Пути совершенствования финансирования культурно-досуговых учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2015 в 12:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы
Рассмотреть источники финансирования исследуемой организации, выработать пути совершенствования финансирования МУК «Мемориальный музей-усадьба академика И.П.Павлова» г. Рязани.
Задачи:
Выявить сущность социально-культурной и досуговой деятельности;
Рассмотреть источники финансирования исследуемой организации, выработать пути совершенствования финансирования МУК «Мемориальный музей-усадьба академика И.П.Павлова» г. Рязани.

Содержание

Введение 2
Глава 1. особенности финансирования социально-культурной деятельности 8
1.1.Сущность культурно-досуговой деятельности 8
1.2.Источники финансирования культурно-досуговых учреждений 14
Глава 2. Анализ организации культурно-досуговой деятельности в г.Рязани 28
2.1.Опыт оказания социально-культурных услуг на примере досуговых учреждений Рязанской области 28
2.2.Анализ деятельности МУК «Мемориальный музей-усадьба академика И.П.Павлова» 35
Глава 3. Пути совершенствования финансирования культурно-досуговых учреждений 40
3.1.Реализация платных услуг в культурно-досуговых учреждениях 40
3.2.Коммерческая деятельность в сфере культуры и ее нормативная база 45
3.3.Пути выхода музеев из финансового кризиса 48
Заключение 60
Список использованной литературы 66

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ_финансирование_музеев.doc

— 341.50 Кб (Скачать файл)

 

1.2.3.Коммерческая  деятельность в сфере культуры

 

В структуре современной социально-культурной сферы наряду с государственными учреждениями, все более значительное место начинает занимать коммерческий (частный) сектор. У него есть свои преимущества, и связаны они с тем, что в условиях рыночных отношений частные фирмы более оперативно и гибко реагируют на конъюнктуру рынка досугового спроса, своевременно и чутко улавливают колебания в смене досуговых приоритетов, умеют безошибочно находить экономически выгодные «ниши» в постоянно меняющейся социокультурной реальности.24

Коммерческий сектор в еще большей степени, чем сфера платных услуг государственных учреждений, способен учесть самые полярные вкусы и потребности, обеспечить запросы различных категорий населения, порой с несопоставимым уровнем доходов. При этом, как правило, он ориентирован на интересы наиболее зажиточных, и в первую очередь предпринимательских кругов потребительской аудитории.

Наиболее прибыльными в сфере досугового бизнеса являются такие коммерческие предприятия, как ночные клубы-казино, клубы с гимнастическим и атлетическим оборудованием, клубы лечебно-профилактического характера с бассейнами, саунами, теннисными кортами, массажными и косметическими кабинетами, а также учебные центры восточных единоборств, бодибилдинга, шейпинга и др.

Другим приоритетным направлением в деятельности коммерческих клубов является разнообразная индустрия массового досуга и развлечений. В ней множество направлений: шоу-бизнес, финансирование популярных рок-ансамблей и исполнителей, шоу-продюсерство, проведение различных коммерческих фестивалей, конкурсов, праздников, создание специализированных концертных и спортивно-зрелищных комплексов, видеосалонов, дискотек, производство и прокат фонограмм, компакт-дисков, видеокассет и т.п.25

Широкое распространение получили в последнее время всевозможные конкурсы красоты, парады мод, круизы и т.п.

Сильной стороной коммерческого сектора является его предприимчивость, инициатива, ориентация на спрос и конъюнктуру рынка.

Вместе с тем нельзя не заметить, что многие виды коммерческой досуговой продукции формируют пассивного потребителя зрелищ, никак не ориентированы на задачу возвышения культурных потребностей населения, а скорее напротив - несут в себе нередко элементы антикультуры, низкого вкуса, заниженных нравственно-эстетических критериев; шаблоны западной моды и «индустрии развлечений» навязываются зачастую в ущерб богатейшим национальным традициям. Об этих последствиях коммерциализации культуры нельзя забывать.

Коммерческая деятельность ведется также в государственных и муниципальных учреждениях культуры. Она регламентируется статьей «Основ законодательства РФ о культуре» (ст.47). в ней записано, что государственные и муниципальные учреждения культуры имеют право вести предпринимательскую деятельность по следующим направлениям:

  • реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества для целей, не связанных с культурной деятельностью;
  • торговля покупными товарами, оборудованием;
  • оказание посреднических услуг;
  • долевое участие в деятельности коммерческих предприятий, учреждений и фирм;
  • приобретение ценных бумаг и получение доходов по ним;
  • осуществление приносящих доход не предусмотренных уставом операций, работ, услуг.

