Земля - наш общий дом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 10:12, доклад

Краткое описание

Экологическое образование дошкольников — сравнительно новое направление в дошкольной педагогике — решается в основном на основе формирования природоведческих знаний, усваиваемых на этапах дошкольного детства.

Вложенные файлы: 1 файл

osnovnaya_chast.doc

— 276.00 Кб (Скачать файл)

Ценностно-ориентационная составляющая:

Отношение к себе:

-открытие своего «Я»; выделения  себя из мира природ- осознание  своей непохожести;

- представления о желаемом и  возможном, о том, что значит помочь, сохранить, знать;

- осознание и потребность в  овладении собственными эмоциями;

- радость познания, гордость за  свой успех;

- элементарное осознание языковой действительности;

Отношение к другим (родители, воспитатели, сверстники):

- возникновение стремления самому  сделать то, что позволит сохранить, поддержать жизнь объектам живой  природы;

- сопереживание объектам живой  природы;

- способность к отождествлению  себя с другими, способность к  обособлению себя от других;

Отношение к разным видам деятельности:

- переживание красоты, величия, многообразия  природных явлений;

- переживание радости экспериментирования  и открытия нового;

- потребность в новых знаниях, расширение собственного опыта  за счет приобщения к тому, что известно и неизвестно;

- вычленение простейших закономерностей, осознание их непреложного характера;

- убежденность в значимости  учения;

-предпосылки возникновения познавательной, волевой и эмоциональной регуляции;гордость  за свой успех в экологически  целесообразной деятельности;

Отношение к миру (ближайшее пространство):

- деятельностно-практическое отношение  к миру;

- стремление бережно относиться  к природной среде, сохранять  и умножать, по мере своих сил, богатство природы;

-чувство близости и общности  с природным миром, ощущение таинственности, загадочности, красоты природного мира;

-любознательность к сложным  и разнообразным объектам и  явлениям природы;

- способность к экологическому  отношению к окружающему миру; интерес к настоящему и прошлому  в ближайшем природном окружении; бережное и ответственное отношение к культурно-природному окружению  [6, 78].

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2.  МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ  ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

2.1. Констатирующий эксперимент

.Исследование проходило в МДОУ  №7 «Колокольчик» в 3 этапа:констатирующий, формирующий, контрольный.

Цель констатирующего этапа: Выявить уровень экологической культуры у дошкольников 6-7 лет о родном крае. В исследовании участвовала группа дошкольников 6-7 лет: Лида Я, Анжела Р, Тоня П, Витя П, Вася Р, Рома  В. Задания с каждым ребенком проводились индивидуально.

Задание 1. Диагностическое занятие. « Откуда пришел хлеб»

Экспериментатор раскладывает карточки, где присутствуют следующие изображения: 1-семечко пшеницы, 2-семечко пшеницы растет земле, 3-специальные оросительные приспособления на поле, 4-первые всходы, 5-поросли, 6-колосья, 7-комбайн на поле, 8-трактор с пшеницей, 9-мельница, 10-хлебозавод, 11-цех выпечки хлеба, 12-булочная. Далее ребятам предлагается разложить эти карточки в порядке производства. Результаты соотнесены в таблице 1 « Откуда пришел хлеб».

Таблица 1

Откуда пришел хлеб

Экспериментальная группа

  • Порядок разложения карточек

Лида Я

1,2,5,7,8,4,6,3,9,10,11,12.

Анжела Р

2,4,5,3,6,8,7,1,9,10,11,12.

Тоня П

2,3,4,1,5,6,7,9,8,10,11,12.

Витя П

3,1,2,4,7,9,6,5,8,10,11,12

Вася Р

1,3,5,7,2,4,6,8,9,11,10,12

Рома В

2,1,3,7,6,5,4,8,9,10,11,12.


 

Выводы: Задание выполнялось индивидуально .Карточки имели свой номер, который соответствовал порядку выполнения производства хлеба. Данные показали, что ни один ребенок не справился верно с заданием. Можно сказать, что экспериментальная группа имеет представления о производстве хлеба на последних его стадиях, а именно: хлеб пекут на заводе, хлеб пекут в цеху, далее он поступает в булочную.

Задание 2. Диагностическое занятие. «Узнай семена»

Экспериментатор на столе разложил семена: арбуза, тыквы, редиса, гороха, фасоли. Предлагает ребятам разложить их по пакетикам с изображением овощей и фруктов. Данные результатов отражены в таблице 2.«Узнай семена».

Таблица 2

Узнай семена

 

Экспериментальная группа

Арбуз

Тыква

Горох

Фасоль

Редис

Подсолнечник

Лида Я

+

-

-

-

-

+

Анжела Р

+

   

-

-

+

Тоня П

+

-

-

-

-

-

Витя П

-

-

-

-

-

+

Вася Р

-

-

-

-

-

+

Рома В

+

-

-

-

-

+

«+»-называет верно

«-»-ответа нет.

Вывод: С заданием в целом, никто не справился. Лишь 10% ребят экспериментальной группы узнали семена: подсолнечника, арбуза и верно определили их по пакетикам. Остальные семена ребята не смогли определить, они так и остались лежать на столе, вне пакетиков. Вася Р и Тоня вовсе перепутали семена гороха с редисом. В планировании воспитателя, в графе сезонный труд, мы не увидели организацию работы с дошкольниками на огороде.


