Налоговое регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 17:14, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы оценить опыт налогового регулирования деятельности хозяйствующих субъектов в РФ.

Для достижения указанной цели определены задачи:

1. Проанализировать налоговую нагрузку на хозяйствующие субъекты;

2. Проанализировать практику налогового регулирования хозяйствующих субъектов в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ……………………………………………………………………...6

1.1 Сущность и значение налогов в системе государственного регулирования…………………………………………………………………….6

1.2 Механизм налогового регулирования деятельности хозяйствующих субъектов в России……………………………………………………………..17

1.3 Ретроспективный анализ теорий налогообложения в России……….23

1.4 Зарубежный опыт налогового регулирования………………………..29

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПРАКТИКИ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ В РОССИИ……….38

2.1 Анализ налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты…………..38

2.2 Налоговая политика Администрации Новгородской области и ее влияние на деятельность хозяйствующих субъектов………………………..47

2.3 Специфика налогового регулирования на местном уровне………....55

2.4 Оценка воздействия налогового регулирования на деятельность хозяйствующих субъектов в РФ………………………………………………64

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………75

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...79

Вложенные файлы: 1 файл

Nalogovoe_regulirovanie.doc

— 452.50 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ   НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ……………………………………………………………………...6

  1.1 Сущность и значение  налогов в системе государственного  регулирования…………………………………………………………………….6

     1.2 Механизм  налогового регулирования деятельности  хозяйствующих субъектов в России……………………………………………………………..17

1.3 Ретроспективный анализ теорий  налогообложения в России……….23

1.4 Зарубежный опыт налогового  регулирования………………………..29

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПРАКТИКИ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ В РОССИИ……….38

2.1 Анализ налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты…………..38

2.2 Налоговая политика Администрации  Новгородской области и ее  влияние на деятельность хозяйствующих субъектов………………………..47

2.3 Специфика налогового регулирования  на местном уровне………....55

2.4 Оценка воздействия налогового  регулирования на деятельность  хозяйствующих субъектов в РФ………………………………………………64

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………75

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...79

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Среди множества экономических рычагов при помощи, которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и организаций, независимо от их ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. С помощью налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.

Государственное регулирование в современных условиях решает различные задачи, которые выдвигаются на передний план в зависимости от остроты проблем, возникающих в экономической и социальной сферах. Это, например, стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структурах, социальная политика, поддержание внешнеэкономического равновесия. Одним из основных методов государственного воздействия являются налоги и налоговая политика.

Налоги - это механизм экономического воздействия на общественное производство, его структуру, динамику, размещение и пр. С их помощью можно стимулировать или, наоборот, ограничивать деловую активность, а следовательно, и развитие тех или иных отраслей предпринимательской деятельности; способствовать снижению издержек производства и обращения, повышению конкурентоспособности национальных предприятий и организаций на мировом рынке. Налоги создают основную часть доходов государственного, региональных и местных бюджетов, обеспечивая возможность финансового воздействия на экономику через расходную часть.

Сегодня налоговая система призвана реально влиять на укрепление рыночных начал в хозяйстве и способствовать развитию предпринимательства.

Актуальность темы дипломного проекта определяется тем, что в настоящее время перед государством достаточно серьезно стоит вопрос о повышении собираемости налогов, но не все инструменты задействованы, существуют вопросы, требующие совершенствования налогового регулирования. Решением может стать грамотное построение системы налогового регулирования.

Предметом настоящего исследования являются процессы налогового регулирования деятельности хозяйствующих субъектов в РФ.

Объектами регулирования с помощью налогов являются научно-технический прогресс, демографические процессы, доходы населения и т.д.

Цель работы оценить опыт налогового регулирования деятельности хозяйствующих субъектов в РФ.

Для достижения указанной цели определены задачи:

1. Проанализировать налоговую нагрузку  на хозяйствующие субъекты;

   2. Проанализировать практику  налогового регулирования хозяйствующих  субъектов в России.

3. Выявить проблемы и дать  оценку воздействия налогового регулирования на деятельность хозяйствующих субъектов.

Данная работа выполнена на основе исследования различных источников, таких как Налоговый кодекс РФ, Конституция РФ, указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, законодательные акты РФ в,  журнальные статьи, данные учета и отчетности Межрайонной ИФНС России №10 по Новгородской области и УФНС России по Новгородской области.

При разработке и решении поставленных задач использовались годовые отчеты и оперативная информация Межрайонной ИФНС России № 10 по Новгородской области налоговой службы, УФНС России по Новгородской области, данные социологических исследований, специальная, общеэкономическая и правовая литература по рассматриваемому кругу вопросов. А также литературные источники – учебники и учебные пособия, с использованием расчетного, аналитического, информационного, графического, статистического и других методов исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ   НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ

 

1.1  Сущность  и значение налогов в системе  государственного регулирования

Любое государство может существовать лишь тогда, когда обладает определенной материально-финансовой базой. Проще говоря, когда оно имеет деньги для содержания своего аппарата и покрытия расходов, возникающих в процессе реализации им своих функций. Деньги можно получить, реализуя произведенный товар (работы, услуги), т.е. осуществляя деятельность в сфере материального производства. Однако государственная деятельность по своей природе относится к управленческой деятельности, в процессе которой не создается новой стоимости в виде товара. Другими словами, труд конкретного государственного служащего, в частности, и всего государственного аппарата, в целом, не создает того продукта (товара), выразителем стоимости которого выступают деньги. В силу этого государство вынуждено искать их где-то на стороне.

