Влияние малого бизнеса на развитие экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 19:04, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной дипломной работы является определение степени влияния малого бизнеса на развитие экономики Читинской области на современном этапе и поиск неиспользованных возможностей для увеличения его роли в экономической жизни
региона.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ............................4
1. МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ..6

1.1. Экономическая сущность малого бизнеса ..............6

1.2. Значение малого бизнеса в социально-экономической жизни
зарубежных стран .........................8
1.3. Роль и место малого бизнеса в российской экономке........11
1.3.1. Особенности функционирования малого бизнеса в России........11
1.3.2 . Развитие сектора малого бизнеса в 1990 -е годы...........13
1.3.3. Вклад малого бизнеса в развитие российской экономики........16
1.4 Влияние малого бизнеса на развитие региональной экономики.....22
2. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА НА РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ......27

2.1 Развитие малого бизнеса в Читинской области............27
2.2 Удельный вес субъектов малого бизнеса в общем числе
хозяйствующих субъектов....................34
2.3 Влияние малого бизнеса на занятость населения...........36
2.4 Роль малого бизнеса в формировании фонда оплаты труда......40
2.5 Место малых предприятий в производстве товаров и услуг.....42
2.6. Инвестиционная активность малых предприятий............48
2.7. Региональная политика в области развития и поддержки малого
бизнеса ............................51
2.7.1. Мероприятия по поддержке и развитию малого
предпринимательства ....................51
2.7.2. Анализ кредитной деятельности Фонда поддержки
малого предпринимательства..................54
2.7.3. Анализ программы поддержки и развития малого
предпринимательства в Читинской области на 2001-2002г.г...61
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА С
ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО РОЛИ
В ЭКОНОМИКЕ ОБЛАСТИ.....................65
3.1. Необходимость совершенствования механизма государственной
поддержки малого бизнеса..................65
3.2. Участие малых предприятий в выполнении областного
государственного заказа....................71
3.3. Расчет экономической эффективности при размещении
областного государственного заказа на малом предприятии......74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..............89

Вложенные файлы: 1 файл

экономика.docx

— 214.58 Кб (Скачать файл)

 

 

                                                            

Таблица 31

 

Прогноз удельного веса инвестиций МП в общем объеме инвестиций и по отраслям

экономики до 2003 года ,%

    

 

2000

2001

2002

2003

Удельный вес инвестиций МП в общем объеме инвестиций в экономике

1,2

2,1

2,1

2,2

Удельный вес инвестиций МП в общем объеме инвестиций в промышленности

1,6

2,8

3,5

3,6

Удельный вес инвестиций МП в общем объеме инвестиций в строительстве

31,0

31,0

31,2

31.6


 

 

Очевидно, что для полного использования потенциала малого бизнеса в интересах

экономики области, необходимо создание благоприятных условий для его

развития. В этом деле первостепенная роль отводится региональным органам

государственной власти, формирующим политику поддержки и развития малого

предпринимательства на уровне области.

Предшествующий анализ региональной политики в области поддержки и развития

малого бизнеса показал, что в системе поддержки произошли качественные

изменения, но тем не менее вклад данной политики в усилении роли малого

бизнеса в экономике достаточно скромен. Поэтому совершенствование механизма

поддержки малого бизнеса важно не само по себе, а именно в той степени, в

которой это будет способствовать устойчивому экономическому развитию области.

В соответствии с этим критериями эффективности реализации областной программы

поддержки и развития малого предпринимательства  должны стать показатели

роста влияния малого бизнеса в развитии экономики области. В перечень данных

критериев должны войти следующие показатели:

1. Обобщающий показатель эффективности  региональной     программы (Эо ):

Эо=Рс / Зс,                                                                                          

(1)

где Рс  - совокупные результаты, полученные от реализации программы

(сумма произведенной малыми  предприятиями продукции, работ  и услуг или сумма

налогов, уплаченная в бюджет);

Зс – совокупные затраты в течение срока реализации программы

(например, бюджетные средства, выделенные  на финансирование программы).

2. Доля малых предприятий в  налоговых доходах бюджета (Дб ):

Дб=Нмп  / Нб * 100,                                                     (2)

где Нмп – сумма налогов, уплаченных малыми предприятиями;

Нб – налоговые доходы бюджета.

