Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 17:14, дипломная работа
Цель работы оценить опыт налогового регулирования деятельности хозяйствующих субъектов в РФ.
Для достижения указанной цели определены задачи:
1. Проанализировать налоговую нагрузку на хозяйствующие субъекты;
2. Проанализировать практику налогового регулирования хозяйствующих субъектов в России.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ……………………………………………………………………...6
1.1 Сущность и значение налогов в системе государственного регулирования…………………………………………………………………….6
1.2 Механизм налогового регулирования деятельности хозяйствующих субъектов в России……………………………………………………………..17
1.3 Ретроспективный анализ теорий налогообложения в России……….23
1.4 Зарубежный опыт налогового регулирования………………………..29
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПРАКТИКИ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ В РОССИИ……….38
2.1 Анализ налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты…………..38
2.2 Налоговая политика Администрации Новгородской области и ее влияние на деятельность хозяйствующих субъектов………………………..47
2.3 Специфика налогового регулирования на местном уровне………....55
2.4 Оценка воздействия налогового регулирования на деятельность хозяйствующих субъектов в РФ………………………………………………64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………75
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...79
Общий знаменатель, к которому, в соответствии с данным подходом, можно привести сумму всех налогов — прибыль предприятия.
Данная методика представляется действенным средством анализа воздействия прямых налогов на финансовое состояние предприятия, но очевидна недооценка влияния косвенных налогов, НДС и акцизов. Эти налоги оказывают влияние на величину прибыли предприятия, но степень их влияния не так очевидна. Поэтому необходима иная методика.
3. Третий метод количественной оценки налоговой нагрузки на предприятия предложен А.Кадушиным и Н.Михайловой (ОАО "Format - Project Finance"). Налоговое бремя, по их мнению, следует определять как долю отдаваемой государству добавленной стоимости, созданной на отдельном предприятии. По мнению авторов этой методики, добавленная стоимость является источником дохода предприятия и, соответственно, источником уплаты налогов. Таким образом, налог сравнивается с источником уплаты. Этот показатель позволяет "усреднить" оценку налоговой нагрузки для различных типов производств, т.е. обеспечивает сопоставимость налогового бремени для различных экономических структур.
4. Оригинальный подход содержится в работах д.э.н Е.А. Кирова. Он отмечает, что применять выручку от реализации продукции как базу для исчисления налоговой нагрузки на предприятие недостаточно корректно. Прежде всего, предлагается различать абсолютную и относительную нагрузку.11
В расчет абсолютной налоговой нагрузки не включается подоходный налог, предназначенный для перечисления в Пенсионный фонд, поскольку плательщиками этих налогов являются физические лица, а предприятия только перечисляют данные платежи в бюджет.
Косвенные налоги, считает Е.А.Кирова, повышают налоговую нагрузку на предприятия. Реальным носителем их является конечный потребитель производимой продукции. Уплата предприятиями косвенных налогов приводит к увеличению цены продукции и сокращению спроса, отвлечению оборотных средств предприятия.
Формула Е.А. Кировой увеличивает объём налоговых платежей на сумму социальных отчислений, так как они в определённой степени тоже влияют на деятельность организации через её персонал. Знаменатель формулы Е.А. Кировой страдает зависимостью от изменения на сумму уплаченных налогов с бухгалтерской прибыли, (при этом не учитывается другие статьи доходов).
Данный метод Е.А. Кировой полезен при анализе налоговой нагрузки на предприятии с высокой степенью социальных отчислений.
4. Подход М.И.Литвина. Показатель налоговой нагрузки связан с числом налогов и других обязательных платежей, структурой налогов на предприятии, механизмом взимания налогов.
Предлагается наряду с общим показателем налоговой нагрузки использовать частные показатели и рассматривать их соотношение по названным выше группам доходов. Общим показателем для всех налогов М.И. Литвин предлагает использовать добавленную стоимость;
ДС = валовой доход - материальные затраты;
Этот показатель сопоставим с валовым внутренним продуктом, на основе которого исчисляется макроэкономическая нагрузка.
