Взаимодействие ДОУ и семьи в воспитании и обучении детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 20:38, дипломная работа

Краткое описание

В основе современных требований к взаимодействию детского сада и семьи лежит идея о том, что ответственность за воспитание детей несут родители, а все другие социальные учреждения, в том числе и дошкольные образовательные учреждения, призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Времена, когда родители приходили в детский сад на праздники и утренники, родительские собрания, для оказания помощи, но не все и не всегда, когда беседа с родителями является монологом воспитателя, прошли. В настоящее время требуются новые подходы к работе с родителями, установление иных отношений. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………….………………………….…….……4
ГЛАВА 1. Теоретический обзор проблем общественного и семейного воспитания и обучения детей…………………………………………....….…....9
Взаимодействие дошкольных образовательных учреждений и семьи в интересах развития личности ребенка…………………………………….9
Основы семейного воспитания…………………………………………………13
Особенности общественного воспитания……………………………...………32

ГЛАВА 2 Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в воспитании и обучении детей.......................................................................................................42
2.1.Формы сотрудничества ДОУ и семьи.……………………………………42
2.2.Воспитание здорового ребенка………………………………..………….54

ГЛАВА 3. Из опыта работы по установлению взаимодействия с родителями………………………………………………………………………..65

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….…………………………………..72
ЛИТЕРАТУРА……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Диплном..doc

— 795.50 Кб (Скачать файл)

   Наконец, само общение, наблюдение за поведением родителей могут дать некоторые представления о семье.

   Разумеется, родитель, объясняющий проблемы ребенка  генетической обусловленностью или злой волей, не будет хорошим помощником. Можно также заранее предположить, как будут вести себя родители в зависимости от их запроса, т.е. формы ожидаемой помощи: эмоциональная и моральная поддержка, содействие в анализе, просьба об информации, просьба об обучении, просьба о помощи в избранной позиции, просьба об оказании влияния на кого-либо.

   Тактика будет  более эффективной, если на диагностическом  этапе удастся определить основные  поведенческие синдромы родителей, от самых тяжелых и редких до весьма распространенных.

1. Подозрения на душевные  заболевания:

  • сбивчивое, путаное изложение, нелогичность, бредовые идеи, галлюцинации;
  • неучет реакции консультанта;
  • отсутствие эмоциональных и поведенческих подтверждений самодиагноза;
  • исключительная психологичность проблем, формулируемых клиентом;
  • нереалистичность запроса.

2. Синдром поиска социальных  союзников:

— много жалоб, субъективный локус которых - третьи лица;

— проблема клиента: привести их поведение в соответствие с законом, моралью, справедливостью;

— запрос: помогите повлиять, как заставить;

— отношение к субъекту жалобы чаще негативное;

— отношение к консультанту утилитарное.

3. Синдромы детского неблагополучия  и родительской тревожности:

  • жалобы на ребенка;
  • фаталистический самодиагноз;
  • хочет помочь, но бессилен;
  • просьба помочь ребенку;
  • отношение к ребенку жалостливое, пессимистичное;
  • отношение к консультанту деловое;
  • гиперболизация нарушений у ребенка при отсутствии довольно значимых подтверждений.

4. Синдром нелюбящего  родителя:

  • жалобы те же, что в предыдущем случае;
  • в качестве самодиагноза: «злая воля»;
  • добавляются: «аномалия», «генетическая запрограммированность»;         
  • отношение к ребенку с антипатией, неуважением;
  • запрос: помогите переломить, переформировать, исправить.

5. Синдром неуверенного родителя:

  • жалоба на ребенка;
  • несоответствие ребенка идеалу,
  • самодиагноз — неверные действия, слабость;
  • проблема: не знаю, как...;
  • запрос: помочь в выработке позиции и эмоциональной поддержке;
  • отношение к ребенку с симпатией, но без достаточной близости;
  • отношение к консультанту адекватное.

6. Синдром личностного  неблагополучия:

  • жалоба на свои переживания и состояния, неадекватные эмоции, неправильные действия (похоже на состояние неврозов).

Реакция педагога-психолога на различные поведенческие синдромы клиентов должна быть дифференцированной. В первом случае он вынужден переадресовать клиента в медицинское учреждение; во втором — дать разъяснения психологического характера в краткой, сжатой форме; в третьем — провести дополнительную диагностику детско-родительских отношений и обратиться к психотерапии родителей; в четвертом случае ему следует быть осторожным в диагностике ребенка, а родителей включить в родительскую группу. Для синдрома неуверенного родителя  показаны психодиагностика и терапия родителей, а при личностном неблагополучии пап и мам  необходимы формы работы, направленные на их личностный рост, индивидуальная терапия.

