Кредитование малого и среднего бизнеса в Казахстане (на материалах БВУ, кредитных учреждений)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 02:46, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является рассмотрение процессов кредитования субъектов малого и среднего бизнеса и анализ его развитие в Республике Казахстан. В связи с этим были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотреть понятие, функции и принципы кредитования;
- выявить особенности предоставления банковских займов субъектам малого и среднего бизнеса;
- исследовать зарубежный опыт кредитования субъектов малого и среднего бизнеса;
- оценить современное состояние кредитования малого и среднего бизнеса в Казахстане;
- проанализировать кредитование малого и среднего бизнеса на примере банков второго уровня;
- выявить основные проблемы кредитования малого и среднего бизнеса;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...
4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КРЕДИТОВАНИЯ
МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА ………………………………….

6
1.1 Понятие, сущность и основные принципы кредитования………..
6
1.2 Особенности предоставления банковских займов
субъектам малого и среднего бизнеса……………………………...…..
9
Зарубежный опыт кредитования субъектов
малого и среднего бизнеса………………………………………..…….
21
2 АНАЛИЗ КРЕДИТОВАНИЯ МСБ КОММЕРЧЕСКИМИ БАНКАМИ КАЗАХСТАНА (НА ПРИМЕРЕ АО «НАРОДНЫЙ БАНК КАЗАХСТАНА» И ДБ АО «СБЕРБАНК»)…………….......….
24
2.1 Оценка современного состояния кредитования
малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан………….………
24
2.2 Анализ кредитования малого и среднего бизнеса
в АО «Народный Банк Казахстана» и АО ДБ «Сбербанк»………….
34
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО
И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ.…………..………………………….…….
44
3.1. Основные проблемы кредитования малого и
среднего бизнеса и пути их решения…………………………………..
44
3.2 Перспективы развития кредитования малого и
среднего бизнеса в Казахстане…………………………………………
55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….
61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Кредитования МСБ В РК.doc

— 626.00 Кб (Скачать файл)

В существующем виде патентный  режим кардинально задачу создания рабочих мест и задачи развития МСБ в целом в республике не решает. Патентный режим в существующем виде решает только проблему частичной легализации множества самозанятых (таксистов, арендодателей недвижимости и т. д.). Специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации применяют: -индивидуальные предприниматели с численностью до 25 человек и предельным доходом за квартал 10 млн тенге,

-юридические лица с численностью до 50 человек и предельным доходом за квартал 25 млн тенге.

Налог исчисляется по ставке 3% от оборота. Однако кроме данного налога необходимо платить индивидуальный подоходный налог работников (10% от оплаты труда), обязательные пенсионные взносы (10%) и социальные отчисления (приближенно 11% от зарплаты). Однако на территории СНГ психология наемных работников такова, что они воспринимают зарплату как чистые выплаты «на руки». В результате при найме 50 сотрудников с «легальными» зарплатами реальная нагрузка для такого предпринимателя составит не 3%, а около 20%. Таким образом, предпринимателю выгоднее выплачивать зарплаты «в конверте», из суммы, оставшейся после обложения совокупного дохода по ставке 3%.

С макроэкономической точки  зрения наиболее значимым недостатком  данного режима является то, что  он подразумевает низкую производительность труда малых предприятий. 50 занятых работников генерируют около $667 тыс. годового объема продаж, или $13,3 тыс. на одного занятого. Это меньше средней производительности в экономике Казахстана в целом ($16,8 тыс. в год). Таким образом, если МСБ начинает увеличивать производительность труда, платить высокую зарплату сотрудникам, а его бизнес – расти и развиваться, то он выводится из льготного упрощенного режима и попадает в общеустановленный режим. В этом режиме предприятия с высокой долей заработной платы в себестоимости испытывают до 30% налоговой нагрузки от выручки. Другой существенный вывод: малые предприятия с объемом продаж менее $667 тыс. в год не имеют достаточных ресурсов и не могут быть участниками международного разделения труда и экспортировать продукцию в сколь-либо значимых объемах. Все специальные налоговые режимы предусматривают уплату НДС. Для сравнения: налоговая система России освобождает от уплаты НДС малые предприятия, перешедшие на упрощенную систему налогообложения. Несмотря на введение возмещения превышения сумм зачетного НДС над суммами начисленного НДС, соответствующая процедура на практике не отработана и де-факто до сих пор сводится к зачету. Таким образом, происходит замораживание оборотных средств налогоплательщика, что критично для предприятий, особенно в период

модернизации и обновления основных средств. 

Налоговая система не предусматривает льгот для среднего бизнеса. В результате у субъектов  малого предпринимательства отсутствуют  экономические стимулы для качественного роста и перехода в категорию среднего бизнеса. Более того, в данном контексте Налоговый кодекс играет деструктивную роль, поскольку стимулирует сохранение налогоплательщиками статуса субъектов «малого бизнеса», дробление предприятий среднего и части крупного бизнеса на мелкие структуры в целях получения соответствующих льгот.

