Бухгалтерский учет товаров в розничной торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 21:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является изучение порядка и особенностей учета товаров в организациях розничной торговли, а также проведение анализа розничного товарооборота на предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть теоретические основы учета товаров в розничной торговле;
- дать организационно-экономическую характеристику предприятия розничной торговли ООО «Гамма»;
- изучить бухгалтерский учет и документальное оформление товарных операций и отчетность материально ответственных лиц;
- рассмотреть порядок проведения инвентаризации товаров и организацию учета товарных потерь;
- наметить пути совершенствования учета товаров.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретические основы процесса продажи товаров и его особенности в розничной торговле.……………………………………....................................5
1.1 Товар как объект бухгалтерского учета ………………………….….....…..5
1.2 Экономическая сущность процесса продажи товаров,....…….……………8
1.3 Особенности процесса продажи товаров в розничной торговле....………19
1.4 Задачи бухгалтерского учета продажи товаров в розничной торговле.…24
Глава 2 Бухгалтерский учет товаров в розничной торговле……………….....28
2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия ООО «Гамма».........28
2.2 Документальное оформление и учет поступления товаров………………31
2.3 Учет товаров в местах хранения……………………………………………45
2.4 Документальное оформление и учет реализации товаров………………..48
2.5 Инвентаризация товаров и учет товарных потерь ……………….............55
Глава 3 Краткая экономическая характеристика деятельности ООО «Гамма», анализ продажи товаров и финансовых результатов.........................................67
3.1 Краткая экономическая характеристика деятельности ООО «Гамма»......67
3.2 Анализ платежеспособности и ликвидности ООО «Гамма»…..…............70
3.3 Анализ розничного товарооборота……..………………………………......76
Заключение………………………………………………………………………79
Список использованных источников.......................

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 127.83 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1 Теоретические основы процесса продажи товаров и его  особенности в розничной торговле.……………………………………....................................5

1.1 Товар как объект  бухгалтерского учета ………………………….….....…..5

1.2 Экономическая сущность  процесса продажи товаров,....…….……………8

1.3 Особенности процесса  продажи товаров в розничной  торговле....………19

1.4 Задачи бухгалтерского  учета продажи товаров в розничной  торговле.…24

Глава 2 Бухгалтерский учет товаров в розничной торговле……………….....28

2.1 Краткая характеристика  деятельности предприятия ООО  «Гамма».........28

2.2 Документальное оформление  и учет поступления товаров………………31

2.3 Учет товаров в местах  хранения……………………………………………45

2.4 Документальное оформление  и учет реализации товаров………………..48

2.5 Инвентаризация товаров  и учет товарных потерь ……………….............55

Глава 3 Краткая экономическая  характеристика деятельности ООО «Гамма», анализ продажи товаров и финансовых результатов.........................................67

3.1 Краткая экономическая  характеристика деятельности ООО «Гамма»......67

3.2 Анализ платежеспособности  и ликвидности ООО «Гамма»…..…............70

3.3 Анализ розничного товарооборота……..………………………………......76

Заключение………………………………………………………………………79

Список использованных источников..................................................................81

Приложения……………………………………………………………………...85

 
 
 

Введение

Розничная торговля является важнейшей отраслью хозяйственной  деятельности. Основным показателем  работы торговых предприятий является розничный товарооборот, который  отражает экономические и социально-экономические процессы, происходящие в жизни страны.

Розничный товарооборот тесно  связан со многими показателями развития народного хозяйства, с государственным  бюджетом, денежным обращением.

В сфере розничной торговли заканчивается процесс обращения  товаров и они переходят в сферу личного потребления.

Для правильного руководства  деятельностью предприятия розничной  торговли необходимо располагать полной, точной, объективной, своевременной  и достаточно детальной экономической  информацией. Это достигается ведением бухгалтерского учета на предприятии.

Бухгалтерский учет на предприятии  – важнейшее звено формирования его экономической политики, инструмент бизнеса, один из главных механизмов управления торговым процессом. Он способствует совершенствованию оперативного и  долгосрочного планирования, а также  формированию информационной базы для  анализа хозяйственной деятельности и прогнозирования ее финансового  результата.

Знание основ бухгалтерского учета, его рациональная и правильная организация необходимы для своевременного принятия правильных финансово-экономических  решений, контроля над товарной массой, расходами на реализацию и финансовыми  результатами торгового предприятия.

Бухгалтерский учет позволяет  получить полную картину имущественного и финансового состояния предприятия.

Основным объектом бухгалтерского учета в розничной торговле являются товары, поэтому бухгалтерия организации  розничной торговли обязана обеспечить:

- полный учет поступающих  товаров;

- своевременное отражение  в учете операций, связанных с  выбытием товаров;

- контроль за сохранностью товаров.

