Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 20:46, дипломная работа
целью дипломного проекта является рассмотрение всех вопросов, связанных с проектным финансированием, практикой его реализации в РФ. Для достижения указанной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
1. Подробно рассмотреть понятие и основные характеристики проектного финансирования.
2. Проанализировать особенности построения финансовой модели инвестиционного проекта.
3. Раскрыть сущность проектных рисков.
4. Оценить возможности использования проектного финансирования в РФ.
5. Провести анализ российской практики проектного финансирования.
6. Провести оценку особенностей проектного финансирования в условиях кризиса.
7. Оценить проблемы развития проектного финансирования в РФ и предложить пути их решения.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проектного финансирования 6
1.1. Порядок и задачи проектного финансирования 6
1.2. Проектный анализ и оценка эффективности инвестиционных проектов 19
1.3. Проектные риски и способы их снижения 30
Глава 2. Анализ развития проектного финансирования 34
2.1 Мировой опыт и возможности использования в РФ 34
2.2 Анализ российской практики проектного финансирования 43
2.3 Анализ финансирования инвестиционного проекта конкретного российского предприятия 55
Глава 3. Проблемы развития проектного финансирования и пути их решения 76
3.1 Проектное финансирование в условиях кризиса 76
3.2 Проблемы развития проектного финансирования в РФ 80
Заключение 91
Список использованной литературы 93
Тб = Пост расходы / (Цена 1 изделия - Переменные затраты на 1 изделие)
Значение точки безубыточности для 3 квартала рассчитанное по формуле равно 5,6 изделий.
На рисунке 12 показан график иллюстрирующий определение точки безубыточности для 3 квартала.
Рис. 12. - Определение точки безубыточности
Выходные показатели проекта могут существенно измениться при неблагоприятном изменении (отклонении от проектных) некоторых параметров. Рекомендуется проверять реализуемость и оценивать эффективность проекта в зависимости от изменения следующих параметров:
Проект считается устойчивым по
отношению к возможным
Если при каком-либо из рассмотренных сценариев хотя бы одно из указанных условий не выполняется, рекомендуется провести более детальный анализ пределов возможных колебаний соответствующего параметра и при возможности уточнить верхние границы этих колебаний.
Для данного проекта был приняты следующие пессимистические варианты:
Для каждого из этих параметров был произведен расчет NPV. Динамика NPV при 10% неблагоприятных воздействиях показана на рисунке 13.
Рис. 13 - Динамика NPV при 10% неблагоприятных воздействиях
Значение NPV при 10% неблагоприятных воздействиях показано на рисунке 14.
Рис. 14 - Значение NPV при 10% неблагоприятных воздействиях
Результаты изменение NPV в результате реализации пессимистических вариантов сведены в таблицу 2.15. Наибольшее влияние на значение NPV оказывает цена изделия.
Таблица 2.15 – Изменение NPV при неблагоприятных воздействиях
Оценка устойчивости может производиться также путем определения предельных значений параметров проекта, т.е. таких их значений, при которых интегральный коммерческий эффект становится равным нулю. Предельное негативное значение анализируемого показателя, при котором сохраняется экономическая целесообразность реализации проекта, определяем, решая следующее уравнение:
NPV= =0;
Проверим устойчивость инновационного проекта относительно следующих факторов: уровня цен продукцию, объемов сбыта, стоимости сырья и комплектующих, накладных издержек, первоначальных капитальных затрат. Результаты приведены в таблице 2.16.
Определим уровень устойчивости и чувствительности инновационного проекта как относительное отклонение в процентах:
МОD (Х-х) / Х*100%,
Х - исходное значение показателя;
х- предельного негативного
Проведенный анализ устойчивости инновационного проекта к неблагоприятным внешним воздействием показал, что проект имеет положительное NPV при всех неблагоприятных внешних воздействиях, что говорит о его приемлемости.
Таблица 2.16 Анализ чувствительности и устойчивости проекта
Рис.15 - Предельные значения параметров проекта
Из анализа таблиц можно сделать вывод, что наибольшее влияние на NPV оказывают цена.
Таблица 2.17 Интегральные показатели эффективности проекта
Анализ интегральных показателей экономической эффективности проекта (табл.2.17) характеризует его как приемлемый для реализации.
В условиях кризиса традиционные формы кредитования и инвестирования не способны в полной мере обеспечить необходимую финансовую базу. Приоритетной формой субсидирования крупных долгосрочных проектов становится банковское проектное финансирование. Однако и оно сегодня испытывает на себе влияние глобального кризиса.
