Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 20:38, дипломная работа
В основе современных требований к взаимодействию детского сада и семьи лежит идея о том, что ответственность за воспитание детей несут родители, а все другие социальные учреждения, в том числе и дошкольные образовательные учреждения, призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Времена, когда родители приходили в детский сад на праздники и утренники, родительские собрания, для оказания помощи, но не все и не всегда, когда беседа с родителями является монологом воспитателя, прошли. В настоящее время требуются новые подходы к работе с родителями, установление иных отношений. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
ВВЕДЕНИЕ………………………………….………………………….…….……4
ГЛАВА 1. Теоретический обзор проблем общественного и семейного воспитания и обучения детей…………………………………………....….…....9
Взаимодействие дошкольных образовательных учреждений и семьи в интересах развития личности ребенка…………………………………….9
Основы семейного воспитания…………………………………………………13
Особенности общественного воспитания……………………………...………32
ГЛАВА 2 Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в воспитании и обучении детей.......................................................................................................42
2.1.Формы сотрудничества ДОУ и семьи.……………………………………42
2.2.Воспитание здорового ребенка………………………………..………….54
ГЛАВА 3. Из опыта работы по установлению взаимодействия с родителями………………………………………………………………………..65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….…………………………………..72
ЛИТЕРАТУРА……………………………………
Наконец, само общение,
наблюдение за поведением родит
Разумеется, родитель, объясняющий проблемы ребенка генетической обусловленностью или злой волей, не будет хорошим помощником. Можно также заранее предположить, как будут вести себя родители в зависимости от их запроса, т.е. формы ожидаемой помощи: эмоциональная и моральная поддержка, содействие в анализе, просьба об информации, просьба об обучении, просьба о помощи в избранной позиции, просьба об оказании влияния на кого-либо.
Тактика будет
более эффективной, если на диагностическом
этапе удастся определить
1. Подозрения на душевные заболевания:
2. Синдром поиска социальных союзников:
— много жалоб, субъективный локус которых - третьи лица;
— проблема клиента: привести их поведение в соответствие с законом, моралью, справедливостью;
— запрос: помогите повлиять, как заставить;
— отношение к субъекту жалобы чаще негативное;
— отношение к консультанту утилитарное.
3. Синдромы детского
4. Синдром нелюбящего родителя:
5. Синдром неуверенного родителя:
6. Синдром личностного неблагополучия:
Реакция педагога-психолога на различные поведенческие синдромы клиентов должна быть дифференцированной. В первом случае он вынужден переадресовать клиента в медицинское учреждение; во втором — дать разъяснения психологического характера в краткой, сжатой форме; в третьем — провести дополнительную диагностику детско-родительских отношений и обратиться к психотерапии родителей; в четвертом случае ему следует быть осторожным в диагностике ребенка, а родителей включить в родительскую группу. Для синдрома неуверенного родителя показаны психодиагностика и терапия родителей, а при личностном неблагополучии пап и мам необходимы формы работы, направленные на их личностный рост, индивидуальная терапия.
Психодиагностика семьи и семейного воспитания не является самоцелью, она является основой для оказания индивидуализированной адресной помощи родителям и поэтому требует вдумчивого исследовательского подхода педагога или психолога. Полученные данные полезно время от времени систематизировать. Любая диагностическая информация — это повод к размышлению и практическому действию.
Особое внимание следует обращать на необходимость активного привлечения родителей к самодиагностике семейного воспитания. Ценность ее заключается хотя бы в том, что она дает возможность увидеть сильные и слабые места в воспитательном процессе в семье. Это можно сделать при помощи следующих тестов:
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ СВОЕГО РЕБЕНКА?
I. Психологические данные
II. Гигиена
III. Игра
1. Играет ли дома?
2. Играет один (одна) или с сестрами, братьями, с товарищами?
3. Какие игры, игрушки имеет? Есть ли место для игр, уголок?
4. Какие игры и развлечения больше всего любит?
IV. Физический труд
2. Понимает ли необходимость труда?
3. Какой труд больше любит? Чем это объясняется?
4. Чем занимается, когда бывает дома?
5. Какую профессию хочет выбрать в будущем?