В законе сказано, что деятельность некоммерческих организаций культуры по реализации предусмотренной уставом продукции, работ, услуг относится к предпринимательской в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не инвестируется непосредственно в данной организации на нужды обеспечения, развития и совершенствования основной уставной деятельности. При этом подчеркивается, что в своей предпринимательской деятельности организации культуры приравниваются к предприятию и подпадают под действие законодательства РФ о предприятиях и предпринимательской деятельности.

Коммерческая деятельность государственных и муниципальных учреждений культуры, особенно в сфере их уставных задач, связанны с социально-культурным профилем деятельности, имеет общественно-необходимый характер, существенно обогащает многообразный спектр инфраструктуры рынка культурных услуг, укрепляет экономические основы культурной отрасли.

В последнее время появляются новые формы сотрудничества государственных и коммерческих предприятий: объединение материально-финансовых средств для восстановления храмов, историко-художественных памятников, организация совместных благотворительных акций для воспитанников детских домов и интернатов, инвалидов, пенсионеров, многодетных семей. Такое сотрудничество, несомненно, заслуживает всяческой общественной поддержки.

 

1.2.4.Спонсорство  и меценатство и другие источники финансирования социально-культурной сферы

 

По мнению многих специалистов, рост альтернативных источников финансирования социально-культурной сферы может быть обеспечен прежде всего за счет развития меценатства и спонсорства, получившего широкое распространение за рубежом. 26

Меценатство - альтруистическая, как правило, «разовая», не рассчитанная на отдачу финансовая или иная материальная помощь, оказываемая в гуманитарных целях. Меценатство в истории русской культуры имеет давние традиции. Достаточно назвать хотя бы знаменитого русского мецената П.М.Третьякова, именем которого названа Третьяковская картинная галерея - одно из лучших собраний отечественной и мировой живописи. 27

Спонсорство - вид финансовой поддержки культурных нужд, рассчитанный на получение косвенного эффекта от сделанных вложений (создание положительного «имиджа» фирмы, получение налоговых льгот, приобретение благоприятных условий для размещения рекламы и т.д.). В отличии от меценатства спонсорство в отечественной практике начало развиваться совсем недавно, с переходом к рыночным отношениям. Сегодня практически каждый крупный культурный проект может состоятся лишь при активной спонсорской поддержке. В качестве спонсоров выступают коммерческие фирмы, крупные промышленные и аграрные предприятия, банки.

Основные формы частного финансирования следующие: патронаж корпораций, индивидуальные пожертвования и деловое (коммерческое) финансирование. В первых двух случаях финансирование происходит в виде частных даров без непосредственного расчета на получение взамен прямых или косвенных выгод. При деловом финансировании средства выделяются только при условии получения от субсидируемых учреждений каких-либо определенных услуг, связанных обычно с рекламой, маркетингом и т.д. Распространена также и косвенная поддержка социальной сферы (предоставление помещений, оборудования и т.д.), весьма значительная в денежном выражении.28

Как отмечают представители большого бизнеса, при субсидировании социально-культурной сферы они исходят прежде всего из потребностей собственных компаний, то есть финансируются те виды деятельности, которые прямо или косвенно отвечают их интересам. По данным специально проведенного исследования, 40 % опрошенных фирм в качестве основного мотива отметили “паблисити”, 30 % - рекламу и 30 % - социальную ответственность корпораций. 29

На деле вложения в социальную сферу, осуществляемые предприятиями, - форма частного косвенного государственного финансирования данной сферы. В условиях льготного налогообложения владельцы теряют намного меньше средств, чем номинально вкладывают. Поэтому в странах с прогрессивным налогообложением прибыли именно крупным фирмам особенно выгодно тратить деньги на благотворительность. Фактические затраты небольшие, а эффект велик. Справедливости ради следует отметить, что при этом выигрывает не только фирма, но и государство в целом, поскольку недополучение налогов меньше объема средств, направленных на социальные нужды. Кроме того, государство избавляется от забот, связанных с распределением средств и контролем за их использованием.

Каковы же реальные возможности российских предприятий в этой сфере?

