Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2015 в 12:20, дипломная работа
Цель дипломной работы рассмотреть кредитную систему в современных условиях, управление и развитие кредитной системы и кредитной деятельности банка, изучение наиболее практикуемых видов кредитов, стратегии и тактики в области кредитования и разработка практических рекомендаций.
Для достижения цели мной поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретико-методологические особенности кредитной системы
- дать понятие кредиту, его значение и функции
Цель кредитной системы – эффективная реализация стратегии кредитных учреждении в области кредитования путем нахождения оптимального баланса между максимизацией доходности и минимизацией кредитных рисков. Они должны охватывать определенные элементы правового регулирования, совокупность средств, степень допустимого риска, баланс кредитного портфеля и структуру обязательств по срокам.
Кредитная система определяет задачи и приоритеты кредитной деятельности кредитных учреждении, средства и методы их реализации, а также принципы и порядок организации кредитного процесса. Кредитная система создает необходимые предпосылки для эффективной деятельности персонала кредитных подразделении во избежание принятия нерациональных решений. А также она является необходимым условием разработки системы документов, регламентирующих процесс кредитования.
Когда кредитная система сформулирована правильно, четко проводится сверху и хорошо понимается на всех уровнях банковской деятельности, то она позволяет руководителям кредитных подразделений поддерживать правильные стандарты в области кредитов, избегать излишнего риска и верно оценивать возможности развития дела. Разумная кредитная система является основополагающей для правильного управления кредитным делом и риском. По мере того, как государство уходит с финансовых рынков, банкам необходимо самим правильно разрабатывать внутреннюю кредитную политику [14, с.138].
Кредитная система базируется на умении сотрудников кредитной деятельности правильно и обоснованно выбрать сектор экономики, который целесообразно кредитовать в данный момент времени, а также «своего клиента», исходя из его кредитоспособности и других факторов, которые имеют первостепенное значение для банка при решении вопроса о возможности предоставления кредита. Организация кредитования должна обеспечивать безусловный возврат ссуд, целевой характер их использования, стимулирование роста объема производства продукции, удовлетворяющий потребности общества и увеличение доли кредитных вложений, направленных на инвестиционные вложения проекта в перспективные высокоэффективные отрасли. Кредитная система определяется также теми кредитными продуктами, которыми располагает банковская деятельность сегодня или предполагает внедрить завтра. Например, применительно к предприятиям это могут быть краткосрочные кредиты (на пополнение оборотных средств). [14, с.78].
Для успешной работы банка необходима прибыль, поэтому все банки учитывают этот важный фактор при разработке ссудной политики. Банки, которые испытывают острую потребность в прибыли, могут придерживаться более агрессивной ссудной политики. Такая политика предполагает высокую долю срочных ссуд и потребительского кредита, который приносят более высокий процент по сравнению с краткосрочными ссудами торговым и промышленным фирмам.
Способность банков предоставлять ссуды зависит от денежного кредитования фискальной политики. Когда в распоряжении банков предоставляются дополнительные резервы, то они могут придерживаться более либеральной ссудной политики, чем при сдерживании или сокращении роста банковских резервов.
Разработка кредитной системы начинается с нормативно-правовых документов, в которых изложены основные положения, в соответствии с которыми предоставляются кредиты. Успешное управление внутренней кредитной политики требует, чтобы руководство банка сформулировало цели кредитования и определило, насколько эти цели совпадают с общей задачей и стратегическими целями банка. После определения целей кредитования на их основе разрабатывает кредитную политику банка и параллельно стандарты кредитования и кредитные инструкции, позволяющие служащим выполнять необходимые кредитные операции, следуя единой кредитной политике банка.
После анализа рекомендаций и предложений, внесенных экспертами, оценивающих переданные им документы, комитет по кредитной политике (или совет директоров, кредитный комитет) утверждает политику и соответствующие инструкции.
Кредитная система определяет основные направления кредитной деятельности. Кредитная система должна отражать следующие ключевые моменты: организация кредитной деятельности; контроль над кредитованием; приемлемое обеспечение и кредитоспособность; срок погашения ссуды; превышение максимального предела кредитования; компенсационный остаток на счете; обязательство предоставления ссуды; величина ссудного портфеля. Основными элементами кредитной системы являются район деятельности, виды предоставляемых услуг, приемлемое обеспечение и кредитоспособность, срок погашения ссуды, превышение максимального предела кредитования, компенсационный остаток на счет, обязательство предоставить ссуды, величина ссудного портфеля.
