Бухгалтерский учет товаров в розничной торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 21:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является изучение порядка и особенностей учета товаров в организациях розничной торговли, а также проведение анализа розничного товарооборота на предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть теоретические основы учета товаров в розничной торговле;
- дать организационно-экономическую характеристику предприятия розничной торговли ООО «Гамма»;
- изучить бухгалтерский учет и документальное оформление товарных операций и отчетность материально ответственных лиц;
- рассмотреть порядок проведения инвентаризации товаров и организацию учета товарных потерь;
- наметить пути совершенствования учета товаров.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретические основы процесса продажи товаров и его особенности в розничной торговле.……………………………………....................................5
1.1 Товар как объект бухгалтерского учета ………………………….….....…..5
1.2 Экономическая сущность процесса продажи товаров,....…….……………8
1.3 Особенности процесса продажи товаров в розничной торговле....………19
1.4 Задачи бухгалтерского учета продажи товаров в розничной торговле.…24
Глава 2 Бухгалтерский учет товаров в розничной торговле……………….....28
2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия ООО «Гамма».........28
2.2 Документальное оформление и учет поступления товаров………………31
2.3 Учет товаров в местах хранения……………………………………………45
2.4 Документальное оформление и учет реализации товаров………………..48
2.5 Инвентаризация товаров и учет товарных потерь ……………….............55
Глава 3 Краткая экономическая характеристика деятельности ООО «Гамма», анализ продажи товаров и финансовых результатов.........................................67
3.1 Краткая экономическая характеристика деятельности ООО «Гамма»......67
3.2 Анализ платежеспособности и ликвидности ООО «Гамма»…..…............70
3.3 Анализ розничного товарооборота……..………………………………......76
Заключение………………………………………………………………………79
Список использованных источников.......................

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 127.83 Кб (Скачать файл)

1. для организаций, выбравших  метод продажи «по отгрузке», - как наиболее ранняя из следующих  дат:  

  - день отгрузки товара  (работ, услуг) или передача права собственности на товар;   

- день оплаты товаров  (работ, услуг).

2. для организаций, выбравших  метод продажи «по оплате», - по  мере поступления денежных средств,  как день оплаты товаров (работ,  услуг)[16] .

При этом оплатой товаров (работ, услуг) признаётся прекращение  встречного обязательства приобретения указанных товаров (работ, услуг) перед  налогоплательщиком, которое непосредственно  связано с поставкой (передачей) этих товаров (работ, услуг). В бухгалтерском учете продукция считается реализованной в момент её отгрузки (в связи с переходом права собственности на продукцию к покупателю).

Доходы при методе начисления признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели  место, независимо от фактического поступления  денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных  прав (статья 271 НК РФ).

Таким образом, все выше изложенное позволяет заключить, что процессу продажи продукции (работ, услуг) на предприятиях должно уделяться большое  значение. При постановке учета продажи  необходимо полагаться на принятые нормы, правила ведения бухгалтерского учета. От правильной организации учета  продажи зависит финансовое состояние  предприятия, его устойчивость и  конкурентоспособность. Поэтому при  освещении данного вопроса необходимо ознакомиться с особенностями организации  бухгалтерского учета продажи товаров  в розничной торговле, а также  задачами учета процесса продажи.

 

1.3 Особенности процесса продажи товаров в розничной торговле

Бухгалтерский учет на торговом предприятии – важнейшее звено  формирования его экономической  политики, инструмент бизнеса, один из главных механизмов управления торговым процессом. Он способствует совершенствованию  оперативного и долгосрочного планирования, а также формированию информационной базы для анализа хозяйственной  деятельности и прогнозирования  ее финансового результата.

Бухгалтерский учет позволяет  представить полную картину имущественного и финансового состояния предприятия. В нем содержатся всеобъемлющие  синтетические и аналитические  сведения по основным средствам, материальным трудовым и денежным ресурсам, по всем задолженностям конкретной торговой организации.

Бухгалтерский учет на торговом предприятии выполняет следующие функции.

1.Функция контроля товарных  закупок и продаж: реализуется и трех видах. Предварительный контроль производится до начала хозяйственной операции, чтобы прогнозировать ее результат. Текущий     контроль     осуществляется во время совершения хозяйственной операции и обеспечивает ее выполнение с наибольшим эффектом. Последующий контроль проводится после завершения хозяйственной операции и позволяет корректировать полученный результат и предвидеть дальнейший ход событий.

2.Функция обеспечения  сохранности ценностей: достигается использованием развернутого плана счетов и системы бухгалтерских проводок, охватывающих все аспекты движения и хранения товарно-материальных ценностей и денежных средств. Эта функция усиливается развитым механизмом учета и инвентаризации.