 

 

 

Задание 3. У каждого ребенка на столе горшочки с земляной смесью. Экспериментатор предлагает ребятам рассмотреть ее, рассказать, что же еще помимо земли ребята видят в земляной смеси. Результаты отмечены в таблице 3 «Состав  почвы».

Таблица 3

Состав почвы

 

Экспериментальная группа

Обнаруживает воздух

Обнаруживает воду

Обнаруживает песок

Обнаруживает глину

Обнаруживает перегной

Другие частицы

Лида Я

-

-

+

-

-

-

Анжела Р

-

-

+

-

-

Камни мелкие

Тоня П

-

-

+

-

-

-

Витя П

-

-

+

-

-

-

Вася Р

-

-

+

-

-

-

Рома В

-

-

+

-

-

мусор

 

Условные обозначения

«+»-называет верно

«-»-ответа нет.

Вывод: Исследования показали, что ребята плохо знают состав почвы. Все ребята увидели в ней содержимое песка, Рома заметил мусор, Анжела мелкие камни. Воздух, воду, глину , перегной никто из ребят экспериментальной группы не отмечает.


 

Задание №4. Экспериментатор  предлагает ребенку назвать растения Краснодарского края. Предлагает набор карточек-картинок с изображениями : цветов, деревьев, кустарников. Просит рассмотреть картинки, назвать как называются изображения. Все ответы детей отражены в таблице 4 «Растения юга» .

Таблица 4

Растения юга

Экспериментальная группа

Название деревьев

Название цветов

Названия кустарников

Лида Я

-

-

-

Анжела Р

-

+

-

Тоня П

-

-

-

Витя П

-

-

-

Вася Р

-

-

-

Рома В

-

-

-


Условные обозначения:

-не называет, нет ответа по  карточке.

+ дает ответ верно 

Вывод: Итак, экспериментальная группа участников показала неудовлетворительные знания о растительном мире. Ребята не знают названия деревьев, кустарников цветов, не узнают их по карточкам. Их ответы скупые, маолобразны. Только Анжела  дает один  правильный ответ, Все ответы засвидетельствованы в таблице.

Задание 2. «Какие животные родного края ты узнаешь на картинке?

Экспериментатор просит ребят узнать животных на сюжетной картине «Кубанский лес».Все ответы занесены в таблицу 5 «Животные юга».

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 5

 Животные юга 

Экспериментальная группа

Название дикого животного

Название птиц

Названия насекомого

Лида Я

-

+

-

Анжела Р

-

-

-

Тоня П

-

-

-

Витя П

+

-

-

Вася Р

-

-

+

Рома В

-

-

-


Условные обозначения:

-не называет, нет ответа по  карточке.

+ дает ответ верно 

Вывод: Ответы детей показывают плохие знания о названиях животного мира. Ребята не узнают насекомых, диких животных, птиц.

 

2.2. Формирующий этап

 

Цель формирующего этапа  - разработка специальной серии занятий по ознакомлению с растениями и животными  Краснодарского края в формировании начал экологической культуры.   

Прежде всего необходимо осуществлять воспитательно-образовательную работу с детьми необходимо с учетом традиций социокультурной среды, местных исторических, национальных, географических, климатических особенностей региона, то есть использовать региональный компонент. Очень важно, опираясь на наследие наших предков, сформировать у детей жизненные ценности. Стремиться развивать в детях умение ценить и восхищаться окружающей нас красотой, уважать труд взрослых, воспитывать доброту, честность, смелость, отзывчивость на примерах подвигов наших прадедов, чтобы дети гордились счастливой возможностью родиться и жить на Кубанской земле. Региональный компонент присутствует во всех видах деятельности и занятий детей. В соответствии с Законом РФ “Об образовании” государственный стандарт (ГОС) включает не только федеральный, но и национально- региональный компоненты. Законодательство в области образования и установления национально - региональных компонентов ГОС находится в ведении субъектов Российской Федерации в соответствии со ст. 29, п. 2,8 Закона РФ “Об образовании”.Для каждой территории (региона) характерны:

-особенности происхождения ее  самой (результат землетрясения, движения  ледников и пр.)

-пространственное положение (материк, полуостров, остров; площадь, плотность  населения и т. д.)

-климат; флора и фауна;

-природные ресурсы: недра, вода, лес  и пр.

-многообразие природных явлений.

Во многих дошкольных образовательных учреждениях края с целью приобщения детей к основам экологической культуры разработаны авторские программы, методические пособия, экологические игры и сценарии экологических праздников, создается экологоразвивающая среда, например, в детских садах в городах Краснодар, Новороссийск, Ейск, Темрюкском районе. Активная природоохранная работа с детьми дошкольного возраста на прилегающей территории в фитоогородах и цветниках, на экологических тропах и мини-фермах проводится в некоторых дошкольных учреждениях Краснодара, Успенского, Темрюкского и Староминского районов. В ряде ДОУ организованы семейные мастерские, выставки “Мы и природа”, родительский всеобуч по экологическому просвещению. В 2008–2009 гг. в крае осуществлялась международная Черноморская экологическая программа ТАСИС. В ее рамках был разработан игровой дидактический проект “Фантазии о природопользовании”, включающий экологические игры для детей разного возраста (от 6 до 16 лет) по основам рационального природопользования. Эти игры могут использоваться в системе дополнительного экологического образования, на уроках экологии, географии, экономики в общеобразовательных школах, в детских дошкольных учреждениях, экологических профильных лагерях и других образовательных структурах.

Информация о работе Земля - наш общий дом