Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 10:12, доклад
Экологическое образование дошкольников — сравнительно новое направление в дошкольной педагогике — решается в основном на основе формирования природоведческих знаний, усваиваемых на этапах дошкольного детства.
1.3. Описание возрастных особенностей детей 6-7 летнего возраста
Кризис который приходит на этот возраст поднимает дошкольника на следующий этап его развития. Все психологи, работающие с 6-летними детьми, приходят к одному и тому же выводу: 6-летний ребенок по уровню своего психического развития остается дошкольником. Он сохраняет особенности мышления, присущие дошкольному возрасту; у него преобладает непроизвольная память (так что запоминается, главным образом, то, что интересно, а не то, что нужно запомнить(; специфика такова, что ребенок способен продуктивно заниматься одним и тем же делом не более 15 минут.
Особенно личности 6-летних детей создают дополнительные трудности в процессе обучения. Познавательные мотивы, адекватные задачам обучения, еще неустойчивы и ситуативный, поэтому во время учебных занятий у большинства детей они появляются и придерживаются только благодаря усилиям учителя. Завышенная самооценка, характерная также для большинства детей, приводит к том, что им трудно понять критерии педагогической оценки. Они считают оценку своей учебной работы оценкой личности в целом, и когда воспитатель говорит: «Ты сделал неправильно», - это воспринимается, как «Ты плохой». Получение отрицательных оценок, замечаний вызывает тревожность, состояние дискомфорта, из-за которых значительная часть ребят становится пассивной, бросает начатую работу или требует помощи воспитателя. Неустойчивость поведения, зависящего от эмоционального состояния ребенка, осложняет как отношения с педагогом, так и коллективную работу детей на занятиях. Обучение шестилеток трудоемкое и такое обучение должно строиться с учетом специфики их развития. В мировой педагогической практике накоплен большой опыт обучения шестилеток. Кризис 7 лет не жестко связан с объективным изменением ситуации. Важно, как ребенок переживает ту систему отношений, в которую он включен, - будь то стабильные отношения или резко меняющиеся. Изменилось восприятие своего места в системе отношений – значит, меняется социальная ситуация развития, и ребенок оказывается на границе нового возрастного периода. Как считает Л. И. Божович, кризис 7 лет – это период социального «Я» ребенка. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. То, что было значимо раньше, становится второстепенным. Старые интересы, мотивы теряют свою побудительную силу, на смену им приходят новые. Все. Что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь, оценки достижений(, оказывается ценным, то, что связано с игрой, менее важны. Маленький школьник с увлечением играет и играть будет еще долго, но игра перестает быть основным содержанием его жизни.
Перестройка эмоционально-волевой сферы не ограничиваются появлением новых мотивов и сдвигами, перестановками в иерархической мотивационной системе ребенка. В кризисный период происходят глубокие изменения в плане переживаний, подготовленные всем ходом личностного развития в дошкольном возрасте. В конце дошкольного детства наметилось осознание ребенком своих переживаний. Именно сейчас осознанные переживания образуют устойчивые аффективные комплексы.
Остальные эмоции и чувства, которые испытывал ребенок до семилетнего возраста не оставили следа в его памяти. На период кризис 7 лет проявляется то, что Л. С. Выготский называет обобщением переживаний. Цепь неудач или успехов (в учебе, в широком общении), каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком, приводит к формированию устойчивого аффективного комплекса – чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или чувства собственной значимости, компетентности, исключительности. Конечно, в дальнейшем эти аффективные образования могут меняться, даже исчезать по мере накопления опыта другого рода. Но некоторые из них, подкрепляясь соответствующими событиями и оценками, будут фиксироваться в структуре личности и влиять на развитие самооценки ребенка, его уровня притязаний. Благодаря обобщению переживаний, в 7 лет появляется логика чувств. Переживания приобретают новый смысл для ребенка, между ними устанавливаться связи, становится возможной борьба переживаний.
