Государственное регулирование оборонно-промышленного комплекса России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 15:23, курсовая работа

Краткое описание

Тема моей работы «Государственное регулирование оборонно-промышленного комплекса России». Данная тема весьма актуальна, поскольку вопросу развитию оборонной промышленности отводится большая роль в экономике страны.
При подготовке данной работы я изучила и проанализировала различные источники: научные статьи, учебной литературу, ресурсы Интернета.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1 Теоретические аспекты оборонно-промышленного комплекса…………….4
1.1 Понятие и состав оборонно-промышленного комплекса…………………4
1.2 Конверсия, приватизация и финансирование оборонно-промышленного комплекса………………………………………………………………………………7
1.3 Цели и принципы государственной политики в оборонно-промышленном комплексе……………………………………………………………………………..11
2 Анализ государственного регулирования ОПК…………………………….14
2.1 Формирование и реализация государственной политики в области ОПК…………………………………………………………………………………...14
2.2 Реформирование ОПК……………………………………………………...16
2.3 Социально-экономические проблемы в оборонном комплексе России………………………………………………………………………………...21
3 Направления развития оборонно-промышленного комплекса в РФ……...23
3.1 Основные тенденции развития ОПК………………………………………23
3.2 Модернизация оборонно-промышленного комплекса России…………..26
Заключение……………………………………………………………………...35
Список используемой литературы…………………………………………….36

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по Рег НЭк.doc

— 316.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

1 Теоретические аспекты оборонно-промышленного  комплекса…………….4

1.1 Понятие и состав оборонно-промышленного  комплекса…………………4

1.2 Конверсия, приватизация  и финансирование оборонно-промышленного  комплекса………………………………………………………………………………7

1.3 Цели и принципы  государственной политики в оборонно-промышленном  комплексе……………………………………………………………………………..11

2 Анализ государственного  регулирования ОПК…………………………….14

2.1 Формирование и реализация  государственной политики в области ОПК…………………………………………………………………………………...14

2.2 Реформирование ОПК……………………………………………………...16

2.3 Социально-экономические проблемы в оборонном комплексе России………………………………………………………………………………...21

3 Направления развития оборонно-промышленного комплекса в РФ……...23

3.1 Основные тенденции развития ОПК………………………………………23

3.2 Модернизация оборонно-промышленного комплекса России…………..26

Заключение……………………………………………………………………...35

Список используемой литературы…………………………………………….36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Тема моей работы «Государственное регулирование оборонно-промышленного  комплекса России». Данная тема весьма актуальна, поскольку вопросу развитию оборонной промышленности отводится  большая роль в экономике страны.

При подготовке данной работы я изучила и проанализировала различные источники: научные статьи, учебной литературу, ресурсы Интернета.

Оборонно-промышленный комплекс (ОПК), является ведущим звеном в  системе жизнеобеспечения вооруженной  организации государства (Вооруженных  Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований). Он представляет сложную структуру, состоящую из множества отраслей, расположенных на всем географическом пространстве России. ВПК России прошел сложную историю формирования своей структуры и состава в различные периоды.

Преобразования в отечественном  оборонно-промышленном комплексе начались в конце 80-х годов. На протяжении всех последующих лет преобразования в области управления ВПК осуществлялись в разнообразных организационно-правовых формах: конверсии оборонного производства; реформирования системы управления производственными оборонными предприятиями (приватизации, акционирования); реструктуризации отечественного ВПК. Большое количество предприятий ВПК при распаде СССР подверглись интенсивному разгосударствлению. Объем государственного заказа на производство вооружения и военной техники сократился в 1992 году почти в 8 раз. В 1997 году около 50 процентов собственности предприятий российского ВПК было акционировано; из 1700 предприятий ВПК (не считая тех, которые числились на балансе министерства Российской Федерации по атомной энергии) только 40 процентов полностью принадлежали государству, 31 процент предприятий представляли акционерные общества с участием государства, 29 процентов предприятий стали полностью частными акционерными обществами.

В целях улучшения  обороноспособности страны в настоящее  время работа, по усовершенствованию ВПК, в нашей стране проводится высокими темпами. Разрабатываются новые  технологии в области вооружения, многие предприятия получают от государства крупные военные заказы по самым разным видам оружия, создаются рабочие места, повышается заработная плата рабочих и служащих.