В год, непосредственно следующий за пиком кризиса, объемы проектного финансирования значительно сокращаются по сравнению с предыдущим годом. Так было и в 1998 г., и в 2002 г.. Объемы банковского проектного финансирования за I квартал 2009 г. только подтверждают эту тенденцию: глобальное проектное финансирование сократилось до уровня 2003 г. Всего в I квартале 2009 г. было проведено 69 сделок на сумму 19,4 млрд долл., что отражает падение инвестиционной активности на 69,8% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г., когда объем банковского проектного финансирования составлял 64,3 млрд долл.
Налицо пролонгированный колебательный эффект воздействия мировых кризисов на объемы сделок проектного финансирования. Рынки традиционного кредитования одними из первых ощущают влияние экономической нестабильности. Рынок проектного финансирования, как наиболее консервативный и стабильный инвестиционный инструмент, показывает устойчивость при первых признаках нездоровья экономики, однако в долгосрочном периоде и на нем отражаются экономические коллапсы.
Распределение мирового банковского проектного финансирования
В 2008 г. на мировом рынке банковского проектного финансирования наблюдался рост на 10,5% по сравнению с 2007 г., а в I квартале 2009 г. - устойчивое снижение. Вырос объем лишь тех проектов, которые реализуются в энергетике, - они составляют 35,9% в общем объеме. Эта тенденция обусловлена бурным развитием переходных и развивающихся экономик. Второе место по рыночной доле в общем объеме мирового проектного финансирования занимает транспорт - 21,9%, далее идет нефтегазовая отрасль -15,3%.
В Юго-Восточной Азии в 2008 г. объем проектного финансирования увеличился на 49% по сравнению с 2007 г. Лидером по темпам роста (в 12,8 раза) стал Сингапур. Этот скачок обусловлен финансированием Marina Bay Sands - крупнейшего проекта года в Юго-Восточной Азии. Абсолютным лидером проектного финансирования в этом регионе являлась Австралия. Второе место занимала Индия. Но в целом за I квартал 2009 г. в Юго-Восточной Азии наблюдалось уменьшение объема проектного финансирования на 76,3% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г.
В странах Европы и Ближнего Востока по итогам 2008 г. объем проектного финансирования вырос на 3%. Однако в I квартале 2009 г. этот рынок и здесь продемонстрировал падение на 64,1% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. Европейско-ближневосточное банковское проектное финансирование составляет в настоящее время 55% мирового объема. В частности, российский проект "Сахалин" стал крупнейшим проектом 2008 г. и восьмым по величине за всю историю проектного финансирования.
В Южной и Северной Америке доля энергетических проектов также велика - 47,4%. Но общий объем банковского проектного финансирования на американском континенте в 2008 г. снизился на 7,6% по сравнению с предыдущим годом. В I квартале 2009 г. эта тенденция закрепилась. Падение объема составило 77,8% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г.
Таким образом, нынешний мировой кризис, зародившийся в США, инфицировал прежде всего собственную банковскую инфраструктуру проектного финансирования. В 2009 г. эта "инфекция" уже коснулась других стран.
Можно прогнозировать сокращение объема мирового банковского проектного финансирования по итогам 2009 г. Если меры правительств по борьбе с последствиями финансового кризиса не будут адекватными, объем данного рынка к концу года может достичь отметки 1998-го и 2002 г. - 60 млрд долл., т.е. уменьшится приблизительно в 4 раза по сравнению с 2008 г.
Одна из форм проектного финансирования - синдицированный (консорциальный) кредит. Ведущими международными финансовыми институтами, предоставляющими синдицированные кредиты, являются Международная финансовая корпорация, Азиатский банк развития, Европейский банк реконструкции и развития. В 2008 г. объем такого кредитования в мире снизился на 44%, составив лишь 2,6 трлн долл. (по сравнению с 4,6 трлн в 2007 г.). Причем около 30% синдицированных кредитов уже в IV квартале минувшего года использовалось для рефинансирования долга. Рынок еще держится на прибыльных энергетических проектах - 22,1% общего объема синдицированного кредитования. Ведущими инвесторами, оставшимися на плаву в 2008 г., были JP Morgan и Citibank.
В Японии рынок синдицированного кредитования продемонстрировал рост на 35,8%, достигнув 282,9 млрд долл. В США, на которых приходится основная доля -45%, объем синдицированного кредитования, снизился на 50,2, в Европе - на 49,8, в Азии - на 23,1%. Мировое сообщество предпринимает беспрецедентные шаги, чтобы смягчить последствия финансового кризиса. Глобальные программы стимулирования экономического развития создают новые возможности для проектного финансирования энергетических и инфраструктурных проектов во все более сложных для инвестиций условиях.
