Методика организации исследовательской деятельности учащихся начальных классов на уроках окружающего мира
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2015 в 20:05, курсовая работа
Краткое описание
Цель: показать особенности организации исследовательской деятельности в начальной общеобразовательной школе.
Задачи: раскрыть значение развития исследовательского отношения к окружающему миру в формировании умения учиться; изучить исследовательский потенциал младшего школьного возраста; выявить особенности проблемно – исследовательского метода преподавания как основного метода исследовательского обучения;
Содержание
ВВЕДЕНИЕ I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ заданий исследовательского характера КАК СРЕДСТВА развития учебно-исследовательской ДЕЯТЕЛЬНОСТИ младших школьников 1.1 Понятие учебно-исследовательской деятельности, ее особенности в младшем школьном возрасте 1.2 Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников 1.3 Использование заданий исследовательского характера как средства развития учебно-исследовательской деятельности II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ОСВОЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ОСНОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК средства развития учебно-исследовательской деятельности 2.1 Изучение системы работы учителя МОУ «ООШ № 2» Емельяновой И. А. по использованию заданий исследовательского характера 2.2 Систематизация групп заданий исследовательского характера и их апробация в самостоятельной практической деятельности младших школьников ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Дорисуйте роботу все необходимое,
придумайте про него сказку, а также волшебные
слова, которые нужно сказать роботу, чтобы
он отремонтировал светофоры.
Упражнение 3. Удивительный
квадрат
Задачи:
Развивать внимание, логическое
мышление.
Используемый
материал: форма для заполнения,
желательно на отдельном листе, разноцветные
геометрические фигуры.
Задание:
(До начала
выполнения задания объясняется, что такое
ряды, что такое столбцы на рисунке.)
1. Разложите фигурки по
клеточкам так, чтобы в рядах
лежали фигурки, одинаковые по
форме.
2. Разложите фигурки по
клеточкам так, чтобы в рядах
лежали фигурки, одинаковые по
цвету.
3. Разложите фигурки по
клеточкам так, чтобы в столбцах
лежали фигурки, одинаковые по
форме.
4. Разложите фигурки по
клеточкам так, чтобы в столбцах
лежали фигурки, одинаковые по
цвету.
5. Не двигая фигурки, сделайте
так, чтобы фигурки, одинаковые по
цвету, оказались снова в рядах (перевернуть листок
с фигурками на 90º).
6. Разложите фигурки по
клеточкам так, чтобы ни в рядах,
ни в столбцах не было фигурок,
одинаковых по цвету.
7. Разложите фигурки по
клеточкам так, чтобы ни в рядах,
ни в столбцах не было фигурок,
одинаковых по форме.
8. Разложите фигурки по
клеточкам так, чтобы ни в рядах,
ни в столбцах не было фигурок,
одинаковых ни по цвету, ни
по форме.
9. Разложите фигурки по
клеточкам так, чтобы ни в рядах,
ни в столбцах не было фигурок,
одинаковых ни по цвету, ни
по форме, если одна или две
фигурки уже стоят на своих
местах.
Упражнение 4. Хорошо ли мы знаем
друг друга?
Задачи:
Развивать социальную наблюдательность
и умения: замечать в человеке наиболее
характерные для него качества, давать
объективную характеристику человека,
присоединения и чувствования.
Исследовать ведущие тенденции
в классе.
Учить детей представлять и
отстаивать свою точку зрения.
Способствовать единению класса.
Задание:
1. Каждому необходимо
написать достаточно подробные
характеристики двух одноклассников
(мальчика и девочки) и себя. Характеристика
может содержать описание черт
характера, проявлений поведенческих
реакций без рассказа о внешних
признаках человека – росте, цвете
глаз, волос и т. п. Каждая характеристика
пишется на отдельном листе
бумаги, указывается, чья это характеристика
и кто ее писал.
2. Далее зачитываются
характеристики в случайном порядке,
а дети отгадывают, кто бы это
мог быть, и записывают их фамилии.
3. После этого списки
сверяются. Тому, кто правильно отгадал,
к кому относятся более 80% характеристик
(показатель можно изменять на
усмотрение психолога), присваивается
звание “Юный психолог”.