Рассматривая тему своей  работы, я преследовала цель подробного изучения оборонно-промышленного комплекса. Для её достижения я поставила перед собой следующие задачи:

1. проанализировать источники  информации по вопросу оборонно-промышленного  комплекса;

2. раскрыть понятия  и состав оборонной промышленности  в России;

3. изучить историю  развития ОПК России и его  регулирование со стороны государства;

4. рассмотреть основные  тенденции развития и модернизацию ОПК.

1 Теоретические  аспекты оборонно-промышленного  комплекса

 

1.1 Понятие  и состав оборонно-промышленного  комплекса

 

Оборонно-промышленный комплекс России (ОПК), ранее называвшийся «военно-промышленный комплекс» (ВПК), представляет собой наиболее качественный, высокотехнологичный сектор экономики. Наибольшая часть российского потенциала инноваций сосредоточена в оборонном комплексе. В него включены новейшие достижения страны как в организации производства, так и, особенно, в области технологии и лучшие кадры ученых, специалистов и рабочих.

Основной  целью функционирования оборонно-промышленного  комплекса любого государства является постоянное поддержание его военно-экономического потенциала на уровне, обеспечивающем обороноспособность и безопасность страны в соответствии с ее национальными интересами.

В Советском Союзе ОПК представлял  собой наиболее качественный компонент  экономики. Он включал в себя органы государственного управления и власти, промышленные предприятия и научные  организации, занимающиеся оборонными исследованиями и созданием вооружения и военной техники. В СССР в 1980-х годах удельный вес оборонных расходов составлял 9–13% бюджета. В ОПК было занято около 10 млн. человек. Отраслевая структура и высокий научно-технический потенциал промышленности позволяли обеспечивать стратегический паритет с ведущей в экономическом и военном отношении страной мира – США. Так, к 1991 году в СССР на вооружении находилось 64 тыс. танков (в два с половиной раза больше, чем у НАТО), 67 тыс. орудий и минометов (в два раза больше, чем у НАТО), 76 тыс. БМП и БТР, 6 тыс. самолетов и вертолетов (в 1,5 раза больше, чем у НАТО) и 437 боевых кораблей 1-го и 2-го ранга.

После распада СССР 15 лет в оборонно-промышленном комплексе  России произошли существенные качественные изменения. Начиная с 1991 года научный, кадровый, технологический потенциал ОПК был не востребован и постепенно деградировал. Отсутствие внутренних заказов и нарушение связей с традиционными партнерами по военно-техническому сотрудничеству (ВТС) повлекло за собой свертывание серийного производства вооружений и военной техники (ВВТ) на подавляющем большинстве оборонных предприятий.

Так, по официальным данным, в настоящее  время доля оборонной продукции  у предприятий ОПК занимает около 55%. Но фактически по заказам Минобороны России и других государственных структур она составляет не более 22% (а на многих предприятиях до 10% и менее). Остальные 33% приходятся на выполнение зарубежных контрактов, которые не могут определять развитие ОПК на долгосрочную перспективу.

Из-за отсутствия заказов на многих предприятиях ОПК полностью утеряны технологии, ранее успешно применявшиеся  для изготовления оружия и вооружений. Обвальная конверсия оборонной  промышленности РФ привела к утрате более чем 300 современных оборонных технологий, на восстановление которых потребуются десятилетия и огромные финансовые затраты. Общий технологический уровень оборонных предприятий снизился в несколько раз.

В СССР оборонные предприятия, как  правило, представляли собой крупные  научно-производственные объединения (НПО), олицетворявшие собой сплав науки и производства. Это были достаточно гибкие и эффективные структуры. Научно-конструкторская часть этих структур  предназначалась для выполнения разработок новой техники, а заводы – для выпуска изделий по этим разработкам. После приватизации большинства российских НПО отечественный оборонно-промышленный комплекс практически остался без творцов новой техники и на данный момент обречен на изготовление в основном ранее созданных образцов ВВТ со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями (так, военная продукция экспортного исполнения базируется на разработках 1970–1980 годов).

Более того, поспешная непродуманная приватизация промышленности в 1991–1999 годах фактически привела к ликвидации крупных НПО и еще большей дезинтеграции производств. Из-за низкой прибыльности гособоронзаказ (ГОЗ) непривлекателен для частных предприятий, особенно среднего и малого уровня. Это обострило проблему смежников. Ведь заставить выполнять ГОЗ частные компании либо компании с существенной долей негосударственного капитала руководство страны не может. Удержание таких предприятий в кооперациях ОПК превратилось в фактически неразрешимую проблему.