3. Информационная функция: характеризуется непрерывностью и документированностью бухгалтерского учета, в котором в котором в любой момент может быть представлена полная информация о состоянии дел на торговом предприятии.

4. Функция обратной связи:  реализуется налаженным сбором  и анализом ином сведений о  хозяйственных средствах и хозяйственных  процессах. Результаты этого анализа  оперативно передаются в необходимые  инстанции для принятия ответственных  решений.

5. Аналитическая функция: проявляется через профессионализм кадров, хорошее программное обеспечение и большой практический опыт руководства бухгалтерии. Она позволяет оценить рациональность использования материальных, трудовых и денежных ресурсов предприятия, эффективность инвестиций и кредитной политики. С ее помощью выявляются основные рычаги рентабельности торгового предприятия, находятся узкие места в хозяйственной деятельности, обобщается материал для прогноза и принятия решений в области долгосрочной финансовой политики предприятия .

Все перечисленные выше функции достаточно легко программируются на персональном компьютере, поскольку бухгалтерский имеет свой специфический язык кодирования хозяйственной деятельности и хозяйственных средств. Словарем этого языка служит план счетов бухгалтерского учета и набор типовых проводок хозяйственных операций и ситуаций.

Однако в современных  условиях нестабильных рыночных отношений в России для успешного решения финансово-экономических проблем торгового предприятия его бухгалтерии совершенно необходимо уметь планировать положительный финансовый результат, обозначать его реальные границы, намечать пути достижения, воплощать принятое решение в виде комплекса первичных документов. Поэтому главному бухгалтеру необходимы дополнительные условия в работе и более широкие полномочия.

Он должен активно участвовать  в формировании и осуществлении  договорной, финансовой, налоговой  и учетной политики предприятия. Каждый из этих элементов - составная  часть общей экономической стратегии  торговой организации, и каждый теснейшим  образом связан со многими зависящими и не зависящими от личности главного бухгалтера обстоятельствами [17].

Для достижения оптимальной  финансовой управляемости торгового  предприятия необходимы следующие  условия:

1) ведущая роль главного  бухгалтера на торговом предприятии,  его признанный авторитет в  глазах руководителя;

2) четкие и отлаженные  договорные отношения с дебиторами, кредиторами и финансовыми институтами;

3) деловые, партнерские  и согласованные взаимодействия (через главного бухгалтера) с  налоговой службой и другими  контролирующими государственными  органами;

4) выверенный, точный и  оперативный механизм бухгалтерского  учета на предприятии.

Усиление роли бухгалтерии имеет  большое значение не только для развития и процветания каждой конкретной торговой организации, но и для всей отечественной экономики. В хозяйственной  деятельности России торговые организации  по численности занимают одно из ведущих  мест. А в сфере малых и средних  коммерческих предприятий они по количеству стоят на первом месте[18] .

Современный бухгалтерский  учет опирается на фундаментальные  разработки отечественных и зарубежных ученых и практиков; является важнейшим  разделом экономики и включает в  себя все используемые сегодня виды учета: бухгалтерский, налоговый, управленческий, финансовый и инвестиционный.

Рассматривая особенности  процесса продажи в розничной  торговле, необходимо отметить, что  при розничной торговле товар  переходит из сферы обращения  в сферу потребления и движение товаров завершается у потребителя.

Согласно статье 492 Гражданского кодекса  РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. По сути такими покупателями являются физические лица - конечные потребители товара. Однако договор розничной купли-продажи возможен и между юридическими лицами, приобретающими товар, затраты по которому не относятся на себестоимость [19].

Согласно письму Госкомстата  РФ от 08.11.95г. № 17-1-17/1947 «Об отнесении  торговых предприятий к розничным  или оптовым» идентификация сфер оптовой и розничной торговли для решения учетно-статистических задач осуществляется Госкомстатом России на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности продукции и услуг (ОКДП), который  входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации.

В соответствии с положениями  классификатора оптовая торговля включает деятельность по продаже товаров  розничным торговцам, промышленным, коммерческим, учрежденческим или профессиональным пользователям или же другим оптовым  торговцам. Под розничной торговлей  подразумевается деятельность по продаже  товаров для личного потребления  или домашнего использования.

Вместе с тем, согласно Инструкции, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 30.11.2001г. №89 (в  ред. от 25.11.2002 № 215), оборот розничной  торговли представляет собой стоимость  проданных населению товаров  за наличный расчет или оплаченных по кредитным карточкам, по расчетным  чекам банков, по перечислениям со счетов вкладчиков (что также учитывается  как продажа за наличный расчет).

Оборот розничной торговли может быть как у организаций  розничной торговли, так и у  организации других отраслей экономики, если они осуществляют продажу приобретенных  на стороне товаров (в том числе  полученных в соответствии с договором  мены) или товаров собственного производства населению через торговые заведения, находящиеся на их балансе, или с  оплатой через свою кассу.

