Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 02:46, дипломная работа
Целью дипломной работы является рассмотрение процессов кредитования субъектов малого и среднего бизнеса и анализ его развитие в Республике Казахстан. В связи с этим были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотреть понятие, функции и принципы кредитования;
- выявить особенности предоставления банковских займов субъектам малого и среднего бизнеса;
- исследовать зарубежный опыт кредитования субъектов малого и среднего бизнеса;
- оценить современное состояние кредитования малого и среднего бизнеса в Казахстане;
- проанализировать кредитование малого и среднего бизнеса на примере банков второго уровня;
- выявить основные проблемы кредитования малого и среднего бизнеса;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...
4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КРЕДИТОВАНИЯ
МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА ………………………………….
6
1.1 Понятие, сущность и основные принципы кредитования………..
6
1.2 Особенности предоставления банковских займов
субъектам малого и среднего бизнеса……………………………...…..
9
Зарубежный опыт кредитования субъектов
малого и среднего бизнеса………………………………………..…….
21
2 АНАЛИЗ КРЕДИТОВАНИЯ МСБ КОММЕРЧЕСКИМИ БАНКАМИ КАЗАХСТАНА (НА ПРИМЕРЕ АО «НАРОДНЫЙ БАНК КАЗАХСТАНА» И ДБ АО «СБЕРБАНК»)…………….......….
24
2.1 Оценка современного состояния кредитования
малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан………….………
24
2.2 Анализ кредитования малого и среднего бизнеса
в АО «Народный Банк Казахстана» и АО ДБ «Сбербанк»………….
34
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО
И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ.…………..………………………….…….
44
3.1. Основные проблемы кредитования малого и
среднего бизнеса и пути их решения…………………………………..
44
3.2 Перспективы развития кредитования малого и
среднего бизнеса в Казахстане…………………………………………
55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….
61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…
Так же можно выделить отраслевой разрез, а именно доля СМП, занятых в промышленном секторе экономики, является важным показателем качественного развития малого предпринимательства и экономики в целом. предприятия промышленности, и в первую очередь обрабатывающей промышленности, обеспечивают диверсифицированное развитие экономики страны. В Казахстане наибольшее число СМП осуществляют свою деятельность в сфере торговли (37%) и в сельском хозяйстве (23%) наименьшее количество СМП работают в строительстве (4%) и в промышленном секторе (3%), что в четыре раза меньше аналогичного показателя в странах ОЭСР.
Однако следует обратить внимание на следующий важный аспект. История частного предпринимательства в Казахстане насчитывает менее 20 лет. При этом практически все предприниматели начинают свой бизнес с торговли или сферы услуг – низкие риски, небольшой стартовый капитал. По мере роста масштабов бизнеса они начинают осваивать и производство. Причем зачастую это происходит уже тогда, когда бизнес принимает достаточно крупные размеры и перестает быть малым. Поэтому многие субъекты МСБ, работающие в сфере торговли и услуг, – это будущие производственники.
Ниже приведены показатели деятельности СМП в отраслевом разрезе в 2009 году (рисунок 10) [16].
Рисунок 10. Основные показатели деятельности СМП в отраслевом разрезе
Отраслевое представление количества занятых на СМП характеризует роль СМП в решении важной социальной задачи по обеспечению занятости населения. данный показатель существенно зависит от количества действующих СМП в тех или иных отраслях экономики, что объясняет схожие пропорции в отраслевом разрезе –рост количества действующих СМП пропорционально решает вопросы занятости. Анализ выпуска продукции подтверждает позитивную роль СМП, работающих в сфере промышленности, где всего 3% действующих СМП обеспечивают 10%-ную долю выпуска продукции СМП всех отраслей. Аналогично всего 4% СМП, действующих в сфере строительства, обеспечивают 15%-ную долю выпуска продукции СМП всех отраслей. СМП транспорта и связи решают экономическую задачу по обеспечению роста ВВП посредством увеличения выпуска продукции примерно пропорционально их количеству: занимая 8% численности в отраслевом разрезе СМП, данная отрасль обеспечивает 7%-ную долю выпуска продукции СМП всех отраслей. Торговля, занимая наибольшую долю в количестве СМП (37%), обеспечивает всего 28% объема выпуска продукции, тем самым подчеркивая свою неэффективность в решении экономической задачи роста ВВП посредством увеличения выпуска продукции.
Такая же роль характерна для СМП сельского хозяйства, где 23% общего количества СМП обеспечивают всего 16%-ную долю выпуска продукции СМП всех отраслей.
