Стратегия-2015 строилась
на 3 сценариях в соответствии с соответствующими
прогнозируемыми показателями ВВП и индекса
промышленного производства: пессимистичном,
реалистичном и оптимистичном. Пессимистичный
был связан с приостановкой технического
и технологического развития отрасли,
снижением объемов поставок на внутренний
и зарубежные рынки, сокращением численности
рабочих и средней заработной платы. Оптимистичный
– с модернизацией производства, укреплением
позиций на рынках сбыта, наращиванием
поставок продукции с высокой добавленной
стоимостью, дальнейшим наращиванием
российскими металлургическими компаниями
активов за рубежом и повышением корпоративной
социальной ответственности предприятий
отрасли.
Стратегия-2015 была
разделена на этапы: два двухлетних (2007-2008
г. и 2009-2010 г.) и один пятилетний (2011-2015
г.). Первый сводился к повышению эффективности
существующих мощностей, которое стимулировало
бы повышение инвестиционной привлекательности
отрасли, необходимое для осуществления
второго этапа. На нем предполагалось
создание новых, а также модернизация
существующих производств и, как результат,
совершенствование сортамента. В случае
успешной реализации плана мероприятий
второго этапа планировалось закрепить
полученный эффект в течение следующего
пятилетнего периода, по итогам которого
показатели качества и номенклатура выпускаемых
товаров позволили бы российской металлургии
конкурировать с лидерами мирового рынка.
В первый же год реализации
Стратегии-2015 был достигнут 15-25% рост производства
(а по стальным трубам, листу и жести с
покрытием - в 1,7 и 2,3 раза), в 3,6 раз увеличились
инвестиции, экспорт возрос в 3,1 раза (по
сравнению с 2000 г.)18
В целом, Стратегия-2015
была потенциально успешной, но не рассчитанной
на достижение поставленных целей в условиях
кризиса. В 2008-2009 г. снизились объемы
спроса на продукцию отрасли на внутреннем
рынке из-за неплатежеспособности потребителей
и приостановки большинства инвестиционных
проектов. Те же процессы за рубежом, а
также активное использование государствами-импортерами
протекционистских мер для защиты внутреннего
рынка и агрессивный демпинг со стороны
китайских производителей металлопродукции
привели к снижению объемов экспорта.
Резкое сокращение сбыта, растущие затраты
на сырье и вынужденное нарушение условий
контрактов поставки привели к значительному
ухудшению состояния предприятий отрасли.
Для смягчения последствий
кризиса была срочно разработана и принята
«Стратегия развития металлургической
промышленности на период до 2020 г.», утвержденная
приказом Минпромторга России от 18
марта 2009 г. № 150 (далее – Стратегия-2020)
с целью «обеспечения
растущего спроса на металлопродукцию
в необходимых номенклатуре, качестве
и объемах поставок металопотребляющим
отраслям на внутренний рынок (с учетом
перспектив их развития), на рынок стран
СНГ и мировой рынок на основе ускоренного
инновационного обновления отрасли,
повышения ее экономической эффективности,
экологической безопасности, ресурсо-
и энергосбережения, конкурентоспособности
продукции, импортозамещения и сырьевого
обеспечения»19.
Основные задачи, поставленные
в рамках стратегии для органов исполнительной
власти, заключаются в поддержке инвестиционных
проектов в металлургии и помощь в решении
проблем, с которыми по каким-либо причинам
отрасль не может справиться своими силами
(улучшение инфраструктуры, защита от
дискриминации на внешних рынках и др.).
Ощутимое влияние на стабилизацию отрасли
оказали изменения в регулировании внешней
торговли (введение временных ставок ввозных
пошлин на аналогичную продукцию, использование
специальных защитных и антидемпинговых
мер против импорта, обнуление ввозных
пошлин и НДС на оборудование, не производящееся
в РФ, уменьшение сроков возврата НДС при
экспорте). Эти меры дали необходимый эффект,
например, одно только включение в перечень
типов оборудования, по которым обнулялся
НДС, семи позиций металлургического оборудования
сэкономило для российских производителей
около 2,3 млрд рублей.20
Стратегия-2020, как и
предшествующая, содержит три сценария,
основанных на прогнозе развития экономики
России до 2030г.: инерционный, энерго-сырьевой
и инновационный. Первый связан с приостановкой
реализации крупных и долгосрочных проектов
государственно-частного партнерства
по развитию отрасли и ее инфраструктуры,
отсутствием необходимых изменений в
товарной структуре производства и привязкой
темпов роста сбыта на внутреннем рынке
к темпам роста строительства, как одного
из основных потребителей металлопродукции.
