Роль государственных и муниципальных кредитов в формировании бюджетных ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 17:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучения такой финансовой категории, как государственный кредит. При этом решается ряд задач:
- определить понятие государственного кредита, его цели, формы и механизм кредитования;
- определить сущность и последствия государственного долга;
- изучить основы управления государственным долгом.

Содержание

Введение - 3
1. Социально – экономическая сущность государственных и муниципальных кредитов - 5
1.1 Сущность и значение государственных и муниципальных кредитов - 5
1.2 Финансовые правоотношения в области государственных и муниципальных кредитов - 14
2. Анализ и определение роли государственных и муниципальных кредитов в формировании бюджетных ресурсов - 21
2.1 Анализ структуры внутреннего и внешнего кредита России - 21
2.2 Особенности и тенденции развития государственного кредита в Белоруссии - 37
3. Направления государственного развития государственных и муниципальных кредитов в России - 45
Заключение - 48
Список использованной литературы - 49

Вложенные файлы: 1 файл

работа.doc

— 604.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

Экономический факультет

Кафедра «Государственное управление и финансы»

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

на тему:

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ КРЕДИТОВ В ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТНЫХ РЕСУРСОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Брянск 2010

СОДЕРЖАНИЕ


 

 

Введение - 3

1. Социально  – экономическая сущность государственных  и муниципальных кредитов                                                                                                                 - 5

1.1 Сущность  и значение государственных и  муниципальных кредитов - 5

1.2 Финансовые  правоотношения в области государственных  и муниципальных кредитов                                                                                - 14

2. Анализ и определение роли государственных и муниципальных кредитов в формировании бюджетных ресурсов                                                                - 21

2.1 Анализ структуры  внутреннего и внешнего кредита  России - 21

2.2 Особенности  и тенденции развития государственного кредита в Белоруссии                                                                                                    - 37

3. Направления  государственного развития государственных  и муниципальных кредитов в России                                                                 - 45

Заключение - 48

Список использованной литературы  - 49

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Важную роль в системе государственных финансов играет государственный и муниципальный  кредит.

Государственный кредит выражает совокупность кредитных  отношений государства с юридическими и физическими лицами. В этих отношениях государство выступает в роли либо заемщика, либо гаранта, либо кредитора. Там, где государство выступает  в качестве заемщика и гаранта - это госкредит в узком смысле слова. Отношения, в которых государство выступает кредитором юридических и физических лиц именуются государственным кредитованием.

Государственный кредит в узком смысле слова как  экономическая категория находится на стыке двух видов денежных отношений - финансов и кредита, интегрируя их черты. Ведь в данном случае по своему целевому назначению, госкредит является инструментом формирования денежных фондов государства, а значит - и звеном государственной финансовой системы. Но по методам мобилизации средств, он представляет собой одну из форм кредита. Государственный кредит выделен в самостоятельную категорию потому, что он существенно отличается от таких классических финансовых категорий, как налоги, акцизы, пошлины. Так, в отличие от последних он носит возвратный и платный характер. Государство должно не просто вернуть позаимствованную сумму, но и уплатить проценты за пользование ею. К тому же госкредит, как и кредит вообще, ограничен конкретным сроком, заранее известным участвующим сторонам. Бюджетный Кодекс РФ предусматривает, что любые долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определены конкретными условиями займа. Далее в отличие от налогов и сборов, госкредит носит сугубо добровольный и к тому же дискретный, разовый характер. Он может повторяться, а может и не повторяться. Налоги же и сборы носят постоянный и регулярный характер. Наконец, государственный кредит в силу его добровольности имеет селективный, избирательный характер, а налоги и сборы взимаются со всех налогообязанных субъектов экономики.

Целью данной курсовой работы является изучения такой финансовой категории, как государственный  кредит. При этом решается ряд задач:

- определить  понятие государственного кредита, его цели, формы и механизм кредитования;

- определить  сущность и последствия государственного  долга;

- изучить основы  управления государственным долгом.

