Направления совершенствования финансовой политики Республику Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 18:47, курсовая работа

Краткое описание

В финансовом механизме проявляется усложнение отношений, если неправильно используются его рычаги и стимулы. К примеру, неприемлемые ставки налогов, многочисленность и громоздкость налогообложения, невыплата дивидендов из-за низкого дохода, введение ограничений в сфере финансовой заинтересованности хозяйствующих субъектов, приводят к отрицанию активной роли финансового механизма в обществе, и наоборот, финансовый механизм становится тормозом. Только объективная экономическая, финансовая, государственная политика, опирающаяся на правовые нормы способны правильно реализовать возможности финансового механизма. Финансовая политика выступает проводником финансового механизма, а финансовое право - основой для выработки действий финансового механизма.

Содержание

Введение.


Теоретические основы финансов……………………………………………….4
Понятие и функции финансов…………………………………………11
Роль и значение финансов в экономике государства………………..16
Анализ и оценка финансового положения Республики Казахстан…………..18
2.1 Основные макроэкономические показатели Республики Казахстан..19
2.2 Темпы роста государственных расходов………………………………22
2.3 Метод сбалансированного бюджета……………………………………24
2.4 Проблема межбюджетных отношении…………………………………34
3. Направления совершенствования финансовой политики Республику Казахстана…………………………………………………………………………43
Заключение………………………………………………………………………..52
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

курсов эля.docx

— 1,002.20 Кб (Скачать файл)

В долгосрочной перспективе  будет продолжена политика достижения размера гарантированного трансферта, равного инвестиционному доходу от управления активами Национального  фонда, что в большей степени  будет отвечать стремлению к росту  экономики за счет ненефтяных доходов и сбережению нефтяных.

В 2008 – 2010 годах темпы  роста государственных расходов предполагаются ниже темпов номинального роста ВВП и составят в среднем 17,6 % и 19,0 % соответственно.

Расходы государственного бюджета  в 2008 году составят – 22,5 % к ВВП, в 2009 году – 21,9 % к ВВП и в 2010 году – 21,8 % к ВВП.

В своём послании Президента Республики Казахстан народу Казахстана «Рост благосостояния граждан Казахстана — главная цель государственной  политики» Н.А. Назарбаев отметил, что со следующего года, впервые  в истории нашей страны, базой  новой системы государственного бюджетного планирования станет 3-летний бюджет. Для этого Правительству  уже в текущем году необходимо разработать новый Бюджетный Кодекс. Надо также форсировать работу по модернизации и совершенствованию системы планирования, повышению эффективности использования средств бюджета и управления государственными активами.

 

2.3 Метод сбалансированного  бюджета.

 

 

      Расходы республиканского бюджета  на текущие бюджетные программы  будут финансироваться за счет  отчислений в республиканский  бюджет от ненефтяной части экономики, а финансирование расходов на бюджетные программы развития осуществляться за счет гарантированного трансферта из Национального фонда. При этом, определенная доля расходной части бюджета может покрываться, в том числе за счет заимствования в рамках установленных ограничений. 
В соответствии с Концепцией Национального фонда Правительство Республики Казахстан будет исходить из необходимости оптимального использования нефтяных доходов, с учетом соблюдения оптимальных пропорций между потреблением и накоплением, создания благоприятных макроэкономических условий для развития несырьевого сектора экономики, сбережения значительной части нефтяных доходов и недопущения истощения Национального фонда, совершенствования механизма формирования и использования средств фонда.

 

По данным Министерства экономики  и бюджетного планирования 1 июля 2006 года была введена новая система  функционирования Национального фонда, в соответствии с Концепцией Национального  фонда. В целях обеспечения оптимального баланса распределения нефтяных поступлений между республиканским  бюджетом и Национальным фондом был  разработан метод сбалансированного  бюджета, при котором доходы нефтяного  сектора будут полностью направляться в Национальный фонд, а доходная часть республиканского бюджета  будет формироваться только за счет не нефтяного сектора (рисунок 7).

Национальный фонд был  создан в 2001 году с целью обеспечения  стабильного социально-экономического развития страны, накопления финансовых средств для будущих поколений, снижения зависимости экономики от воздействия неблагоприятных внешних факторов.

С момента создания Национального  фонда порядка 48 % доходов от нефтяного  сектора направлялись в фонд, и  на конец 2005 года было накоплено активов на сумму порядка 8,1 млрд. долларов США, что составляет 14,5 % к ВВП. В 2007 - 2009 годах прогнозируется сохранение высоких цен на нефть. С одной стороны, это создает стабильные и достаточно благоприятные предпосылки для развития экономики. В то же время в этих условиях повышается «инфляционное давление» на экономику. Для обеспечения макроэкономической стабильности, а также накопления средств в период благоприятной конъюнктуры цен для поддержания финансовых обязательств государства в периоды неблагоприятной конъюнктуры цен и обеспечения будущих поколений будет продолжено аккумулирование части доходов, получаемых вследствие значительного роста мировых цен на нефть, в Национальном фонде.

