Взаимодействие ДОУ и семьи в воспитании и обучении детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 20:38, дипломная работа

Краткое описание

В основе современных требований к взаимодействию детского сада и семьи лежит идея о том, что ответственность за воспитание детей несут родители, а все другие социальные учреждения, в том числе и дошкольные образовательные учреждения, призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Времена, когда родители приходили в детский сад на праздники и утренники, родительские собрания, для оказания помощи, но не все и не всегда, когда беседа с родителями является монологом воспитателя, прошли. В настоящее время требуются новые подходы к работе с родителями, установление иных отношений. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………….………………………….…….……4
ГЛАВА 1. Теоретический обзор проблем общественного и семейного воспитания и обучения детей…………………………………………....….…....9
Взаимодействие дошкольных образовательных учреждений и семьи в интересах развития личности ребенка…………………………………….9
Основы семейного воспитания…………………………………………………13
Особенности общественного воспитания……………………………...………32

ГЛАВА 2 Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в воспитании и обучении детей.......................................................................................................42
2.1.Формы сотрудничества ДОУ и семьи.……………………………………42
2.2.Воспитание здорового ребенка………………………………..………….54

ГЛАВА 3. Из опыта работы по установлению взаимодействия с родителями………………………………………………………………………..65

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….…………………………………..72
ЛИТЕРАТУРА……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Диплном..doc

— 795.50 Кб (Скачать файл)

   Модель укрепления здоровья населения включает законодательные меры на федеральном уровне; местные источники финансирования, взаимосвязанные службы на региональном уровне; образовательные учреждения на местном уровне; семья, родители на индивидуальном уровне.

   Факторы риска в медицине определяются как сочетание условий, обусловливающих образ жизни, физическое состояние. Именно нездоровый образ жизни значительно увеличивает риск заболеваний. Желание соответствовать модному, но негативному физическому и поведенческому стереотипу сверстников формирует такой стиль поведения, при котором сохранение здоровья как самого большого богатства человека перестает быть самоцелью. Успеху мероприятий по укреплению и профилактике заболеваний способствуют участие в этой работе родителей, детей и сотрудников дошкольных учреждений, неформальное взаимодействие взрослых и детей (ребенок может выступать в роли учителя и ученика).

Новые медико-педагогические технологии управления здоровьем детей предусматривают научный подход к работе персонала, совершенствование диагностики, методов оценки состояния здоровья детей, организации реабилитационных мероприятий в местных условиях.

    Программа   сохранения   и   укрепления   здоровья   детей   дошкольных учреждений базируется на нескольких основных принципах:

  • повышение знаний о состоянии своего здоровья и всего коллектива ДОУ,  
    формирование активной позиции по сохранению и восстановлению здоровья;
  • выяснение причин нарушения здоровья и проведение санитарно-гигиенических мероприятий, медицинских, педагогических и социальных мер, направленных    на    коррекцию    факторов    риска на    предупреждение заболеваний;
  • учет эколого-гигиенических факторов природной и микросоциальной 
    среды обитания, влияющих на здоровье детей;
  • организация периода адаптации к ДОУ, щадящего режима за счет сокращенного дня, увеличения времени пребывания на открытом воздухе в форме активных игр, использование общеукрепляющих средств;
  • санация хронических очагов инфекции детей и членов их семей, профилактика инфекционных заболеваний, сбалансированное питание, обогащенное природными витаминными комплексами, добавками (соки, коктейли из овощей, ягод и фруктов)
  • использование немедикаментозных методов профилактики (оптимизация условий   воспитания   и   обучения,   питания,   физического   воспитания, формирование навыков здорового образа жизни, применение природных препаратов, улучшающих обмен веществ);
  • профилактические мероприятия в период сезонного повышения острой 
    заболеваемости (кварцевание помещений раз в день, ежедневная влажная уборка   с    применением   дезинфицирующих    средств,    индивидуальная профилактика);
  • организация летнего оздоровительного отдыха с максимальным пребыванием   на  улице  и  использованием   природных  источников  здоровья в загородных  условиях  (открытые  водоемы,  разнообразные  циклические упражнения в облегченной одежде в оптимальном двигательном режиме и др.);
  • организация   оздоровительной  работы   в   местных  реабилитационных 
    группах, профильных учреждениях и центрах, что позволяет охватить максимальное      число      детей,      нуждающихся      в      оздоровительных мероприятиях, и делает работу намного эффективней.

 

   Правильная организация воспитательно-образовательной и оздоровительной работы предусматривает строгое соблюдение возрастного режима занятий, построение занятий с учетом динамики работоспособности детей, рациональное использование наглядных пособий, обязательное выполнение гигиенических и санитарных требований, предъявляемых к помещениям образовательных учреждений (режимы – световой, звуковой и воздушный, цветовое оформление).