3.      Доля малых предприятий  в валовом региональном продукте  (Дврп ):

Дврп=Пмп /  ВРП * 100,                                                  (3)

где Пмп – объем продукции, произведенной субъектами малого

предпринимательства, в денежном выражении;

ВРП – объем валового регионального продукта (руб.).

4.     Плотность малых  предприятий (Р):

Р=Кмп / Ч*100,                                                             (4)

где   Кмп – количество малых предприятий в регионе;

Ч – численность населения региона.

5.     Доля занятых в  малом бизнесе в экономически  активном населении региона (Д

ч   ):

Дч=Чмп  / Ча*100,                                                          (5)

где Чмп – численность занятых в малом бизнесе;

Ча – численность экономически активного населения региона.

6.     Доля созданных на  малых предприятиях рабочих мест  в общей численности

экономически активного населения (Дс   ):

Дс=Чн / Ча*100,                                                    (6)

где Чн – количество новых рабочих мест, созданных в сфере малого бизнеса

Таким образом, совершенствование механизма поддержки  малого

предпринимательства должно способствовать более быстрым темпам роста влияния

малого бизнеса на развитие экономики области, по сравнению с прогнозной

оценкой. В соответствии с этим одной из главных задач государственной

политики поддержки малого бизнеса является поиск и использование новых

возможностей для увеличения роли малых предприятий в социально-экономической

жизни области.

В данном направлении перспективным является  создание нормативно-правовой

базы для формирования кредитных и страховых союзов, кооперативов как основы

взаимного финансирования и кредитования субъектов малого предпринимательства.

В случае успеха «задолженность» перед бюджетом по налогам возвращается

сторицей за счет расширения налогооблагаемой базы, повышения товарооборота.

На сегодняшний день остаются неиспользованными возможности привлечения в

малый бизнес финансовых средств с помощью создания системы финансирования

малых предприятий на основе предоставления гарантий Администрации области

банковскому сектору.

Подтвержденная опытом других регионов эффективность лизинговых операций в

сфере малого бизнеса  свидетельствует о необходимости развития лизинга как

инструмента поддержки малых предприятий в нашей области.

В соответствии с производственной специализацией экономики области увеличения

влияния малого бизнеса в  промышленности, особенно в горнодобывающей и

сопутствующих ей отраслях, должно являться наиболее приоритетным направлением

в политике государственной поддержки малых предприятий. Для стимулирования

развития малого бизнеса в промышленности наиболее эффективным средством

является создание механизма льготного налогообложения малых предприятий,

занимающихся приоритетными для экономики области видами деятельности.

Перспективной возможностью для увеличения роли малого бизнеса в экономике

области, особенно в промышленности, является привлечение малых предприятий к

поставкам продукции и услуг для областных и муниципальных нужд.

     3.2 Участие малых предприятий в выполнении областного государственного заказа

Областной государственный заказ представляет собой свод потребностей в

поставках  товаров, работ, услуг необходимых для решения вопросов,

относящихся к ведению области и финансируемых за счет доходов областного

бюджета, субвенций и субсидий, получаемых из федерального бюджета, а также

создания и поддержания резервов для ликвидации последствий стихийных

бедствий, чрезвычайных ситуаций. Эти потребности формируются по

подразделениям социальной сферы (медицина, образование, социальное

обеспечение) для реализации федеральных и областных целевых программ в части

финансирования из бюджетов всех уровней, по объектам капитального

строительства, поставки товаров в районы Крайнего Севера и приравненных к ним

местностей, а так же по материальным затратам, связанным с содержанием

органов государственной власти области /27/.

Формирование областного заказа ведется для расширения и стимулирования

участия в социально-экономическом развитии предприятий, организаций и

учреждений, расположенных на территории области. Размещение заказов на

поставку продукции для областных государственных нужд должно осуществляться

путем проведения открытых и (или) закрытых торгов, конкурсов. При заключении

государственных областных заказов основой расчетов должны быть принципы

использования бюджетных средств «внутри области», сохранения и увеличения

числа рабочих мест, что в конечном счете, будет способствовать снижению

социальной напряженности в коллективах и одновременному увеличению

налогооблагаемой базы.

Исходя из вышесказанного, следует, что формирование областного заказа

является дополнительной возможностью для развития предприятий области, в том

числе и для малых предприятий. В перечень продукции, закупаемой для

государственных нужд за счет областного бюджета, помимо  продукции,

производимой преимущественно крупными предприятиями области (например, уголь,

электроэнергия и т. д.), входят товары и услуги, производство которых

налажено и в малом бизнесе (Таблица 32).