Основными источниками формирования Национального фонда стали:

- прямые налоги от нефтяного  сектора (за исключением налогов,  зачисляемых в местные бюджеты), к которым относятся корпоративный  подоходный налог, налог на  сверхприбыль, роялти, бонусы, доля  по разделу продукции, рентный  налог на экспортируемую сырую  нефть, газовый конденсат. Прочие  виды налогов, уплачиваемые нефтяным  сектором в соответствии с  налоговым законодательством Республики  Казахстан, подлежат зачислению  в соответствующие бюджеты. При  этом к предприятиям нефтяного  сектора относятся все юридические  лица, занимающиеся добычей и  (или) реализацией сырой нефти  и газового конденсата;

- поступления от приватизации  государственного имущества, находящегося  в республиканской собственности  и относящегося к горнодобывающей  и обрабатывающей отраслям;

- поступления от продажи  земельных участков сельскохозяйственного  назначения;

- инвестиционные доходы  от управления Национальным фондом;

- иные поступления и  доходы, не запрещенные законодательством  Республики Казахстан.

 

Рисунок 7 - Метод  сбалансированного бюджета

 

Расходы республиканского бюджета  на текущие бюджетные программы  будут финансироваться за счет отчислений в республиканский бюджет от не нефтяной части экономики, а финансирование расходов на бюджетные программы  развития осуществляться за счет гарантированного трансферта из Национального фонда. При этом, определенная доля расходной части бюджета может покрываться, в том числе за счет заимствования в рамках установленных ограничений.

Использование нефтяных поступлений  в пределах гарантированного трансферта позволит проводить взвешенную фискальную политику, так как будет виден  «чистый» бюджетный эффект от либерализации  налогового режима, который, как правило, искажен за счет сверх доходов, поступающих  от предприятий нефтяного сектора.

Размер гарантированного трансферта из Национального фонда  будет утверждаться законодательным  актом Республики Казахстан на трехлетний период и останется неизменным в  течение данного периода.

В соответствии с Концепцией Национального фонда Правительство  Республики Казахстан будет исходить из необходимости оптимального использования  нефтяных доходов, с учетом соблюдения оптимальных пропорций между  потреблением и накоплением, создания благоприятных макроэкономических условий для развития несырьевого сектора экономики, сбережения значительной части нефтяных доходов и недопущения истощения Национального фонда, совершенствования механизма формирования и использования средств фонда.

В целях дальнейшего совершенствования  бюджетной системы был принят Закон Республики Казахстан от 5 июля 2006 года «О внесении изменений  и дополнений в некоторые законодательные  акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования бюджетного законодательства Республики Казахстан и деятельности Национального Банка Республики Казахстан».

Основными задачами данного  закона в сфере совершенствования  бюджетного законодательства и в  целом бюджетной системы являются:

- постепенный переход  к достижению сбалансированного  бюджета за счет ненефтяных поступлений.

С целью реализации Концепции  Национального фонда ввелись  новые понятия - «консолидированный бюджет» и «ненефтяной дефицит».

Консолидированный бюджет состоит  из республиканского бюджета, бюджета  области, бюджетов города республиканского значения, столицы, поступлений от предприятий  нефтяного сектора и переводов  их в Национальный фонд.

Ненефтяной дефицит бюджета равен сумме поступлений в бюджет, кроме поступлений из Национального фонда, за вычетом расходов бюджета;

- ужесточение требований  к разработке инвестиционных  проектов (программ).

Инвестиционные проекты (программы) будут включены в перечень приоритетных бюджетных программ (подпрограмм) в случае, если они соответствуют мероприятиям принятых государственных, отраслевых и региональных программ и положений ежегодных посланий Главы государства. Обязательным условием включения в вышеназванный перечень будет наличие положительного заключения отраслевой экспертизы, соответствие их плану мероприятий утвержденных Программ, наличие технико-экономического обоснования с положительным заключением экономической экспертизы;

- соблюдения всеми участниками  бюджетного процесса требований  бюджетного законодательства;

- переход к финансированию  только обоснованных проектов  и недопущение увеличения государственных  расходов. Введены нормы интеграции  задач стратегического и среднесрочного  социально-экономического развития  страны с ежегодным бюджетом  путем формирования перечня бюджетных  программ (подпрограмм) только на  основании установленных государственных  функций, государственных, отраслевых, региональных программ, положений  ежегодного послания Президента страны народу Казахстана. Уточняется и схема формирования перечня приоритетных бюджетных программ (подпрограмм), в том числе приоритетных инвестиционных проектов;

- размер дефицита бюджета  определяется исходя от возможности  правительственного заимствования,  позволяющей обеспечить интеграцию  денежно-кредитной, налогово-бюджетной,  внешнеэкономической и экономической  политики. Такая норма позволит  сдерживать рост государственных  расходов;

- регламентирован механизм  оценки эффективности бюджетных  программ на предмет целесообразности, эффективности, обоснованности и  результативности использования  бюджетных средств на стадиях  разработки бюджетных программ (подпрограмм), бюджетов, реализации и контроля за реализацией бюджетных программ (подпрограмм), а также ряд других существенных изменений.