Методы, посредством которых государство добывает себе денежные средства, довольно многочисленны. В одних случаях оно использует метод, основанный на добровольной передаче денег их собственником государству. Классическим примером такого метода выступают государственные займы (как внутренние, так и внешние). В других — государство использует в качестве источника дохода сдачу своего имущества в пользование. Например, сдает в аренду земельные участки, находящиеся в его собственности, взимая за это плату. В-третьих, взимает плату за те или иные свои услуги, выступая в качестве их продавца. Этот перечень можно продолжить, но основным методом, посредством которого современное государство добывает себе необходимые денежные средства, выступают налоги.1

Если обратиться к истории, то можно также утверждать, что налоги всегда были одним из важнейших и постоянных источников финансового и материального обеспечения государства.

Став выразителем интересов общества, государство формирует экономическую, социальную, экологическую, демографическую и другую внешнюю и внутреннюю политику, которая в условиях гражданского общества превращается в направления его деятельности  и,  соответственно,  функциональные  обязанности.  Для  осуществления своих функций государство должно обладать правом собственности на часть валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в обществе за определенный период. В современных условиях это право государства закреплено в конституциях многих стран. На основе этого разрабатываются и принимаются законы по конкретным видам налогов, в которых излагаются формы и методы исчисления и уплаты плательщиками налогов, сборов и других платежей в бюджет и внебюджетные фонды государства.

Таким образом, изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости ВВП в виде обязательного взноса составляет сущность налога. Проявляется она в отношениях, складывающихся у государства с налогоплательщиками. Эти отношения характеризуются как денежные отношения, возникающие по поводу уплаты налогов, сборов и других платежей в бюджет и во внебюджетные фонды.2

Налогоплательщики — юридические и физические лица, являющиеся основными участниками производства ВВП, в соответствии со статьей 57 Конституции РФ определены в качестве плательщиков налогов.

Cогласно статье 8 Налогового Кодекса РФ (НК РФ) «под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований»

В данном определении особо выделены обстоятельства, так сказать, безвозвратности и безвозмездности налога. В действительности это не совсем так. Ведь то, что государство получает или взимает с общества одним путем, возвращает ему другим, как в краткосрочном (пенсии, предоставление пособий, сохранение общественного порядка, благоустройство дорог и т.д.), так и долгосрочном варианте.

Следует подчеркнуть, что существовало и существует множество теорий о так называемой «социальной возвратности» налогов, согласно которым деньги, собранные с населения посредством налогов, возвращаются ему в виде всякого рода государственных выплат, бесплатного образования, здравоохранения и иных государственных услуг.

Действительно, такого рода выплаты и государственные услуги имеют место. Однако, если, во-первых, сопоставить сумму собранных налогов с суммой, возвращенной государством населению в виде всякого рода социальных выплат, то эти суммы оказываются несопоставимыми — государство забирает гораздо больше, чем выплачивает, по той простой причине, что значительная часть денег тратится на содержание самого государственного аппарата. Во-вторых, — и это самое главное — в рамках конкретного налогового отношения о какой-либо возвратности говорить не приходится: налог — это не договор займа, и суммы налоговых платежей возврату не подлежат. Налоговое обязательство — это одностороннее обязательство: налогоплательщик обязан передать деньги государству, а оно такой обязанности не несет. И если, предположим, государство истратит все деньги на себя, у населения нет ни средств, ни возможностей (кроме, разве какого-нибудь бунта или восстания) требовать что-либо от государства.3

Для обозначения признаков налога, обратимся к определению, указанному в НК РФ, которое содержит следующие признаки налога:

• обязательность: все налогоплательщики должны уплачивать законно установленные налоги и сборы;

• индивидуальная безвозмездность: взамен уплаты налога плательщики не получают со стороны государства какие-либо блага, носящие индивидуальный характер;

  • уплата в денежной форме: не может быть осуществлена уплата налогов в натуральной или другой форме, отличной от денежной;
  • цель взимания налога: финансовое обеспечение расходов, осуществляемых государством в процессе своей деятельности.

В свете названных признаков налога рассмотрим его понятие.

Налог — категория комплексная, которая имеет экономическое и юридическое значение. Рассматривая категорию «налог» с экономической точки зрения, выделить его из состава других государственных изъятий и установить его отличие от других сборов, пошлин и платежей достаточно сложно. Поэтому при определении экономической природы налогов важнейшим критерием выступает их сущность, принадлежность к финансово-бюджетной системе общества. Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение — мобилизацию денежных средств  в  распоряжение государства.

Однако на практике решающее значение при определении категории «налог» приобретает именно его правовая интерпретация. Научное истолкование содержания категории «налог» способствует правильному установлению норм и правил налогового законодательства страны, ограничивающих право плательщика на собственность, подлежащую отчуждению при налогообложении. Конкретными формами проявления категории «налог» являются виды налоговых платежей, устанавливаемых законодательными органами власти. С организационно-правовой стороны налог — это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки.

В настоящее время преобладает взгляд на налог как на способ реализации преимущественно фискальных интересов. Налог обычно рассматривают как обязательный взнос в бюджет, взимаемый в соответствии с законом. Некоторые авторы при определении налога акцентируют внимание на факте отчуждения собственности в пользу государства. Близкий подход демонстрирует НК, называя налогом безвозмездный платеж, взимаемый с лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств.

Информация о работе Налоговое регулирование