Влияние малого бизнеса на развитие экономики
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 19:04, дипломная работа
Краткое описание
Целью данной дипломной работы является определение степени влияния малого бизнеса на развитие экономики Читинской области на современном этапе и поиск неиспользованных возможностей для увеличения его роли в экономической жизни региона.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ............................4 1. МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ..6 1.1. Экономическая сущность малого бизнеса ..............6 1.2. Значение малого бизнеса в социально-экономической жизни зарубежных стран .........................8 1.3. Роль и место малого бизнеса в российской экономке........11 1.3.1. Особенности функционирования малого бизнеса в России........11 1.3.2 . Развитие сектора малого бизнеса в 1990 -е годы...........13 1.3.3. Вклад малого бизнеса в развитие российской экономики........16 1.4 Влияние малого бизнеса на развитие региональной экономики.....22 2. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА НА РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ......27 2.1 Развитие малого бизнеса в Читинской области............27 2.2 Удельный вес субъектов малого бизнеса в общем числе хозяйствующих субъектов....................34 2.3 Влияние малого бизнеса на занятость населения...........36 2.4 Роль малого бизнеса в формировании фонда оплаты труда......40 2.5 Место малых предприятий в производстве товаров и услуг.....42 2.6. Инвестиционная активность малых предприятий............48 2.7. Региональная политика в области развития и поддержки малого бизнеса ............................51 2.7.1. Мероприятия по поддержке и развитию малого предпринимательства ....................51 2.7.2. Анализ кредитной деятельности Фонда поддержки малого предпринимательства..................54 2.7.3. Анализ программы поддержки и развития малого предпринимательства в Читинской области на 2001-2002г.г...61 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО РОЛИ В ЭКОНОМИКЕ ОБЛАСТИ.....................65 3.1. Необходимость совершенствования механизма государственной поддержки малого бизнеса..................65 3.2. Участие малых предприятий в выполнении областного государственного заказа....................71 3.3. Расчет экономической эффективности при размещении областного государственного заказа на малом предприятии......74 ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................86 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..............89
Вложенные файлы: 1 файл
Таблица 31
Прогноз удельного веса инвестиций МП
в общем объеме инвестиций и по отраслям
экономики до 2003 года ,%
2000
2001
2002
2003
Удельный вес инвестиций МП
в общем объеме инвестиций в экономике
1,2
2,1
2,1
2,2
Удельный вес инвестиций МП
в общем объеме инвестиций в промышленности
1,6
2,8
3,5
3,6
Удельный вес инвестиций МП
в общем объеме инвестиций в строительстве
31,0
31,0
31,2
31.6
Очевидно, что для полного использования
потенциала малого бизнеса в интересах
экономики области, необходимо создание
благоприятных условий для его
развития. В этом деле первостепенная
роль отводится региональным органам
государственной власти, формирующим
политику поддержки и развития малого
предпринимательства на уровне области.
Предшествующий анализ региональной
политики в области поддержки и развития
малого бизнеса показал, что в системе
поддержки произошли качественные
изменения, но тем не менее вклад данной
политики в усилении роли малого
бизнеса в экономике достаточно скромен.
Поэтому совершенствование механизма
поддержки малого бизнеса важно не само
по себе, а именно в той степени, в
которой это будет способствовать устойчивому
экономическому развитию области.
В соответствии с этим критериями эффективности
реализации областной программы
поддержки и развития малого предпринимательства
должны стать показатели
роста влияния малого бизнеса в развитии
экономики области. В перечень данных
критериев должны войти следующие показатели:
1. Обобщающий показатель эффективности
региональной программы
(Эо ):
Эо=Рс / Зс,
(1)
где Рс - совокупные
результаты, полученные от реализации
программы
(сумма произведенной малыми
предприятиями продукции, работ
и услуг или сумма
налогов, уплаченная в бюджет);
Зс – совокупные
затраты в течение срока реализации программы
(например, бюджетные средства, выделенные
на финансирование программы).
2. Доля малых предприятий в
налоговых доходах бюджета (Дб ):
Дб=Нмп / Нб * 100,
(2)
где Нмп – сумма
налогов, уплаченных малыми предприятиями;
Нб – налоговые
доходы бюджета.
3. Доля малых предприятий
в валовом региональном продукте
(Дврп ):
Дврп=Пмп / ВРП
* 100,
(3)
где Пмп – объем
продукции, произведенной субъектами
малого
предпринимательства, в денежном выражении;
ВРП – объем валового регионального
продукта (руб.).