Руководство по кредитной системе, призвано обеспечить реализацию стратегических направлений деятельности банковской деятельности в данной сфере. Подготовкой такого документа должен заниматься комитет по кредитной политике, в чью функцию входит контроль за выполнением требований данного документа. В целом, в руководстве по кредитной системе отражаются все этапы кредитного процесса, начиная со сбора, информации и анализа кредитоспособности заемщиков до кредитного анализа и аудита, включая процесс возмещения потерь по ссудам.
Особое внимание и дополнительный контроль в процессе реализации кредитной системы в политике коммерческого банка должно уделяться работе с проблемными ссудами. Сотрудники банка обязаны прежде всего материалами по сигналам раннего предупреждения возможных потерь в будущем и принимать определенные решения по обслуживанию проблемных кредитов в рамках разработанной кредитной политики. Когда же проблемы становятся очевидными и их решение назрело, работники кредитного отдела, опираясь на руководство по кредитной политике, должны наметить пути выхода из кризиса путем реабилитации или ликвидации конкретной ссуды.
Приоритетной задачей банка в управлении кредитным портфелем является повышение банковской рентабельности путем ориентации состава кредитного портфеля в сторону вложений в наиболее привлекательные сегменты кредитного риска и сокращения вложений, приходящихся на наименее привлекательные направления кредитования.
Кредиты банков классифицируются как стандартные сомнительные и безнадежные (рисунок 2) [17, с. 9].
Стандартный кредит – это кредит, срок возврата которого не наступил и качество которого не вызывает сомнений.
Сомнительные кредиты включают в себя следующие:
- субстандартный – несущий
На рисунке 2 представлена классификация кредитного портфеля.
Рисунок 2 - Классификация кредитного портфеля
- неудовлетворительный –
- сомнительный кредит с
Безнадежный кредит – это кредит, длительность просрочки которого превышает 90 дней, начисление процентов прекращается по истечении 90 дней со дня внесения задолженности на счет просроченных ссуд.
Классификация ссудного портфеля банков преследует цель повышения качества и создания резервов (провизий) для покрытия возможных убытков от кредитной деятельности и в целом обеспечивает возможность устойчивого развития банковской системы [17, с.11].
Установление лимитов кредитования – основной способ контроля формирования кредитного портфеля, используемый для уменьшения рисков и улучшения долгосрочной жизнеспособности. Перед тем, как определять лимиты кредитования следует выявить основные факторы риска. Это позволяет банкам избежать критических для сохранения платежеспособности потерь от необдуманной концентрации любого вида риска и диверсифицировать кредитный портфель с целью сокращения концентрации и обеспечения стабильной прибыли.
Лимиты могут устанавливаться в виде нормативов или абсолютных предельных величин. В качестве базы при расчете норматива могут использоваться объем собственного капитала банка или размер кредитного
Процесс кредитного мониторинга должен строится на основе процедуры кредитного анализа и его целью является отслеживание изменения кредитоспособности заемщика и определение того, какие действия необходимо предпринять в случае возникновения проблем. Как только кредит выдан, банк должен последовательно отслеживать его качество с целью убедиться, что не происходит его изменения в худшую сторону. Ключевым моментом данной процедуры является поддержание тесных контактов с клиентом для получения оперативной информации и ее своевременного анализа.
Важнейшими факторами, в соответствии с которыми осуществляется ранжирование кредитов, является состояние отчетности, информация о состоянии дел и счетов клиента, отношения с клиентами, наличие обеспечения.
Важнейшим объектом кредитного мониторинга является сбор достоверной информации, ее регулярный анализ.
Рекомендуется, чтобы в банке один из управленцев высшего звена был персонально ответственен за кредитный мониторинг. Информация, которая предоставляется данному лицу, должна включать: абсолютную величину кредитного риска; величину кредитного риска с учетом обеспечения; первоначальные кредитные рейтинги; экспресс – анализ текущего финансового состояния крупнейших заемщиков; показатели обслуживания задолженности; отчетность о резервировании на случай потерь по кредитам.