Налоговая система Казахстана не предусматривает экономических  стимулов для роста масштабов  малого бизнеса и постепенной  его трансформации в средний. Изменение налоговой системы – очень эффективный инструмент государственного регулирования бизнеса. Стратегически налоговая система должна способствовать выводу бизнеса «из тени» в легальное русло.

Сравнения с другими  экономиками, которые имеют свою специфику, как правило, не оправдываются. Самое простое, чем может помочь налоговая система малому и среднему бизнесу, – это сделать налоги более простыми и снизить затраты на соблюдение налогового режима (затраченное время, бухгалтерские услуги, плата за предоставление документов и др.). Все процессы, начиная с расчета налога, его декларации, документации и оплаты, должны быть максимально упрощены и облегчены. Дифференцированными или субсидированными налогами, как правило, злоупотребляют крупные компании, у которых есть возможность платить за это юристам и бухгалтерам.

Согласно Исследованию Всемирного банка и Международной  финансовой корпорации (IFC) «Doing Business 2010», Казахстан занимает 63-е место  по итоговому индексу благоприятности  условий для ведения бизнеса. Это достаточно высокая позиция, особенно в сравнении с Россией и Китаем, которые являются крупнейшими сопредельными экономиками (Приложение 3)[16]. Все указанные выше индикаторы отражают уровень административных барьеров, стоящих перед предпринимателями при создании и обеспечении функционирования бизнеса в рамках существующего правового поля. По ряду индикаторов Казахстан уступает развитым государствам, и это говорит о наличии потенциала для снижения транзакционных издержек МСБ

Значительное количество административных барьеров служит предметом широкого обсуждения со стороны предпринимателей и их общественных объединений. Данный вопрос активно поднимается в числе проблем, ограничивающих эффективное развитие предпринимательства, в особенности касающихся деятельности контрольно-надзорной и разрешительной системы страны.

Наличие административных барьеров является серьезным препятствием для развития МСБ. Однако их выявление  и комплексный анализ дают ключи  к наиболее эффективному решению  данной проблемы.

Низкая конкурентоспособность продукции малого и среднего бизнеса

Высокий износ и низкая технологичность производственных активов. Предельная склонность к потреблению  в Казахстане за прошедшие 5 лет в  среднем составила 88% соответственно, предельная склонность к сбережению оценивается на уровне 12%. Это означает, что, наряду с домашними хозяйствами, субъекты малого и среднего бизнеса расходуют на потребление большую часть (88%) своего дохода. Они практически не имеют возможности расширяться, модернизировать или обновлять свои основные фонды за счет собственных средств. Привлечение же для данных целей кредитных средств банков или финансирования лизинговых компаний неэффективно из-за высокой стоимости заемных ресурсов.

Наблюдается острый дефицит квалифицированных кадров для МСБ в области инженерно-технических и рабочих специальностей.

Низкая плотность населения  и ограниченность рынков сбыта обусловливают  низкий уровень спроса на продукцию  субъектов малого и среднего предпринимательства. Проблему усугубляет снижение потребительского спроса в результате

кризиса и неэффективная  политика импортозамещения. Низкий уровень  специализации малого и среднего бизнеса, качество производимой им продукции, далекое от мировых стандартов, не позволяет ему выходить на внешние  рынки.

Недостаточный уровень фондовооруженности, высокий уровень износа и низкая обновляемость основных средств, а также низкая технологичность сектора МСБ в целом снижают производительность труда, экономическую эффективность и конкурентоспособность продукции малого и среднего бизнеса.

Другим негативным следствием является низкая залогоспособность  субъектов МСБ.

Причины низкой конкурентоспособности  экономики Казахстана, приведенные  выше, являются хорошим индикатором  того, куда должны быть направлены меры государственной поддержки. Например, кредиты из государственных источников целесообразно направлять компаниям для технологической модернизации, передачи технологий, консультаций, усиления конкурентных преимуществ и обучения кадров.

Ограниченный доступ к финансовым ресурсам и объектам физической инфраструктуры

Одной из наиболее сложных  проблем, препятствующих развитию малого и среднего бизнеса, является отсутствие у большей части субъектов МСБ достаточных финансовых ресурсов для обеспечения инвестиционных и оборотных потребностей. Особенно остро недостаток кредитных ресурсов ощущается у предприятий реального сектора экономики. Банки, как правило, высоко оценивают кредитные риски МСБ ввиду специфики, присущей большинству данных субъектов бизнеса:

- отсутствие кредитной истории,

- отсутствие обеспечения,

- упрощенная бухгалтерия.