План возрождения экономики ЕС стоимостью 200 млрд евро поддержит и инвестиционные проекты 2009-2010 гг. В то же время государства - члены ЕС, включая Великобританию, Германию и Францию, разрабатывают собственные финансовые планы. В США новая администрация, выделяя в качестве стимулирующей программы 789 млрд долл., планирует масштабные инвестиции в энергетику, социальную и транспортную инфраструктуры. В Канаде правительство предполагает инвестировать в экономику страны 7 млрд канадских долларов, Австралия планирует влить в свою экономическую инфраструктуру 28 млрд австралийских долларов. Вопрос лишь в том, сколько инвестиций из заявленных сумм действительно попадет в реальный сектор экономик.
В условиях кризиса важна тщательная проработка ключевых проблем проектного финансирования.
Во-первых, это объем и механизмы финансирования энергетических и инфраструктурных проектов.
В настоящее время финансирование необходимо осуществлять в двух основных направлениях: энергетика и инфраструктурные проекты для поддержания занятости населения. Их реализация поможет решить проблемы энергетического дефицита для экономики и стабилизирует рынок труда. При этом требуется тщательная проработка механизма финансирования как экономически окупаемых энергетических проектов, так и не окупаемых, но социально значимых.
Во-вторых, взаимодействие государственных и частных структур в процессе реализации существующих и инициации новых проектов. На протяжении 20-30 последних лет это взаимодействие проходит в рамках государственно-частных партнерств. Но в связи с финансовым кризисом возможно сокращение схем таких государственно-частных партнерств и даже отказ от некоторых из них.
В-третьих, речь идет о доле частного сектора в проектном финансировании и реализации проектов. В 1980-х гг. частный капитал участвовал в финансировании по следующим причинам: ограниченность государственных ресурсов, необходимость модернизации и замены старых инфраструктурных объектов, финансовая потребность в сокращении госдолга и т.д. А в условиях финансового кризиса ситуация меняется коренным образом. Теперь государство в рамках государственно-частных партнерств обеспечивает частный сектор необходимыми рабочими местами, долевым финансированием инвестиционных проектов и своими гарантиями. Традиционно доля частного сектора в финансировании инвестиционных проектов составляет около 30%. В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению роли государства. Эта тенденция просматривается, в частности, в росте государственных гарантий.
В-четвертых, важно формирование механизма стимулирования и гарантирования для инвесторов и собственников. Политика стимулирования и гарантирования для инвесторов и собственников в развитых и развивающихся странах различается весьма существенно. В практике стимулирования инвесторов в промышленно развитых странах преобладают финансовые средства, а в развивающихся государствах и странах с переходной экономикой - фискальные и налоговые. Чаще всего используются льготные таможенные пошлины на импортируемое промышленное оборудование (что в развитых странах малоэффективно в силу невысоких пошлин на большинство видов оборудования), уменьшение ставок корпоративного налога на прибыль и предоставление налоговых каникул.
Особое значение в механизме стимулирования и гарантирования для инвесторов и собственников имеют свободные экономические зоны, создающие льготные условия для привлечения инвестиций.
Ниже представлены в обобщенном виде некоторые проблемы проектного финансирования и возможные пути их решения исходя из примеров проектного финансирования в РФ, проанализированных в предыдущей главе.
1. Совершенствование налогового законодательства. Учитывая отрицательный опыт многих компаний в связи с существующим налоговым законодательством, России жизненно необходим всеобъемлющий, четкий и справедливый Налоговый Кодекс. В частности, в нем должны быть сохранены условия налогообложения, предусмотренные в Законе о внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений, вытекающих из “Закона о СРП”, включая стабилизационную оговорку, применимую к СРП.
2. Обеспечение сделок. Необходимо создать централизованные залоговые реестры, которые будут регистрировать очередность (по дате подачи документов) прав кредиторов на вступление во владение движимым и недвижимым имуществом, предложенным в качестве обеспечения, данные о сторонах, получивших обеспечение, и суммы, по которым обеспечение предусмотрено. В отношении проектов разработки запасов континентального шельфа требуется уточнить статус буровых вышек, подводных трубопроводов и другого шельфового оборудования и создать необходимые залоговые реестры. Что касается недвижимого имущества, то 1,5% за нотаризацию залога являются непомерно высокой платой, которая должна быть заменена на меньшую и фиксированную сумму, которая не должна зависеть от суммы залога. Ошибочное решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 1996 г., запрещающее залог банковских счетов, должно быть отменено. Механизм принудительного исполнения прав кредиторов на вступление во владение движимым и недвижимым имуществом, предложенным в качестве обеспечения, должен быть более строгим и простым. В частности, сторонам должна быть предоставлена свобода договариваться о несудебном лишении права выкупа заложенного имущества по всем типам залога.
Информация о работе Проектное финансирование: мировой опыт и российская практика