Целью дипломной работы является изучение порядка и особенностей учета товаров в организациях розничной торговли, а также проведение анализа розничного товарооборота  на предприятии.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть теоретические  основы учета товаров в розничной  торговле;

- дать организационно-экономическую  характеристику предприятия розничной  торговли ООО «Гамма»;

- изучить бухгалтерский  учет и документальное оформление  товарных операций и отчетность  материально ответственных лиц;

- рассмотреть порядок  проведения инвентаризации товаров  и организацию учета товарных  потерь;

- наметить пути совершенствования  учета товаров.

Объектом исследования является предприятие розничной торговли ООО «Гамма», которое занимается розничной продажей товаров промышленной и продовольственной группы на основании  свидетельства о регистрации, выданного  ИМНC России по Чердаклинскому и Старомайнскому району Ульяновской области. Предприятие ООО «Гамма» имеет в собственности двадцать один магазин.

Исполнительным органом  является директор. Бухгалтерский учет осуществляется под руководством главного бухгалтера, в подчинении которого находится бухгалтер-кассир.

Бухгалтерский учет имущества  и хозяйственных операций ведется  в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

Предприятие розничной торговли ООО «Гамма» является субъектом малого предпринимательства.

На предприятие розничной  торговли ООО «Гамма» обработка учетной информации производиться ручным способом с частичным использованием программа «1С: Бухгалтерия 7.7».

Для написания дипломной  работы использовались нормативно-правовые документы Российской Федерации, учебные  издания, бухгалтерская документация и отчетность предприятия ООО  «Гамма».

 
 
 
 
 

Глава 1 Теоретические  основы процесса продажи товаров  и его особенности в розничной  торговле

1.1 Товар как объект бухгалтерского учета

 

Федеральный закон от 21.11.96 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с  изменениями и дополнениями) определяет бухгалтерский учет как «упорядоченную систему сбора, регистрации и  обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем  сплошного, непрерывного и документального  учета всех хозяйственных операций» (п. 1 ст. 1).

Учет имущества (активов) и источников их образования (пассивов) торговых организациях аналогичен их учету в организациях других отраслей, если иметь в виду учет внеоборотных активов, капитала, долгосрочных и краткосрочных обязательств. Особенность заключается составе и структуре материальных запасов, в организации наличных расчетов за проданные товары.

Обслуживая сферу обращения, торговые организации обеспечивают продвижение товаров от производителей до потребителей. Здесь нет процесса производства.

Основными хозяйственными процессами являются приобретение товаров, их хранение и реализация, что определяет специфику  формирования оборотных активов, где  преобладают товарные запасы при  незначительном удельном весе производственных затрат, остатка издержек обращения в части нереализованного товара и расходов будущих периодов[1] .

В составе хозяйственных  операций торговых организаций преобладают  товарные операции, то есть операции, связанные  с приобретением, хранением; реализацией  товаров. Все это позволяет свести особенности бухгалтерской учета в торговле к особенностям учета товарных операций при продаже товаров за наличный и безналичный расчет.

Основным объектом бухгалтерского учета в торговых организациях являются товары. Поэтому в центре внимания бухгалтера должна быть правильная организация  их учета.

Рассмотрим экономическую  сущность товаров.

В условиях натурального хозяйства  продукты производились непосредственно  для потребления. Они не были товарами. Отличительной особенностью товарного  производства является то, что продукты производятся для обмена, становятся товарами[2] .

Классическая политическая экономия характеризует товар как  «предмет, вещь, которая. удовлетворяет какие-либо человеческие потребности и производится для обмена. Полезность вещи делает ее потребительной стоимостью, но наличие у вещи потребительной стоимости не делает вещь товаром» .

Вторым свойством, обязательно  присущим товару, является его меновая  стоимость, то есть способность товара обмениваться на другие товары в определенных количественных соотношениях. Основой меновой стоимости товаров, позволяющей приравнивать их друг к другу в определенных пропорциях, является общественный труд, воплощенный в товарах и проявляющийся при обмене товаров, то есть их стоимость.

В условиях современной рыночной экономики характерным является следующее более широкое определение  товара: «Товар — все, что может удовлетворить нужду или потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. Это могут быть физические объекты, услуги, лица, места, организации и идеи».

Оптимальным для бизнеса  считается решение следующих  задач:

- продавать не свойства  товара, а выгоды от него;

- предлагать популярные, интересующие покупателя товары, обладающие необходимыми характеристиками: уровнем качества, набором свойств,  специфическим оформлением, марочным  названием и оригинальной упаковкой;

- представлять дополнительные  услуги и выгоды, так называемый  товар с подкреплением.

Большинство производителей предлагают свои товары рынку через  посредников. С точки зрения организации-посредника в сфере обращения товары могут  иметь более узкое точное определение  исходя из направления деятельности. Для организации-посредника товары – это предметы, приобретенные  или полученные на комиссию с целью  последующей их перепродажи.

