Методика организации исследовательской деятельности учащихся начальных классов на уроках окружающего мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2015 в 20:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель: показать особенности организации исследовательской деятельности в начальной общеобразовательной школе.

Задачи:
раскрыть значение развития исследовательского отношения к окружающему миру в формировании умения учиться;
изучить исследовательский потенциал младшего школьного возраста;
выявить особенности проблемно – исследовательского метода преподавания как основного метода исследовательского обучения;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ заданий исследовательского характера КАК СРЕДСТВА развития учебно-исследовательской ДЕЯТЕЛЬНОСТИ младших школьников
1.1 Понятие учебно-исследовательской деятельности, ее особенности в младшем школьном возрасте
1.2 Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников
1.3 Использование заданий исследовательского характера как средства развития учебно-исследовательской деятельности
II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ОСВОЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ОСНОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК средства развития учебно-исследовательской деятельности
2.1 Изучение системы работы учителя МОУ «ООШ № 2» Емельяновой И. А. по использованию заданий исследовательского характера
2.2 Систематизация групп заданий исследовательского характера и их апробация в самостоятельной практической деятельности младших школьников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Методика организации исследовательской деятельности учащихся начальных классов на уроках окружающего мира.docx

— 139.67 Кб (Скачать файл)

В заключение обсуждения приёма ключей важно отметить, то он пригоден прежде всего для создания мотивации к индуктивному исследованию. Это определяется тем, что данный приём обеспечивает возникновение вопроса, который вызывает необходимость поиска решения, что составляет обязательное условие проведения индуктивного исследования. Для дедуктивного исследования, основной задачей которого является развёрнутое обоснование найденного принципа, закономерности, обобщения, широко используется другой способ создания мотивации — приём загадки.

Примером использования этого приёма является мотивация исследованию дедуктивного типа, посвящённому доказательству гипотезы-обобщения.

Приём загадки основан на использовании такого стимульного материала, который характеризуется той или иной степенью неопределённости, что позволяет создать проблемную ситуацию. Проблемная ситуация и обеспечивает возникновение предположений, на основании которых может быть сформумирована гипотеза-обобщение для предстоящего исследования. Таким стимульным материалом может быть всё что угодно реальные объекты, рисунок, схема, модель, демонстрация опытов, ряд слов, чьё-то высказывание, отрывок из текста и I п. Самым важным в этом случае является некоторая гипотетическая связь между изображением, схемой, словами (а точнее, их интерпретацией) и той гипотезой, которая должна возникнуть у учащихся. Поэтому вопросы учителя, направленные на создание необходимой проблемной ситуации, могут быть как достаточно прямыми, например «Какая связь может быть между этой схемой и той темой, которую мы изучаем?», так и косвенными, например «Что общего между всеми этими схемами, какую новую идею они могут выражать?» ими «Почему учёный расположил эти слова в один ряд, а эти — » другой?».

В любом случае, размышляя над смыслом предложенного (стимулъного материала, учащиеся выдвигают разные предположения, которые могут дополняться, усиливаться, стимулироваться другими предположениями, возникающими у их же одноклассников,

по типу «мозгового штурма» идей. В этом смысле применение такого способа для создания мотивации уже само по себе представляет ценность с точки зрения развития творческого мышления учащихся и формирования исследовательских умений, таких, как формулирование проблемы, выдвижение гипотез, постановка исследовательских вопросов. В том же случае, когда мы используем его не как простое тренинговое задание по развитию творческого мышления, а в качестве необходимого этапа познания как творческого процесса, и развивающий эффект от его применения будет совсем другим. Это связано с тем, что в мыслительный процесс, разворачиваемый для доказательства или опровержения выдвинутой гипотезы, вовлечена личность учащегося.

Приём загадки может использоваться также и для создания проблемной ситуации к индуктивному исследованию. В таком случае гипотезы, выдвигаемые учащимися по поводу смысла стимульного материала, не служат мостиком к формулированию основной гипотезы-обобщения, нуждающейся в доказательстве, а лишь усиливают проблемность вопроса, поставленного учителем, и способствуют принятию, т. е. фактически возникновению и формулированию проблемы у учащихся.

Третий способ создания мотивации на уроке мы условно назвали «выполнимое/невыполнимое действие».