По кредитованию явно прослеживается непривлекательность для кредитования предприятий сельского хозяйства, занимая 23%-ную долю от общего числа действующих СМП, они получили всего 6% всех кредитов БВУ. Это связано с высокими отраслевыми рисками и сезонным характером эффективности деятельности СМП отрасли. Кроме того, в данной отрасли в основном функционируют СМП в форме крестьянских хозяйств, которые размещены в отдаленных сельских регионах и не имеют ликвидных залогов. Строительство оказалось самым привлекательным сектором для кредитования БВУ. занимая по количеству действующих СМП всего 4%-ную долю, СМП строительства получили 16% всех кредитов БВУ. Это связано с быстрым ростом цен на недвижимость в предкризисные годы, но на фоне кризиса рынка недвижимости ситуация изменилась.
СМП торговли по данному показателю также имеют наибольший удельный вес занимая по количеству действующих СМП 37%-ную долю, они получили 41% всех кредитов БВУ. Эта тенденция продолжается уже в течение семи лет. СМП промышленного сектора по уровню привлекательности находятся на среднем уровне для БВУ: объем кредитов для них составил 10%, тогда как доля промышленных СМП – 3%.
Обзор активных субъектов МСБ в региональном разрезе за 2009 год показывает, что наибольшее количество СМСП функционируют в южно-Казахстанской области (111 тыс.), в Алматинской области (96 тыс.) и в г.Алматы (78 тыс.) (Приложение 1).
Наименьшие показатели имеют Кызылординская (22 тыс.), северо-Казахстанская (24 тыс.), Мангистауская (25 тыс.) и западно-Казахстанская (26 тыс.) области.
Можно провести ранжирование регионов по доле действующих СМСП в общем числе зарегистрированных СМСП.
Чем выше уровень данного показателя, тем лучшие условия ведения бизнеса существуют в регионе (рисунок 11).
Так, на начало 2010 года по республике этот показатель составляет 68%. Выше республиканского уровня находятся Атырауская (89%), Алматинская (84%), Костанайская (81%), Северо-Казахстанская (78%), Жамбылская (76%), Павлодарская (76%), Восточно-Казахстанская (75%), Кызылординская (75%), Акмолинская (74%), Западно-Казахстанская (73%) и Актюбинская области (70%). Примерно на среднереспубликанском уровне находится южно-Казахстанская область (68%). в остальных регионах данный показатель ниже республиканского и варьируется от 60% (Карагандинская область) до 49% (г.Алматы).
Рисунок 11. Ранжирование регионов по доле действующих СМСП в общем числе зарегистрированных СМСП
При проведении анализа
уровня развития МСБ в региональном
разрезе важно учитывать
Рисунок 12. Количество активных СМСП в расчете на 1000 человек экономически активного населения
Своевременная реализация стабилизационной программы правительства РК позволила банкам второго уровня восполнить потерянную в период кризиса ликвидность и сохранить объемы кредитования субъектов МСБ на докризисном уровне.
Более того, тенденцией 2010 года является снижение спроса банков на средства государственных программ обусловленного размещения и возобновление кредитования за счет собственных средств и привлеченных рыночных ресурсов (таблица 1).
Таблица 1
Отраслевая структура портфеля БВУ по кредитам СМП в %
01.01.2006 |
01.01.2007 |
01.01.2008 |
01.01.2009 |
01.01.2010 | |
Торговля |
40 |
41 |
41 |
41 |
41 |
Транспорт и связь |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
Строительство |
16 |
20 |
18 |
18 |
16 |
Промышленность |
8 |
7 |
8 |
11 |
10 |
Сельское хозяйство |
10 |
7 |
7 |
6 |
6 |
Другие отрасли |
23 |
22 |
22 |
21 |
24 |
ИТОГО |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
П р и м е ч а н и е – составлено на основе Статистического бюллетеня Нацбанка РК [17] |
В структуре отраслевого
распределения кредитных
-торговля: с 2006 до 2009 года доля остается неизменной на уровне 41%.
-транспорт и связь: наблюдается рост доли на 1 процентный пункт в 2007 году, и этот уровень сохраняется в 2008–2009 гг., составив 4%.
-строительство: наблюдался рост доли до 2007 года, затем происходит снижение с 20% в 2006 году до 18% в 2008-м, и до 16% в 2009-м.
-промышленность: наблюдается снижение доли с 8% в 2005 году до 7% в 2006 году; в 2007 году доля повысилась на 1 процентный пункт, а в 2008 году – на 3 процентных пункта. в 2009 году доля промышленности вновь снизалась на 1 процентный пункт до 10%. доля промышленности как стратегической отрасли в структуре отраслевого распределения кредитных средств, выданных субъектам МСБ, – важный индикатор диверсификации и качественного роста экономики.
-сельское хозяйство: наблюдается стабильное снижение доли с 10% в 2005 году до 6% на конец 2009 года.