    

Таблица 32

 

Прогноз объемов некоторых видов продукции, закупаемой для обеспечения

государственных нужд за счет средств областного бюджета на 2001 год*

    

Наименование продукции

Объем

Древесина деловая, тыс. куб. м.

12

Пиломатериалы, тыс. куб. м.

4

Доска, тыс. куб. м.

1,4

Столярные изделия, тыс. кв. м.

8

Матрац, тыс. шт.

3,1

Подушка, тыс. шт.

2,1

Медицинский халат, тыс. шт.

22

Пододеяльник, тыс. шт.

22

Наволочка, тыс. шт.

45

Простыня, тыс. шт.

35

Костюм рабочий, тыс. шт.

2

Полотенце, тыс. шт.

1


 

 

*- в составлении прогноза участвовали  Комитет ЖКХ и строительства, Комитет

здравоохранения, Комитет социального обеспечения и поддержки населения,

Комитет общего, профессионального образования, науки и молодежной политики.

В законе Читинской области "О государственной поддержке малого

предпринимательства в Читинской области" предусмотрено резервирование для

субъектов малого предпринимательства определенной доли заказов на

производство и поставку отдельных видов продукции для государственных нужд

области. Поэтому в разрабатываемом проекте закона Читинской области «Об

областном государственном заказе» должна быть предусмотрена статья,

свидетельствующая об обязанности государственного заказчика размещать

гарантированную долю заказов среди субъектов малого предпринимательства.

Статья должна отразить следующее:

Статья 11. Участие субъектов малого предпринимательства в поставках продукции

для областных государственных нужд

Заказчик при формировании и размещении заказов на закупку и поставку

продукции для областных государственных нужд обязан размещать у субъектов

малого предпринимательства определенную Главой администрации долю от общего

объема указанных заказов в стоимостном выражении на основе конкурсов,

проведенных среди субъектов малого предпринимательства.

Как известно, малое предприятие ограничено в оборотных активах, поэтому при

получении заказа на поставку продукции для областных государственных нужд

может испытывать трудности в поиске дополнительных оборотных средств. Такое

обстоятельство может служить серьезной преградой для участия малых

предприятий в выполнении областного государственного заказа. Решением данной

проблемы  может стать возможность использования в рамках государственного

контракта схемы предварительной оплаты заказчиком поставок продукции для

областных государственных нужд. В связи с этим в проекте областного закона

«Об областном государственном заказе» статью 10, посвященную видам

экономического стимулирования поставщиков продукции для областных

государственных нужд, предлагается изменить следующим образом:

Статья 10. Виды экономического стимулирования поставщиков продукции для

областных государственных нужд

В целях экономического стимулирования поставщиков продукции для областных

государственных нужд им могут предоставляться в соответствии с действующим

законодательством:

                          -         льготы  по налогам;                         

-         целевые  дотации и субсидии;

-         бюджетные  кредиты на льготных условиях;

-         поэтапное  финансирование (согласно государственному  контракту);

-         финансирование  на основе авансовых платежей (в соответствии с

государственным контрактом).

Изменение проекта закона «Об областном государственном заказе» в соответствии

с выдвинутыми предложениями позволит обеспечить участие малых предприятий в

выполнении областных государственных заказов на поставку продукции для

областных государственных нужд.

     3.3. Расчет экономической эффективности при размещении областного

                государственного заказа на малом  предприятии               

Как было выявлено в анализе влияния малого бизнеса на развитие экономики

области во второй части дипломной работы, более 90% от объема производимой в

области продукции легкой промышленности приходится на долю малых предприятий.

Поэтому областной государственный заказ на швейную продукцию для нужд сфер

здравоохранения и социального обеспечения должен быть предоставлен на

конкурсной основе, именно, малым предприятиям.

Участие малых предприятий в выполнении областного государственного заказа

способствовало бы не только созданию новых рабочих мест и увеличению

налоговых поступлений, но и получению дополнительной прибыли предприятиями.

Таким образом, экономическая эффективность от исполнения малым предприятием

областного государственного заказа может быть оценена по следующим основным

Информация о работе Влияние малого бизнеса на развитие экономики