Финансовый контроль и анализ территриальных финансов
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 14:18, контрольная работа
Краткое описание
Успешное развитие экономики любой страны во многом зависит от достоверности и оперативности получения органами власти сведений о состоянии государственных финансовых и материальных ресурсов, а также от возможности эффективно управлять ими. Правительству РФ для принятия правильных, экономически взвешенных решений нужна достоверная и своевременная информация о финансовых возможностях государства. Кроме того, оно должно жестко контролировать процесс исполнения бюджета и оперативно оценивать его результаты.
Содержание
Введение 3 1. Финансовый внутренний контроль и его организация в Федеральном казначействе 5 1.1. Становление и развитие финансового контроля. Зарубежный опыт осуществления контроля 5 1.2. Финансовый внутренний контроль, его цели и задачи 25 2. Контроль органов Федерального казначейства за исполнением федерального бюджета 37 2.1. Федеральное казначейство и его функции 37 2.2. Кассовое обслуживание исполнения бюджета 47 3. Аудит эффективности финансового контроля в Российской Федерации 51 3.1. Эффективность использования средств федерального бюджета 51 3.2. Совершенствование системы внутреннего финансового контроля в управлении Федерального казначейства 70 Заключение 79 ЛИТЕРАТУРА 81
Поскольку контроль в системе
управления реализует механизм обратной
связи между объектом и субъектом управления,
то с его помощью доводится объективная
информация о состоянии объекта управления.
Любая управленческая деятельность
базируется на планировании, организации,
контроле и принятии соответствующего
решения для осуществления последующей
деятельности, что в итоге обеспечивает
непрерывность процесса управления функциональной
деятельностью.
Система внутреннего контроля
– это управленческая функция. При планировании
деятельности каждый раз определяется
механизм реализации. И по мере реализации
осуществляется контроль. После оценки
реальности планируемых мероприятий принимается
соответствующее решение. Решение может
быть принято в предварительном, текущем
или последующем режимах.
Для повышения эффективности
системы управления необходимо постоянно
совершенствовать систему контроля. При
этом основным условием ее совершенствования
является обеспечение непрерывности осуществления
контрольных функций.
Внутренний контроль осуществляется
в следующих целях:
- выявления, предупреждения
и устранения фактов нарушений
и неисполнения законодательных
и иных нормативных правовых
актов, нецелевого и неэффективного
использования государственных
ресурсов и государственной собственности;
- обеспечения законности
в установленной сфере деятельности;
- содействия развитию
и совершенствованию надлежащей
системы управления;
- обеспечения эффективности
и результативности деятельности.
Задачи внутреннего контроля:
1. Задачи организационной
деятельности – организация и
осуществление внутреннего контроля
исполнения законодательных и
нормативных правовых актов Российской
Федерации, регламентирующих деятельность
контролирующего органа.
2. Задачи контрольно-проверочной
деятельности – осуществление
проверочной деятельности и контроля
за соблюдением структурными
подразделениями и их работниками
соответственно:
- порядка исполнения установленных
процессов и процедур, осуществления
и учета соответствующих операций
и соблюдения полномочий при
их санкционировании;
- порядка ведения операций
со средствами федерального бюджета,
предусмотренными на содержание
и обеспечение деятельности Федерального
казначейства и его территориальных
органов;
- порядка ведения бюджетного
учета, составления и представления
внутренним и внешним пользователям
соответствующей отчетности.
3. Задачи аналитической
деятельности:
- проведение анализа выявленных
отклонений от установленных
показателей деятельности, причин,
лежащих в основе нарушений, принятие
мер по их предупреждению;
- определение эффективности
и целесообразности проводимых
операций, применения действующих
норм и правил ведения операций;
- анализ результатов реализации
нормативных правовых актов, а
также внутренних приказов, инструкций,
распоряжений и иных локальных
актов;
- изучение результатов
деятельности, выявление отрицательных
и положительных тенденций организации
процессов и разработка на
этой основе предложений по
устранению негативных тенденций
и распространение положительного
опыта работы;
- проведение финансового
анализа и оценка эффективности
результатов деятельности.
