Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 10:12, доклад
Экологическое образование дошкольников — сравнительно новое направление в дошкольной педагогике — решается в основном на основе формирования природоведческих знаний, усваиваемых на этапах дошкольного детства.
Ценностно-ориентационная составляющая:
Отношение к себе:
-открытие своего «Я»; выделения себя из мира природ- осознание своей непохожести;
- представления о желаемом и возможном, о том, что значит помочь, сохранить, знать;
- осознание и потребность в
овладении собственными
- радость познания, гордость за свой успех;
- элементарное осознание языковой действительности;
Отношение к другим (родители, воспитатели, сверстники):
- возникновение стремления
- сопереживание объектам живой природы;
- способность к отождествлению себя с другими, способность к обособлению себя от других;
Отношение к разным видам деятельности:
- переживание красоты, величия, многообразия природных явлений;
- переживание радости
- потребность в новых знаниях, расширение собственного опыта за счет приобщения к тому, что известно и неизвестно;
- вычленение простейших
- убежденность в значимости учения;
-предпосылки возникновения
Отношение к миру (ближайшее пространство):
- деятельностно-практическое
- стремление бережно относиться к природной среде, сохранять и умножать, по мере своих сил, богатство природы;
-чувство близости и общности с природным миром, ощущение таинственности, загадочности, красоты природного мира;
-любознательность к сложным и разнообразным объектам и явлениям природы;
- способность к экологическому
отношению к окружающему миру;
интерес к настоящему и
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1. Констатирующий эксперимент
.Исследование проходило в
Цель констатирующего этапа: Выявить уровень экологической культуры у дошкольников 6-7 лет о родном крае. В исследовании участвовала группа дошкольников 6-7 лет: Лида Я, Анжела Р, Тоня П, Витя П, Вася Р, Рома В. Задания с каждым ребенком проводились индивидуально.
Задание 1. Диагностическое занятие. « Откуда пришел хлеб»
Экспериментатор раскладывает карточки, где присутствуют следующие изображения: 1-семечко пшеницы, 2-семечко пшеницы растет земле, 3-специальные оросительные приспособления на поле, 4-первые всходы, 5-поросли, 6-колосья, 7-комбайн на поле, 8-трактор с пшеницей, 9-мельница, 10-хлебозавод, 11-цех выпечки хлеба, 12-булочная. Далее ребятам предлагается разложить эти карточки в порядке производства. Результаты соотнесены в таблице 1 « Откуда пришел хлеб».
Таблица 1
Откуда пришел хлеб
Экспериментальная группа |
|
Лида Я |
1,2,5,7,8,4,6,3,9,10,11,12. |
Анжела Р |
2,4,5,3,6,8,7,1,9,10,11,12. |
Тоня П |
2,3,4,1,5,6,7,9,8,10,11,12. |
Витя П |
3,1,2,4,7,9,6,5,8,10,11,12 |
Вася Р |
1,3,5,7,2,4,6,8,9,11,10,12 |
Рома В |
2,1,3,7,6,5,4,8,9,10,11,12. |
Выводы: Задание выполнялось индивидуально .Карточки имели свой номер, который соответствовал порядку выполнения производства хлеба. Данные показали, что ни один ребенок не справился верно с заданием. Можно сказать, что экспериментальная группа имеет представления о производстве хлеба на последних его стадиях, а именно: хлеб пекут на заводе, хлеб пекут в цеху, далее он поступает в булочную.
Задание 2. Диагностическое занятие. «Узнай семена»
Экспериментатор на столе разложил семена: арбуза, тыквы, редиса, гороха, фасоли. Предлагает ребятам разложить их по пакетикам с изображением овощей и фруктов. Данные результатов отражены в таблице 2.«Узнай семена».
Таблица 2
Узнай семена
Экспериментальная группа |
Арбуз |
Тыква |
Горох |
Фасоль |
Редис |
Подсолнечник | |
Лида Я |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ | |
Анжела Р |
+ |
- |
- |
+ | |||
Тоня П |
+ |
- |
- |
- |
- |
- | |
Витя П |
- |
- |
- |
- |
- |
+ | |
Вася Р |
- |
- |
- |
- |
- |
+ | |
Рома В |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ | |
«+»-называет верно «-»-ответа нет. Вывод: С заданием в целом, никто не справился. Лишь 10% ребят экспериментальной группы узнали семена: подсолнечника, арбуза и верно определили их по пакетикам. Остальные семена ребята не смогли определить, они так и остались лежать на столе, вне пакетиков. Вася Р и Тоня вовсе перепутали семена гороха с редисом. В планировании воспитателя, в графе сезонный труд, мы не увидели организацию работы с дошкольниками на огороде. |
Задание 3. У каждого ребенка на столе горшочки с земляной смесью. Экспериментатор предлагает ребятам рассмотреть ее, рассказать, что же еще помимо земли ребята видят в земляной смеси. Результаты отмечены в таблице 3 «Состав почвы».
