Проблемы и перспективы развития казахстанских коммерческих банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 21:35, курсовая работа

Краткое описание

Валютная интервенция — купля (продажа) центральным банком иностранной валюты с целью регулирования динамики валютного курса.
Внешний долг государства — государственная задолженность иностранным гражданам, предприятиям и другим странам.
Экономическая политика – это совокупность различных мер, предпринимаемых правительством с целью достижения конкретных целей экономического развития, представляет с собой сложный общественный механизм.
Бюджетно-финансовая политика – это совокупность экономических и административных мер, предпринимаемых правительством с целью стабилизации и повышения эффективности национальной экономики, с использованием, главным образом, бюджетных и налоговых инструментов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
1.Теоретические аспекты деятельности коммерческих банков …………11
1.1 Экономические предпосылки и история возникновения коммерческих банков…………………………………………………………………………….11
1.2 Основные функции коммерческих банков…………………………………19
1.3 Зарубежный опыт деятельности коммерческих банков…………………..24
2. Особенности функционирования и роль коммерческих банков в развитии экономики Республики Казахстан……………………………….32
2.1 Развитие коммерческих банков в условиях нового экономического курса страны…………………………………………………………………………….32
2.2. Структура инвестиционного портфеля коммерческих банков и проблемы их формирования………………………………………………………………...39
2.3. Оценка эффективности новых операций коммерческих банков (на примере «Kaspi bank» банка)…………………………………………………....51
3. Проблемы и перспективы развития казахстанских коммерческих банков……………………………………………………………………………54
3.1 Причины, факторы и появление банковского кризиса в 2009-2010 годы.54
3.2 Антикризисные меры и государственная поддержка……………………..58
3.3 Посткризисные проблемы и перспективные направления деятельности коммерческих банков……………………………………………………………64

Заключение……………………………………………………………………….85
Использованная литература………………

Вложенные файлы: 1 файл

моя диссертация123.doc

— 633.00 Кб (Скачать файл)

Кроме прямых иностранных  инвестиций и создания совместных предприятий  существуют и другие формы притока иностранного капитала в Республику Казахстан, в том числе и через создание совместных и иностранных банков. В настоящее время такие банки регистрируются в Национальном государственном банке Республики Казахстан. В частности, это – ТЕXАКАВАNК, АЛЬФАБАНК и другие.

«Риск потери национального контроля над банковским сектором, который может произойти, и связанный с этим отток капитала присутствует. Но на практике никаких ограничений на отток капитала у нас нет, валютный режим либерализован, и сейчас неважно, чьи деньги уходят – иностранных инвесторов или местных. Поэтому эта возможность теоретическая. То есть, на законодательном уровне ограничений для нее нет. Тем не менее, есть определенный уровень сопротивления национальной банковской системы. Она сформировалась исторически, мы были свидетелями ее становления, и она не покупалась собственниками за те деньги, которые стоит сейчас. Поэтому уровень сопротивления – продажа банка или удерживание контроля - будет высокий. Переговорные процессы происходят непросто, и не все банки выстроены на продажу», - отметил заместитель главы Нацбанка РК. [66, с. 1]

«Второй момент, который  я хотел подчеркнуть. Мы говорим, что национальный капитал должен оставаться, но механизм для того, чтобы  он заходил в банки, недостаточно прозрачен и отработан. Прежде чем говорить о том, нужны ли иностранные инвесторы Казахстану, необходимо знать, кто владеет банковской системой в Казахстане сейчас. До сих пор проблема прозрачности структуры банков не решена. Я уверен, что существуют различные проблемы, связанные с тем, что банкам надо понять необходимость раскрытия структуры собственников. Тогда будет понятно, что является национальным интересом, а что нет», - заявил Д. Акишев.                [66, с. 4]

В целом практика свидетельствует о том, что все иностранные банки, которые присутствуют в Казахстане, пришли на рынок за своими клиентами и обслуживают узкокорпоративные интересы, поэтому в этих условиях нет гарантии, что приход иностранного капитала будет способствовать диверсификации деятельности этих банков.