4. Задачи информационной
деятельности:
- подготовка соответствующих
документов, в том числе предложений
об устранении выявленных отклонений
и нарушений и предложений, направленных
на совершенствование деятельности
в целом;
- осуществление процесса
информирования: предоставление внутренним
пользователям информации о результатах
проводимых контрольных мероприятий
и принятых по ним решениях,
регулярное предоставление результатов
контрольной деятельности в порядке
отчетности, предоставление запрашиваемой
в установленном порядке соответствующей
информации внешним пользователям.
Функции внутреннего контроля:
- функция контроля –
выявление нарушений требований
законодательных и иных нормативных
правовых актов при осуществлении
деятельности;
- аналитическая функция
– осуществление анализа и
оценки выявленных нарушений
и недостатков, определение причин
их возникновения, подготовка предложений,
направленных на их устранение,
а также на совершенствование
деятельности;
- информационная функция
– обеспечение представления
информации о результатах проводимых
контрольных мероприятий для
принятия соответствующих решений,
направленных на минимизацию
рисков, устранение выявленных недостатков
и нарушений деятельности;
- координационная функция
– организация контрольной деятельности
с учетом ее видов, форм и
методов для обеспечения системности
внутреннего контроля.
Для решения поставленных задач
необходимы методики – алгоритм или механизм
решения, который опирается, в зависимости
от поставленной цели, на виды, формы и
методы внутреннего контроля.
Основные виды и формы внутреннего
контроля:
- финансовый – проверка
соответствия проводимых операций
и их отражения в бюджетном
учете и отчетности требованиям
законодательных и нормативных
правовых актов при осуществлении
функций по кассовому обслуживанию
исполнения бюджетов бюджетной
системы Российской Федерации
и (или) функций главного распорядителя
(распорядителя) и получателя средств
федерального бюджета;
- административный –
проверка соответствия осуществляемых
процессов, выполняемых операций (действий)
и (или) принимаемых решений установленным
управленческим решениям, внутренним
регламентам, персонифицированным
полномочиям работников, приказам
и иным локальным актам, а также
соответствие последних требованиям
законодательных и нормативных
правовых актов;
- технологический – проверка
соблюдения норм и правил ведения
процессов и (или) установленной
последовательности выполняемых
процедур при осуществлении операций.
По отношению к контролируемым
процессам и операциям в зависимости от
времени и последовательности их выполнения
проводится:
- предварительный контроль
– комплекс процедур, направленный
на предотвращение возможных
ошибок и (или) незаконных действий
до проведения операции;
- текущий (оперативный) контроль
– комплекс процедур, направленных
на предотвращение ошибок и (или)
незаконных действий в процессе
проведения операций;
- последующий контроль
– комплекс процедур, направленных
на выявление и устранение
ошибок и (или) незаконных действий
после провидения операций.
Различными могут быть методы
(приемы, способы и средства) осуществления
проверок.
По объектам и средствам контроля,
месту их нахождения (нахождения источника
данных) проводятся:
- документальная проверка
– проверка учетных и иных
документов;
- автоматическая проверка
– проверка на уровне специальных
программных средств контроля
над применением системы компьютерной
обработки данных при проведении
и учете операции;
- фактическая (выездная) проверка
– проверка документов, наличия
денежных средств и материальных
ценностей, компьютерных баз данных,
проводимых процессов и операций
по месту нахождения контролируемого
объекта;
- камеральная проверка
– проверка, проводимая по месту
нахождения контролирующего органа
на основе имеющегося массива
данных и (или) документов и компьютерных
баз данных, представленных контролируемым
объектом.