Обсуждение. Все вместе обсуждают
трудности составления характеристик
и отгадывания их. Можно провести беседу
о чертах характера и их проявлениях, спросить,
что нового
узнали ребята о себе и других.
Обсуждение можно завершить игрой “Узнай
по голосу, по прикосновению”.
Упражнение 5. Мой характер
Задачи:
Развивать способности самоанализа,
самосознания у детей.
Определять личностные проблемы
ребенка и находить возможные пути их
преодоления.
Исследовать уровень развития
рефлексии.
Учить детей высказывать и отстаивать
свою точку зрения.
Используемый
материал: карточка для заполнения
либо рисунок на доске.
Обсуждение. Все люди разные, и
отличаются они, прежде всего, своими характерами.
Какие черты характера вы знаете? Какие
черты характера можно назвать положительными,
а какие отрицательными? Может ли одно
и то же качество характера быть как положительным,
так и отрицательным? Приведите примеры.
Какие качества характера помогают нам
в жизни, а какие мешают? В каких ситуациях
одно и то же качество может помочь нам,
а в других ситуациях помешать? Можем ли
мы назвать качества характера, которые
мешают нам в жизни, отрицательными или
нет и почему?
Задание:
1. Перед вами круг, символизирующий
ваш характер. Разделите круг
на сектора в соответствии
с мерой проявления каждой
из черт вашего характера.
2. Свободное пространство
обозначьте как х – неизвестное,
что пока в себе еще непонятно.
(Процесс заполнения
можно продемонстрировать на примере
известного литературного героя, определяя
присущие ему черты характера и их долю
вместе с детьми на доске.)
Например, это может выглядеть
так:
3. Подумайте, хотелось бы
что-либо изменить в себе? В
соответствии с этим переделайте
схему: нужно заштриховать ненужное
или мешающее и прибавить недостающее.
Например:
4. Как такие изменения
могут отразиться в реальных
ситуациях: на уроке, в общении
с друзьями и т. д.? (Проигрывание ситуаций
из разных позиций: такой, какой я сейчас;
такой, каким я хочу быть.)
Общее обсуждение. На данном этапе требуется
обязательное согласие ученика на обсуждение
его результатов всем классом. Нужно ли,
по мнению класса, что-то изменить в характере
конкретного ученика. Каждый ученик может
высказать свое мнение о соответствии
заполнения формы характеру данного ученика.
Кроме этого, что более ценно, ученики
могут высказать свои рекомендации по
коррекции характера данного ученика,
чтобы классу было комфортнее с этим человеком,
а ученик был более успешен как в учебе,
так и в общении.
Упражнение 6. Экспресс-газета
класса
Задачи:
Развивать умение работать
в группе на общую цель коллектива, исследовать
ведущие тенденции в классе.
Развивать способности самоанализа,
самосознания у детей, исследовать уровень
развития рефлексии.
Учить детей высказывать, представлять
и отстаивать свою точку зрения.
Создайте совместными усилиями
газету вашего класса.
Ее название необходимо придумать
всем классом.
Для выполнения задания формируются
группы по 2–3 чел. (возможен вариант самостоятельной
работы без группы), каждая группа выбирает
1–2 рубрики и создает свой проект.
Рубрики
на выбор:
Новости класса, школы
Литературный уголок
Поздравление
Герой класса
Страшилка класса
Позор класса
Просто финиш!
Мой кумир
Развлечения
Учитель года
Урок про урок
О здоровье
Фотовыставка
Рисунки и карикатуры
Объяснение в любви
Детская страничка
Криминальная хроника
Слухи
Своя рубрика
По мере завершения
работы все готовые материалы объединяются
в одном месте (на доске, на ватмане и т.
д.). Класс обсуждает
и анализирует материалы: какие рубрики
выбираются; насколько правдиво описываются
реальные события; в целом больше положительного
или негативного пишется о классе и т.
д. Те рубрики, которые не понравились
всему классу или необъективно обидели
кого-то, необходимо из общей газеты изъять.
Данное упражнение можно проводить
с коррекционной целью. В этом случае желательно
жестко ограничить количество рубрик
и давать им соответствующие коррекционным
целям названия.
Приложение № 5
Конспект урока-экскурсии
в 1 классе
Тема: Мир, который
меня окружает.