4. Плотность малых
предприятий (Р):
Р=Кмп / Ч*100,
(4)
где Кмп – количество
малых предприятий в регионе;
Ч – численность населения региона.
5. Доля занятых в
малом бизнесе в экономически
активном населении региона (Д
ч ):
Дч=Чмп / Ча*100,
(5)
где Чмп – численность
занятых в малом бизнесе;
Ча – численность
экономически активного населения региона.
6. Доля созданных на
малых предприятиях рабочих мест
в общей численности
экономически активного населения (Дс ):
Дс=Чн / Ча*100,
(6)
где Чн – количество
новых рабочих мест, созданных в сфере
малого бизнеса
Таким образом, совершенствование механизма
поддержки малого
предпринимательства должно способствовать
более быстрым темпам роста влияния
малого бизнеса на развитие экономики
области, по сравнению с прогнозной
оценкой. В соответствии с этим одной
из главных задач государственной
политики поддержки малого бизнеса является
поиск и использование новых
возможностей для увеличения роли малых
предприятий в социально-экономической
жизни области.
В данном направлении перспективным
является создание нормативно-правовой
базы для формирования кредитных и страховых
союзов, кооперативов как основы
взаимного финансирования и кредитования
субъектов малого предпринимательства.
В случае успеха «задолженность» перед
бюджетом по налогам возвращается
сторицей за счет расширения налогооблагаемой
базы, повышения товарооборота.
На сегодняшний день остаются неиспользованными
возможности привлечения в
малый бизнес финансовых средств с помощью
создания системы финансирования
малых предприятий на основе предоставления
гарантий Администрации области
банковскому сектору.
Подтвержденная опытом других регионов
эффективность лизинговых операций в
сфере малого бизнеса свидетельствует
о необходимости развития лизинга как
инструмента поддержки малых предприятий
в нашей области.
В соответствии с производственной специализацией
экономики области увеличения
влияния малого бизнеса в промышленности,
особенно в горнодобывающей и
сопутствующих ей отраслях, должно являться
наиболее приоритетным направлением
в политике государственной поддержки
малых предприятий. Для стимулирования
развития малого бизнеса в промышленности
наиболее эффективным средством
является создание механизма льготного
налогообложения малых предприятий,
занимающихся приоритетными для экономики
области видами деятельности.
Перспективной возможностью для увеличения
роли малого бизнеса в экономике
области, особенно в промышленности,
является привлечение малых предприятий
к
поставкам продукции и услуг для областных
и муниципальных нужд.
3.2 Участие малых
предприятий в выполнении областного
государственного заказа
Областной государственный заказ представляет
собой свод потребностей в
поставках товаров, работ, услуг необходимых
для решения вопросов,
относящихся к ведению области и финансируемых
за счет доходов областного
бюджета, субвенций и субсидий, получаемых
из федерального бюджета, а также
создания и поддержания резервов для
ликвидации последствий стихийных
бедствий, чрезвычайных ситуаций. Эти
потребности формируются по
подразделениям социальной сферы (медицина,
образование, социальное
обеспечение) для реализации федеральных
и областных целевых программ в части
финансирования из бюджетов всех уровней,
по объектам капитального
строительства, поставки товаров в районы
Крайнего Севера и приравненных к ним
местностей, а так же по материальным
затратам, связанным с содержанием
органов государственной власти области
/27/.
Формирование областного заказа ведется
для расширения и стимулирования
участия в социально-экономическом развитии
предприятий, организаций и
учреждений, расположенных на территории
области. Размещение заказов на
поставку продукции для областных государственных
нужд должно осуществляться
путем проведения открытых и (или) закрытых
торгов, конкурсов. При заключении
государственных областных заказов основой
расчетов должны быть принципы
использования бюджетных средств «внутри
области», сохранения и увеличения
числа рабочих мест, что в конечном счете,
будет способствовать снижению
социальной напряженности в коллективах
и одновременному увеличению
налогооблагаемой базы.
Исходя из вышесказанного, следует, что
формирование областного заказа
является дополнительной возможностью
для развития предприятий области, в том
числе и для малых предприятий. В перечень
продукции, закупаемой для
государственных нужд за счет областного
бюджета, помимо продукции,
производимой преимущественно крупными
предприятиями области (например, уголь,
электроэнергия и т. д.), входят товары
и услуги, производство которых
налажено и в малом бизнесе (Таблица 32).
