товарооборота и среднего уровня валового дохода. Их влияние измеряется приемом абсолютных разниц.
Влияние изменения объема продаж на сумму валового дохода рассчитывается как произведение размера отклонения товарооборота в отчетном периоде от товарооборота в базисном периоде на базисный уровень валового дохода.
(ТОотч – ТОбаз)*Увдбаз/100%
В том числе, можно рассчитать изменение валового дохода за счет изменения цен как произведение разницы в объеме товарооборота в отчетном периоде в фактических ценах и сопоставимых на уровень валового дохода в базисном периоде.
(ТОотч - ТОотч. сопост)*Увдбаз/100%
Влияние среднего уровня на сумму валового дохода рассчитывается как произведение разницы в плановом и фактическом уровнях валового дохода на фактический (ожидаемый) объем реализации, деленное на 100%.
(Увдотч - Увдбаз)*ТОотч/100%
Результаты анализа представлены в таблицах 2.11. и 2.12.
Таблица 2.11.
Влияние изменения товарооборота и уровня валового дохода на величину валового дохода Владыкино
Факторы |
2003 г. |
2004 г. | |
по сравнению с 2002 г. |
по сравнению с 2003 г. |
по сравнению с 2002 г. | |
Изменение V ТО |
+295 158,45 |
+1 236 715,05 |
+1 568 510,39 |
в т.ч. за счет изменения цен |
+298 101,05 |
+824 343,88 |
+848 764,54 |
Изменение среднего УВД |
-54 689,68 |
-75 162,41 |
-166 488,98 |
Итого |
+240 468,77 |
+1 161 552,64 |
+1 402 021,41 |
Таблица 2.12.
Влияние изменения товарооборота и уровня валового дохода на величину валового дохода Войковской
Факторы |
2003 г. |
2004 г. | |
по сравнению с 2002 г. |
по сравнению с 2003 г. |
по сравнению с 2002 г. | |
Изменение V ТО |
+342 462,66 |
+800 591,83 |
+1 135 775,51 |
в т.ч. за счет изменения цен |
+329 399,12 |
+780 866,20 |
+773 766,57 |
Изменение среднего УВД |
+19 271,71 |
-61 642,12 |
-35 091,43 |
Итого |
+361 734,37 |
+738 949,71 |
+1 100 684,08 |
В связи с увеличением объема товарооборота сумма валового дохода Владыкино возросла в 2004 году по сравнению с 2003 годом на 1 236 715,05 руб. и по сравнению с 2002 годом на 1 568 510,39 руб. Если бы не было повышения розничных цен, то валовой доход вырос бы за счет этого фактора по сравнению с 2003 годом только на 412 371,17 руб. (1 236 715,05 – 824 343,88) и по сравнению с 2002 годом – на 719745,85 руб. (1 568 510,39 – 848764,54). Снижение среднего уровня валового дохода уменьшило сумму реализованных торговых надбавок в 2004 г. по сравнению с 2003 г. на 75 162,41 руб. и по сравнению с 2002 г. – на 116448,98 руб. Аналогичная закономерность наблюдается и по магазину на Войковской с одним исключением: в 2003 году на Владыкино за счет изменения уровня валового дохода его сумма уменьшилась на 54 689,68 руб., на Войковской – увеличилась на 19 271,71 руб. Также очевидно, что если бы в 2003 году не было роста розничных цен на товары, то за счет изменения объема товарооборота на Владыкино сумма валового дохода уменьшилась бы на 2 942,6 руб. (295 758,45 – 298 101,05).
Значительное влияние на валовой доход оказывает изменение структуры товарооборота. Влияние этого фактора на уровень валового дохода определятся способом процентных чисел с применением приема разниц (табл. 2.13).
Таблица 2.13.
Влияние изменения структуры товарооборота на уровень валового дохода Владыкино в 2003 – 2004 гг.
Товарные группы |
Структура РТО, % |
Уровень ТН, % к обороту |
Процентные числа | ||
2003 |
2004 |
отклонение | |||
вино-водочные изделия |
0,78 |
12,53 |
+11,75 |
25,70 |
+302,12 |
слабоалкогольные напитки |
5,24 |
7,48 |
+2,25 |
24,74 |
+55,57 |
безалкогольные напитки |
7,84 |
8,23 |
+0,39 |
21,35 |
+8,25 |
кондитерские изделия |
8,84 |
11,34 |
+2,50 |
23,62 |
+59,09 |
замороженные изделия |
6,39 |
6,90 |
+0,51 |
21,07 |
+10,77 |
гастрономия |
3,70 |
6,83 |
+3,12 |
20,41 |
+63,74 |
бакалея |
15,38 |
11,01 |
-4,36 |
20,70 |
-90,34 |
кулинария |
0,05 |
0,45 |
+0,40 |
19,97 |
+8,02 |
молочные продукты |
8,17 |
9,11 |
+0,94 |
15,52 |
+14,57 |
хлеб и хлебобулочные изделия |
4,08 |
3,89 |
-0,19 |
14,03 |
-2,63 |
сопутствующие товары |
39,54 |
22,23 |
-17,31 |
21,90 |
-379,13 |
Всего |
100 |
100 |
- |
21,55 |
+50,04 |
Таблица 2.14.
Влияние изменения структуры товарооборота на уровень валового дохода Войковской в 2003 – 2004 гг.
Товарные группы |
Структура РТО, % |
Уровень ТН, % к обороту |
Процентные числа | ||
2003 |
2004 |
отклонение | |||
вино-водочные изделия |
0,00 |
1,05 |
+1,05 |
24,69 |
+25,88 |
слабоалкогольные напитки |
7,50 |
9,04 |
+1,54 |
25,00 |
+38,57 |
безалкогольные напитки |
8,44 |
8,60 |
+0,16 |
21,00 |
+3,30 |
кондитерские изделия |
11,31 |
11,60 |
+0,29 |
23,39 |
+6,72 |
замороженные изделия |
6,59 |
7,33 |
+0,74 |
20,93 |
+15,42 |
гастрономия |
3,29 |
4,77 |
+1,48 |
19,28 |
+28,46 |
бакалея |
12,35 |
13,87 |
+1,52 |
20,28 |
+30,89 |
кулинария |
0,00 |
0,26 |
+0,26 |
20,11 |
+5,30 |
молочные продукты |
8,69 |
8,60 |
-0,09 |
15,54 |
-1,36 |
хлеб и хлебобулочные изделия |
2,81 |
2,44 |
-0,37 |
14,14 |
-5,19 |
сопутствующие товары |
39,01 |
32,43 |
-6,58 |
23,53 |
-154,85 |
Всего |
100,00 |
100,00 |
- |
21,67 |
-6,84 |
Информация о работе Доходы как финансовая основа хозяйственной деятельности торгового предприятия