Цели: 1. Способствовать
формированию понятий «окружающий мир»,
«живая и неживая природа», изделия»; расширять
представления о приметах осени.
2. Развивать умение наблюдать
за осенними изменениями в
природе, образную память, эмоционально-эстетическую
отзывчивость к красоте осенней
природы.
3. Воспитывать любовь
к окружающему миру.
Оборудование: стихи
об осени, цветные мелки.
Ход урока.
1. Орг.момент.
2. Сообщение
темы урока.
- Ребята, сегодня у нас
будет не обычный урок, а урок-экскурсия.
Мы отправимся в школьный двор.
А еще мы станем художниками.
Но об этом чуть позже. (Организованно
выходим на улицу.)
3. Работа
над темой урока.
- Ребята, посмотрите на
наш школьный двор. Как красиво
вокруг! Вот это все, что нас
окружает, как можно назвать? (Окружающий
мир.)
- Верно. А назовите, что
вы видите в нашем дворе? (Дети
перечисляют.)
- А что из того, что
вы перечислили сделали люди? (Называют.)
- Ребята, все, что сделано
руками человека, мы называем
изделием. А что создано природой?
(Называют.)
- Но ведь природа тоже
бывает разная. Вот дерево. Как
вы думаете, оно живое или нет?
Докажите. (Дети называют признаки
живого: растет, дышит, питается…)
-А вот пролетел воробей.
Он живой? Докажите. (Доказывают.)
- А вот светит солнышко.
Оно живое? (Нет, оно не дышит, не
растет, не умирает, не размножается.)
- Вот мы и пришли
к тому, что природа бывает
«живая» и «неживая».
- Сегодня мы понаблюдаем
с вами за природой. Какое сейчас
время года? (Осень.)
- Послушайте стихи об
осени, которые расскажут нам
ребята.
1) Осень на опушке краски
разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Улетает осень: - Не жалейте лета!
Посмотрите, роща в золото одета.
Пожелтел орешник, и зарделись
клены,
В пурпуре осинки, только дуб
зеленый. (Э.Федоровский)
2) Кроет уж лист
золотой
Влажную землю в лесу.
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу… (А. Майков)
3) Осень! Осыпается
весь наш бедный сад,
Листья пожелтевшие по ветру
летят. (А. Толстой)
4) Унылая пора! Очей
очарованье!
Приятна мне твоя прощальная
краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
(А. Пушкин)
- Как красиво осенью! Меняется
все. И живая природа, и неживая.
Скажите, как изменилась неживая
природа? (Солнце уже не греет, как летом,
небо кажется ниже. Ветер дует часто. Дожди
идут. Холодно.)
- А как изменилась живая
природа? (Птицы улетают на юг. Листья желтеют,
краснеют, опадают. Животные запасают
на зиму припасы.)
- А как изменилась жизнь
людей с приходом осени? ( Одеваемся
теплее, в садах и огородах, на
полях убирают урожай.)
- Все верно. А кто-нибудь
знает, почему листья осенью опадают?
(Ответы детей)
- Ребята, дело в том, что
сбрасывая листья, деревья готовятся
к зиме. Земля под опавшими
листьями глубоко не промерзнет,
под тяжестью снега не уплотнится,
сохранит воздух, что очень важно
для обитателей почвы, которые
рыхлят землю и делают ее
плодородной. Весной под опавшей
листвой земля долго сохраняет
влагу растаявшего снега. Опавшие
листья – не мусор: они очень
нужны почве и растениям.
4. Физминутка.
- А теперь поиграем. Представьте,
что вы листочки. Когда я скажу,
что подул ветер, вы будете
бегать, а когда скажу «тихо» -
вы остановитесь.
5. Рисование
на асфальте осенних деревьев.
- А теперь нарисуйте
цветными мелками на асфальте
осенние деревья. Покажите всю
красоту осенней природы. (Рисуют
в группах, выбранных по желанию детей.
В итоге выбирается лучший рисунок.)
6. Подведение
итогов урока. Игра «Я – диктор».
- Вот и подошла к
концу наша экскурсия. Подведем
итоги. Сейчас я буду диктором:
расскажу вам о погоде осенью,
а вы должны будете отгадать,
когда такая погода бывает
– в начале осени или в
конце.