Является ли продажа казахстанских банковских активов крупным зарубежным инвесторам наиболее эффективным способом решения проблемы дефицита ликвидности на рынке?

По словам генерального директора независимого рейтингового агентства KzRating Ричарда Хейнсворта, Казахстан доказал, что у него есть хорошая банковская система, которая выдержит проблемы мировых кризисов. «Несмотря на то, что есть определенные риски, все равно регуляторы, государство и сами банки могут выдержать проблемы извне», - сказал он. Тем не менее, эксперт отметил, что проблемы в США не могут не затронуть Казахстан, но это не означает, что инвесторы должны прийти сюда и скупить все, что дешево. «Сейчас кризис есть, но через пару лет он пройдет и придет успех. Но, если мы продадим банки, то никогда не получим их обратно. Поэтому нельзя продавать сейчас то, что необходимо в будущем», - заключил Р. Хейнсворт. [66, с. 1]

Глава представительства  ЗАО «Натиксис Банк» (Франция) Аднан  Мерзоев отметил, что казахстанская система была и на данный момент остается моделью для восточноевропейских банков и, в частности, СНГ. «Не зря западные банки на протяжении долгих лет вкладывали в казахстанскую банковскую систему инвестиции. Я думаю, что сегодня для западных банков наступило время обратить внимание на активы банковской среды Казахстана», - сказал представитель Натиксис Банк. [66, с. 1]

Он привел пример Турции, когда власти этой страны во время  кризиса позволили войти западным банкам. Это установило правильную конкуренцию и ценообразование на рынке. «Западные банки, которые собираются войти на этот рынок, уже в своих структурах и своих странах проработали долгие годы и знают, что такое розница, что такое МСБ, и могут помочь местным банкам.» [66, с. 1]

В свою очередь по Плану совместных действий Правительства, Нацбанка и Агентства финнадзора РК по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009-2010 годы, государство не приобрел контрольный пакет банков. В собственность Фонда «Самрук-Казына» поступит до 25% голосующих акций банков, стоимость которых будет определяться в привязке к котировкам акций на Лондонской и Казахстанской фондовых биржах на 24 октября 2008 года, то есть до того дня, когда было сделано банкам предложение.

Государство не будет  оставаться долгосрочным участником капитализированных банков. По мере ослабления мирового финансового кризиса и открытия доступа к международным рынкам капитала Фонд «Самрук-Казына» будет выходить из состава участников банков на рыночных принципах, но на условии, что цена продажи акций будет не ниже цены приобретения. Акционеры банков получат право на обратный выкуп государственного пакета акций в течение 5 лет.

Фондом «Самрук-Казына»  будут также приняты меры по реструктуризации внешних долгов банков. Банки обладают достаточной ликвидностью, а реструктуризация должна минимизировать риск рефинансирования, связанный с ограниченным доступом к внешнему фондированию. В случае, если работа по реструктуризации внешних долгов не будет иметь должного эффекта и подверженность банков рискам будет угрожать интересам их депозиторов, Агентством по финансовому надзору как крайняя мера может быть проведена принудительная реструктуризация активов и обязательств банков, в рамках процедуры консервации, в соответствии с действующим законодательством.

Создан Фонд стрессовых активов. Деятельность Фонда стрессовых активов будет направлена на улучшение качества кредитных портфелей казахстанских банков. Основным механизмом реализации данной цели станет выкуп сомнительных активов банков и последующее управление ими. В качестве таких активов рассматриваются активы, которые под воздействием макроэкономических, рыночных и других факторов, подвержены существенным рискам (обесценению), в частности займы, предоставленные банками под залог недвижимости и земли.

Выкуп таких займов у  банков даст возможность облегчить  балансы банков от низко ликвидных  активов и заставит банки признать свои убытки.

Приобретение активов  будет осуществляться по балансовой стоимости (учитывающей объем создаваемых  банками провизий) с применением дисконта или иной формой разделения рисков, определяемых Фондом стрессовых активов.