В оборот розничной торговли наряду со стоимостью товаров, проданных  населению за наличный расчет, согласно данному документу также включаются:

- стоимость проданных  товаров по почте с оплатой  по безналичному расчету (по  моменту сдачи посылки отделению  связи);

- стоимость товаров, проданных  в кредит (по моменту отпуска  товаров 
покупателю) в объеме полной стоимости товара;

- стоимость товаров, проданных  в порядке комиссионной торговли (по договору комиссии) в размере  полной стоимости по моменту  продажи товаров;

- стоимость проданных  по образцам товаров длительного  пользования 
(по времени выписки счета-фактуры и доставки покупателю, независимо от времени фактической оплаты товара покупателем);

- полная стоимость товаров,  проданных отдельным категориям  населения со скидкой (лекарственных  средств, топлива и т. п.);

- стоимость  проданных  по подписке печатных  изданий  (по  моменту выписки счета без учета стоимости доставки);

- стоимость упаковки, имеющей  продажную цену, не входящую в  цену 
товара;

- стоимость проданной  порожней тары.

В оборот розничной торговли включается также стоимость товаров, отпущенных населению через розничную  торговую сеть или через торговые заведения неторговых организаций  в счет задолженности по заработной плате, пенсиям и т. п. с последующей  оплатой организациям торговли предприятиями, органами социального обеспечения  и др.

Оборот розничной торговли приводится в розничных ценах  — фактических продажных ценах, включающих торговую наценку, налог  на добавленную стоимость и налог  с продаж, на основе данных первичных  документов: товарно-денежного отчета и прилагаемых к нему документов.

 

1.4   Задачи бухгалтерского учета продажи товаров в розничной торговле

Как уже отмечалось выше, процесс продажи завершает кругооборот  хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выполнять обязательства перед государственным бюджетом, банками по ссудам, поставщиками, рабочими и служащими и возмещать производственные затраты. Невыполнение плана реализации вызывает замедление оборачиваемости оборотных средств, штрафы за невыполнение договорных обязательств перед покупателями, задерживает платежи, ухудшает финансовое положение предприятия.

Из всего выше сказанного следует, что учет продажи товаров (работ, услуг) в системе организации  бухгалтерского учета на предприятиях занимает особое место. Поэтому ряд  ученых выделяет основные задачи, предъявляемые  к учету процесса продажи.

Так отдельные авторы выделяют следующие задачи, предъявляемые  к бухгалтерскому учету и контролю продажи продукции, товаров (работ, услуг):

- своевременное документальное  оформление первичных учетных  документов в процессе продажи;

- правильное заполнение  счетов-фактур, книги продаж в  целях усиления контроля за определением сумм налога на добавленную стоимость;

- объективное отражение  хозяйственных операций по продаже  продукции, товаров, работ, услуг  в регистрах бухгалтерского учета;

- обеспечение контроля за соблюдением договоров по продаже продукции, товаров, выполненных работ, оказанных услуг по их видам, количеству, каналам (направлениям);

- контроль за своевременностью поступления выручки;

- контроль за применением договорных цен;

- выявление финансовых  результатов от продажи продукции,  товаров, выполненных работ, оказанных  услуг на сторону (другим организациям).

Кроме того, одной из важнейших  задач в учете процесса продажи  продукции, товаров (работ, услуг)  является правильно выбранный способ оценки товаров, подходящий для конкретного хозяйства. Порядок отражения в бухгалтерском учете операций по продаже товаров зависит от способа их оценки (по фактической себестоимости приобретения; по покупной стоимости; по продажным ценам).

При формировании учетной  политики организации следует указать  избранный способ оценки товаров, а  также способ признания учтенных расходов в себестоимости проданных  за отчетный период товаров в качестве расходов по обычным видам деятельности (полностью или с учетом корректировок  на сумму транспортных расходов, относящихся  к стоимости остатка нереализованных  на конец отчетного периода товаров).

В рабочем плане счетов должны быть указаны счета бухгалтерского учета, которые используются для  учета реализуемых товарно-материальных ценностей, а также готовой продукции, товаров, работ и услуг.

Основными задачами бухгалтерского учета на предприятиях розничной торговли являются:

- обеспечение увеличения  розничного товарооборота на  торговом предприятии; для этого  необходимо, своевременно проверяя  товарные и 
кассовые отчеты, обеспечить ежедневную сдачу выручки, контролировать правильность приемки товаров по количеству и качеству, соблюдение интересов предприятия в случае поставки товара ненадлежащего качества своевременным предъявлением претензий к предприятиям-поставщикам;

Информация о работе Бухгалтерский учет товаров в розничной торговле