Второй основан на использовании развитой
ресурсной базы и низких цен на энергоносители
для увеличения объемов производства
и экспорта до максимально возможных показателей,
при сохранении существующей товарной
структуры производства и экспорта. Третий
сценарий, принятый как «целевой»,
содержит элементы второго, и ставку на
средне- и высокотехнологичные производства,
благодаря «опережающему развитию внутреннего
спроса на продукцию с высокой добавленной
стоимостью».21 Его использование
побудит предприятия активнее внедрять
новые технологии и разработки, что снизит
ресурсоемкость производства, повысит
конкурентоспособность продукции и постепенно
увеличит долю в реализации товаров более
высоких степеней переработки.
Прогнозируемый эффект
для черной металлургии - совершенствование
производственной и технологической структуры:
ликвидация мартеновского производства,
увеличение доли производства стали в
конвертерах и электропечах, возрастет
доля разливки стали с помощью машин непрерывного
литья заготовок (НЛМЗ), увеличится доля
холоднокатаного проката и автомобильного
листа с покрытием. Для подтверждения
результатов мер, нацеленных на модернизацию,
следует отметить, что доля мартеновской
выплавки стали сократилась с 16,4% в
2009 г. до 9,7% в 2011г.22 Кроме того, планируется
запуск производства специализированных
труб для топливно-энергетического комплекса,
длинномерных рельсов улучшенного качества,
широкого толстолистового проката, а также
специализированной продукции для железных
дорог и подвижных составов, атомного
машиностроения, судо-, авиа- и автомобилестроения,
оборонно-промышленного комплекса.
В цветной металлургии
до 30% к 2020 г. повысится доля продукции
«четвертого передела» (полупроводники,
твердосплавная металлургия обработка
металла, выпуск специализированной продукции),
возрастет использование современных
электролизеров в производстве алюминия,
а также начнут активнее использоваться
барботажные установки для переработки
лома и отходов меди и никеля. Эти меры
будут способствовать снижению загрязнения
окружающей среды металлургическим производством.
Из проектов, запланированных к осуществлению
в рамках Стратегии-2020, следует выделить
создание особой экономической зоны промышленного
типа «Титановая долина» на территории
Свердловской области.
Стратегия-2020, как и
предшествующая, дополняется Долгосрочной
государственной программой изучения
недр и воспроизводства минерально-сырьевой
базы России на основе баланса потребления
и воспроизводства минерального сырья,
утвержденной Приказом Минприроды России
от 16 июля 2008 г. N 151, и программами отраслей-потребителей
металлопродукции (строительство, ТЭК,
ОПК, машиностроение и др.). Последние нацелены
на обеспечение стабильности реализации
металлопродукции, необходимой для дальнейшего
развития российской металлургии. Увеличение
объемов внутреннего потребления удерживает
производителей от использования нечестных
методов ведения конкурентной борьбы
и таким образом служит профилактикой
для введения странами-импортерами ограничительных
мер. Кроме того, рост спроса повышает
внутренние цены на продукцию, что снижает
рассчитываемую маржу при ведении антидемпинговых
расследований в отношении российских
товаров.
Адаптацию к условиям
ВТО осуществляют Минэкономразвития,
Комиссия Правительства РФ по вопросам
развития металлургического комплекса,
Комиссии по цветной и черной металлургии
при Минпромторге России, Комитеты по
металлургии при РСПП и ТПП, а также ряд
других объединений и органов исполнительной
власти.
В целом, сложившаяся
система государственной поддержки производства
и экспорта металлургической продукции
достаточно эффективна, однако, по мнению
некоторых исследователей, цели инновационного
сценария Стратегии-2020 мало достижимы,
так как «реализация подобных решений
сильно заторможена развалом научно-исследовательской
базы»23.
1.3. Сильные и слабые
стороны отрасли, оказывающие влияние
на экспорт
По оценкам Минпромторга потенциал
российской металлургии достаточно велик
и сравним только с металлургией США и
Китая24. Среди конкурентных преимуществ российской
металлургии выделяются:
хорошая сырьевая обеспеченность
для производства большинства видов продукции,
низкий уровень заработной
платы (15 тысяч в черной и 21 тысяча в цветной
металлургии)25,
значительные объемы
основных фондов и накопленных средств,
низкие затраты на
энергоносители,
развитая инфраструктура
крупных предприятий (пример – Холдинг
«Базовый элемент», включающий алюминиевое
производство и обеспечивающие его работу
предприятия энергетического и транспортного
сектора),
низкие амортизационные
отчисления,
внедрение научно-технические
наработок российских НИИ и НИУ (пример,
внедрение на ОАО «ММК» разработок Института
металлургии Уральского отделения РАН,
НИУ ЮУрГУ, Магнитогорского государственного
технологического университета, Уральского
государственного горного университета
и ряда других институтов и университетов),
отличная техническая
база предприятий лидеров,
постепенно восстанавливающиеся
кооперационные связи со странами СНГ,
слабые экологические
требования к производству со стороны
государства.