В 2008 году из республиканского бюджета на капитализацию Фонда  стрессовых активов первым траншем  выделено 52 млрд тенге. В 2009 году уставный капитал Фонда будет доведен до 122 млрд тенге за счет средств республиканского бюджета. [66, с. 4]

Предоставлены дополнительные источники ликвидности в целях обеспечения своевременного обслуживания обязательств банков. В частности, Национальным Банком расширен перечень инструментов, принимаемых в качестве обеспечения по операциям репо.

В целях стабилизации ресурсной базы временно свободные  денежные средства национальных компаний, акционерных обществ, государственных  предприятий и юридических лиц  с участием государства в уставном капитале, а также государственных организаций, активы которых находятся под управлением Национального Банка, будут размещены на депозитах отечественных банков.

Усовершенствовано государственное регулирование в финансовом секторе. В рамках пруденциального регулирования Агентством по финансовому надзору будет продолжена работа по снижению уровня внешних обязательств банков и в целом оптового финансирования. При этом действующие и вновь вводимые требования банковского законодательства должны стимулировать банки к формированию диверсифицированной базы фондирования, то есть к финансированию активных операций в большей степени за счет депозитной базы, в частности физических лиц.

Оптимизированы подходы к расчету капитализации банков на основе лучшей международной практики. Будет оптимизирован действующий порядок классификации банковских активов, что предполагает формирование банками дополнительных резервов (провизий) с учетом возможного влияния на активы банков косвенных факторов, в том числе снижение деловой активности в секторах экономики, подверженность к негативным внешним явлениям, ожидаемая волатильность обменных курсов.

Будут усилены требования к системам управления рисками и  внутреннему контролю в банках. В  первую очередь, банки должны будут  существенно переработать подходы к мониторингу риска потери ликвидности, а управление активами и пассивами банков должно моделироваться с учетом наступления стрессовых ситуаций.

Указанные меры будут  применяться к банкам, как на индивидуальной, так и консолидированной основе, а также в рамках банковских конгломератов.

В настоящее время  прорабатываются механизмы функционирования накопительной пенсионной системы в новых условиях.

В целях защиты интересов  вкладчиков пенсионных фондов Правительство  обеспечит сохранность накоплений населения в пенсионной системе, высокий уровень прозрачности для вкладчиков накопительных пенсионных фондов, повысит их информированность и финансовую грамотность.

Все взносы населения  в пенсионные фонды гарантированы  государством с учетом получения по ним дохода на уровне инфляции на момент выплаты пенсионных накоплений. Правительство будет осуществлять постоянный мониторинг выплат гражданам из пенсионных фондов и ежегодно предусматривать в республиканском бюджете необходимые средства для компенсации разницы между размером пенсионных взносов с учетом инфляции и фактическими накоплениями на момента выхода на пенсию.

Для диверсификации инвестиционных портфелей накопительных пенсионных фондов Правительство и Фонд «Самрук- Казына» предпримут меры по привлечению пенсионных активов для финансирования приоритетных инвестиционных проектов, а также обеспечат выпуск созданным Фондом стрессовых активов долговых ценных бумаг с инвестиционным рейтингом.

Вместе с тем  в  реальности на практике  остаются нерешенными  проблемы банков, поскольку они испытывают дефицит ликвидности. Антикризисная программа была принята в ноябре 2008 года. Банки получили деньги только в середине марта 2011 года. Сейчас банки требуют 2% за проведение операции рефинансирования кредитов, кроме этого ужесточаются требования к залоговому обеспечению. Правительство анонсирует о предпринимаемых мерах, но в жизни они реализуются медленно и неэффективно. Понятно, что в банках проходит определенная подготовительная работа. Но возникает много вопросов, на которые пока нет ответов, что подрывает доверие к программе, утвержденной Президентом страны. Пока же малый средний бизнес  (далее – МСБ) не получил реальной поддержки.

