Финансовое обеспечение расходов на культуру в Ленинском районе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 16:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в рассмотрении в теоретическом материале и на практике финансового обеспечения расходов на культуру и спорт в Ленинском районе г.Барнаула.
Задачи курсовой работы:
Рассмотреть теоретические аспекты финансирования учреждений культуры и спорта;
Проанализировать финансовое обеспечение расходов на культуру и спорт в Ленинском районе;
Выявить проблемы и пути их решения финансового обеспечения расходов на культуру и спорт в Ленинском районе.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..
Теоретический анализ финансового обеспечения расходов на культуру и спорт ……………………….
Характеристика учреждений культуры и спорта………………………………………………………..
Понятие, сущность и особенности финансирования учреждений культуры и спорта…………..
Понятие и сущность финансирования…………………………………………………
Особенности финансирования учреждений культуры и спорта………………………………..
Нормативно-правовое регулирование финансового обеспечения расходов на культуру и спорт.…
Анализ финансового обеспечения расходов на культуру и спорт в Ленинском районе г. Барнаула…..
Проблемы и пути их решения финансового обеспечения расходов на культуру и спорт в Ленинском районе г.Барнаула…………………………………………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

чернович.docx

— 406.76 Кб (Скачать файл)

Деятельность учреждений культуры по реализации предусмотренных  уставом работ, услуг и производимой продукции относится к предпринимательской  лишь в той части, в которой  получаемый от этой деятельности доход  не инвестируется непосредственно  в данной организации на нужды  обеспечения, развития и совершенствования  основной уставной деятельности.

Платные формы культурной деятельности культурно-просветительских учреждений, театров, филармоний, народных коллективов и исполнителей не рассматриваются  как предпринимательские, если доход  от них полностью идет на их развитие и совершенствование.

Цены (тарифы) на платные  услуги и продукцию, включая цены на билеты, учреждения культуры устанавливают  самостоятельно.

При организации платных  мероприятий учреждения культуры обязаны  устанавливать льготы для детей  дошкольного возраста, учащихся, инвалидов, военнослужащих срочной службы. Порядок  установления льгот для данных категорий  населения устанавливается соответствующими органами законодательной власти.

Финансирование расходов, связанных с бесплатным посещением музеев один раз в месяц лицами, не достигшими 18 лет, осуществляется в  пределах средств, предусмотренных  на финансирование музеев и постоянных выставок в ведомственной структуре  расходов федерального бюджета.

Для обеспечения социальной защиты граждан допускается государственное  регулирование цен на продукцию  предприятий, тиражирующих товары культурного  и информационного назначения и  занимающих при этом монопольное  положение на рынке.

Составные части системы  государственных и муниципальных  учреждений культуры чрезвычайно неоднородны  с точки зрения структуры источников финансирования их деятельности. Работа архивов, библиотек, организаций, занимающиеся охраной памятников, почти полностью  обеспечивается за счет финансирования государства или благотворительных  организаций. В музейной и клубной  деятельности более заметную роль играют поступления от входных билетов, реализации различных услуг и  сувенирной продукции. Но главным остается бюджетное финансирование. Деятельность театров, филармонических и фольклорных  коллективов обеспечивается сочетанием бюджетного финансирования, частных  пожертвований, доходов от продажи  билетов и др.

Между тем, принципы и механизм финансирования абсолютного большинства  организаций культуры не отличается от любого государственного учреждения. В настоящее время основной формой бюджетного финансирования государственных  и муниципальных учреждений культуры является сметное финансирование. Оно  обеспечивает государственные организации  финансовыми ресурсами для осуществления  их деятельности. Но при этом не просматривается  прямой связи между размерами  выделяемых ассигнований и достигаемыми результатами этой деятельности. Связь  оказывается опосредованной – через  размеры совокупных расходов за вычетом  внебюджетных поступлений. Сметное  финансирование сильно ограничивает возможности  организаций в принятии самостоятельных  экономических решений по расходованию получаемых средств.