По
оценкам исследователей влияние этих
преимуществ будет постепенно снижаться26, поэтому
дальнейшее развитие российского металлургического
производства и экспорта зависит от спроса
на ее продукцию со стороны отраслей-потребителей,
как на внутреннем рынке, так и за рубежом.
Например, доказано, что при росте ВВП
на 1% производство стали увеличивается
на 0,6%, а ее потребление на 0,5%.27
По мнению З.Б Кубаловой,
наилучшими среди российских цветных
металлов перспективами на внешнем рынке
обладают медь, никель и олово, благодаря
росту цен и увеличивающемуся спросу со
стороны Китая и других азиатских стран,
а повышение объемов производства и экспорта
алюминия маловероятно, т.к. очевиден избыток
предложения.28
На внутреннем рынке
ситуация гораздо более сложная. С одной
стороны, в последние годы отрасли-потребители
(строительство, автомобилестроение, авиастроение,
вагоностроение, станкостроение, судостроение,
ВПК, химическая промышленность и др.)
активно развивались, обеспечивая постоянный
рост спроса на металлургическую продукцию.
С другой, сохранение это тенденции в связи
с присоединением России к ВТО не представляется
возможным, т.к. эти отрасли являются преимущественно
импортозамещающими, а значит, будут нести
убытки от либерализации торговли. Так
по истечении переходного периода для
отечественной автомобильной промышленности
увеличатся объемы импорта зарубежных
транспортных средств, и российская металлургия
потеряет одного из крупнейших потребителей
на внутреннем рынке.
Поэтому перед отраслью
стоит первостепенная задача развития
экспорта. Ее реализации препятствует
ряд существующих проблем. Рассмотрим
некоторые из них.
Одной из основных
проблем, препятствующих дальнейшему
развитию экспорта (в первую очередь, в
черной металлургии), можно считать плохую
репутацию страны как поставщика. После
распада Советского Союза и резкого снижения
внутреннего потребления металлургической
продукции, во избежание спада производства
и необходимости остановки технологических
линий, ее производители были вынуждены
срочно искать новые рынки сбыта. Вследствие
затянувшейся государственной монополии
ВЭД, ни одно из предприятий не имело достаточного
опыта экспортной деятельности и не понимало
правил работы на внешних рынках, что привело
к массовому выбросу на внешние рынки
металлопродукции, в том числе по демпинговым
ценам. Это мешало России вести переговоры
о создании условий, способствующих упрощению
доступа отечественной металлургической
продукции на зарубежные рынки (например,
заключение региональных торговых соглашений
или даже базовых соглашений о взаимном
предоставлении режима наибольшего
благоприятствования (РНБ), из-за
боязни партнеров повторения прецедента
ведения недобросовестной конкурентной
борьбы.
Также невысоко оценивается
качество самой продукции российской
металлургической отрасли, в особенности
черной. Например, Комиссия по международной
торговле США в отчете о результатах расследования
в отношении некоторых видов горячекатаной
стали, импортируемых из Аргентины, Бразилии,
Японии, России, Южной Африки и Тайланда,
отмечала, что из-за крайне низкого качества
российской металлопродукции на территории
США она может конкурировать только с
товарами, выпускаемыми “minimills”,29 мелкими электроплавильными
комплексами, производящими свою продукцию
из лома черных металлов. Несмотря на то,
что большую часть сомнений в качестве
продукции можно развеять, подтвердив
ее соответствие требованиям 77 группы
ISO, российские компании предпочитают
получать сертификаты ГОСТ ISO 9000, оценивающие
не характеристики товара, а систему менеджмента
качества. При этом данные сертификаты
не имеют юридической силы за рубежом,
т.к. выданы в соответствии с системой
ГОСТ.
Повышение качества
продукции невозможно без модернизации
производственных мощностей и снижения
степени их износа (по состоянию на 2007
г. степень износа основных фондов в металлургии
оценивалась в 43,5% для черной и 41,8% для
цветной30). Чтобы оценить технико-технологическое
отставание российской металлургии (на
примере черной) следует сравнить объемы
производства стали по процессам плавки,
представленные в Таблице 1.
Таблица 1. Удельные
веса процессов выплавки в общем объеме
произведенной стали в 2011 г.