Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 17:14, дипломная работа
Цель работы оценить опыт налогового регулирования деятельности хозяйствующих субъектов в РФ.
Для достижения указанной цели определены задачи:
1. Проанализировать налоговую нагрузку на хозяйствующие субъекты;
2. Проанализировать практику налогового регулирования хозяйствующих субъектов в России.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ……………………………………………………………………...6
1.1 Сущность и значение налогов в системе государственного регулирования…………………………………………………………………….6
1.2 Механизм налогового регулирования деятельности хозяйствующих субъектов в России……………………………………………………………..17
1.3 Ретроспективный анализ теорий налогообложения в России……….23
1.4 Зарубежный опыт налогового регулирования………………………..29
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПРАКТИКИ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ В РОССИИ……….38
2.1 Анализ налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты…………..38
2.2 Налоговая политика Администрации Новгородской области и ее влияние на деятельность хозяйствующих субъектов………………………..47
2.3 Специфика налогового регулирования на местном уровне………....55
2.4 Оценка воздействия налогового регулирования на деятельность хозяйствующих субъектов в РФ………………………………………………64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………75
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...79
Также необходимо отметить, что для характеристики налога нередко употребляют такие термины, как «взнос», «сбор» или «платеж». По данному поводу можно сказать следующее.
Термин «взнос» обозначает «внесенные за что-нибудь деньги (например, членский взнос)». Налог не вносится налогоплательщиком «за что-нибудь». Государство взимает налог «просто так». Кроме того, понятие «взнос» несет в себе оттенок добровольности. Между тем налог - это принудительный платеж.
Понятие «сбор», конечно, несет в себе оттенок обязательности и принудительности. Но в то же время это понятие обозначает собой взимание денег на что-нибудь или за что-нибудь, т. е. имеет целевой характер. Между тем для налога характерна его универсальность. Кроме того, понятие «сбор» означает разовость и эпизодичность, а для налоговых отношений характерна стабильность и длительность.
Термин «платеж» является производным, что вполне очевидно, от слова «плата». В обычном значении термин «плата» означает «денежное вознаграждение, возмещение за что-нибудь». Таким образом, в своем исходном значении термин «платеж» характеризует эквивалентные, товарно-денежные отношения, опосредующие акты Д — Т или Т - Д, где платеж выражает денежный элемент данного отношения. Поскольку налоги выражают собой финансовые отношения, отличающиеся от товарно-денежных отношений тем, что выражают одностороннее движение стоимости в денежной форме, не сопровождающееся встречным движением стоимости в товарной форме, то в своем прямом значении термин «платеж» для характеристики налогов не пригоден. В то же время следует признать, что при характеристике налога этот термин принял уже несколько иной смысл и употребляется в качестве обозначения денежного перечисления, не связанного с каким-либо встречным движением стоимости.
Более точным для обозначения сути налога является термин «изъятие», поскольку он несет в себе признаки, во-первых, принудительности, во-вторых, отчуждения имущества, что как раз и свойственно налогам.
На основании изложенного представляется возможным дать следующее определение налога.
Налог - это принудительное изъятие государством в целях финансового обеспечения своей деятельности денежных средств, принадлежащих на праве собственности организациям и физическим лицам, (А) осуществляемо на основе правового акта, принятого надлежащим государственным органом и в надлежащей форме, (Б) производимое в определенных размерах и в установленном порядке, (В) носящее обязательный, безвозвратный и безвозмездный характер.4
Функция налога — это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.
В условиях развитых рыночных отношений налогам присущи следующие функции: фискальная, регулирующая, стимулирующая, распределительная, контрольная.
На первое место следует поставить регулирующую функцию, без которой в экономике нельзя обойтись. Рыночная экономика в развитых странах - это регулируемая экономика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику в современном мире, не регулируемую государством, невозможно.
Фискальная функция проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. Это основная функция, характерная для всех государств на различных этапах развития. Посредством ее образуется центральный денежный фонд государства. С развитием рыночных отношений значение фискальной функции возрастает.
Фискальная функция налогов, формируя государственные финансовые ресурсы, создает объективные условия для вмешательства государства в экономику и этим обусловливает регулирующую функцию налогов.5
Регулирующая функция налогов призвана решать посредством налоговых механизмов те или иные задачи налоговой политики государства, предполагает влияние системы налогообложения на экономические процессы и тенденции, происходящие в обществе. Посредством налогового механизма (налоговых ставок, системы льгот, отсрочек уплаты налогов и форм предоставления налогового кредита и т.п.) государство может регулировать потребительский спрос, темпы экономического роста, инвестиционную деятельность хозяйствующих субъектов, предпринимательскую активность физических лиц и т.д.
Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:
• регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении «правил игры», т. е. разработке законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано;
• регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном выгодном обществу направлении. Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами — путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народно-хозяйственных программ и т. п.
Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.
Стимулирующая функция налога, органично дополняет регулирующую функцию. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс и социально-экономическую деятельность приоритетных для государства направлений, увеличивает число рабочих мест. Эта функция проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и др.
Распределительная, или, вернее, перераспределительная. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народно-хозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ — научно-технических, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции, капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др. Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции и многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджетных средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.
Осуществляя налоговое регулирование, государство проводит всесторонний анализ экономических систем и осуществляет налоговый контроль.
Следовательно, налоговое регулирование экономики — это объективный, закономерный процесс, осуществляемый государством посредством налоговой политики в целях обеспечения полнейшего поступления налоговых доходов в бюджет, одновременного сохранения финансовой устойчивости хозяйствующих субъектов.6
Поскольку необходимость государственного регулирования экономики все ярче проявилась в XX в., основные теоретические разработки по данной проблеме также появились в это же время. В целом исследования, проведенные по проблеме роли государства в экономике, образуют три основные модели экономического развития:
В каждой из них четко определены место системы государственного регулирования экономики и роль налоговой политики в этом процессе.
Налоговая политика, в рамках которой осуществляется налоговое регулирование экономики, является одной из наиболее острых проблем современного государства, а ее разработка требует решения все более сложных задач. Одна из основных причин этого — интеграция национальных экономик и всемирная конкуренция за инвестиции. В таких условиях при прочих равных факторах некоторое увеличение налогового бремени по сравнению с государствами-конкурентами порождает бегство инвестиций, соответственное уменьшение налогооблагаемой базы и конечное снижение объема средств, мобилизуемых в бюджеты различных уровней. Следовательно, одним из факторов конкурентной борьбы за перераспределение инвестиционных потоков является государственное регулирование экономики и продуманная налоговая политика, как его составляющий элемент.
Реализация общественного назначения категории «налог» происходит посредством налоговой политики государства, которая разрабатывается на базе основных исходных положений теории налогообложения. Эти положения образуют систему принципов налогообложения.
В России проблемами теории налогообложения занимался русский последователь А. Смита Н.И. Тургенев (1789—1871). В своем труде «Опыт теории налогов» (1818 г.) он говорил, что подданные государства, каждый по возможности и соразмерно своему доходу по заранее установленным правилам (сроки платежа, способ взимания), удобным для плательщика, должны давать средства к достижению цели общества или государства.
Исследуя принципы налогообложения, сформулированные А. Смитом, профессор Берлинского университета А. Вагнер (1835—1917) предложил более подробную и усовершенствованную систему принципов налогообложения. При этом он классифицировал их в четыре группы.
1. Финансовые принципы организации налогообложения:
1) достаточность (обеспечение покрытия расходов государства налоговыми поступлениями в данный и последующие периоды);
2) эластичность (подвижность) обложения.
2. Народно-хозяйственные принципы:
3. Этические принципы, принципы справедливости:
4. Административно-технические принципы налогообложения:
9) экономность (максимальное уменьшение издержек, связанных с взиманием налогов).
Принципы налогообложения, предложенные классиками экономической теории и их последователями, совершенствуются и дополняются или сокращаются в соответствии с объективными обстоятельствами, складывающимися в процессе развития экономики, государства и общества.
Наиболее применяемые в настоящее время в налоговых системах экономически развитых стран принципы налогообложения можно классифицировать как экономические, юридические и организационные.
При формировании налоговой системы и разработке НК РФ были учтены перечисленные принципы налогообложения. С 1 января 1992 г. был введен в действие Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», принятый 27 декабря 1991 г. № 2118-1, в котором и были изложены основные принципы налогообложения в РФ, действовавшие до ввода в действие НК РФ. В целях совершенствования налоговой системы в данный Закон постоянно вносились изменения и дополнения, касающиеся в том числе и принципов налогообложения. С введением в действие части 1-й НК РФ с 1 января 1999 г. российская налоговая система действует по принципам, максимально приближенным к принципам организации налоговых систем в странах с высоким уровнем экономического развития.
Системы налогообложения в отдельных странах до сегодняшнего дня отличаются друг от друга. Данное обстоятельство может привести к существенным расхождениям и противоречиям при решении вопросов налогообложения между странами даже в тех случаях, когда при сопоставлении применяется единая методология группировки налогов. Поэтому искажения, возникающие в результате использования при международных сравнениях несопоставимых налоговых классификаций, приводят не только к неверным теоретическим выводам, но и могут быть причиной крупных практических просчетов, что часто имеет место в международных налоговых отношениях.
1.2 Механизмы налогового
регулирования деятельности
Манипулируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни налоги и отменяя другие, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. Удачным примером является способствование развитию малого и среднего бизнеса, всемерная его поддержка.