Каждый из рассмотренных подходов по-своему применим, однако прежде чем приступить к отбору методики нужно реально представлять, что для полноценного анализа требуется показатель, который бы увязывал величину налогового бремени предприятий с возможностями её оптимизации.
Далее, для каждой отрасли народного хозяйства необходимо заняться поиском "критической точки" налоговой нагрузки, т.е. разработать отраслевые нормативы предельной налоговой нагрузки, основанные на анализе доли материальных затрат, затрат на оплату труда и амортизации в добавленной стоимости. Нормативы должны иметь максимальные и минимальные значения и применяться в зависимости от бюджетных потребностей, а также приоритетов экономического развития отраслей.
Для отраслей промышленности, сельского хозяйства, финансового сектора необходимо определить уровень нагрузки, которая позволяла бы эффективно развиваться и в то же время обеспечивала бы стабильные поступления доходов в бюджет. Основой для анализа, должен служить обширный фактический материал. Определив пределы нагрузки налогов по отраслям народного хозяйства, можно создать модель оптимального распределения налогового бремени по секторам экономики, учитывая экономическое влияние налогов на темпы развития.
Порядок определения выручки в страховой организации не содержится ни в одном действующем нормативном правовом акте. Он должен быть самостоятельно разработан страховщиком и закреплен в учетной политике или ином документе, регламентирующем проведение финансового анализа. За основу определения состава доходов, входящих в выручку, должны быть приняты нормы ст. 293 Налогового кодекса РФ.
Кроме того, налоговым органом не определен среднестатистический уровень налоговой нагрузки для финансовой деятельности, включая страховую. Поэтому страховщику может быть рекомендовано сопоставить уровень налоговой нагрузки со своими же данными за предыдущие периоды.
Внимание налоговых органов обычно привлекает снижение налоговой нагрузки, хотя объективно это может быть следствием ликвидации отдельных подразделений, отказа от отдельных видов страхования и т.п.
С 2010 года в налоговой системе Российской Федерации произошло ряд значительных изменений, обусловленных необходимостью увеличения доходной базы консолидированного бюджета с целью покрытия существующего объема дефицита и сокращения рисков бюджетной устойчивости, что приводит к увеличению налоговой нагрузки.
Таблица 2.2
Расчетный уровень налоговой нагрузки на экономику
(млрд. рублей)
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 | |
Налоговая нагрузка ВВП %
В т.ч. налоговая нагрузка, не связанная с производством углеводородов |
39,0
29,9 |
35,8
24,8 |
30,7
22,7 |
30,7
22,2 |
33,2
24,7 |
33,5
25,1 |
33,9
25,6 |
Для расчета налоговой нагрузки используются налоговые доходы и таможенные пошлины консолидированного бюджета, а также собственные доходы государственных внебюджетных фондов, включая страховые взносы.
Для оценки налоговой нагрузки, не связанной с производством углеводородов, из расчета налоговой нагрузки исключаются поступления по налогу на добычу полезных ископаемых и вывозные таможенные пошлины.
Впервые за длительный период налоговых преобразований в России будут приняты меры, увеличивающие совокупную налоговую нагрузку. Согласно Основным направлениям бюджетной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов, оценка увеличения доходов федерального бюджета в результате реализации мер составляет: 0,5% ВВП в 2011 г., 0,8% ВВП в 2012 г. и 1,1% в 2013 году.
Основными видами доходов, изменение в обложении которых приводит к росту поступлений в бюджетную систему, являются налог на добычу полезных ископаемых, в частности, на газ природный и нефть, акцизы на спиртовую продукцию, табак, нефтепродукты, а также вывозные таможенные пошлины. Кроме того, будет происходить изменение дивидендной политики государства, направленной на увеличение чистой прибыли предприятий и организаций с участием государства, подлежащей направлению на выплату дивидендов.
Доходную часть федерального бюджета формируют налоговые поступления, сборы и пошлины. Известно также, что налоговое законодательство и таможенно-тарифная политика являются главными инструментами Правительства РФ в управлении экономикой и в обеспечении роста благосостояния населения.
Можно сделать некоторые выводы и обобщения.
