Шпаргалка по «Финансы и финансовый рынок»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 23:08, шпаргалка

Краткое описание

Экономическая сущность и функции финансов
Финансы представляют собой экономическую категорию, которая связана с формированием, распределением и использование денежных средств на всех уровнях управления общественными процессами.
Действие финансов происходит в тесной взаимосвязи с другими экономическими категориями, такими как: цена, кредит и заработная плата.

Вложенные файлы: 1 файл

ответы по финансам.docx

— 382.55 Кб (Скачать файл)

При распределении доходов учитывается   выполнение следующих основных задач:

  1. необходимость сбалансирования всех бюджетов, т.е. покрытие предполагаемых расходов конкретными источниками их финансирования;
  2. обеспечение своевременного поступления доходов в течение планируемого периода с учетом  периодичности  расходования бюджетных средств;
  3. стимулирование материальной заинтересованности в мобилизации местных  и общегосударственных доходов.

Основными принципами, которые учитываются при распределении доходных источников являются:

1. принцип значимости, который  реализуется с учетом   приоритетности   республиканского бюджета  и  одновременно потребности создания  устойчивой   финансовой базы  местных бюджетов;

2.  ведомственной подчиненности  конкретных плательщиков налогов  и сборов и территориального  расположения.

В соответствии с принципами    значимости  и ведомственной подчиненности  в доходы республиканского бюджета зачисляются: 

- средства государственных  целевых бюджетных фондов;

-средства государственного  внебюджетного Фонда Социальной  защиты населения;

-налоги на доходы и  прибыль;

-НДС;     

-Акцизы; 

-налоги на приобретение  автомобильных и транспортных  средств; таможенные пошлины и  сборы;

-налоги от реализации  имущества, находящиеся в республиканской  подчиненности; 

-доходы СЭЗ и др.

При этом следует иметь в виду, что многие доходы в виде отчислений передаются в местные бюджеты. Ежегодно  в «Законе о бюджете Республики Беларусь» утверждаются размеры отчислений в местные бюджеты. Установление конкретных нормативов отчислений от общегосударственных доходов обеспечивает доведение до местных бюджетов определенных сумм денежных средств, которые позволяют  сбалансировать доходы с расходами и тем самым создать возможности успешного выполнения  местными органами власти своих функций.

При распределении расходов между отдельными звеньями бюджетной системы решаются следующие задачи:

- финансирование общереспубликанских  программ,  предназначенных для  реализации важнейших государственных  функций, связанных с развитием  экономики, повышением жизненного  и культурного уровня населения,  безопасности страны   и других  мероприятий общегосударственного  значения;

-  выполнение функций  местных органов власти,  способствующих  развитию местного хозяйства, территориальной  инфраструктуры, социально- культурных  потребностей   населения и  т. д;

-  обеспечение самостоятельности  всех видов бюджетов, посредством  предоставления дотаций и регулирующих  доходов.

  Перераспределение расходов  между бюджетами осуществляется  в целях рационального сочетания  общегосударственных интересов  и интересов регионов, а также  отдельных членов общества.   Распределение расходов реализуется в соответствии со следующими принципами:

  1. принцип значимости  финансируемых программ, проектов, мероприятий соответствующий установленным полномочиям  органов власти разного уровня  управления;
  2. принцип ведомственности, и территориальности, который   позволяет разграничить направления бюджетных ассигнований по отдельным ведомствам, предприятиям, учреждениям в зависимости от их сферы деятельности. 

Республиканский бюджет, который признан главенствующим звеном бюджетной системы  государства, сосредотачивает немногим больше,  чем половина всего консолидированного бюджета. Поэтому его расходы  обеспечивают  финансирование:

- общереспубликанских программ, связанных с  динамичным  и  инновационным развитием   экономики;

- внешнеэкономической деятельности, облуживание государственного долга;

- социальной политики;

-  органов государственной  власти и управления, юридических  служб;

-  общегосударственных  резервов;

-обороны страны и других  программ и мероприятий общегосударственного  значения. 

К местным бюджетам республики относятся  бюджеты областей, в том числе: областные, городов областного подчинения и   бюджеты районов. В бюджеты районов включаются: районные бюджеты, сельские и поселковые. Местные бюджеты играют значительную роль в расширении местного хозяйства и повышении жизненного и культурного уровня населения, проживающего на данной территории.

Областные бюджеты выполняют две основные функции:

  1. финансирование расходов, которые являются общими для всей области и  охватывают  несколько районов. В частности это расходы на содержание областных органов управления, на поддержку национальной экономики по области,  строительство и ремонт дорог местного значения,    охрану окружающей среды и т.д.
  2. выравнивание, которое заключается в том, что часть полученных из республиканского бюджета  средств направляется на сбалансирование нижестоящих бюджетов.

На бюджеты   первичного уровня (районные, сельские, поселковые)   возложено в основном,  финансирование социально- культурных мероприятий, благоустройство населенных пунктов, содержание органов местного управления, формирование фондов местного значения и др. Расходы бюджета г. Минска финансируют мероприятия, связанные с выполнением функций областного и базового уровней.

Доходы местных бюджетов, с учетом средств, передаваемых из республиканского бюджета, позволят профинансировать расходные обязательства местных исполнительных и распорядительных органов.

В том случае, если объем расходов бюджета превышает доходы, то образуется дефицит бюджета.  В мировой практике многих стран  бюджетный   дефицит   становится постоянным явлением, поскольку  государства вынуждены постоянно увеличивать  объем расходов для удовлетворения возрастающих общегосударственных потребностей.