 

 

 

 

Вывод.    Таким образом, формы связи детского учреждения с семьей и пропаганды педагогических знаний очень разнообразны. По мере возможности их следует широко использовать, не допуская в то же время дублирования содержания.

   Во взаимоотношениях с родителями необходимо придерживаться ряда принципов:

  1. Взаимоуважение.
  2. Открытость.
  3. Возможность выбора родителями необходимых консультаций, а у педагогов готовность их предложить.
  4. Пошаговое обсуждение результатов деятельности ребенка с обязательным формированием у родителей положительного отношения к его неуспехам.
  5. Обязательный контроль за выполнением заданий, данных родителям или детям, не указывая на недостатки, поощряя выполнивших.
  6. Стремиться к приоритету индивидуальных форм общения.

 

По своей должности педагог обязан тесно сотрудничать с семьей и давать профессиональные советы родителям. Чем больше знаний о детях, их жизни он накопил, тем разумнее будут его советы, тем большим авторитетом он будет пользоваться в семьях.

   Ответственность за воспитание детей лежит в равной мере на дошкольных учреждениях и на семье. Эффективность воспитания в большой степени зависит от согласованности усилий и единства требований к детям семьи, школы, общественных и трудовых коллективов.

   В связи  с этим педагогическое просвещение родителей является одной из важнейших задач, стоящих перед дошкольными учреждениями.

   В настоящее  время существует целая система  форм, средств и методов организации  педагогической пропаганды, и следует  помнить, что работа с родителями не должна сводиться только к передаче содержания и методов воспитательных воздействий, в процессе ее необходимо обобщать, пропагандировать и распространять лучший опыт семейного воспитания; формировать самостоятельное педагогическое мышление, стремление к самообразованию.

   Положительные результаты  в воспитании детей достигаются  при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.

   В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи.

 

 

 

ГЛАВА 3. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО УСТАНОВЛЕНИЮ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ.

 

Работаю воспитателем в МДОУ «Бродовский детский сад». Проблеме установления взаимодействия с родителями уделяю особое внимание в течение последних пяти учебных лет, так как эта задача является главной в работе всего нашего детского сада, а тема моей методической работы «Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию здорового ребенка». Начинали данную работу с подбора, изучения, анализа теоретических материалов по этой проблеме, собирали сведения из опыта работы педагогов новаторов, коллег из других учреждений района и местной школы. Так как это наш коллективный опыт, рассказ буду вести от имени всех педагогов нашего детского сада.

  В связи с тем, что одной из важнейших задач нашей работы является взаимодействие с семьей, стараемся привлекать родителей к подготовке и проведению различных мероприятий, организуем совместную деятельность детей и родителей. В прошлом учебном году провели такие мероприятия с привлечением родителей, как: День птиц, спортивный праздник на воздухе «Край родной - земля уральская», ярмарка поделок умельцев и рукодельниц «Вербное воскресенье», выставку овощей и букетов к празднику «Осень», праздник «Папа, мама и я - спортивная семья», поход в сосновый лес, конкурс рисунков «Любите природу». Родители принимали участие в оборудовании зимних участков, проведении новогодних утренников, праздника «Звездное лето», посвященного Дню защиты детей. Огромную помощь оказывают родители, исполняя на праздниках роли различных героев, участвуя в субботниках по благоустройству территории детского сада, цветника и огорода. Все достижения родителей фиксируем в настенной таблице, расположенной в доступном для детей и родителей месте, обеспечивая этим соревновательный эффект, а в конце учебного года самых активных родителей-помощников на итоговом родительском собрании поощряем.

   С трудом, но стараемся  привлекать к активному участию  в жизни детского сада, не только мам, как это чаще всего бывает, но и других членов семьи. Так перед проведением праздника «День птиц», практическое занятие с детьми провел папа одной девочки Лены В.. В присутствии детей он сколотил, из заготовленных деталей, скворечник, сопровождая свои действия подробным рассказом. После этого объявили конкурс на лучший скворечник, итоги которого подводили на празднике. В нём приняли участие треть пап группы. Затем мы укрепили их на  деревьях на участке, а когда вскоре во всех появились скворцы, гордости и радости детей не было предела.

   Вот уже третий  учебный год руководят работой кружков две бабушки наших деток Юли К. и Вани У.. Одна из них ведет кружок «Умелые руки», другая театральный. Занятия проходят один раз в месяц, но у детей они вызывают больший интерес, чем аналогичные кружки, организуемые воспитателями.  