Таблица
32
Прогноз объемов некоторых видов продукции,
закупаемой для обеспечения
государственных нужд за счет средств
областного бюджета на 2001 год*
Наименование продукции
Объем
Древесина деловая, тыс. куб.
м.
12
Пиломатериалы, тыс. куб. м.
4
Доска, тыс. куб. м.
1,4
Столярные изделия, тыс. кв.
м.
8
Матрац, тыс. шт.
3,1
Подушка, тыс. шт.
2,1
Медицинский халат, тыс. шт.
22
Пододеяльник, тыс. шт.
22
Наволочка, тыс. шт.
45
Простыня, тыс. шт.
35
Костюм рабочий, тыс. шт.
2
Полотенце, тыс. шт.
1
*- в составлении прогноза участвовали
Комитет ЖКХ и строительства,
Комитет
здравоохранения, Комитет социального
обеспечения и поддержки населения,
Комитет общего, профессионального образования,
науки и молодежной политики.
В законе Читинской области "О государственной
поддержке малого
предпринимательства в Читинской области"
предусмотрено резервирование для
субъектов малого предпринимательства
определенной доли заказов на
производство и поставку отдельных видов
продукции для государственных нужд
области. Поэтому в разрабатываемом проекте
закона Читинской области «Об
областном государственном заказе» должна
быть предусмотрена статья,
свидетельствующая об обязанности государственного
заказчика размещать
гарантированную долю заказов среди
субъектов малого предпринимательства.
Статья должна отразить следующее:
Статья 11. Участие субъектов малого предпринимательства
в поставках продукции
для областных государственных нужд
Заказчик при формировании и размещении
заказов на закупку и поставку
продукции для областных государственных
нужд обязан размещать у субъектов
малого предпринимательства определенную
Главой администрации долю от общего
объема указанных заказов в стоимостном
выражении на основе конкурсов,
проведенных среди субъектов малого
предпринимательства.
Как известно, малое предприятие ограничено
в оборотных активах, поэтому при
получении заказа на поставку продукции
для областных государственных нужд
может испытывать трудности в поиске
дополнительных оборотных средств. Такое
обстоятельство может служить серьезной
преградой для участия малых
предприятий в выполнении областного
государственного заказа. Решением данной
проблемы может стать возможность
использования в рамках государственного
контракта схемы предварительной оплаты
заказчиком поставок продукции для
областных государственных нужд. В связи
с этим в проекте областного закона
«Об областном государственном заказе»
статью 10, посвященную видам
экономического стимулирования поставщиков
продукции для областных
государственных нужд, предлагается
изменить следующим образом:
Статья 10. Виды экономического стимулирования
поставщиков продукции для
областных государственных нужд
В целях экономического стимулирования
поставщиков продукции для областных
государственных нужд им могут предоставляться
в соответствии с действующим
законодательством:
- льготы
по налогам;
- целевые
дотации и субсидии;
- бюджетные
кредиты на льготных условиях;
- поэтапное
финансирование (согласно государственному
контракту);
- финансирование
на основе авансовых платежей
(в соответствии с
государственным контрактом).
Изменение проекта закона «Об областном
государственном заказе» в соответствии
с выдвинутыми предложениями позволит
обеспечить участие малых предприятий
в
выполнении областных государственных
заказов на поставку продукции для
областных государственных нужд.
3.3. Расчет экономической
эффективности при размещении областного
государственного заказа на малом
предприятии
Как было выявлено в анализе влияния
малого бизнеса на развитие экономики
области во второй части дипломной работы,
более 90% от объема производимой в
области продукции легкой промышленности
приходится на долю малых предприятий.
Поэтому областной государственный заказ
на швейную продукцию для нужд сфер
здравоохранения и социального обеспечения
должен быть предоставлен на
конкурсной основе, именно, малым предприятиям.
Участие малых предприятий в выполнении
областного государственного заказа
способствовало бы не только созданию
новых рабочих мест и увеличению
налоговых поступлений, но и получению
дополнительной прибыли предприятиями.
Таким образом, экономическая эффективность
от исполнения малым предприятием
областного государственного заказа
может быть оценена по следующим основным
Информация о работе Влияние малого бизнеса на развитие экономики