Психодиагностика семьи и семейного воспитания не является самоцелью, она является основой для оказания индивидуализированной адресной помощи родителям и поэтому требует вдумчивого исследовательского подхода педагога или психолога. Полученные данные полезно время от времени систематизировать. Любая диагностическая информация — это повод к размышлению и практическому действию.

Особое внимание следует обращать на необходимость активного привлечения родителей к самодиагностике семейного воспитания. Ценность ее заключается хотя бы в том, что она дает возможность увидеть сильные и слабые места в воспитательном процессе в семье. Это можно сделать при помощи следующих тестов:

 

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ СВОЕГО РЕБЕНКА?

 

I. Психологические данные

  1. Подвижен ребенок или нет (инертен)?
  2. Настойчив или пассивен во взаимоотношениях с окружающими?
  3. Как развита воля? В чем она проявляется?
  4. Разговорчив или замкнут?
  5. Ленив или нет? В чем это проявляется?
  6. Какова память?
  7. Как реагирует на обиды?
  8. Проявляется ли озлобленность?
  9. Замечается ли двуличие или лицемерие? В чем именно?
  10. Капризен ли? В каких случаях?
  11. Драчливость? Чем вызывается?
  12. Имеет ли стремление к самостоятельности?
  13. Проявляет ли потребительское отношение к родителям, воспитателям?
  14. Кого уважает и за что?
  15. Замечается ли невыдержанность? В чем именно?
  16. Замечается ли раздражительность? Как проявляется?
  17. Упрямство. В чем выражается?

II. Гигиена

  1. Аккуратность (примеры).
  2. Как поднимается с постели?
  3. Умывание (его способ и отношение к нему).
  4. Когда ложится спать?
  5. Отношение к одежде, обуви и ко всем вещам вообще.
  6. 6. Еда. Что любит и не любит? Когда ест и сколько раз в день?

III. Игра

1. Играет ли  дома?

2. Играет один (одна) или с сестрами, братьями, с товарищами?

3. Какие игры, игрушки имеет? Есть ли место  для игр, уголок?

4. Какие игры  и развлечения больше всего  любит?

IV. Физический труд

  1. Несет ли какие-либо обязанности дома? Какие?

2. Понимает ли  необходимость труда?

3. Какой труд  больше любит? Чем это объясняется?

4. Чем занимается, когда бывает дома?

5. Какую профессию  хочет выбрать в будущем?

V. Социальная жизнь

  1. Как относится к товарищам?
  2. Как относится к соседям, знакомым родителей?
  3. Много ли времени проводит вне дома? Где бывает, что делает?
  4. Много ли времени проводит дома? Что обычно делает?

VI. Умственная и эстетическая жизнь

  1. Любит ли читать книги? Сколько времени тратит на это занятие в день?
  2. Чем увлекается ребенок, что его особенно интересует? Любознателен ли? Примеры.
  3. Как реагирует на наказание и поощрения? Укажите конкретно, какие, как они на него действуют.
  1. Кто в семье пользуется авторитетом у ребенка? В чем это проявляется?
  1. Хорошая ли память у ребенка? Какой вид памяти больше развит (двигательная, эмоциональная, логическая, произвольная, непроизвольная)?
  2. Любит ли петь, играть на музыкальных инструментах, слушать музыку?
  3. Любит ли пересказывать виденное и услышанное? Что именно?

Данные анкеты не только позволяет родителям узнать степень знания ими своего ребенка. Она решает еще три важные педагогические задачи:

  1. Узнав с помощью анкеты пробелы в своем знании ребенка, родители обратятся за помощью к воспитателю, что будет способствовать укреплению их контактов. Таково первое преимущество анкетирования.
  2. С другой стороны, и классный руководитель, к которому обратится за помощью родитель, узнает из заполненной анкеты многое из того, что в школьных условиях он мог и не увидеть.
  3. Проведя такое анкетирование спустя хотя бы один год, родители могут наглядно увидеть, как развивается их ребенок, что прибавилось в его характеристике и что еще нужно сделать для всестороннего развития личности ребенка.