  1. Понятие целевых бюджетных и внебюджетных фондов, их назначение

Появление целевых денежных фондов произошло задолго до возникновения единого централизованного денежного фонда государства-бюджета- в виде специальных фондов и особых счетов. С расширением деятельности государство нуждалось во всё новых расходах. Средства для их покрытия централизовались в особых фондах и предназначались для особых целей. Они носили временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий и отменой их финансирования такие фонды прекращали своё существование.

 Наличие в составе  финансовой системы в качестве  самостоятельного звена государственных  целевых внебюджетных фондов , а также выделение в бюджетной системе государственных целевых бюджетных фондов обусловлено необходимостью эффективного перераспределения публичных финансовых ресурсов в рамках их изыскания для финансирования отдельных отраслей народного хозяйства или для выполнения государством социально значимых задач(например, пенсионное обеспечение).

 Зарубежный опыт финансовой  деятельности показывает, что даже  при наличии сильного централизованного  бюджета существует необходимость  в обособлении части финансовых  ресурсов для решения определённых  задач. Но в зарубежных странах  такое обособление финансовых  средств происходит в весьма ограниченном количестве, в строгом соответствии с законодательством и при достаточно низком уровне налогообложения.

Государственные целевые бюджетные фонды представляют собой особую форму образования и расходования денежных средств на обеспечение строго целевого финансирования конкретных мероприятий на наиболее приоритетных участках социального и экономического развития страны.

 Для данных фондов  характерно чёткое установление  доходных источников, позволяющих  достаточно точно прогнозировать  объёмы средств этих фондов  и контролировать целевое использование  финансовых ресурсов.

 Особенности этих фондов:

Создаются только на основании нормативно-правового акта(закона, постановления и др.);

Формируются компетентным уполномоченным органом;

Образуются с заранее установленной целью;

Подлежат государственному финансовому контролю;

Являются институтом финансовой системы.

 Государственные целевые  бюджетные фонды классифицируются  по различным основаниям.

 По правовому положению  они делятся на государственные (республиканские) и местные. Первые  находятся в распоряжении центральных  органов управления, вторые- в распоряжении органов местного управления и самоуправления.

 В зависимости от  целевой направленности расходования  денежных средств они делятся  на фонды социального назначения  и экономические фонды. Первые  предназначены для решения задач  социального характера. Вторые имеют  экономическую направленность.

 В зависимости от  сроков создания различают целевые  фонды, создаваемые на временной  основе (как правило , это целевые бюджетные фонды, образуемые в составе бюджета, который принимается на год, и при возобновлении в последующем году целевые бюджетные фонды не всегда создаются вновь), и постоянные( обычно к ним относятся целевые внебюджетные фонды, создаваемые на длительный срок для финансирования важных государственных направлений).

 В настоящее время  в Республике Беларусь системы  государственных денежных фондов  представлена как совокупность  следующих фондов:

Специальных фондов, аккумулированных в бюджетах различных уровне (бюджетные фонды);

Образуемые за пределами бюджетной системы (внебюджетные фонды).

 Государственные целевые  бюджетные фонды

 Специфика целевых  бюджетных фондов в отличие  от бюджета состоит в том, что  фонды функционируют в большинстве  случаев либо для обеспечения  нужд именно тех налогоплательщиков, за счёт которых они формируются, либо для компенсации использования  отдельными экономическими субъектами  благ, принадлежащих всему обществу  в целом.

 Подп. 1.29 п.1 ст. 2 БК под государственным целевым бюджетным фондом понимает совокупность денежных средств, формируемую в составе республиканского бюджета, местных бюджетов за счёт определённых доходов и (или) средств республиканского бюджета, местных бюджетов и иных источников, используемую на определённые цели, в том числе в соответствии с бюджетными программами, утверждёнными в установленном порядке.

 В РБ перечень целевых  бюджетных фондов ежегодно устанавливается  законом о республиканском бюджете  на очередной финансовый год. Практика последних лет показывает, что на территории РБ существуют  следующие государственные целевые  бюджетные фонды:

Республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки;

Республиканский дорожный фонд;

Фонд охраны природы;

Фонд национального развития;

Фонд организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья;

Фонд универсального обслуживания (резерв универсального обслуживания);

Инновационные фонды.

Сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки взимается с организаций по ставке 1 % от выручки, полученной от реализации продуктов, товаров (работ и услуг) (банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, организациями независимо от организационно-правовой формы, осуществляющими торговую, заготовительную деятельность и деятельность по предоставлению услуг общественного питания, страховыми организациями).

Финансирование затрат, связанных с содержанием, ремонтом и развитием (строительством, реконструкцией) автомобильных дорог на территории РБ осуществляется за счёт средств соответствующих государственных целевых фондов – дорожных фондов, которые подразделяются на : республиканский дорожный фонд и местные дорожные фонды. Образуются в соответствии с Законом РБ от 23 декабря 1991 г. «О дорожных фондах в Республике Беларусь».

 Средства дородных  фондов образуются за счёт:

Налога на приобретение автомобильных транспортных средств;

Сбора за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования в РБ;

Платы за проезд тяжеловесных и крупногабаритных автомобильных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования РБ;

Платы за проезд по платным автодорогам и мостам.

Фонды охраны природы образуются на республиканском и местном уровнях. Формируются за счёт:

платежей за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

платежей за сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду;

платежей за размещение отходов производства и размещение товаров, помещённых под таможенный режим уничтожения и утративших свои потребительские свойства, а также отходов, образующихся в результате уничтожения товаров, помещённых под этот режим;

Информация о работе Шпаргалка по «Финансы и финансовый рынок»