- наряду с этим вносятся  изменения и дополнения в Кодекс  Республики Казахстан «Об административных  правонарушениях» в части ужесточения  существующих мер и персональной  ответственности государственных  учреждений и их руководителей  путем увеличения размеров налагаемых  штрафов.

 

 

В 2006 году, как и в предыдущие годы, сохранялись достаточно высокие  и устойчивые темпы роста экономики. Причем в 2006 году экономика развивалась  более, ускоренными темпами, чем  в 2005 году (таблица 7).

По оценке Министерства экономики  и бюджетного планирования Республики Казахстан, в 2006 году производство валового внутреннего продукта (ВВП) по сравнению  с 2005 годом увеличилось на 10,6% (рисунок 8).

В 2006 году наблюдалась положительная  динамика во всех сферах экономики. Рост объемов промышленного производства в 2006 году по сравнению с 2005 годом составил 7%. Наиболее ускоренные темпы развития в реальном секторе демонстрировала обрабатывающая промышленность, где рост производства составил 7,3%. Объем производства в горнодобывающей промышленности вырос на 7%. Прирост объема валовой продукции сельского хозяйства в 2006 году к 2005 году составил 7%.

Существенный вклад в  рост экономики внесли строительство  и услуги. За 2006 год объем строительных работ увеличился по сравнению с 2005 годом в 1,2 раза.

Рисунок 9 - Индексы  физического объема промышленной продукции  в 2005 -2006 годы (в % к соответствующему периоду прошлого года)

 

Услуги транспорта в 2006 году возросли по сравнению с 2005 годом  на 5%, услуги связи - на 20,4%.

Объем промышленного производства в январе-декабре 2006 года возрос на 7% по сравнению с соответствующим  периодом 2005 года. В горнодобывающей  промышленности в январе-декабре 2006г. произведено продукции на 3726,9 млрд. тенге, что на 7% выше уровня января-декабря 2005г. за счет увеличения добычи руд  железной агломерированной (на 24,5%), свинцово-цинковой (на 18,2%) и марганцевой (на 13%); окатышей железорудных (на 13,1%); угля каменного (на 11,5%); нефти сырой (на 6,8%); лигнита (на 6,1%); газа природного (естественного) (на 2,8%); конденсата газового (на 0,4%). Вместе с тем, сокращена добыча руд медно-цинковой (на 17,5%), золотосодержащей (на 14,9%), железной неагломерированной (на 8%), хромовой (на 6%) и медной (на 0,8%) (рисунок 20).

В целом по республике в 2006 году добыто 64,8 млн. тонн нефти и  газового конденсата (105,5% - к 2005 году). Экспортировано 57,1 млн. тонн нефти, в т.ч. по нефтепроводу КТК- 24,4 млн. тонн, по нефтепроводу Атырау-Самара - 15,6 млн. тонн в дальнее зарубежье; по нефтепроводу Атасу-Алашанькоу - 2,2 млн. тонн; порт Актау - 9,9 млн. тонн; Оренбург - 2,4 млн. тонн, поставка на ПНХЗ - 3.9 млн. тонн.

Нефтеперерабатывающими  заводами республики в 2006 году переработано 11,7 млн. тонн нефти (104,6% к 2005 году). В  сентябре 2006 года завершена реконструкция  Атырауского нефтеперерабатывающего завода, которая позволила производить автобензин и дизельное топливо, соответствующие современным европейским стандартам ЕВРО-3 по бензину, ЕВРО-4 по дизельному топливу.

Наблюдалась высокая динамика инвестиций в основной капитал. В 2006 году относительно 2005 года объем инвестиций в основной капитал увеличился на 10,6%. Существенно выросли показатели внешней торговли. За январь-декабрь 2006 года экспорт товаров достиг 38,3 млрд.долл. США и увеличился по сравнению с январем-декабрем 2005 года на 37,3%, импорт составил 23,7 млрд.долл. США и возрос на 36,4%. Положительное сальдо торгового баланса составило 14,6 млрд.долл. США.

Уровень инфляции в среднем  за 2006 год сложился на уровне 8,6%, что  на 1,0% превысило среднегодовой показатель 2005 года (7,6%) и незначительно (на 0,1%) - верхнюю границу запланированного на 2006 год коридора 6,9-8,5% в соответствии с прогнозом Среднесрочного плана  социально-экономического развития страны на 2007-2009 годы.

Информация о работе Направления совершенствования финансовой политики Республику Казахстана