Предметом курсовой работы выступает финансовая категория  – долговые обязательства. Объектом изучения является Россия в качестве кредитора, заемщика и гаранта.

 

 

 

1. Социально –  экономическая сущность государственных  и муниципальных кредитов

 

1.1 Сущность  и значение государственного и муниципального кредита

 

 

Государственный и муниципальный кредит является составной частью такого звена финансовой системы Российской Федерации, как кредит (другую его часть составляет банковский кредит). Государственный и муниципальный кредит применяется, наряду с другими способами, для привлечения дополнительных денежных средств в распоряжение государства (муниципального образования) и решения стоящих перед ним проблем, в первую очередь, проблем бюджетного дефицита. Как экономическая категория государственный и муниципальный кредит представляет собой систему экономических денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством и муниципальными образованиями на добровольных и платных началах для временного использования свободных денежных средств юридических и физических лиц в целях формирования ссудного фонда.

Государственный и муниципальный кредит является самостоятельным институтом финансового права. Он является одним из основных (наряду с налогами) инструментов для решения проблем достижения баланса доходов и расходов бюджета. Отдельные вопросы, касающиеся, например, конкретного порядка заключения договоров государственного займа, регулируются также гражданско-правовыми нормами [Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2008.]. Однако это не влияет на обоснованность вывода о том, что сам государственный кредит является самостоятельным финансово-правовым институтом. Это подтверждается верховенством государства в регулировании организации государственного и муниципального кредита; главными целями функционирования института государственного кредита, которыми являются решение проблем погашения бюджетного дефицита и регулирование денежно-кредитных отношений, т. е. публичными целями; применением в качестве основного - императивного метода регулирования данных отношений; обязательным участием государства либо уполномоченного им органа в качестве субъектов рассматриваемых правоотношений.

С учетом перечисленных  финансово-правовых признаков с  правовой точки зрения государственный  и муниципальный кредит — это урегулированные правовыми нормами отношения по аккумуляции государством и муниципальными образованиями свободных денежных средств юридических и физических лиц и иных субъектов на принципах добровольности, срочности, возмездности и возвратности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения [Химичева, Н.И., Покачалова, Е. В. Финансовое право [Текст]: Отв. ред. д. ю. н., проф. Н. И. Химичева.— М.: Норма, 2008. — 331 с.]

Принципы срочности, возвратности и возмездности, лежащие  в основе отношений по государственному и муниципальному кредиту, характерны для любых кредитных отношений.

Однако между  государственным (муниципальным) и  банковским кредитом имеются существенные различия как с экономической, так  и с правовой стороны:

1. В отношениях по государственному кредиту всегда преобладает верховенство государства. При банковском кредите, наоборот, кредитор (банк) обладает всей полнотой прав по применению мер принуждения, предоставляемых ему законом в случае неисправности должника;

2. Государство заключает долгосрочные займы без обеспечения их каким-либо залогом, тогда как при заключении договоров долгосрочных банковских ссуд необходимо предоставление залога;

3. При банковском кредите договор банковской ссуды заключается, как и любой гражданско-правовой договор, на условиях равенства сторон. При государственном же кредите, как исключение, возможно принуждение.

В целях бесперебойного финансирования многообразных потребностей общества государство  может  привлекать  к  покрытию  своих  расходов  свободные  финансовые ресурсы  экономических  субъектов  и  средства  населения.  Главным  способом  их получения  является  государственный  и  муниципальный  кредит.  При  осуществлении кредитных операций государственные и местные органы власти обычно выступают как заемщики, а многочисленные юридические и физические лица - их кредиторами. Вместе с тем государство может предоставлять гарантии исполнения другими лицами своих долговых обязательств. В этом случае органы власти выступают как гаранты. Наконец, органы власти могут выдавать кредиты, например, юридическим лицам и иностранным государствам. Тогда они выполняют роль кредиторов.