В системе нормативного регулирования  бухгалтерского учета в РФ приводится следующее определение товаров: «Товар – часть материально-производственных запасов организации, приобретенных  или полученных от других юридических  и физических лиц и предназначенная  для продажи или перепродажи  без дополнительной обработки»[3].

При всем многообразии определений  товара целесообразно, исходить из того, что товар – это продукции (результат) труда, приобретенный с  целью дальнейшей реализации на сторону  путем купли-продажи или мены.

 

1.2 Экономическая сущность процесса продажи товаров, продукции, работ и услуг

 

Продажа является завершающей  стадией кругооборота средств предприятия. В процессе её происходит возмещение в денежной форме средств, затраченных на приобретение и сбыт продукции, и тем самым завершается полный цикл кругооборота. Выручка от продажи продукции должна компенсировать эти затраты и обеспечить прибыль предприятию.

Согласно нормативным  документам по бухгалтерскому учёту, продукция  является проданной с момента  её отгрузки покупателям и предъявления им расчетных документов. Переход  права собственности происходит в момент передачи продукции покупателю либо транспортной организации.

Проданная продукция называется товарной[4] .

Объём проданной продукции  – это сумма стоимости продукции, отгруженной покупателям, выполненных  работ, оказанных услуг для заказчиков, права собственности на которые, в соответствии с договорами, перешли  к ним.

Объём реализации продукции (товаров) является одним из основных показателей деятельности хозяйствующих  субъектов. По своему составу – это  часть товарной продукции, фактически принятая или оплаченная потребителем.

В настоящее время плановые показатели объёма проданной продукции (товаров) организации определяют себе сами в  соответствии с заключёнными договорами на поставку или на основе результатов  маркетингового опроса [5].

Таким образом, процесс продажи  завершает кругооборот хозяйственных  средств организации, что позволяет  ей выполнять свои обязательства  перед государственным бюджетом, банкам по ссудам, персоналом, поставщиками и возмещать прочие производственные затраты. Невыполнение плана реализации вызывает замедление оборачиваемости  оборотных средств, штрафы за невыполнение договорных обязательств перед покупателями, задерживает платежи, ухудшает финансовое положение организации [6].

Отгрузка продукции, товаров, работ, услуг покупателям при  оплате ими за это наличными или  безналичными через банк относится  к операциям обычной реализации. Реализация товаров предприятиям-производителям, не имеющим специалистов коммерческой направленности, может производиться  крупными партиями (оптом) специализированным торговым организациям по ценам, складывающимся из производственной себестоимости, увеличенным  на определенный процент прибыли.

Специализированные коммерческие предприятия, имеющие в штате  менеджеров по коммерции, средства рекламного оповещения и воздействия на потребителя, транспортные средства и хранилища, реализуют товары более мелкими  партиями с доставкой в магазины. Количество посредников может быть сколько угодно и цена продажи  товаров каждым из них складывается из цены приобретения товара, собственных  расходов по организации перепродажи  и процент прибыли.

Розничную продажу товаров  конечному пользователю осуществляют предприятия розничной торговли (магазины), увеличивающие цену приобретенных  у предприятий оптовой торговли товаров на сумму своих расходов плюс процент прибыли. Разница между  розничной ценой и производственной себестоимостью составляет норму прибыли  по данной партии товара. Она зависит  от действия в каждый конкретный период времени рыночного закона спроса и предложения и делится в  процессе выполнения торговой сделки неравномерно в силу ряда обстоятельств  между всеми участниками сделки. Таким образом, с показателем  реализации тесно связаны валовая  сумма прибыли в абсолютном (денежном) выражении и уровень рентабельности.

Деньги, поступающие от продажи  готовой продукции, товаров и  другого имущества, выполненных  работ, оказанных услуг, направляются на приобретение средств и предметов  труда, то есть нового имущества, оплату труда в следующем цикле производства. Таким образом, происходит авансирование  средств, благодаря чему возможно непрерывное  производство, возобновление процесса кругооборота средств. Выручка от продажи  должна компенсировать расходы по процессам  производства, реализации продукции, товаров, работ и услуг, а также обеспечить прибыль. Это объясняется тем, что  стоимость готовой продукции  включает в себя перенесенную стоимость, в том числе потребленные материально-производственные запасы, часть стоимости основных средств в виде амортизации, оплату труда (живой труд) и новую стоимость в виде продукта, необходимого для воспроизводства рабочей силы, и прибавочного продукта, необходимого для расширения воспроизводства. Если из стоимости готовой продукции вычесть стоимость прибавочного продукта, то разница покажет, во что обходится производство готовой продукции, то есть её себестоимость[7] .

Информация о работе Бухгалтерский учет товаров в розничной торговле