В НАП на начало 2008 года было зарегистрировано 189 000 юридических  лиц, из них 120 000 - действующих. Статистика поделена на три группы - зарегистрированные, которые получили свидетельства, действующие - они сдают отчеты, налоговые в том числе, и «пустографки». И третья группа – активные, которые реально работают, выдают зарплату сотрудникам, сдают отчеты, платят налоги. В этой группе сейчас насчитывается 55 000 предприятий. То есть, примерно 25% от общего количества зарегистрированных юридических лиц. [66, с. 1]

 

В последнее время  в среднем каждый месяц примерно 45% предприятий выходят из рядов НАП, потому что приостанавливают свою деятельность. Сегодня многие предприятия распустили своих сотрудников в неоплачиваемые отпуска. Таким образом показать реальную статистику сложно. Не секрет, что на сектор МСБ сильно влияет падение покупательской способности населения. Строительство и сектор недвижимости более всего пострадали от влияния мирового финансового кризиса, что сильно отразилось на МСБ. Ситуация такова, что даже взяв кредиты, предприниматель будет испытывать трудности со сбытом своей продукции и услуг.

«По нашим расчетам объемы бизнеса упали минимум на 50%. На последней пресс-конференции, которую НАП провела в начале марта, было предложено снизить ставки кредита до 5%, приостановить выплаты основного долга в течение двух лет. Банкирам высланы письма о том, что предприниматели после 22 марта будут отказываться выплачивать кредит. У некоторых бизнесменов есть огромные долги, которые они не могут выплатить из-за снижения активных продаж и оборотов. К примеру, в Шымкенте подавляющая часть предпринимателей не платит по кредитам и готова отдать банкирам свой бизнес - парикмахерские, типографии, цеха.» [66, с.3]

В нынешней ситуации необходимо учитывать и тот факт, что банки  испытывают определенные проблемы, связанные  с возвращением денег зарубежным инвесторам. В этих условиях банкиры ужесточили условия по залоговому имуществу. Но залоговое имущество, которое могут предложить бизнесмены, обесценивается на глазах. «Если в прошлом году банкиры требовали, чтобы стоимость залогового имущества в три раза превышала сумму кредита, в этом году - на 60-70% больше той запрашиваемой суммы. Сегодня кредиты под 12,5% - неподъемная ноша для предпринимателей. Безусловно, в период кризиса какой-то процент бизнеса разорится, но государство может помочь уменьшить этот удар. Правительство принимает программы именно в этих целях, но их реализация идет медленно.» [66, с. 4]

 

Возможно, что причина  кроется в несогласованности  между Правительством и банками. Государство перечислило банкам деньги по жестким условиям, при этом не разделяя с ними никаких рисков. Это серьезная проблема для банков, которые также являются коммерческими структурами и должны возмещать свои расходы, получать прибыль. Им в нынешних условиях тоже приходится выживать, поэтому они ужесточают условия, чтобы максимально подстраховаться. Естественно, банки требуют гарантированное залоговое имущество, проверяют кредитные истории, а этим жестким критериям соответствуют все меньше и меньше предприятий. В этом случае государство могло бы совместно с банкирами разделить ответственность. «К примеру, в России риски делятся 50 на 50. Кстати, еще в прошлом году банки не очень охотно шли на сотрудничество с фондом «Даму», потому что опять же государство не участвовало в рисках, и по многим пунктам банкиры не соглашались работать. Сейчас они вынуждены брать эти деньги из-за трудностей с нехваткой своих средств. Во всяком случае, банкиры говорят предпринимателям, что до конца года они получат эти деньги. Такая же ситуация была в прошлом году, когда в конце года банки благополучно отчитались по программе «50 на 50» о кредитовании бизнеса через фонд «Даму» Но кто получил эти средства? Аффилированные с банками структуры или независимые предприниматели? Этот вопрос остается актуальным и сегодня.» [66, с. 4]

Информация о работе Проблемы и перспективы развития казахстанских коммерческих банков