Проблемы кредитования на современном этапе и пути решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2015 в 12:20, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы рассмотреть кредитную систему в современных условиях, управление и развитие кредитной системы и кредитной деятельности банка, изучение наиболее практикуемых видов кредитов, стратегии и тактики в области кредитования и разработка практических рекомендаций.
Для достижения цели мной поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретико-методологические особенности кредитной системы
- дать понятие кредиту, его значение и функции

Вложенные файлы: 1 файл

А. Упр. и разв. Кредитной системы в РК.doc

— 749.50 Кб (Скачать файл)

 

В таблице 10 доля выдаваемых кредитов в национальной валюте, остается на высоком уровне и составляет на 1 декабря 2008 года 75,9, но в 2007 году она составляла 78,5%, то есть в 2007 году было выдано больше кредитов в национальной валюте, чем в декабре 2007 года. Рассматривая погашение кредита, то здесь прослеживается та же цепочка. В декабре 2008 года 62,8%, а в 2007 году 75,1%.

 

Таблица 10 - Дебетовые и кредитовые обороты по ссудам (млн. тенге)*

Отрасль

1/1/2006

1/1/2007

1/1/2008

1/12/2008

Сумма

Уд. вес (%)

Сумма

Уд. вес (%)

Сумма

Уд. вес (%)

Сумма

Уд. вес (%)

Выдано

46 319

100

112 159

100

127 910

100

 12 299

100

в том числе:

- В национальной валюте

31 635

68,3

88 090

78,5

100 792

78,8

     9 335

75,9

- В иностранной валюте

14 683

31,7

24 069

21,5

27 118

21,2

     2 964

24,1

Погашено

37 375

100

96 868

100

104 662

100

 10 200

100

в том числе:

- В национальной валюте 

11 848

31,7

72 689

75,1

85 748

81,9

   6 410

62,8

- В иностранной валюте 

25 526

68,3

24 179

24,9

18 914

18,1

   3 789

37,2


 

В таблице 11 приведена средняя доходность в годовом измерении за последние три года отдельно по портфелю ценных бумаг, кредитному портфелю, прочим доходным активам. Доходность кредитного портфеля – самая высокая, однако за три года наблюдается ее тенденция к снижению (с 14,8% в 2007 году до 13,4% в 2008 году), что отвечает общему положению на рынке Казахстана. Доходность ценных бумаг снизилась за тот же период с 7,5% до 4,9%, что с учетом роста портфеля ценных бумаг банка негативно отражается на его общей доходности. В целом доходность банка снизилась с 13,4% до 9,4%.

 

Таблица 11 - Доходность активов АО «Альянс Банк» (млн. тенге)*

Наименование активов

1/01/2007

1/1/2008

Средний объем

% ставка 

Доход

Средний объем

% ставка

Доход

 Портфель ценных бумаг

2259

8,5

193

19405

6,0

1161

 Кредитный портфель

10396

14,8

1534

42413

14,1

59979

 Прочие доходные   активы

685

1,2

7

2416

2,4

579

 Итого активы

12999

13,4

1735

64236

12,3

7216


 

Реализация стратегии Банка напрямую зависит от роста собственного капитала. На протяжении всего периода деятельности, Банк увеличивал собственный капитал, и в дальнейшем планирует придерживаться той же политики (рисунок 7).


 

млрд. Тенге




 

 

 

 

 

 

 

 

годы




 

Рисунок 7 - Динамика собственного капитала банка*

 

По сравнению с 2006 годом собственный капитал Банка увеличился в 7,8 раза и на 1 декабря 2008 года составил 16 387 842 тыс. тенге.

Обязательства Банка за 2007 год увеличились в 5,2 раза по сравнению с 2006 годом. Обязательства Банка на 1 декабря 2008 года составили 99 545 320 тыс. тенге. Увеличение обязательств Банка явилось результатом депозитной политики, которая направлена на поддержание долгосрочного сотрудничества с клиентами. За текущий год, были разработаны и внедрены

новые депозитные программы с целью привлечения депозитов и удовлетворения потребностей клиентов.

На 1 декабря 2008 года займы АО «Альянс банк» составили 6 512 657 тыс. тенге, из которых:

- займы, полученные от Правительства  Республики Казахстан в сумме     271 245 тыс. тенге.

- займы, полученные от банков  – 6 241 412 тыс. тенге.

Анализ результатов деятельности Банка произведен на основе отчетов независимого аудитора, управленческой отчетности, а также иной аналитической информации[19, с.12].

 

2.2. Кредитная политика АО «Альянс банк» в современных условиях

 

Кредитование является важнейшим направлением деятельности банка. Основу всего процесса кредитования создает кредитная политика, определяющая основные правила, положения и процедуры.

Цель кредитной политики АО «Альянс банк» - это достижение и поддержание банком стандартов кредитной деятельности, закрепленных в нормативных актах Национального Банка Республики Казахстан и основанных на международных стандартах кредитования.

А также, основной целью кредитной политики является поддержание и повышение качества кредитного портфеля банка на основе правильного понимания, разумного принятия и эффективного управления кредитными рисками, то есть нахождение оптимального баланса между максимизацией доходности и минимизацией кредитных рисков.

Роль и назначение кредитной политики - это обеспечение последовательности действий и соблюдение общепринятых правил кредитования.

