Соотношение мер Административной и уголовной ответственности за нарушение экологического закнодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 07:38, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. В неофициальном рейтинге стран по числу экологических правонарушений Россия занимает одно из первых мест. В нашей стране данные правонарушения носят скрытый (латентный) характер, по данным многочисленных исследований процент латентности составляет от 95 % до 99 %. Кроме того в нашем законодательстве зачастую отсутствуют реальные механизмы для привлечения к экологической ответственности за мелуие правонарушения. В Европе, США, ряде стран Азии даже за выброшенный на улицу мусор нарушитель по крайней мере заплатит внушительный штраф, размер которого может составить несколько тысяч долларов. Не говоря уже о предприятиях, нарушающих природоохранное законодательство – работают они, как правило, до первого визита представителей контрольно-надзорного ведомства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 3
1.1. Ответственность за нарушение экологического законодательства: понятие и цели 3
1.2. Виды ответственности за нарушение экологического законодательства 3
ГЛАВА 2. АДМИНИСТРАТИВНАЯ И УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: ВОПРОСЫ СООТНОШЕНИЯ 3
2.1. Основание административной ответственности за нарушение экологического законодательства 3
2.2. Основание уголовной ответственности за нарушение экологического законодательства и ее отличие от административной 3
2.3. Вопросы эффективности применения административной и уголовной ответственности за нарушение экологического законодательства 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 3
ПРИЛОЖЕНИЕ А Ошибка! Закладка не определена.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Ошибка! Закладка не определена.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 102.01 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим элементы состава  административного правонарушения более подробно.

Объективная сторона экологического правонарушения характеризуется противоправным повелением, нарушающим природоресурсное или природоохранное законодательство, и причинением экологического вреда. Противоправность поведения выражается в активной (различные действия) и пассивной (бездействие) формах, например браконьерство или невыполнение работником лесного хозяйства своих  служебных обязанностей, повлекшие  причинение вреда охотничьему или  лесному хозяйству. В этой связи  весьма актуально бесспорное утверждение  известного эколога-правоведа В.В. Петрова  о неприемлемости в эколого- правовых отношениях правила, по которому разрешается  делать все, что не запрещено законом.18

Экологический вред, как  объективный результат противоправного  поведения, может заключаться в  загрязнении, истощении, иной порче  или уничтожении соответственно природных ресурсов, природных объектов, природных комплексов и деградации экосистем участков окружающей среды, например загрязнении радионуклидами территорий. При этом вредом должны признаваться социально значимые для  общества негативные экологические  изменения, даже если они полезны  для растений, животных и природы  в целом. Так, если для простейших организмов радиация может оказывать  благоприятное воздействие, то применительно  к человеку и другим высокоорганизованным существам опасны даже малые ее дозы.

Субъективной стороной состава  экологического правонарушения является наличие вины причинителя вреда, которая отражает внутреннее психологическое  отношение нарушителя к своему действию (бездействию). Вина в экологическом  правонарушении может выступать  в умышленной или неосторожной формах. При умышленном нарушении экологического законодательства виновный осознает противоправность своего поведения и желает (прямой умысел) или сознательно допускает (косвенный умысел) наступление экологического вреда. Неосторожное нарушение экологического законодательства имеет место в  случаях халатного, небрежного или  самонадеянного (на авось) поведения  виновного лица. Например, поджог леса при сжигании в делянке сучьев и других порубочных остатков, непредвиденные выбросы (сбросы) веществ в окружающую среду и т. д.19

Признаками субъективной стороны экологического правонарушения являются также мотив, цель и способ его совершения.

В качестве объектов экологических  правонарушений выступают отношения  собственности на природные ресурсы, природные объекты и природные  комплексы, отношения рационального  и бережного землепользования, водопользования, недропользования, иного природопользования, заповедные и другие природоохранные  отношения. Предметом посягательства признаются земля, воды, леса, другие природные  ресурсы и объекты, заповедники, национальные парки, иные особо охраняемые территории и в целом окружающая среда.

Субъектами экологических  правонарушений в установленном  законом порядке могут быть признаны предприятия, организации, объединения  и граждане, лица без гражданства, иностранные юридические и физические лица.