 

      В приложении хочу привести примеры консультаций для родителей, памяток, анкет, планов занятий и кружков, разработок праздников, используемых мной в своей  работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов детского учреждения. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов. Общий курс на приоритет общественного воспитания - закономерное и гуманное стремление оградить детей от страданий в остронеблагополучных семьях, передав их как можно раньше в общественные воспитательные учреждения. Тенденция же, направленная на укрепление семьи, минимизирует общественное воспитание в пользу семейного. Обе эти тенденции, отдельно взятые, обнаруживают свою половинчатость. Ни семья, ни детский сад не могут заменить друг друга. Детский сад должен унаследовать лучшие традиции детских дворовых сообществ недавнего прошлого: творческую самоорганизацию, естественную передачу игровых традиций, то есть сохранить субкультуру детства.

Детский сад может и должен стать центром перестройки всей педагогической практики в стране, миллионов стихийно сложившихся систем воспитания. Это подготовит необходимый шаг и для реформы семейного воспитания. Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагога, что особенно необходимо при подготовке детей к школе.

Преемственность в работе детского сада и школы в настоящее время сводится к подготовке самого ребенка. В результате за пределами внимания остается выявление общего и различного в системе взаимоотношений воспитателя и учителя с ребенком, изменение социальной позиции самого ребенка. В детском саду и начальной школе существует общая задача - сотрудничество педагога и родителей.

   Методы воспитания, которые используются в детском саду (или другом образовательном учреждении) и семье, отличаются и по своему набору, и, что особенно важно, по содержанию, а, следовательно, по психологической сущности, эффективности воздействия на ребенка. В семейных методах воспитания отсутствует печать преднамеренности, свойственная детскому саду, зато наблюдается больше естественности, обращенности к конкретному ребенку, имеющему свой жизненный опыт, определенные привычки, пристрастия и интересы. Семья учит жизни при помощи живого, жизненно нужного, дела, учит делом, а не словом. А слово в семейном воспитании, только дополнение, и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление, чем когда звучит из уст учителя.

  Таким образом, в каждой  семье, складывается своя, индивидуальная  воспитательная система. Конечно, у  значительной части современных семей воспитательная система не столь научна, как в дошкольном учреждении, школе, она в большей степени базируется на бытовых представлениях о ребенке, средствах и методах воздействия на него. Воспитательная система семьи формируется эмпирическим путем: она постоянно апробируется в опыте, содержит много педагогических «находок», хотя зачастую не лишена просчетов и серьезных ошибок. В семьях, где озабочены воспитанием детей, их будущим, система воспитания подвергается анализу, оценке, что делает ее выстраданной, эмоционально окрашенной. Система семейного воспитания может быть стройной и упорядоченной, но это при условии, что родители имеют определенную цель воспитания, проводят ее в жизнь, используя методы и средства воспитания, учитывающие особенности ребенка и перспективы его развития.

   Иная система домашнего  воспитания складывается в семье, где взрослые не утруждают себя серьезными думами о судьбе ребенка, не создают условий для его полноценного развития. Игнорирование интересов ребенка, удовлетворение лишь его самых необходимых потребностей, предоставление ему неограниченной свободы - это тоже признаки системы домашнего воспитания, но системы безалаберной, попустительской, жестокой по отношению к маленькому ребенку, для полноценного развития которого необходимы любовь, поддержка, забота, разумная помощь взрослых, прежде всего близких ему людей.

  Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что общественное воспитание, по сравнению с семейным, отличается большей научной обоснованностью, целенаправленностью, планомерностью. Однако это не обеспечивает приоритет общественного воспитания в формировании личности ребенка, особенно в первые годы его жизни. Наука и практика убеждают в решающей роли семьи в развитии ребенка. А причина этого таится в принципиальном различии характера доминирующей взаимосвязи субъектов воспитания в семье и учреждениях общественного воспитания.

В семейном воспитании взаимосвязь субъектов (супругов, родителей, детей, бабушек, дедушек, братьев, сестер, других родственников) отличается неформальным характером, строится на контактах «лицом к лицу». В семье, как правило, нет жестко заданной системы взаимоотношений по вертикали, строгой структуры власти, в которой статусы и роли заранее предписаны. Степень тесноты контактов между членами усугубляется отношениями родства, любви, привязанности, доверия и ответственности друг за друга, отличается широким диапазоном проявлений, эмоциональностью, открытостью. Семья для ребенка является наименее ограничивающим, наиболее мягким типом социального окружения.

Информация о работе Взаимодействие ДОУ и семьи в воспитании и обучении детей