Экологическое образование детей дошкольного возраста в процессе проведения дидактических игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 12:16, дипломная работа

Краткое описание

В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Только за 2 года появилось несколько значимых нормативных документов, определяющих новые приоритеты развития дошкольного образования.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (пункт 6.2. статьи 9 Закона)

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава I. Современное дошкольное экологическое образование
Экологическое образование и устойчивое развитие………………12
Дошкольная ступень в системе непрерывного
экологического образования………………………………………………..20
Возрастные особенности дошкольников и
экологическое образование………………………………………………... 25
1.4 Программы экологического воспитания дошкольников.......................32

Глава II. Дидактические игры в педагогическом процессе
дошкольного образовательного учреждения
2.1 Игра в жизни, воспитании, обучении и развитии детей дошкольного
возраста.............................................................................................................52
2.2 Основные средства организации воспитательного процесса в игре...57
2.3 Основные функции дидактической игры...............................................69
2.4 Особенности формирования игровых умений у детей
разного возраста..............................................................................................78

Заключение ……………………………………………………………….84
Библиография……………………………………………………………...88

Вложенные файлы: 1 файл

диплом экология.doc

— 429.00 Кб (Скачать файл)

2. Результаты выпускной квалификационной работы расширяют теоретико-методологическую основу дошкольной педагогики, устанавливают возможность использования системного и естественнонаучного подходов к построению новой педагогической области - области экологического образования. Системный подход позволяет структурировать все ее компоненты: содержание, методы, технологии воспитания и обучения детей, выявить ведущий - системообразующий - компонент, которым в данном исследовании является теоретическое знание экологии. Естественнонаучный подход выявляет возможность и способы адаптации научных понятий из области экологии к психолого-педагогической специфике дошкольного детства

3. Материалы выпускной квалификационной работы развивают теорию дошкольной педагогики в области определения методов воспитания и обучения детей в условиях дошкольного учреждения; установлено: методы воспитания детей могут быть построены на совмещении разных видов деятельности дошкольного периода с предметным содержанием воспитания и обучения, что обеспечивает педагогически целесообразное практическое взаимодействие ребенка с окружающим миром, ориентирует на познание и эмоционально-чувственное его восприятие, стимулирует отражение впечатлений о нем в продуктах детского творчества

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

Материалом  исследования представленные в выпускной квалификационной работе можно использовать в работе воспитателей, позволяющие осуществить ознакомление детей с природой под новым - экологическим - углом зрения.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются исходными теоретическими и методологическими положениями; комплексом теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету и задачам исследования; проверкой теоретических выводов на практике и их позитивной результативностью.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Сущность экологического образования как важной области дошкольной педагогики заключается в том, что его содержание строится на ведущих идеях и понятиях экологии: биоэкологии, социальной, экологии человека. При этом осуществляется адаптация понятий к психолого-педагогической специфике дошкольного детства посредством: отбора и использования в педагогическом процессе объектов природы (материалов), имеющих внешнюю репрезентативность существенных признаков морфофункциональной приспособленности организма к среде обитания; создания в пространстве жизнедеятельности детей эколого-развивающей среды, включающей объекты природы, удобные для демонстрации наиболее ярких форм приспособительной взаимосвязи растений и животных со средой обитания. Такой подход принципиально отличает воспитательно -  образовательный процесс в ДОУ от школьного обучения и является его пропедевтикой. Цель экологического образования распространяется на детей и взрослых, их воспитывающих: для дошкольников - это становление начал экологической культуры, для воспитателей ДОУ - это развитие профессиональной экологической культуры.

2. Процесс экологического образования детей дошкольного возраста необходимо проводить средствами дидактической игры.

3. Процесс экологического образования должен осуществляться путём широкого сенсорного развития детей, направленного на познание свойств предметов и явлений действительности путем эстетического восприятия, образных представлений и воображения. В процессе дидактических игр у детей развиваются свойства и качества личности: умение воспринимать и ценить прекрасное вокруг, умение обладать и оперировать знаниями об окружающем в повседневной жизни, а так же понимать значимость окружающего мира и уметь внимательно и бережно относиться к окружающим людям, растениям и животным и т.д.

Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения. Библиография включает в себя   139 наименований.

Во введении определены актуальность проблемы и темы исследования, цель, объект, предмет и гипотеза исследования; сформулированы задачи, научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования; представлены положения, выносимые на защиту, приводятся сведения об апробации и внедрении результатов исследования.