Неблагоприятные последствия  экологического правонарушения заключаются  в причинении вреда природным  ресурсам, природным объектам или  природным комплексам. Отдельные  действия (бездействие) работников предприятий  и организаций могут быть признаны правонарушениями при наличии даже потенциальной угрозы наступления  неблагоприятных экологических  и иных последствий в процессе осуществления природопользования и охраны окружающей среды. Например, к такому правонарушению относится  самонадеянное бездействие аппаратчика  водоочистных сооружений, вследствие которого в основных емкостях этих сооружений систематически накапливаются  сверхнормативные объемы подлежащей очистке  воды с вредными примесями, в то время  как специально предназначенные  для временного хранения таких излишков резервные емкости не используются.

Состав экологического правонарушения немыслим без имевшей место в  момент совершения деяния причинно-следственной связи между противоправным поведением и наступившими отрицательными последствиями. Суть данной связи заключается в  том, что из совокупности разных действий (бездействия) лиц в природоресурсной и природоохранной сферах для  состава экологического правонарушения значение имеют только деяния, которые  непосредственно изменяют состояние  и свойства природных ресурсов, природных  объектов и природных комплексов, и вследствие этих изменений наступает  экологический вред. Примером причинной  связи служит мелиорация земель определенной территории, повлекшая понижение  уровней грунтовых вод и исчезновение воды в колодцах.20

При экологических правонарушениях  применяются следующие меры административного  наказания:

- штраф. В результате  применения штрафа с лица, обвиняемого  в административном правонарушении, взимаются денежные суммы в  пользу государства. 

- конфискация орудия или  предмета совершения административного  правонарушения. При грубых нарушениях  правил охоты орудия охоты,  а также за охоту на редкие  или исчезающие виды животных  или за другие правонарушения, предусматривается конфискация  орудий, при помощи которых совершено  правонарушение, в качестве вещественных  доказательств. Если в результате  административных правонарушений  присваиваются природные объекты  (самовольный захват земель, рубка  леса, охота на животных), они возвращаются  государству и это не признается  конфискацией. Только орудие, при  помощи которого совершено правонарушение  и которое является имуществом  правонарушителя, может быть конфисковано.

- лишение специального  права, например, права охоты. 

- административный арест.  Административный арест не применяется  по отношению к беременным  женщинам, к женщинам, имеющим детей  до 3-лет, лицам, воспитывающим  единолично детей до 14 лет, лицам,  не достигшим 18 лет, инвалидам  I и II группы.21

Административная эколого-правовая ответственность применяется инспекциями, осуществляющими контроль за использованием природных ресурсов и отдельными видами хозяйственной деятельности, санитарными и другими специально уполномоченными органами государства.

К этой ответственности могут  привлекаться должностные лица. Специалисты  и работники предприятий, организаций, достигшие определенного возраста и вменяемые рядовые граждане.

При рассмотрении дел об административной ответственности, принимая во внимание смягчающие обстоятельства и материальное положение правонарушителя, суд может освободить его от административной ответственности или применить  более легкое наказание, чем это  предусмотрено специальными статьями КоАП РФ.22

Таким образом,  административная ответственность за нарушение экологического законодательства применяется компетентными органами исполнительной власти, а также должностными лицами соответствующего органа. Ответственность административного характера в экологическом законодательстве представлена одиннадцатью группами, в которые входят: загрязнение окружающей природной среды; нарушение экологических требований при размещении, строительстве и реконструкции, а также эксплуатации предприятий и иных сооружений в сфере экологической деятельности, нарушение правил хранения, транспортировки и применения химических средств; превышение предельно допустимых радиационных, физических, биологических и других вредных воздействий. Состав экологического правонарушения выступает необходимым элементом для привлечения к административной ответственности за нарушение экологического  законодательства.

2.2. Основание  уголовной ответственности за  нарушение экологического законодательства  и ее отличие от административной

 

Основание уголовной ответственности  за нарушение экологического законодательства является совершение экологического притупления.

Под экологическим преступлением  следует понимать виновно совершенные физическим лицом общественно опасные деяния, предусмотренные специальной нормой УК РФ, посягающие на общественные отношения по рациональному использованию, сохранению благоприятной окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности населения.

Таким образом, уголовная  ответственность возникает за преступления прямо предусмотренные УК РФ.