Характерной особенностью данного способа является то, что детям предлагается выполнить такое задание, которое субъективно кажется выполнимым и не представляющим каких-либо трудностей. В процессе же его выполнения зарождается сомнение или обнаруживается невозможность его осуществления. Возникшая проблема переживается ребёнком тем ярче, чем более простым казалось предложенное задание. Фактически проблемная ситуация в этом случае создаётся с помощью какого-то задания с «ловушкой». Такой способ создания мотивации прекрасно подходит для индуктивного занятия-исследования, так как позволяет нам чётко прогнозировать возникновение вопроса и формулирование проблемы у учащегося. В то же время его можно использовать и для дедуктивного исследования. В этом случае понадобится один дополнительный шаг — перейти от вопроса-проблемы к обобщенным гипотезам о её решении,

т. е. дать детям возможность сформулировать гипотезы о решении и затем уже строить исследование в дедуктивной логике как доказательстве или опровержение выдвинутых гипотез.

Преимуществом обсуждаемого способа создания мотивации является то, что он обеспечивает возникновение очень сильной потребности в познании того нового, что необходимо узнать детям. Индуктивные занятия, построенные на основе такой мотивации, часто проходят на одном дыхании, и новое знание, приобретённое детьми в результате проведённого ими исследования, субъективно переживается как настоящее открытие, что позволяет испытать подлинную радость познания во всей полноте. Переживание

радости познания — важнейшее условие поддержания и развития познавательной мотивации, исследовательского поведения и творчества.

Все рассмотренные нами способы создания мотивации не уроке представляют собой различные варианты конструирования проблемных ситуаций, обеспечивающих возникновение вопроса-проблемы или гипотезы, обусловливающих необходимость проведения индуктивного или дедуктивного исследования. Разные способы в разной мере пригодны для создания мотивации к дедуктивному или индуктивному исследованию, однако каждый из них имеет свою особую ценность как путь развития тех или иных сторон творческого мышления и личности ребёнка.

Приложение № 2

Умение видеть проблемы - свойство, характеризующее мышление человека. Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах деятельности, и все же для его развития можно подобрать специальные упражнения и методики, которые в значительной мере помогут в решении этой сложной педагогической задачи.  
Вот некоторые из таких упражнений: «Посмотрите на мир другими глазами»; «Составьте рассказ от имени другого человека»; «Метод шести думательных шляп»; игра «Волшебные превращения» и др.  
С умением видеть проблемы тесно связано умение наблюдать. Упражнения на развитие внимания и наблюдательности: «Парные картинки, содержащие различия»; «Найди два одинаковых квадрата» и др.  
Одним из главных, базовых умений исследователя является умение выдвигать гипотезы, строить предположения. Эти умения можно специально потренировать. Вот простое упражнение: «Выдвинете гипотезу (предположения), как птицы узнают дорогу на юг?» Гипотезы в данном случае могут быть и такие: «Птицы определяют дорогу по солнцу и звездам; птицы сверху видят растения (деревья, траву и др.)».  
Но может быть иная, особенная, неправдоподобная гипотеза, провокационная идея: «Птицы точно находят дорогу на юг потому, что они ловят специальные сигналы из космоса».  
В развитии умения выдвигать гипотезу помогут упражнения на обстоятельства. Отмечу, что при обучении детей строить предположения необходимо учить их использовать следующие слова: может быть; предположим; допустим; возможно; что, если...  
Важным умением для любого исследователя является умение задавать вопросы. Дети очень любят задавать вопросы, а если их от этого систематически не отучать, то они достигают высоких уровней в этом искусстве.  
Для развития умения задавать вопросы используются разные упражнения: задать вопросы тому, кто изображен; ответить, какие вопросы мог бы задать тебе тот, кто изображен на рисунке; задания, предполагающие исправление чьих-то ошибок, логических, стилистических, фактических и др.  
Важным средством мышления является вывод или умозаключение. Для формирования первичных навыков и тренировки умения делать простые аналогии можно воспользоваться такими упражнениями: скажите, на что похожи: узоры на ковре; очертания деревьев за окном; старые автомобили; новые кроссовки.

Приложение №3

Степень подготовленности учащихся к этой деятельности изучалась по следующим показателям:

1. Уровень развития познавательного интереса. Для определения уровня развития познавательного интереса учащихся мы использовали: карты диагностики познавательной активности; методику незаконченных предложений; беседы с родителями и самими учащимися. На уроках ведется наблюдение за тем, как ученик воспринимает знания; решает различные учебные задачи; работает в группе. Анализируется мотивация к познавательной деятельности и отношение каждого ученика к занятиям. На основе полученных данных корректируется объем и степень сложности предъявляемых заданий по разным предметам.

2. Уровень  сформированности коммуникативных умений на основе наблюдений за работой в парах, в малых и средних группах, со всем классом. Важно обращатить внимание на способность детей следовать «Правилам общения»; договариваться; считаться с чужим мнением; учитывать его в диалоге и пр. Дети учатся корректно выражать свою точку зрения, управлять голосом; ориентироваться в способах добывания информации в случае ее дефицита. 
 