В первой главе «Современное дошкольное экологическое образование» раскрываются экологическое образование и устойчивое  развитие,  дошкольная ступень в системе непрерывного экологического образования, показаны возрастные особенности дошкольников и экологическое образование, а также программы экологического воспитания дошкольников

Во второй главе «Дидактические игры в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения»   показаны игра в жизни, воспитании, обучении и развитии детей дошкольного возраста, основные средства организации воспитательного процесса в игре, основные функции дидактической игры и особенности формирования игровых умений у детей разного возраста.  Роль  дидактических игр в экологическом образовании дошкольников.

В заключении обобщены основные результаты проведенного исследования, сформулированы перспективные задачи.

Библиографический список включает источника. Общий объем работы –  страницы.                                

 

 Глава I. Современное дошкольное экологическое образование

1.1 Экологическое образование и устойчивое развитие 

Устойчивое развитие – развитие человечества, при котором удовлетворение потребностей настоящих поколений осуществляется без ущерба для будущих поколений; управляемое сбалансированное развитие общества, не разрушающего своей природной основы и обеспечивающее непрерывный прогресс цивилизации. 

Конференция ООН по окружающей среде и развитию – ЮНСЕД (июнь 1992 г., Рио-де-Жанейро) приняла историческое решение об изменении курса развития всего мирового сообщества. Такое беспрецедентное решение глав правительств и лидеров 179 стран, собравшихся на ЮНСЕД, о смене курса было принято в связи со стремительно ухудшающейся глобальной экологической ситуацией и следующим из анализа ее динамики прогнозом о возможной глобальной катастрофе уже в XXI веке, которая может привести к гибели всего живого на планете. 

Среди проблем экологического характера, согласно изданному Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП) докладу «Глобальная экологическая перспектива-2000» (ГЕО-2000), которые окажутся основными в XXI веке, названы следующие: изменение климата в результате выброса парниковых газов, недостаток и загрязнение пресной воды, исчезновение лесов и опустынивание, сокращение биоразнообразия, рост численности населения и его перемещение, удаление отходов, загрязнение воздуха, деградация почв и экосистем, химическое загрязнение, истощение озонового слоя, урбанизация, истощение природных ресурсов, нарушение биогеохимических циклов, распространение заболеваний включая появление новых и т.д. Почти каждая из этих экологических проблем может, если будет продолжаться стихийное развитие цивилизации, привести к гибели человечества и биосферы [3,17].  

ЮНСЕД продемонстрировала осознание пагубности традиционного пути развития, которое было охарактеризовано как модель неустойчивого развития, чреватая опасностями, угрозами, кризисами, катастрофами, омницидом (гибель всего живого). Переход на новую модель (стратегию) развития, получившую наименование устойчивого развития, представляется естественной реакцией мирового сообщества, стремящегося к своему выживанию и дальнейшему поступательному развитию. 

Человечество столкнулось со все обостряющимися противоречиями между своими растущими потребностями и неспособностью биосферы обеспечить их, не разрушая биосферы. В результате социально-экономическое развитие приняло характер ускоренного движения к глобальной экологической катастрофе, ставя под угрозу не только удовлетворение жизненно важных потребностей и интересов будущих поколений людей, но и саму возможность их существования. Возникла идея разрешить это противоречие на пути перехода к такому цивилизационному развитию, которое не разрушает биосферу, гарантируя человечеству возможность выживания и дальнейшего непрекращающегося, т.е. управляемого, сбалансированного развития. 

Термин «устойчивое развитие» получил широкое распространение после публикации доклада, подготовленного для ООН в 1987 г. специально созданной в 1983 г. Международной комиссией по окружающей среде и развитию, возглавляемой премьер-министром Норвегии Гру Харлем Брундтланд, издавшей книгу «Наше общее будущее». В русском издании этой книги английский термин «sustainable development» переведен как «устойчивое развитие», хотя в англо-русских словарях имеются и другие его значения   поддерживаемое, длительное, непрерывное, подкрепляемое, самоподдерживаемое, защищаемое (развитие) [68]. 

Еще в докладе «Всемирная стратегия охраны природы» (1980), представленном Международным союзом охраны природы и природных ресурсов, подчеркивалось, что для того, чтобы развитие было устойчивым, следует учитывать не только его экономические аспекты, но и социальные и экологические факторы. Особенно широко в 80-е годы проблемы «экология и развитие» обсуждались в трудах ученых исследовательского института в США «Worldwatch» («Всемирная вахта») и особенно его директора Лестера Р. Брауна. ЮНЕП еще с середины 1970-х гг. широко использовала понятие «развитие без разрушения» (development without destruction), а в дальнейшем использовалось понятие «экоразвития»   (ecodevelopment) как экологически приемлемое развитие, т.е. стремящееся нанести наименьшее негативное воздействие на окружающую среду. 