Стоит отметить, в целях  разъяснения и единообразного применения уголовного закона Пленумом Верховного Суда РФ принято три постановления, затрагивающие основные вопросы  квалификации по статьям, относящимся  к Главе 26 УК РФ – это: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования»23, Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 05.06.2002 N 14 «О судебной практике по делам о нарушении правил пожарной безопасности, уничтожении или повреждении имущества путем поджога либо в результате неосторожного обращения с огнем»24, Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.11.2010 N 26 «О некоторых вопросах применения судами законодательства об уголовной ответственности в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов»25.

Согласно УК РФ,  а так  же вышеперечисленным постановлениям Верховного Суда РФ уголовная ответственность  наступает только тогда, когда  имеется  в наличии полный состав уголовного преступления. И в этом уголовная  и административная  ответственность  схожи.

Разграничение же преступного  и непреступного является одной  из наиболее сложных проблем, успешное решение которой обеспечивается комплексным (межотраслевым) подходом к правовой охране экологической  безопасности и других объектов окружающей природной среды.

При этом ключевым моментом, объединяющим и в то же время отличающим друг от друга, с одной стороны, экологические  преступления, а с другой — экологические  административные правонарушения, является признак объекта этих противоправных посягательств. Важность этого вопроса  не вызывает сомнений. Ведь объект посягательства — один из основных критериев различения преступного и непреступного  во многих сферах общественных отношений, в том числе и в области  охраны природной среды.

Поскольку преступные посягательства на природную среду предусмотрены  в разделе IX, именуемом «Преступления  против общественной безопасности и  общественного порядка», где они  указаны в главе 26 «Экологические преступления» и описаны в  семнадцати статьях УК. С учетом наименования раздела IX Особенной части  УК РФ родовым объектом  экологических  преступлений следует признать охраняемые уголовным законом общественные отношения, обеспечивающие экологическую  безопасность общества и экологический  правопорядок, что включает в себя стабильность окружающей среды, природноресурсный  потенциал и право каждого  человека  на благоприятную окружающую среду.26

Категория «экологическая безопасность»  имеет свое легальное определение. Оно приводится в ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды»27. Здесь под экологической безопасностью понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. С учетом вышеизложенного наименование главы 26 УК целесообразно изложить в следующей редакции: «Преступления против экологической безопасности».

Непосредственный объект экологических преступлений представляет собой совокупность общественных отношений  по обеспечению экологической безопасности отдельных природных объектов (земли, недр, леса, животного мира, воды, атмосферного воздуха, континентального шельфа, морской  среды, растительного мира вне лесов, особо охраняемых природных территорий). При этом под природным объектом согласно ст. 1 вышеназванного закона понимается естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные  свойства.

Предмет экологических преступлений включает в себя, с одной стороны, природные и природно-антропогенные  объекты (ст.ст. 256-259, 260-261 УК РФ), с другой — продукты человеческой деятельности, оказывающие или способные оказать  негативное воздействие на состояние  окружающей среды и ее элементов (опасные отходы, радиоактивные, бактериологические, химические вещества, микробиологические агенты, токсины — ст.ст. 246-248 УК РФ).28

Объективную сторону экологического преступления образуют противоправное поведение, его вредные последствия, а также причинная связь между противоправным поведением и наступившими вредными последствиями для природной среды.

Подавляющее большинство  составов экологических преступлений сформулированы законодателем как  материальные. Ведь именно с момента  наступления последствий можно  говорить об общественной опасности  данных преступлений. Стоит отметить, что  преступления, предусмотренные  ст. 256, 258 УК РФ, считаются оконченными  с момента начала добычи, выслеживания, преследования, ловли, независимо от того, были ли фактически добыты водные животные и растения, рыба или иные животные.29

Субъектом экологического преступления выступает физическое вминяемое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности, в нашем случае это 16 лет. В УК РФ  в нет ни одного преступления, за которое бы уголовная ответственность наступала с 14 лет.

Часть составов экологических  преступлений предполагает наличие  специального  субъекта, т. е. лицо, совершившее  экологическое преступление, помимо общих признаков субъекта наделено еще и дополнительными признаками.

Информация о работе Соотношение мер Административной и уголовной ответственности за нарушение экологического закнодательства