Кредиты, выданные банками второго уровня субъектам малого и среднего бизнеса с 1 января 2007по 1 декабря 2010 года (таблица 2)
Таблица 2
Динамика увеличения выданных кредитов
№ |
Год |
Сумма выданных кредитов, млн. тг. |
Увеличение, % |
1 |
2007 |
496 679 |
- |
2 |
2008 |
579 584 |
11,6 |
3 |
2009 |
674 152 |
16,3 |
4 |
2010 |
648 544 |
-4 |
П р и м е ч а н и е – составлено на основе Статистического бюллетеня Нацбанка РК [17] |
Не смотря на кризис вплоть до 2009 года бизнес во всю наращивал обороты за счет привлеченных средств это обусловлено с развитием малого предпринимательства в целом, а также с развитием взаимоотношений банков второго уровня и малых и средних предпринимателей, а так же поддержкой государства.
На апрель 2011 года в Республики Казахстан было выдано кредитов 7 665 947 млн. тенге (Таблица 3)
-В иностранной валюте: 4 519 625 млн. тенге
-В Национальной валюте: 3 146 321 млн. тенге
Таблица 3
Кредиты банков в разрезе отраслей экономики на 01.04.2011г [16].
Кредиты экономике, на конец периода, млн.тенге | |||||||
в том числе | |||||||
по видам валют |
по срокам |
по субъектам кредитования | |||||
Всего |
в национальной валюте |
в иностранной валюте |
краткосрочные |
долгосрочные |
небанковским юридическим лицам |
физическим лицам | |
12.10 |
7 596 547 |
4 383 102 |
3 213 446 |
1 246 802 |
6 349 745 |
5 480 301 |
2 116 246 |
01.11 |
7 572 930 |
-4 387 733 |
3 185 197 |
1 228 733 |
6 344 197 |
5 459 115 |
2 113 814 |
02.11 |
7 604 273 |
4 450 206 |
3 154 066 |
1 233 503 |
6 370 770 |
5 495 588 |
2 108 685 |
03.11 |
7 665 947 |
4 519 625 |
3 146 321 |
1 240 920 |
6 425 027 |
5 553 909 |
2 112 038 |
П р и м е ч
а н и е – Составлено на основе
Статистического бюллетеня |
Рисунок 13. Кредиты СМП в разрезе по субъектам экономики в Республики Казахстан
По сравнению с прошедшим месяцем наблюдается не значительная динамика увеличения менее чем на 1%, в целом же в разрезе за период с 12.10г -03.11г.,темп роста увеличивается более % за три месяца 2011 года.
На апрель 2011 года в Республики Казахстан количество кредитов СМП по субъектам экономики составило 1 285 251 млн. тенге:
-Небанковские юридические лица - 955 181 млн. тенге.
-Физические лица -127 085 млн. тенге (рисунок 13) [19].
Из приведено выше анализа можно смело говорить, что в целом ситуация на кредитном рынке складывается положительная и мы видим, как банки активно участвуют в развитии МСБ предоставляя свои кредитные ресурсы.
2.2 Анализ кредитования малого и среднего бизнеса в АО «Народный Банк Казахстана» и АО ДБ «Сбербанк»
На сегодняшний день кредитование МСБ осуществляет большое количество банков второго уровня. Каждый коммерческий банк разрабатывает свою индивидуальную кредитную политику, которая предусматривает определенные программы кредитования.
Проведем сравнительный анализ программ кредитования малого и среднего бизнеса на примере двух крупнейших и ведущих банков Республики Казахстан: АО ДБ « Сбербанк» и АО «Народный Банк Казахстана»
АО «Народный Банк Казахстана», осуществляя финансирование малого и среднего бизнеса и строя свою внутреннюю политику на определенных принципах, банк определяет некоторые приоритеты в своей кредитной деятельности. Понимая всю важность работы с крупными корпоративными клиентами, менеджмент банка в то же время отдает отчет о невозможности достижения доходности банка без привлечения средних корпоративных клиентов и создания из их числа надежной клиентской базы. Данная задача обусловлена размерами банка, без ориентации на среднего корпоративного клиента региональная сеть банка не может быть доходной. Основными направлениями работы с такими клиентами является предоставление им всего спектра банковских услуг на стандартных условиях. Что касается работы с малым бизнесом, с учетом перспектив банк не может оставить вне зоны своих приоритетов малый бизнес. Имея широкую региональную сеть и традиционно сильные позиции в розничном бизнесе, банк в состоянии произвести привлечение и отбор наиболее жизнеспособных субъектов малого предпринимательства и предложить им соответствующий спектр услуг. Работу с малым бизнесом банк строит на основе различного рода кредитных программ. При этом банк по возможности принимает участие в программах, направленных на поддержку малого бизнеса государством и международными финансовыми институтами