Для того, чтобы лимиты кредитного портфеля соответствовали изменениям рыночной ситуации, все ориентиры формирования кредитного портфеля должны регулярно пересматриваться с частотой не реже одного-два раза в год.
Приоритетной в управлении кредитным портфелем является реализация задачи повышения банковской рентабельности. Она достигается путем ориентации состава кредитного портфеля в сторону вложений в наиболее привлекательные сегменты кредитного рынка и сокращения вложений, приходящихся на наименее привлекательные направления кредитования.
Основные направления анализа качества кредита – это снижение кредитного риска по каждой конкретной ссуде и потерь по ссудам на уровне кредитного портфеля банка в целом.
В первом случае речь идет о контроле над предоставлением и использованием кредитов, включая непрерывный процесс отслеживания финансового состояния клиента, его кредитоспособности, направлений использования средств на протяжении всего периода кредитного договора. Во втором – классификация портфеля кредитов по качеству позволяет дифференцировать степень контроля по их различным категориям.
Для банка, уже выдавшего кредит заемщику, предупредительным сигналом неблагополучия служат, например: постоянное превышение лимитов кредитования, нарушение графика погашения, рост теневого оборота, неуплата налогов и тому подобное. Но управление предполагает не только мониторинг, отслеживание происходящих событий, но и принятие необходимых мер по преодолению негативных последствий.
Корректирующие действия банка могут включать: проведение переговоров по реструктуризации кредита – изменению условий погашения долга; снижение уровня задолженности за счет лучшего управления оборотным капиталом; привлечение консультантов; продажа активов; рефинансирование активов; консультации по получения поддержки со стороны государства; получение дополнительного обеспечения; пролонгация кредита [16, с.56].
Все кредиты, которые выдает банк, должны в обязательном порядке быть возвращены. В случае если заемщик не возвращает, то банк имеет право уведомить работодателя заемщика в оптимальных условиях, а в самом экстренном случае ставит на аукцион залоговое имущество.
В заключении первой главы, можно сделать вывод. В Республике Казахстан функционируют 48 банков, всего активы банков на начало 2005 года составили 530 млрд. тенге. Коммерческий банк способен предложить своим клиентам различные операции. Кредитование промышленных, торговых и других предприятий, предоставление ссуд населению, операции с валютой, драгоценными металлами и ценными бумагами.
Доля кредитов выросла с 43,1% до 55,1%. Банковское кредитование предполагает использование привлеченных средств. Данные средства выдаются в виде кредитов на различные нужды: на бесперебойность процессов производства и реализацию продукции; на удовлетворение временной потребности в средствах; на расширение производства и т.д.
Потребительский кредит является одним из распространенных видов банковских операций в развитых странах запада. В США потребительский кредит в 90-х годах превысил сумму 600 млрд.долларов. Потребительское и ипотечное кредитование поддерживает большую часть потребительских расходов населения, 2/3 ВНП США. 1/3 населения имели кредиты на покупку автомобиля. В США в 2005 году была снижена ставка кредита на 2,5% и составила 4%. В Великобритании в обеспечении малых предприятий финансовыми ресурсами играет рынок ценных бумаг. Свыше 20% всех малых предприятий получают кредиты в Корпорации финансирования промышленных и торговых предприятий. В Италии значительное место занимает гос. поддержка малого бизнеса в виде льготного кредитования, расходуются ежегодно около 600 млрд. евро.
Во Франции с 1996 года действует банк развития малых и средних предприятий, банк предлагает беспроцентные ссуды размером до 30 тысяч евро. Действуют налоговые льготы на вложение средств в малый и средний бизнес.
В Германии малым предприятиям ссуды на расширение и реконструкцию, а также на приобретение и создание новых предприятий. По данной программе на первые два года выдается беспроцентный кредит, а в последующие годы – с незначительными процентами. В Японии выделяются бюджетные средства в размере порядка 180 миллиардов иен в год. Кредитование малых предприятий осуществляется по специальным бюджетным счетам.
Цель кредитной системы – эффективная реализация стратегии в области кредитования путем нахождения оптимального баланса между максимизацией доходности и минимизацией кредитных рисков. Она должны охватывать определенные элементы правового регулирования, совокупность средств, степень допустимого риска, баланс кредитного портфеля и структуру обязательств по срокам.
Информация о работе Проблемы кредитования на современном этапе и пути решения