Проблемам воспитания ребенка в семье были посвящены родительские собрания, на которых рассматривали такие вопросы:

  • семья как фактор воспитания;
  • принципы воспитания в семье;
  • воспитание ребенка в игре;
  • семья - основа овладения ребенком родным языком;
  • воспитание здорового ребенка и формирование потребности в 
    здоровом образе жизни;
  • воспитание нравственной позиции и положительных привычек 
    поведения;
  • эмоциональное воспитание ребенка;
  • воспитание трудолюбия.

  Материалы этих собраний оформлены в виде консультаций для родителей.

   Современным проблемам взаимодействия ДОУ с семьей посвятили цикл педсоветов, на которых обсудили проблемы обеспечения взаимодействия с семьей в современных экономических условиях, определили принципы взаимодействия, проанализировали результаты анкетирования родителей по вопросам повышения их педагогической культуры, отношению к проблемам детского сада, определению социального статуса родителей наших воспитанников, составляли планы, делились опытом, анализировали успехи и промахи.

   Ведем систематическую работу по оформлению наглядного материала для родителей, его обновлению, стараемся разнообразить содержание папок-передвижек, уголков для родителей. Особое внимание уделяем их эстетичности, придерживаемся единого стиля, учитываем интересы и пожелания родителей. Кроме этого, объясняем детям, что мы приготовили для их родителей, рассказываем, о чем и для чего сделали какие-либо стенды или папки, а дети сами стараются привлечь внимание своих мам и пап.

   В течение всего учебного года взаимодействуем с МОУ «Бродовская средняя школа» по вопросам повышения педагогической культуры родителей. Для этого заключен договор о сотрудничестве и разработан план совместных мероприятий, включающий привлечение специалистов районной психологической службы,  медицинских работников и представителей правоохранительных органов.

    Перестроить всю систему взаимоотношений между педагогами и родителями, конечно, не просто, но результаты уже есть. В настоящее время мы уже не заманиваем родителей на праздники или родительские собрания, если кто-то отсутствует, то по уважительной причине. Многие охотно соглашаются принять участие в проведении занятий, экскурсий, предлагают помощь в изготовлении пособий, поделок, изготовлении игрового и дидактического материала.

   К великому сожалению, в настоящее  время мы не можем обойтись  без материальной поддержки со  стороны родителей, и если раньше  не все  понимали нас в этом вопросе, то теперь воспитатели не выступают в роли просителей. Родители не хуже нас знакомы с проблемами, и благодаря усилиям родительского комитета и попечительского совета, своевременно обеспечивают нас необходимыми материалами и принадлежностями для проведения занятий, экспериментальной и творческой деятельности детей. Также находят спонсоров для приобретения игрушек, канцтоваров, обеспечивают транспортом для экскурсий в музей, экологический клуб города, на развлекательные программы.

 

  Особую  роль в работе с родителями  и семьями своих воспитанников  отвожу диагностике, то есть сбору, изучению и анализу информации о ней, опираясь на помощь психолога. Организуя диагностический процесс, исходим, прежде всего, из принципа разумной достаточности. Не следует расширять диагностику, если к тому нет необходимых показаний. Новое исследование может быть предпринято только на основе анализа предыдущей диагностической информации. Из всей массы методик следует начинать с первичной диагностики — жалоб родителей на ребенка, а далее, изучив обоснованность этих жалоб, смотреть на причины указанных нарушений.

   Ряд специалистов считают, что в основе стратегии диагностики семьи и семейного воспитания лежат два положения;

  • первое (теоретическое) — причины нарушений в поведении и развитии ребенка могут лежать либо в особенностях отношений родителей к ребенку и стиле их воспитания, либо в искажениях внутренней логики саморазвития ребенка, либо в неправильно протекающих процессах отношений между детьми и родителями, либо в комбинации этих факторов;
  • второе (практическое) — заключается в построении структуры диагностики по принципу ветвящегося дерева: всякий последующий диагностический шаг делается лишь в том случае, если получен соответствующий результат на предыдущем.

   В ходе первичной психодиагностики, которая является непродолжительной, педагог-психолог выявляет объекты и субъекты помощи. Для этого он должен ответить на четыре вопроса:

1) Может ли он сам  оказать помощь семье?

2) Если нет, то, к каким  специалистам необходимо направить  родителей или ребенка?

3) Кто в семье нуждается  в его помощи?

4) Каков характер этой  помощи?

   Далее нужно разобраться в характере жалобы родителей, которая может быть обоснованной, частично обоснованной или необоснованной. От этого зависит характер диагностических процедур (изучить личность ребенка или родителей, исследовать отношения к ребенку или межличностные отношения родителей и т. д.).

Информация о работе Взаимодействие ДОУ и семьи в воспитании и обучении детей