Такое усложнение эмоциональной – мотивационной сферы приводит к возникновению внутренней жизни ребенка. Это не слепок с внешней его жизни. Хотя внешние события, ситуации, отношения составляют содержание переживаний, они своеобразно преломляются в сознании, и эмоциональные представления о них складываются в зависимости от логики чувств ребенка, е8о уровня притязаний, ожиданий и т.д. Начавшаяся дифференциация внешней и внутренней жизни ребенка связана с изменением структуры его поведения. Появляется смысловая ориентировочная основа поступка – звено между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями. Это интеллектуальный момент, позволяющий более или менее адекватно оценить будущий поступок с толчки зрения его результатов и более отдаленных последствий. Но одновременно это и момент эмоциональный, поскольку определяется личностный смысл поступка – его место в системе отношений ребенка с окружающими, вероятные переживания по поводу изменения этих отношений. Смысловая ориентировка в собственных действиях становится важной стороной внутренней жизни. В то же время оа исключает импульсивность и непосредственность поведения ребенка. Благодаря этому механизму утрачивается детская непосредственность: ребенок сам размышляет, скрывает свои переживания и колебания, пытается не показывать другим, что ему плохо. Ребенок внешне уже не такой, как «внутренне», хотя на протяжении младшего школьного возраста еще будут в значительной мере сохраняться открытость, стремление выплеснуть все эмоции на детей и близких взрослых, сделать то, что сильно хочется Итак доминирующей функцией у детей6-7 лет становится мышление. Благодаря которому интенсивно развиваются, перестаиваются сами мыслительные процессы и, с другой стороны, от интеллекта зависит развитие остальных психических функций. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. У ребенка появляются логически верные рассуждения: рассуждая, он использует операции. Однако это еще не формально-логические операции, рассуждать в гипотетическом плане ребенок еще не может. В процессе обучения у ребят формируются научные понятия. Оказывая крайне важное влияние на становление словесно-логического мышления, они, тем не менее, е возникают на пустом месте. Овладевая научной логикой, ребенок устанавливает соотношения между понятиями, осознает содержание обобщенных понятий, а это содержание, связываясь с житейским опытом ребенка, как бы вбирает его в себя. Научное понятие в процессе усвоения проходит путь от обобщения к конкретным объектам. Овладение в процессе обучения системой научных понятий дает возможность говорить о развитии у дошкольников 6-7 ет основ понятийного или теоретического мышления. Восприятие недостаточно дифференцировано. Из-за этого ребенок иногда путает похожие буквы и цифры. Хотя он может целенаправленно рассматривать предметы и рисунки, им выделяются, так же как и в дошкольном возрасте, наиболее яркие, бросающиеся в глаза свойства – в основном, цвет, форма и величина. Для того чтобы воспитатель более тонко анализировал качества объектов, воспитатель должен проводить специальную работу, обучая его наблюдению. Если для младших дошкольников было характерно анализирующее восприятие, то к конц старшего дошкольного периода , при соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие. Развивающийся интеллект создает возможность устанавливать связи между элементами воспринимаемого.
Память развивается в двух направлениях-
произвольности и осмысленности. Дети
непроизвольно запоминают учебный материал,
вызывающий у них интерес, преподнесенный
в игровой форме, связанный с яркими наглядными
пособиями или образами-воспоминаниями
и т.д. Но, в отличие от дошкольников, они
способны целенаправленно, произвольно
запоминать материал, им не интересный.
С каждым годом все в большей мере обучение
строится с опорой на произвольную память.
Старшие дошкольники уже обладают хорошей
механической памятью. Многие из них замечательно
воспроизводят заученные стихотворения.
Совершенствование смысловой памяти в
этом возрасте дает возможность освоить
достаточно широкий круг мнемонических
приемов, т.е. рациональных способов запоминания.
Когда ребенок осмысливает материал, понимает
его, он его одновременно и запоминает.
Он запоминает даже непонятный ему текст.
Старший дошкольный возраст – начало школьной жизни. Вступая\ в него, ребенок приобретает внутреннюю позицию школьника, учебную мотивацию. Учебная деятельность становиться для него ведущей. На протяжении этого периода у ребенка развивается теоретическое мышление он получает новые знания, умения, навыки – создает необходимую базу для своего последующего обучения. Но значение учебной деятельности этим не исчерпывается: от ее результативности непосредственно завит развитие личности и уже младшего школьника. Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Статус отличника или неуспевающего отражается на самооценке ребенка, его самоуважении и самопринятии. Успешная учеба, осознание своих способностей и умений качественно выполнять различные задания приводят к становлению чувства компетентности – нового аспекта само сознания, который, наряду с теоретическим рефлексивным мышлением, можно считать центральным новообразованием младшего школьного возраста. Если чувства компетентности в учебной деятельности не формируется, у ребенка снижается самооценка и возникает чувство неполноценности; могут развиваться компенсаторные самооценка и мотивация [3, 34] .
Задачи оздоровительной
направленности: охранять и укреплять здоровье
детей; учить их правильно взаимодействовать
с природой; формировать умение рационально
использовать природные ресурсы для гармоничного
развития личности; учить согласовывать
свое поведение с факторами среды.