В течение последних 15 лет  учреждения культуры подталкивали к  ведению активной предпринимательской  деятельности, и замещению бюджетных  ассигнований внебюджетными доходами. Внебюджетные поступления от основной деятельности, от реализации непрофильных видов товаров и услуг действительно  росли, но доля внебюджетных средств  в общих доходах учреждений культуры остается невысокой.

 

В условиях ограниченного  финансирования при разработке той  или иной программы избирается некоторая  крупная социально значимая и  общественно необходимая цель, которая  может быть достигнута разными исполнителями. Для повышения эффективности  выделяемых средств в условиях конкуренции  применяется конкурсное рассмотрение предложений потенциальных исполнителей заказа. Возможны варианты финансирования программ из различных источников. В этом случае орган управления культуры принимает долевое участие в  финансировании. При оценке результативности предлагаемого набора условий, сформулированных заказчиком, расчеты и обоснования подвергаются независимой экспертизе. С участием экспертов определяются и приоритеты финансирования, для чего при главном распорядителе бюджетных средств создаются экспертные советы. В его состав включаются Специалисты, имеющие профессиональный авторитет в области культуры. Этот совет с максимальной объективностью оценивает каждое учреждение культуры и дает рекомендации главному распорядителю бюджетных средств о выделении средств на выполнение тех или иных мероприятий. Решение вопроса, как правило, основывается на системе критериев, среди которых целесообразность, экономическая эффективность, надежность реализации, социальная значимость, культурная преемственность, технологическая осуществимость, творческая подготовленность, методологическая обоснованность.

Решая задачу целесообразности, экспертный совет определяет, приведет ли выделение средств к улучшению  условий хранения и изучения музейных предметов и коллекций; в процессе рассмотрения вопроса о надежности реализации мероприятий уточняются сведения о наличии в штате  музея квалифицированных исполнителей; согласованность с соответствующими инстанциями возможности проведения работ; гарантированность софинансирования за счет других источников и т.д. Из этого следует, что при подготовке учреждениями и организациями проектных заявок на право получения государственного или муниципального заказа в области культуры важно выделить вид деятельности, самостоятельно сформулировать и оценить соответствие проводимого мероприятия установленным приоритетам и критериям финансирования.

После формирования сводной  программы и определения объема финансирования заказчик программ переходит  к этапу собственно финансирования. Бюджетные средства, выделенные для  покрытия расходов на реализацию программного мероприятия, выделяются исполнителю  одной суммой без разбивки по статьям  бюджетной классификации.

Следует отметить, что театральная  общественность проявляла высокую  активность, добиваясь формирования правовой ниши для развития сценического искусства и его социальной востребованности. Именно активная позиция мастеров сцены, Министерства культуры, Союза театральных  деятелей способствовали определенному  упрочению положения. Всероссийские  совещания «Театр и город - лицом  друг к другу» инициировали разработку и принятие Постановления Правительства  №297 от 31 мая 1991 года «О социально-экономической  защите и государственной поддержке  театров и театральных организаций  в РСФСР». Надо признать, что оно  оказало серьезную помощь театральным  коллективам /8, 40/.

На федеральном уровне, и на уровне субъектов Федерации  сегодня бюджеты финансируют  почти исключительно так называемые защищенные статьи, в основном, заработную плату. Отсутствие финансирования творческой деятельности привело к сокращению числа новых постановок (театры с  трудом отыскивают на это средства из разных источников), что весьма опасно с точки зрения взаимоотношения  театра и его аудитории. Складывается парадоксальная ситуация: государство, поддерживая театры, меньше всего  заботится о зрителе, то есть о  тех, ради кого театр существует и  кто, собственно, театр и финансирует (ведь зритель - это и есть житель города, избиратель и налогоплательщик) /8, 42/.