3. Уровень развития мышления. Для определения уровня развития мышления учащихся используется методику Л.А. Ясюковой «Определение готовности ребенка к школе» (работа ведется совместно со школьным психологом). Исходя из результатов теста, строится работа по формированию мышления в процессе изучения различных предметов с учетом их вклада в развитие тех или иных мыслительных процессов. "При обучении сознательному усвоению приемов умственной деятельности мы используем на уроке диалоговые формы взаимодействия.  
 
4. Наличие опыта самоконтроля и самооценки. При наблюдении за тем, как ученик фиксирует свои действия, оценивает возникающие трудности, связанные с недостатком знаний или отсутствие соответствующего умения, на первом этапе используются оценочные отрезки

Г.А. Цукерман, которые помогают установить наличие и уровень самоконтроля и самооценки учащихся. Затем на основе полученных сведений мы предлагаем учащимся систему алгоритмических заданий, которые стимулируют развитие умений планировать свою работу, оценивать результаты своих действий как бы со стороны, формируют способность к рефлексии.

Приложение №4  
Развивающие упражнения для школьников  
 
От развития логического мышления, воображения, коммуникативных навыков учащихся зависит их дальнейшая учеба, общение со сверстниками и многое другое. Предложенные упражнения помогут классному руководителю организовать интересные для детей занятия.

Для выполнения некоторых упражнений потребуется предварительная подготовка, изготовление необходимых карточек. Если занятия проводятся регулярно, то дети могут работать в тетрадях, что позволит контролировать развитие ребенка.

Предлагаемые упражнения могут быть использованы как в работе со всем классом, группой детей, так и на индивидуальных занятиях и при консультировании. Задания рассчитаны на учащихся начальных классов. Каждому упражнению можно посвятить целое занятие или часть его.

Упражнение 1. Царство клякс

 
 
Задачи:  

  • Развивать внимание, воображение и творческие способности. 

  • Учить детей высказывать и отстаивать свою точку зрения. 

  • Учить передавать эмоциональные переживания в образах, сопереживать герою. 

 
Используемый материал: Фломастеры, карандаши, карточки с заготовками (рисунок).  
 
  
 
Задание:

"Сегодня нам с вами  предстоит отправиться в Царство  клякс. В этом царстве живут  заколдованные кляксы, они ползают, прыгают, бегают, летают, радуются и  грустят. Посмотрите, кто спрятался  в этих кляксах? Лист можно  переворачивать во все стороны, чтобы лучше увидеть заколдованных  зверюшек, человечков, предметы, машины – все, все, все. Дорисуйте и раскрасьте кляксу так, чтобы мы смогли узнать, кого там заколдовали. А потом придумайте про них историю".

Упражнение 2. Путешествие по волшебному городу  
 
Задачи: 

  • Развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику, воображение и творческие способности. 

  • Учить детей высказывать и отстаивать свою точку зрения. 

  • Учить передавать эмоциональные переживания в образах, сопереживать герою. 

 
Используемый материал: листы в клетку, карандаши.  
 
Задание:

Сегодня мы с вами будем путешествовать по волшебному городу. И этот город будем рисовать все вместе. В этом городе живут хорошие, добрые люди. Но почему-то их кто-то невзлюбил.Кто это мог быть? Почему?

И поэтому пришлось им построить вокруг города стену. Зачем?

Стена должна быть ровной и крепкой. Ваши ошибки – это лазейки для врагов.

 
 

Однако эта стена оказалась очень маленькой, и враги свободно преодолевали ее. Тогда жители города построили вторую стену.

 
 

Жили в этом городе люди как и мы в разных домах – маленьких деревянных и больших многоэтажках.

А чтобы домики были похожи на домики, дорисуем им крыши, окошки и т. д.

 

 

Было в этом городе много машин, но все они были одинаковые. Пририсуем им колеса и рули.  
 

А различные грузы перевозили на больших машинах. Что можно перевозить на грузовых машинах?

 
 

Чтобы не было аварий, в городе поставили светофоры.

 
 

Около каждого светофора был пешеходный переход.

 
 

Однажды в городе произошло печальное событие – сломались все светофоры: постоянно горел только красный свет. Что делать?

На помощь пришел робот.  
 
  
(Изобразив половину робота, попросить нарисовать вторую половину по образцу в зеркальном отражении, при необходимости поворачивая лист.)

Информация о работе Методика организации исследовательской деятельности учащихся начальных классов на уроках окружающего мира