Затрудненный кредитный  анализ, высокие удельные издержки и повышенные риски вынуждают  банки переносить стоимость риска  на кредиты путем увеличения процентной ставки по займам МСБ либо отказывать в их предоставлении. Ввиду перекредитованности многих действующих предприятий, отсутствия уначинающих предприятий кредитной истории, залогового обеспечения, информативной финансовой отчетности, остается открытым вопрос о развитии других способов финансирования, специфичных для малого бизнеса:

- сельские кредитные кооперативы,

- общества взаимного кредитования как некоммерческие организации,

- кредитные кассы физических лиц,

- микрофинансовые организации.

Вместо того чтобы  давать предпринимателям деньги, можно  предоставлять им возможности по управлению активами. Одним из способов преодоления недоверия государственных менеджеров бизнесу является передача бизнесу активов в такой форме, в которой бизнесмен не может их вывезти за границу или бездумно растратить: в виде производственных площадок, технопарков, индустриальных парков, инфраструктурных комплексов.

Для производственных предприятий  малого бизнеса в обрабатывающих отраслях можно предоставлять господдержку в форме физической инфраструктуры. В случае ликвидации бизнеса инфраструктура может быть возвращена и предоставлена другому предпринимателю. Международный опыт показывает, что это

направление поддержки  МСБ в мире является магистральным.

Ограниченный доступ к финансовым ресурсам является существенным препятствием для активного развития малого бизнеса. Своевременная реализация государственной Стабилизационной программы позволила частично нивелировать негативное влияние кризисных явлений на финансирование сектора МСБ. Однако решение данной проблемы в целом требует системного подхода и реализации комплекса взаимосвязанных мер, нацеленных как на снижение рисков сектора МСБ, так и на развитие институтов финансовой поддержки.

Сектор малого и среднего бизнеса Казахстана развивается  достаточно динамично. За последние  четыре года число зарегистрированных субъектов МСБ выросло почти в полтора раза и по итогам 2009 года составило 1 089 тыс. Проведенное в сентябре–декабре 2009 года по заказу Фонда «Даму» маркетинговое исследование выявило, что главными позитивными результатами государственной политики в области предпринимательства стали вовлечение в предпринимательство широких слоев населения и кардинальное изменение массового общественного восприятия бизнеса в лучшую сторону. Однако внешнюю среду развития МСБ в Казахстане все еще нельзя признать благоприятной. Существует целый ряд проблем системного характера, препятствующих качественному развитию сектора и повышению его роли в экономике республики. Регулирующее предпринимательскую деятельность законодательство фактически создано без ориентации на целевое состояние условий для развития МСБ. Поэтому нормы законодательных документов и действующие правила де-факто не развивают МСБ в каком-то целевом направлении.

Налоговая система не предусматривает экономических  стимулов для роста масштабов  малого бизнеса и постепенной его трансформации в средний. Вместе с тем, изменение налоговой системы – очень радикальный инструмент регулирования бизнеса, который должен применяться очень осторожно и стратегически должен быть нацелен на вывод бизнеса «из тени».

В стране работает множество  государственных и общественных организаций, обеспечивающих поддержку  и развитие предпринимательства. Однако при этом отсутствует единый государственный  орган, непосредственно ответственный  за координацию работы этих организаций и за качественную реализацию программ поддержки МСБ. Существующая инфраструктура поддержки МСБ фрагментарна, она не обеспечивает равномерного охвата субъектов МСБ и их комплексную поддержку. Существующие административные барьеры обусловливает повышенные транзакционные издержки малого и среднего бизнеса.

На сегодняшний день в Казахстане нет действующих  комплексных программ по развитию малого и среднего бизнеса. Единственная комплексная  программа «Дорожная карта бизнеса  – 2020» имеет узкую направленность (обеспечение реализации Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010–2014 годы) и в основном нацелена на поддержку средних и крупных предприятий, реализующих проектыв приоритетных секторах

Доступ к финансовым ресурсам для МСБ по-прежнему ограничен. Затрудненный кредитный анализ, высокие удельные издержки и повышенные риски вынуждают банки переносить стоимость риска на кредиты путем увеличения процентной ставки по займам МСБ либо отказывать в их предоставлении. При этом тенденцией 2010 года стало снижение спроса банков на средства государственных программ обусловленного размещения. Недостаточный уровень фондовооруженности, высокий уровень износа и низкая обновляемость основных средств, а также низкая технологичность сектора МСБ в целом снижают производительность труда, экономическую эффективность и конкурентоспособность продукции малого предпринимательства. Ситуацию усугубляет недостаточно высокий уровень квалификации предпринимателей и наемных работников МС Б, дефицит квалифицированных кадров в области инженерно-технических, рабочих специальностей. Нерешенность данных проблем служит основной причиной низкой роли малого и среднего бизнеса в социально-экономических процессах республики, а именно:

Низкий вклад малого и среднего бизнеса в формирование ВВП страны, несмотря на тенденцию роста объемов выпуска продукции субъектами МСБ за последние годы, их вклад в ВВП Казахстана не превышает 20% [25,c.17].

Информация о работе Кредитование малого и среднего бизнеса в Казахстане (на материалах БВУ, кредитных учреждений)