Промышленное меценатство как явление предусмотрено в отечественной налоговой системе. При этом созданы определенные льготы для предприятий, имеющих собственные учреждения социальной сферы. В то же время общий объем благотворительных отчислений ограничен (в настоящее время он не должен превышать 5 % от налогооблагаемой прибыли). В 1997 году прибыль предприятий на территории Российской Федерации составила 4,89 трлн. руб., следовательно максимально возможная сумма на благотворительные цели - 97,8 млрд. руб. Таким образом, промышленное меценатство не может существенно улучшить финансовое положение социальной сферы без значительного расширения предоставляемых меценатам льгот, другими словами, без помощи государства.30

Вместе с тем в России еще сохраняется, имеющая место на Западе лишь в немногочисленных крупных компаниях, система ведомственных объектов социально-культурной сферы. Затраты на содержание объектов социальной сферы, находящихся на балансе предприятий, составил в 1997 году около 700 млрд. руб., или около 15 % прибыли. Эти расходы по своему размеру сравнимы с государственными издержками на аналогичные цели. Поэтому для того, чтобы ослабить давление на бюджет при сохранении существующего уровня социальной защищенности граждан (включая доступность социально-культурных услуг), необходимо срочно разработать систему мер по поддержанию ведомственной сети социальной сферы в условиях массовой приватизации.31

В декабре 1992 года Верховным Советом Российской Федерации установлен новый налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы в размере 1,5 % от объема реализованной продукции (работ, услуг), произведенной юридическими лицами, расположенными на территории Российской Федерации. Вместе с тем в нынешних российских условиях, когда почти все предприятия - на картотеке, а свободные средства имеются в основном у коммерческих банков и кредитных учреждений, имеет смысл предусмотреть механизм специального их налогообложения в пользу социально-культурной сферы. 32

В период становления рыночной экономики в России не следует ожидать, что предприятия, тем более частные, будут безвозмездно и бескорыстно тратить деньги на социальную сферу. Такие случаи, конечно, возможны, но не как правило, а как исключение. Несмотря на систему льгот для меценатов, говорить о меценатских вложениях как об альтернативном государственному источнике поддержки социально-культурной сферы в России вряд ли возможно.

 

ГЛАВА 2.АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В Г.РЯЗАНИ

 

2.1.Опыт  оказания социально-культурных услуг  на примере досуговых учреждений  Рязанской области

 

В трудном положении оказались представители культуры, обретшие свободу творчества, но потерявшие поддержку со стороны государства, что привело к резкому социальному расслоению в профессиональной среде и сокращению объемов деятельности учреждений культуры и искусства, вытеснению бесплатных форм культурной работы. Театры, музыкальные коллективы, киностудии и государственные телекомпании сократили постановку новых спектаклей, фильмов и программ. К минимуму сведены возможности библиотек, архивов, музеев пополнять свои фонды новыми изданиями, приобретать архивные документы, музейные экспонаты. Ухудшилось техническое оснащение учреждений культуры, искусства, кинематографии, архивов. Учебные заведения культуры и искусства находятся на «голодном пайке». Под угрозой разрушения и полной утраты оказались многие памятники истории и архитектуры. В Рязанском областном бюджете одной из основных статей расходной части бюджета является финансирование социально-культурных мероприятий. Однако за три года - с 1996 по 1998 - при абсолютном росте расходов на социально-культурные мероприятия их доля уменьшилась с 47 % до 30 %.

Рассмотрим краткую экономическую характеристику г. Рязани и Рязанской области.

Территория области в настоящих границах составляет 39,6 тыс. кв. км, в том числе 25,2 (64,4%) сельскохозяйственные угодья.

Население области по состоянию на 01.01.1998г насчитывает 1,55 млн. человек. Занято в народном хозяйстве 611 тыс. человек.  35%  всех работающих имеют высшее и среднее специальное образование.

Экономика области имеет промышленно-агарный характер.

При численности населения, составляющей 0,9% населения России, в 1998 году объем промышленного производства области составил 1,5% , продукции сельского хозяйства – 1,3% от их производства в целом по России.

Сложившаяся в области структура отраслей народного хозяйства в основном соответствует потребностям развития в условиях рыночной экономики и обеспечение их устойчивого функционирования, отвечает жизненным интересам государства.

Главным центром промышленного производства области является город Рязань.

Сельское хозяйство области длительное время обеспечивает внутренние потребности в основных продуктах питания и является крупным поставщиком их в индустриальные центры и другие регионы России.

Однако потенциальные возможности области используются недостаточно.

Переход на рыночные отношения, реализация экономической реформы, казалось бы, должны в полной мере учитывать реальное положение сельского хозяйства и промышленности области и создавать для него  самые выгодные условия развития. Однако этого не произошло. Структурная перестройка экономики области происходит с большими издержками, сопровождается заметным спадом производства.

Информация о работе Пути совершенствования финансирования культурно-досуговых учреждений