Таблица 3
Состав почвы
Экспериментальная группа |
Обнаруживает воздух |
Обнаруживает воду |
Обнаруживает песок |
Обнаруживает глину |
Обнаруживает перегной |
Другие частицы | |
Лида Я |
- |
- |
+ |
- |
- |
- | |
Анжела Р |
- |
- |
+ |
- |
- |
Камни мелкие | |
Тоня П |
- |
- |
+ |
- |
- |
- | |
Витя П |
- |
- |
+ |
- |
- |
- | |
Вася Р |
- |
- |
+ |
- |
- |
- | |
Рома В |
- |
- |
+ |
- |
- |
мусор | |
Условные обозначения «+»-называет верно «-»-ответа нет. Вывод: Исследования показали, что ребята плохо знают состав почвы. Все ребята увидели в ней содержимое песка, Рома заметил мусор, Анжела мелкие камни. Воздух, воду, глину , перегной никто из ребят экспериментальной группы не отмечает. |
Задание №4. Экспериментатор предлагает ребенку назвать растения Краснодарского края. Предлагает набор карточек-картинок с изображениями : цветов, деревьев, кустарников. Просит рассмотреть картинки, назвать как называются изображения. Все ответы детей отражены в таблице 4 «Растения юга» .
Таблица 4
Растения юга
Экспериментальная группа |
Название деревьев |
Название цветов |
Названия кустарников |
Лида Я |
- |
- |
- |
Анжела Р |
- |
+ |
- |
Тоня П |
- |
- |
- |
Витя П |
- |
- |
- |
Вася Р |
- |
- |
- |
Рома В |
- |
- |
- |
Условные обозначения:
-не называет, нет ответа по карточке.
+ дает ответ верно
Вывод: Итак, экспериментальная группа участников показала неудовлетворительные знания о растительном мире. Ребята не знают названия деревьев, кустарников цветов, не узнают их по карточкам. Их ответы скупые, маолобразны. Только Анжела дает один правильный ответ, Все ответы засвидетельствованы в таблице.
Задание 2. «Какие животные родного края ты узнаешь на картинке?
Экспериментатор просит ребят узнать животных на сюжетной картине «Кубанский лес».Все ответы занесены в таблицу 5 «Животные юга».
Таблица 5
Животные юга
Экспериментальная группа |
Название дикого животного |
Название птиц |
Названия насекомого |
Лида Я |
- |
+ |
- |
Анжела Р |
- |
- |
- |
Тоня П |
- |
- |
- |
Витя П |
+ |
- |
- |
Вася Р |
- |
- |
+ |
Рома В |
- |
- |
- |
Условные обозначения:
-не называет, нет ответа по карточке.
+ дает ответ верно
Вывод: Ответы детей показывают плохие знания о названиях животного мира. Ребята не узнают насекомых, диких животных, птиц.
2.2. Формирующий этап
Цель формирующего этапа - разработка специальной серии занятий по ознакомлению с растениями и животными Краснодарского края в формировании начал экологической культуры.
Прежде всего необходимо осуществлять воспитательно-образовательную работу с детьми необходимо с учетом традиций социокультурной среды, местных исторических, национальных, географических, климатических особенностей региона, то есть использовать региональный компонент. Очень важно, опираясь на наследие наших предков, сформировать у детей жизненные ценности. Стремиться развивать в детях умение ценить и восхищаться окружающей нас красотой, уважать труд взрослых, воспитывать доброту, честность, смелость, отзывчивость на примерах подвигов наших прадедов, чтобы дети гордились счастливой возможностью родиться и жить на Кубанской земле. Региональный компонент присутствует во всех видах деятельности и занятий детей. В соответствии с Законом РФ “Об образовании” государственный стандарт (ГОС) включает не только федеральный, но и национально- региональный компоненты. Законодательство в области образования и установления национально - региональных компонентов ГОС находится в ведении субъектов Российской Федерации в соответствии со ст. 29, п. 2,8 Закона РФ “Об образовании”.Для каждой территории (региона) характерны:
-особенности происхождения ее самой (результат землетрясения, движения ледников и пр.)
-пространственное положение (материк, полуостров, остров; площадь, плотность населения и т. д.)
-климат; флора и фауна;
-природные ресурсы: недра, вода, лес и пр.
-многообразие природных
Во многих дошкольных образовательных учреждениях края с целью приобщения детей к основам экологической культуры разработаны авторские программы, методические пособия, экологические игры и сценарии экологических праздников, создается экологоразвивающая среда, например, в детских садах в городах Краснодар, Новороссийск, Ейск, Темрюкском районе. Активная природоохранная работа с детьми дошкольного возраста на прилегающей территории в фитоогородах и цветниках, на экологических тропах и мини-фермах проводится в некоторых дошкольных учреждениях Краснодара, Успенского, Темрюкского и Староминского районов. В ряде ДОУ организованы семейные мастерские, выставки “Мы и природа”, родительский всеобуч по экологическому просвещению. В 2008–2009 гг. в крае осуществлялась международная Черноморская экологическая программа ТАСИС. В ее рамках был разработан игровой дидактический проект “Фантазии о природопользовании”, включающий экологические игры для детей разного возраста (от 6 до 16 лет) по основам рационального природопользования. Эти игры могут использоваться в системе дополнительного экологического образования, на уроках экологии, географии, экономики в общеобразовательных школах, в детских дошкольных учреждениях, экологических профильных лагерях и других образовательных структурах.