Кредитная политика - это лишь одна грань широкого спектра политики, проводимой АО «Альянс банк» в своей деятельности. Данная политика определяет объективные стандарты и параметры, которыми должны руководствоваться кредитные работники, отвечающие за предоставление, оформление, управление и возврат кредитов.

Основополагающий принцип АО «Альянс банк» - это максимальное удовлетворение потребностей клиентов в области кредитования с минимизацией рисков. Принятие рисков - основа банковского дела. Любой банк имеет успех тогда, когда принимаемый им риск разумен, контролируется и находится в пределах его возможностей и компетенции.

Разработка кредитной политики представляется особенно важной, когда банку предстоит адаптироваться к сложным и постоянно меняющимся условиям экономики и когда перед ним стоит задача выхода на международный рынок ссудных капиталов, для привлечения дополнительных инвестиций. Активы банка, особенно кредиты должны быть достаточно ликвидными, чтобы покрыть любой отток средств, расходы и убытки и при этом обеспечить приемлемый для акционеров размер прибыли.

Кредитная политика содержит в себе определенные стратегии и тактики АО «Альянс банк» в области кредитных операций. В части стратегии она содержит принципы, цели и приоритеты банка в сфере кредитования, а в части тактики - финансовый и банковский инструментарий, используемый для их реализации.

Кредитная политика АО «Альянс банк» разработана в соответствии с Законом «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан», нормативными правовыми актами Национального Банка Республики Казахстан, собственным Уставом и действующим законодательством Республики Казахстан.[20, 57].

Стратегия банка по вопросам кредитной политики является составной частью стратегического плана и нацелена на постоянное улучшение качества кредитного портфеля, повышения доходности. Банк стремится:

- расширить деятельность на выгодных секторах кредитного рынка;

- развивать и закреплять отношения, нацеленные на долгосрочные взаимовыгодные  связи в зависимости от реальных  перспектив развития предприятий, отрасли и регионов;

- сконцентрировать свой бизнес  на корпоративных клиентах, компаниях  и фирмах среднего и малого бизнеса, частных предпринимателях, имеющих солидные денежные потоки, хорошие финансовые показатели и перспективы.

Основной задачей кредитной политики является эффективное управление рисками. Процесс управления рисками включает в себя: предвидение рисков, определение их вероятных размеров и последствий, разработка мероприятий по предупреждению и минимизации рисков и связанных с ними потерь.

В основе банковского управления рисками лежат следующие принципы:

- прогнозирование возможных источников убытков банка, в том числе и от невозврата кредита, или сложной ситуации у заемщика, способной снизить его платежеспособность;

- ответственность руководителей  кредитных подразделений филиалов  и Головного офиса и их кредитных  специалистов, четкость политики механизмов управления рисками;

- координация и контроль рисков  по всем подразделениям и службам  системы банка и четкий мониторинг  за соблюдением процедур управления  рисками.

Особое значение для банка имеет управление кредитными рисками - риском возможного невыполнения заемщиком обязательств по возврату кредита, вознаграждения, а также обязательств по гарантийным письмам, овердрафтам и аккредитивам. Кредитный риск находится в основе взаимоотношений между банком и заемщиком по договору займа (гарантии, аккредитива), поэтому он зависит как от заемщика, так и от банка.

Основным фактором, определяющим степень кредитного риска, является кредитоспособность заемщика, а также факторы, определяющие качество работы самого банка в части организации кредитного процесса. Существенное влияние на степень кредитных рисков оказывает концентрация и диверсификация кредитного портфеля. [21, с.7]

Концентрация кредитного портфеля - это сосредоточение основной массы кредитных вложений на незначительном количестве объектов, что связано с огромной концентрацией рисков (потери по одному- двум кредитам могут привести к резкому ухудшению качества или разрушению всего кредитного портфеля в целом). Цель банка в таких условиях - снизить риски, связанные с избыточной концентрацией кредитов, посредством диверсификации кредитного портфеля. Диверсификация кредитного портфеля означает распределение ссуд между широким кругом заемщиков из различных географических районов и различных отраслей, выдачу меньшими суммами большему количеству заемщиков, использование различных видов обеспечения. Диверсификация повышает качество кредитного портфеля, понижает общий уровень риска, но она требует профессионального управления и хорошего знания рынка [22, с.12].

Лимиты кредитования и полномочия структурных подразделений.

Для снижения кредитных рисков и эффективного управления кредитным портфелем банка устанавливаются лимиты самостоятельного кредитования (рисунок 7).

Основными лимитами кредитования, устанавливаемыми для филиалов, являются: лимит на одного заемщика, лимит по срокам выдач, лимит по видам валют кредитования: KZT, USD, KZT/USD, лимит по потребительским ссудам работникам Банка.

Лимиты кредитования для филиалов устанавливаются исходя из следующих критериев:

    1. профессиональный уровень персонала, участвующего в кредитном процессе, его способность оценить клиента и принимать правильные решения по выдаче кредитов;
    2. количество одобренных филиалом кредитных заявок, средние суммы и сроки выдаваемых кредитов, их виды, качество и глубина анализа кредитных заявок;
    3. наличие корпоративных клиентов;
    4. качество и тенденции в состоянии ссудного портфеля;
    5. эффективность проводимой филиалом работы по взысканию проблемных кредитов;
    6. соблюдение действующей кредитной политики, ее положений, процедур [5, с.65-67].

 

 


 

 


 

 

Информация о работе Проблемы кредитования на современном этапе и пути решения