Государственный  и  муниципальный  кредит  -  это  специфические  финансовые отношения  по поводу перераспределения стоимости валового внутреннего продукта и части стоимости национального богатства, связанные с формированием дополнительного к бюджету фонда финансовых ресурсов и использованием бюджетных средств на возвратной основе или для обеспечения гарантий, в которых государственные и местное органы власти выступают как заемщики, гаранты или кредиторы [Химичева, Н.И., Покачалова, Е. В. Финансовое право [Текст]: Отв. ред. д. ю. н., проф. Н. И. Химичева.— М.: Норма, 2008. — 331 с.]. Особенность  государственного  и  муниципального  кредита  как  финансовой категории состоит в возвратности,  срочности и платности предоставляемых взаймы средств.  Однако эти отношения нельзя смешивать с банковским кредитом.  Ссудный капитал используется для кредитования хозяйственных субъектов в целях обеспечения бесперебойности   процесса   расширенного   воспроизводства   и   повышения   его эффективности. Банковское кредитование отражает производительное в основном использование банковского капитала (или на цели развития социальной инфраструктуры производственных  коллективов).  Использование  кредитных  ресурсов  как  капитала создает условия для погашения кредита и выплаты процентов за счет увеличения производимой добавленной стоимости.

Когда речь идет о государственном и муниципальном  кредите, то взятые взаймы денежные  средства  поступают  в  распоряжение  органов  государственной  власти  и местного самоуправления, превращаясь в их дополнительные финансовые ресурсы. Они направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита, являются источником погашения государственных и муниципальных заимствований, а выплата процентов по ним осуществляется за счет средств   бюджета.   Государственный   и   муниципальный   кредит,   связанный   с функционированием властных структур и движением бюджетных средств, выражает часть финансовых отношений общества.

Государственный  и  муниципальный  кредит  выражает  отношения  вторичного распределения  стоимости  валового  внутреннего  продукта  и  части  стоимости  национального богатства. В сферу  государственных и муниципальных кредитных отношений попадает только часть  доходов и денежных  фондов,  сформированных  на  стадии  первичного распределения. Обычно ими являются временно свободные денежные средства населения и организаций, не предназначенные для текущего потребления.

Государственный и муниципальный кредит может  быть  внутренним и внешним. Основная  доля  государственных  и  муниципальных  расходов  осуществляется  в национальной  валюте,  поэтому  преимущественное  развитие  получает  внутренний государственный и муниципальный кредит. Но широкое международное разделение труда, обмен  технологиями  и  научно-техническими  идеями,  оказание  финансовой  помощи иностранным  государствам   -   все   это   обусловливает   интенсивное   развитие международного государственного кредита.

В  соответствии  с  характером  операций  государственные  и  муниципальные кредитные  отношения  проявляются  в  форме  государственных  и  муниципальных заимствований,  государственных  и  муниципальных  гарантий,  государственных  и муниципальных кредитов.

Государственные и муниципальные заимствования  осуществляются в виде займов и кредитов. Государственные и муниципальные  займы характеризуются тем, что  временно свободные денежные средства населения и юридических лиц  привлекаются путем выпуска и реализации государственных и муниципальных ценных бумаг. Основным видом ценных бумаг, символизирующим долговое обязательство государственных и местных органов власти, является облигация.

Для  кредитов,  привлекаемых  органами  государственной  и  местной  власти, характерно  то,  что  инвесторы  непосредственно  (не  опосредствуя  эти  операции покупкой государственных и муниципальных ценных бумаг) передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов органов исполнительной власти различных уровней. Прямое заимствование средств может производиться,  в частности,  среди государственных и коммерческих банков, международных финансовых организаций, правительств иностранных государств.

Государственные  и  муниципальные  гарантии  предоставляются  по  займам  и кредитам,  привлекаемым органами власти субъектов  Федерации,  органами местного самоуправления,  экономическими  субъектами.  Государственные  и  местные  органы гарантируют не только безусловное   погашение займов  (кредитов),  но и выплату процентов по ним. В этом случае речь идет о гарантированных заимствованиях.

Информация о работе Роль государственных и муниципальных кредитов в формировании бюджетных ресурсов