В 1992 году, приводя законодательство в соответствие вновь принятому  Закону РФ «Основы законодательства РФ о культуре», ввели для государственных  театров льготы по налогу на прибыль, освободив их от этого налога независимо от источника получения прибыли. В 1996 году эту льготу отобрали, уточнив, что налогом не облагается только прибыль от основной деятельности, что лишило театры стимула к привлечению  дополнительных источников финансирования. Законодатели, очевидно, хотели пополнить  бюджет за счет «прибыли» театров, а  на самом деле поставили бюджет перед  необходимостью давать театрам те деньги, которые они могли бы привлечь /8, 42/.

В последние  годы в экономическую и организационно-творческую жизнь органов управления и организаций  культуры внедряется принцип применения так называемого социально-творческого  заказа. При этом способе финансирования для всех субъектов культурной деятельности создаются равные возможности на получение бюджетных средств. Процедура  перечисления средств подобна процедуре  финансирования программ. Однако отличительной  особенностью при заключении договоров  на реализацию социально-творческого  заказа является то, что он разбивается  на две части. Основная часть фиксируется  и не может меняться ни органом  управления культурой, ни исполнителем. Конъюнктурная же часть не фиксируется, так как представляет собой достаточно широкий набор мероприятий и  культурных услуг. Договор предусматривает  определенные допуски для замены одних мероприятий на другие, адекватные по форме или по содержанию. Разрешается  вносить изменения по срокам выполнения заказа в случае изменения ресурсных  условий.

В отношении расходов, связанных  с укреплением и развитием  материально-технической базы объектов культуры, действует особый порядок  финансирования. Основу его составляют конкурсы, процедура проведения которых  регулируется БК РФ.

Особенности планирования расходов учреждений культуры:

- постепенный отказ государства  от роли координатора социальных  процессов, делегирование все  большего числа социальных функций  на места; 

- перенесение центра тяжести  в финансировании социальных  расходов с государственного  бюджета на сбережения граждан  через аккумулирование этих средств  специлизированными институциональными  инвесторами (пенсионными и инвестиционными  фондами, страховыми компаниями  и др.);

- основные источники финансирования: государственный бюджет, включающий  в себя средства федерального  и консолидированных бюджетов  РФ; государственные внебюджетные  социальные фонды - Пенсионный  фонд РФ, Государственный фонд  занятости населения, Фонд социального  страхования, Фонд обязательного  медицинского страхования; средства  работодателей 

- широко используется  метод смешанного финансирования. Его сущность состоит в том,  что расходы учреждения покрываются  за счет и бюджетных, и собственных  источников.

Нормативный способ расчета  потребности в финансовых ресурсах предусматривает использование  норм и нормативов.

Расчетной базой для формирования нормативов финансовых затрат являются: социальные нормы и нормативы; материальные нормы и нормативы; стоимостные (ценовые) нормы.

Интегральная обработка  этих источников позволяет сформировать денежное выражение социальных и  материальных норм и нормативов, а  именно норматив финансовых затрат (НФЗ).

 

 

Необходимые капитальные  вложения финансируются из государственного бюджета по особым сметам. С 1989 г. на всех уровнях бюджетообразования из средств бюджета образуются Фонды развития культуры и искусства, целью которых является финансирование не сложившейся сети учреждений культуры, а осуществления конкретной деятельности (социальный закон). Речь идет о федеральных, региональных и местных культурных программах, финансируемых из соответствующих фондов развития культур и искусства. Программное финансирование фактически является распространением на бюджетные средства механизма договорных отношений. Иначе говоря, с 1989 г. бюджетные средства стали выделяться не только в виде дотации (на «факт бытия»), но и в хозрасчетной «упаковке» (договор, акт сдачи-приемки и т.д.).

Деятельность учреждений культуры может финансироваться  не только из бюджетных средств на сферу культуры (бюджеты текущего содержания и фонды развития культуры и искусства), но из межотраслевых  и межрегиональных программ (например, «Программа развития народов Севера»), местных комплексных программ, входящих отдельной строкой в соответствующие  бюджеты (Программа «Народы России», «Санкт-Петербург-2003» и т.п.).

Информация о работе Финансовое обеспечение расходов на культуру в Ленинском районе