Можно также считать, что уже в Декларации Первой конференции ООН об окружающей среде (Стокгольм, 1972) также была намечена связь экономического и социального развития с проблемами окружающей среды. В подобное понимание развития важный вклад внесли научные доклады Римского клуба, особенно доклад «Пределы роста» (1972), в которых формулировались идеи перехода цивилизации от экспоненциального экономического роста к состоянию «глобального динамического равновесия» от количественного к «органическому» (качественному) росту и «новому мировому экономическому порядку» [12,98]. 

В России была принята в 1996 г. «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». В Концепции сказано, что, следуя рекомендациям и принципам, изложенным в документах Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992), руководствуясь ими, представляется необходимым и возможным осуществить в Российской Федерации последовательный переход к устойчивому развитию, обеспечивающий сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей. Концепция была принята по рекомендации ЮНСЕД, в документах которой предлагалось правительствам каждой страны утвердить свою национальную стратегию устойчивого развития. Концепция стала важным шагом на этом пути, в настоящее время завершена работа над государственной стратегией устойчивого развития Российской Федерации.

На Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию, состоявшейся в 1992 г. в Рио-де-Жанейро, были сформулированы основные положения концепции устойчивого развития. Сегодня все больше стран, в том числе и Российская Федерация, присоединяются к реализации этих идей. Основная задача устойчивого развития — сохранить человечество и окружающую среду в будущем. Для этого всем людям, живущим на Земле, необходимо осознать реальное положение человека как биологического вида, существующего на нашей планете наравне с другими видами. Кроме того, мы должны понимать ограниченность природных ресурсов, территорий, которые используем. Современная экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека, смены ценностных ориентиров. Устойчивое развитие предполагает, что люди будут соблюдать законы природы, изменять свое потребительское отношение к ней на признание ее самоценности. То есть, с одной стороны, должны быть учтены интересы людей, их желание создать для себя приемлемые условия существования, с другой — человеческие устремления следует ограничить рамками природных законов. Чтобы реализовать эти принципы на практике, в повседневной жизни, нужны люди с новым мышлением. Именно поэтому во всем мире в последнее время все больше внимания уделяется образованию в области окружающей среды [5]. И в нашей стране появился ряд официальных документов, в которых подчеркивается необходимость формирования системы непрерывного экологического образования, начиная с дошкольников: Постановление Правительства РФ «О мерах по улучшению экологического образования населения», 1994; Постановление «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации», 1994 г. В 2000 г. разработан проект «Стратегии экологического образования в Российской Федерации», в котором дошкольникам посвящен отдельный раздел.

Достичь целей, декларируемых в концепции устойчивого развития, можно только через образование. Именно поэтому и в «Концепции устойчивого развития России» выделен раздел «Экологическое образование, экологизация общественного сознания». В нем особо подчеркивается важность формирования всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан России, в первую очередь, детей. Прежде всего,  уделяется внимание следующим вопросам:

  • формированию понимания самоценности природы;
  • осознанию ребенком себя как части природы;
  • воспитанию уважительного отношения ко всем без исключения видам, вне зависимости от личных симпатий и антипатий;
  • формированию эмоционально—положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость;
  • пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения, происходит как бы «цепная реакция»;
  • пониманию того, что человек не должен уничтожать то,  что не может создать;
  • формированию у детей желания сохранить окружающую среду, осознанию ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды;
  • усвоению основ экологической безопасности;
  • усвоению первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на примере использования воды, энергии в быту;
  • формированию навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни [45].

 

 Именно после ЮНСЕД стало понятным, что все завоевания цивилизации без решения проблем окружающей среды поставлены под угрозу уничтожения. Они могут исчезнуть потому, что все человечество будет ввергнуто в пучину планетарной экологической катастрофы, поскольку богатства природы, возможности самовосстановления биосферы окажутся полностью исчерпанными. Стало также очевидным, что необходимо коренным образом изменить модель развития человечества и даже сам способ жизнедеятельности каждого человека, провести самые кардинальные за всю историю цивилизационные трансформации, которые обеспечили бы выживание человечества. 

Весь мир стоит на пороге не менее, а может быть, и более фундаментальной третьей (после агрокультурной и индустриальной) цивилизационной революции. Стратегия устойчивого развития не может быть создана, исходя из традиционных общечеловеческих представлений и ценностей, стереотипов мышления. Она требует выработки новых научных и мировоззренческих подходов, соответствующих не только современным реалиям, но и предполагаемым перспективам развития в III тысячелетии [65]. 

Информация о работе Экологическое образование детей дошкольного возраста в процессе проведения дидактических игр