1. Удельный вес ЕСН в доходах федерального бюджета составляет 8,01%. Известно, что вклад в ВВП малых предприятий составляет около 12%. Из них 80% занимаются торговлей, 5% - услугами, 15% - производством продукции.
Если Правительство примет решение стимулировать весь малый бизнес и снизит для него ЕСН, например наполовину, т.е. до 13%, то потери федерального бюджета составят 8,01% х 0,12 х 0,5 = 0,48%.
Как видим, для федерального бюджета потери не очень велики. Надо учесть и то, что в федеральный бюджет идет только часть ЕСН - 6 из 26%. Остальная часть идет в фонды: пенсионный, медицинский и социального страхования. Потери этих фондов составят (26% - 6%) х 0,12 х 0,5 = 1,2% из 20%.
С учетом того, что для компенсации потерь возможно использование стабилизационного фонда, составляющего более 30% доходной части федерального бюджета, можно предположить, что от снижения ЕСН для малого бизнеса и тем более для малых производств последствия для федерального бюджета не будут катастрофичными. Одновременно появится реальная надежда, что этот бизнес выйдет из тени и начнет развиваться более интенсивно.
2. Суммарная доля поступлений
налогов в федеральный бюджет
от промышленности без
Если в рамках структурной политики, которая должна быть направлена на обеспечение занятости населения и борьбу с бедностью, поставить задачу роста, например легкой, текстильной и деревообрабатывающей промышленности, и для этого снизить налоговую нагрузку на эти отрасли, поступления в доходную часть бюджета сократятся незначительно, так как сегодня они близки к нулю.
Наиболее значительными мерами в принимаемых налоговых новациях, приводящими к увеличению налоговой нагрузки на экономику страны, являются упразднение с 2010 года ЕСН и реформирование системы страховых взносов. Принятые в 2009 году решения предусматривают увеличение с 1 января 2011 г. ставки социальных взносов с 26% до 34 процентов. Индексация пороговых уровней обеспечит сохранение эффективной ставки взносов, тогда как раньше эффективная ставка год от года последовательно снижалась. Это соответствует дополнительной нагрузке на базу налогообложения около 1% ВВП.
В прогнозный период существенно возрастает роль стимулирующей функции налоговой системы, направленной на развитие инновационного потенциала российской экономики. Это предполагает принятие новых мер по стимулированию инноваций, включающих льготы для предприятий, осуществляющих деятельность в приоритетных отраслях с высокой инновационной составляющей и высоким потенциалом развития, а также установление механизма администрирования расходов на НИОКР.
В среднесрочной перспективе для повышения конкурентоспособности российской экономики и притока инвестиций в несырьевые сектора важно ускорить принятие нормативно-правовых актов по установлению (продлению) переходных положений для организаций, занятых в сфере информационных технологий, для резидентов технико-внедренческих зон, для инновационных компаний, создаваемых при вузах и научных центрах, для средств массовой информации.
По мнению "Деловой России" и Торгово-промышленной палаты РФ, в ближайшие годы необходима активизация налоговой политики государства с целью более эффективного использования регулирующей функции налогов.
Основной целью современной налоговой политики должно стать создание стабильной и ясной налоговой системы РФ, формирование стимулов развития рыночных институтов и механизмов хозяйствования, создание благоприятных условий для повышения эффективности производства, снижение налоговой нагрузки на экономику и бизнес.
2.2 Налоговая политика
Администрации Новгородской
Налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов. В этой деятельности государство опирается на функции, присущие налогам, и использует эти функции для проведения активной налоговой политики.
В общей сложности налоговым законодательством РФ предусматривается 17 налогов разных уровней. Таким образом, являясь центральным элементом налоговой системы сами налоги, несут на себе всю характеризующую информацию о политике государства в сфере налогообложения. Совокупность налогов, их ставки, порядок и уровень предоставления льгот находятся во взаимосвязи с целями и задачами государственного управления при проведении налогового регулирования, являются основой для дальнейшего реформирования налоговой системы России.
При анализе налоговой политики необходимо различать такие понятия, как субъекты налоговой политики, принципы формирования, инструменты, цели и методы.