По способу (методике) получения
информации проводятся:
- выборочная проверка
– проверка определенной совокупности
документов, материальных ценностей,
компьютерных баз данных, процессов
и операций с целью на основе
их изучения сделать вывод
обо всей проверяемой совокупности;
- сплошная проверка –
проверка всех без исключения
документов, материальных ценностей,
компьютерных баз данных, процессов
и операций на конкретном участке
или определенном направлении
деятельности за определенный
период.
По предмету контроля (направлению
деятельности, участку, виду операций)
или совокупности вопросов, подлежащих
проверке, проводятся:
- тематическая (целевая) проверка
– проверка определенной темы,
определенного вида операций (процессов)
или их совокупности, участка
или направления деятельности;
- комплексная проверка
– проверка двух и более
тем, видов операций, участков или
направлений деятельности.
При проведении контрольных
мероприятий в рамках системы внутреннего
контроля необходимость и целесообразность
применения вышеуказанных видов, форм
и методов контроля или их комбинации
определяются конкретно для каждой решаемой
задачи, изучаемого вопроса или предмета
контроля.
Используя простейшие приемы
контроля, например, проверку наличия
документов, регламентирующих порядок
проведения операций в соответствующем
подразделении, можно определить уровень
надежности внутреннего контроля и затем
провести оценку организации деятельности
структурного подразделения, т.е. аудит
деятельности.
2. Контроль органов
Федерального казначейства за
исполнением федерального бюджета
2.1. Федеральное
казначейство и его функции
Создание казначейской системы
в России началось в январе 1993 г. В соответствии
с Указом Президента РФ от 8 декабря 1992
г. № 1556 и на основании постановления Правительства
России от 27 августа 1993 г. № 864 Федеральное
казначейство организовывалось как структура
Министерства финансов РФ. Оно было создано
в целях проведения более эффективной
государственной бюджетной политики,
управления доходами и расходами федерального
бюджета, повышения оперативности в финансировании
государственных программ, усиления контроля
за поступлением, целевым и экономным
использованием государственных средств.
Казначейская система существовала
еще в царской России. В 1796 г., в период
правления Павла I, впервые была учреждена
должность государственного казначея.
Государственным казначеем был назначен
Алексей Иванович Васильев. Он являлся
исполнителем государственной росписи
и контролировал движение денежных сумм.
Министр финансов в конце каждого года
составлял роспись доходов и расходов
и отсылал в Государственное казначейство
для исполнения.
В 1821 г. впервые был учрежден
Департамент государственного казначейства,
которому были подчинены все казначеи
с их функциями. В 1900 г. в России насчитывалось
728 уездных казначейств. Они состояли в
ведомстве Департамента государственного
казначейства и подчинялись казенным
палатам. К 1917 г. Департамент государственного
казначейства выполнял много разных функций:
устанавливал бюджет для каждого уезда;
ведал рассылкой окладных листов, взысканием
штрафов и недоимок; выдачей пенсий и пособий;
выдачей кормовых денег арестантам; земским
сбором и др.
После 1917 г. было принято решение
осуществлять все бюджетные расходы через
Народный банк. Департамент государственного
казначейства и его местные органы были
присоединены к учреждениям Народного
банка. Этот процесс завершился в 1926 г.
С того времени и вплоть до конца 90-х гг.
в России фактически существовала банковская
система исполнения бюджета. В условиях
административно-командной экономики
не было принципиальной разницы, каким
образом осуществлялось исполнение бюджета,
поскольку все банки были государственными.
Государственными были и те средства,
которые проходили через них.
Ситуация изменилась лишь в
начале 90-х гг., когда наряду с Центральным
(государственным) банком стали возникать
коммерческие банки. Поскольку не было
соответствующего законодательства, реальных
органов, контролирующих движение бюджетных
средств, и не была отлажена система учета
бюджетных средств, исполнение бюджета
осуществлялось по-старому, через банковскую
систему. Но наряду с Центральным банком
уже реально функционировали коммерческие
банки, через которые также двигались
бюджетные деньги.