1.5. Занятия как одна из форм
экологического воспитания
Ознакомление детей с природой осуществляется в разнообразных формах: на занятиях, экскурсиях, в повседневной жизни (в труде, наблюдениях, играх на участке и в уголке природы). Занятия по ознакомлению дошкольников с природой дают возможность формировать знания последовательно, с учетом возможностей детей и особенностей природного окружения. На занятиях под руководством воспитателя формируется система элементарных знаний у всех детей группы в соответствии с требованиями программы, в определенной системе и последовательности развиваются их основные познавательные процессы и способности.. Занятия дают возможность уточнить и систематизировать его. Обучение детей на занятиях осуществляется разными методами. Выбор методов зависит от вида занятия, от его основной задачи. На одних занятиях формируются первичные знания. С этой целью воспитатель использует наблюдение, рассматривание картин, чтение художественных произведений, рассказ, показ диафильмов и кинофильмов. На других уточняются, расширяются и углубляются знания. Кроме перечисленных методов, на этих занятиях используется и труд детей в природе. Основная задача занятий третьего вида — обобщение и систематизация знаний. Для этого используют беседы, дидактические игры, обобщающие наблюдения. В труде и играх дети применяют полученные знания на практике. Занятия проводятся во всех возрастных группах: в старших — пo 1 занятию каждую неделю. Дополнительно к занятиям во всех группах проводятся целевые прогулки. Подготовка к занятию. Эффективность занятия зависит от того, как педагог подготовится к его проведению. Наметив тему занятия, он должен пополнить, уточнить собственные природоведческие знания по теме, а затем разработать программные задачи занятия. В определении содержания программных задач воспитатель исходит из требований «Программы воспитания в детском саду» и уровня развития детей своей группы, учитывает и особенности природного окружения. Отбирая программное содержание, необходимо уточнить место данного занятия в системе работы. При этом воспитатель должен помнить, что одно и то же программное содержание должно повториться в занятиях, в других формах работы, при использовании различных методов, так как оно усваивается детьми постепенно. В программное содержание включаются 2 группы задач: образовательные и воспитательные. Образовательные задачи — это тот объем знаний, который необходимо дать детям на занятии или уточнить и конкретизировать. Образовательные задачи включают и развитие познавательных процессов, отдельных мыслительных операций, развитие речи, а также формирование навыков учебной деятельности. В содержание образовательных задач включают также формирование познавательного интереса детей к природе. Воспитательные задачи, решаемые на занятии, направлены на формирование положительного, бережного, заботливого отношения к природе, развитие эстетического отношения к ней. На занятиях, где используется труд детей, в программных задачах отражают необходимость формирования трудовых навыков и умений, а с использованием метода наблюдения в программное содержание включают развитие этой деятельности. При подготовке к занятию и его проведении важно правильно определить метод построения занятия. Выбор метода зависит от характера образовательных задач, от особенностей самого природного объекта и от возраста детей. Так, формирование знаний о диких животных лучше всего осуществить через показ диафильмов, кинофильмов, а ознакомление с животными или растениями уголка природы требует проведения непосредственного наблюдения за ними. Разнообразие предметов природы и методов обучения, используемых на занятиях, требует от воспитателя тщательной подготовки обстановки. Для рассматривания животных, комнатных растений, картин детей сажают полукругом. Это позволяет всем активно участвовать на занятии. Если на занятии используется раздаточный материал, и каждый получает объект наблюдения, то детям удобнее сидеть за столами. Иногда занятие, посвященное воспитанию навыков труда, организуется в групповой комнате. В этом случае наиболее рациональное размещение детей — за столами, поставленными буквой П или лентообразно. При этом дети имеют возможность лучше видеть показ воспитателем приемов работы, им удобно действовать при выполнении трудового задания, а воспитатель имеет большую возможность для обучения и контроля. Готовясь к проведению занятия, воспитатель продумывает, какие отобрать наглядные пособия: картины, рисунки, гербарии, календари природы, погоды и т. п.; какие животные, растения, виды корма, предметы ухода за животными и растениями, посадочный материал потребуются для работы. Только после этого воспитатель продумывает ход занятия. Поскольку усвоение программного содержания всеми детьми осуществляется в ходе занятия, воспитатель заранее разрабатывает последовательность работы, обеспечивающую продвижение детей в соответствии с программными требованиями, сочетание заданий, систему приемов, активизирующих умственную деятельность детей.