V. Социальная жизнь
VI. Умственная и эстетическая жизнь
Данные анкеты не только позволяет родителям узнать степень знания ими своего ребенка. Она решает еще три важные педагогические задачи:
В приложении хочу привести примеры консультаций для родителей, памяток, анкет, планов занятий и кружков, разработок праздников, используемых мной в своей работе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов детского учреждения. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов. Общий курс на приоритет общественного воспитания - закономерное и гуманное стремление оградить детей от страданий в остронеблагополучных семьях, передав их как можно раньше в общественные воспитательные учреждения. Тенденция же, направленная на укрепление семьи, минимизирует общественное воспитание в пользу семейного. Обе эти тенденции, отдельно взятые, обнаруживают свою половинчатость. Ни семья, ни детский сад не могут заменить друг друга. Детский сад должен унаследовать лучшие традиции детских дворовых сообществ недавнего прошлого: творческую самоорганизацию, естественную передачу игровых традиций, то есть сохранить субкультуру детства.
Детский сад может и должен стать центром перестройки всей педагогической практики в стране, миллионов стихийно сложившихся систем воспитания. Это подготовит необходимый шаг и для реформы семейного воспитания. Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагога, что особенно необходимо при подготовке детей к школе.
Преемственность в работе детского сада и школы в настоящее время сводится к подготовке самого ребенка. В результате за пределами внимания остается выявление общего и различного в системе взаимоотношений воспитателя и учителя с ребенком, изменение социальной позиции самого ребенка. В детском саду и начальной школе существует общая задача - сотрудничество педагога и родителей.
Методы воспитания, которые используются в детском саду (или другом образовательном учреждении) и семье, отличаются и по своему набору, и, что особенно важно, по содержанию, а, следовательно, по психологической сущности, эффективности воздействия на ребенка. В семейных методах воспитания отсутствует печать преднамеренности, свойственная детскому саду, зато наблюдается больше естественности, обращенности к конкретному ребенку, имеющему свой жизненный опыт, определенные привычки, пристрастия и интересы. Семья учит жизни при помощи живого, жизненно нужного, дела, учит делом, а не словом. А слово в семейном воспитании, только дополнение, и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление, чем когда звучит из уст учителя.
Таким образом, в каждой семье, складывается своя, индивидуальная воспитательная система. Конечно, у значительной части современных семей воспитательная система не столь научна, как в дошкольном учреждении, школе, она в большей степени базируется на бытовых представлениях о ребенке, средствах и методах воздействия на него. Воспитательная система семьи формируется эмпирическим путем: она постоянно апробируется в опыте, содержит много педагогических «находок», хотя зачастую не лишена просчетов и серьезных ошибок. В семьях, где озабочены воспитанием детей, их будущим, система воспитания подвергается анализу, оценке, что делает ее выстраданной, эмоционально окрашенной. Система семейного воспитания может быть стройной и упорядоченной, но это при условии, что родители имеют определенную цель воспитания, проводят ее в жизнь, используя методы и средства воспитания, учитывающие особенности ребенка и перспективы его развития.
Иная система домашнего
воспитания складывается в
Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что общественное воспитание, по сравнению с семейным, отличается большей научной обоснованностью, целенаправленностью, планомерностью. Однако это не обеспечивает приоритет общественного воспитания в формировании личности ребенка, особенно в первые годы его жизни. Наука и практика убеждают в решающей роли семьи в развитии ребенка. А причина этого таится в принципиальном различии характера доминирующей взаимосвязи субъектов воспитания в семье и учреждениях общественного воспитания.
В семейном воспитании взаимосвязь субъектов (супругов, родителей, детей, бабушек, дедушек, братьев, сестер, других родственников) отличается неформальным характером, строится на контактах «лицом к лицу». В семье, как правило, нет жестко заданной системы взаимоотношений по вертикали, строгой структуры власти, в которой статусы и роли заранее предписаны. Степень тесноты контактов между членами усугубляется отношениями родства, любви, привязанности, доверия и ответственности друг за друга, отличается широким диапазоном проявлений, эмоциональностью, открытостью. Семья для ребенка является наименее ограничивающим, наиболее мягким типом социального окружения.
Информация о работе Взаимодействие ДОУ и семьи в воспитании и обучении детей