Основу  ОПК составляют около 1280 предприятий  и организаций, расположенных в 72 субъектах РФ. 58% из них являются федеральными государственными унитарными предприятиями (ФГУП), 19% – акционерными обществами (АО) с госпакетом акций не менее 59%, 23% АО – с долей государства менее 50%.

В состав ОПК входят следующие отрасли, подведомственные оборонной промышленности России:

  • авиационная промышленность (АП);
  • производство боеприпасов и спецхимии (БП и СХ);
  • производство вооружений и военной техники (ВВТ);
  • производство ракетно-космической техники (РКТ);
  • промышленность средств связи (ПСС);
  • судостроительная промышленность (СП);
  • электронная промышленность (ЭП);
  • радиопромышленность (РП).

Рисунок 1 – «Отраслевая  структура оборонно-промышленного  комплекса России»

На рисунке видно, что  большую часть ОПК составляет авиапромышленность (43,9%) , на втором месте  судостроение (19,3%) , на третьем –  радиопромышленность (12,6%), промышленность вооружений на четвертом (10,6%), на пятом  промышленность боеприпасов (5%), ракетно-космическая промышленность (4,4%) на шестом. Это свидетельствует о том, что большее внимание уделяется промышленности по производству транспорта (воздушного, морского, речного).

Что касается научно-технического  комплекса России - и сейчас по своей  эффективности он превосходит США, если количество научных результатов  оценивать на единицу финансирования, например на 1 долл. США. Сегодня Россия на один вложенный в промышленность доллар производит в 4 раза больше продукции, чем в США.

Предприятия ОПК крайне неравномерно расположены  на территории большинства субъектов  РФ. Некоторые районы и более 70 городов-заводов, включая закрытые административно-территориальные образования, полностью зависят от работы комплекса, так как в них практически отсутствуют другие сферы применения труда.

Наиболее  сложно эта ситуация складывается в  Удмуртской Республике (55,3% занятого населения работает на предприятиях оборонной промышленности), Саратовской (50,9%), Новосибирской (43,5%) областей, Северо-Западном и Уральском регионах (по 30,7%).

Регионы с высокой долей занятых на предприятиях ОПК формируют большой потенциал массовой миграции рабочей силы в другие районы, что при отсутствии достаточных инвестиций в производственную и жилищно-коммунальную сферу создает экономическую и социальную напряженность. Поэтому в данных регионах важно учитывать местные возможности для трудоустройства высвобождающихся из оборонных отраслей работников. С 1991 г. выпуск военной продукции в стране упал почти на 90%. Государственные закупки вооружения сократились на ту же величину. Фактически безрезультатными оказались проведенные три этапа государственной конверсии ОПК. С этого периода начался развал уникальнейшего в мире научно-технического потенциала.

В 1992 г. оборонный сектор был лишен  заказа. Правительство резко снизило ему инвестиции и таким образом оставило ОПК без средств к существованию и перспективы.

Сокращение  военных расходов, прежде всего, сказалось  на закупках ВВТ и заказах на НИОКР, уменьшение которых в 1991-1997 гг. ежегодно составляло в среднем около 30% (только за один 1993 г. - 68%). В результате расходы на закупки ВВТ снизились в 14, а на военные НИОКР - 13 раз. Это, естественно, автоматически повлекло уменьшение государственных закупок у военной промышленности. Годовой оборонный заказ в этот период ни разу не превышал 10% уровня 1991 г. Продажа оружия на внешнем рынке не изменила, да и не могла изменить ситуации. Экспорт военной продукции длительное время сокращался одновременно с внутренним спросом.

В результате создалась ситуация, при  которой практически невозможно было осуществлять соответствующую  реструктуризацию оборонной промышленности. Мировая практика показывает, что нормальная реструктуризация, т.е. адаптация к гражданскому рынку, происходит при уменьшении объемов выпуска ВВТ не более чем на 5-7% в год. В России темп был в несколько раз больше, к тому же только за 1991-1992 гг. конверсии подверглось 1238 предприятий комплекса и из него было уволено 1,08 млн. человек.

Главные причины трудностей в ОПК были обусловлены:

  1. непродуманной конверсией;
  2. неэффективной приватизацией объектов ОПК;
  3. недостаточным финансированием;
  4. несовершенством управления.

В январе-октябре 2009 г. объем  производства продукции ОПК составил 103,8% к соответствующему периоду 2008 года. Прирост объемов производства продукции гражданского назначения наблюдался только в судостроительной промышленности. В остальных отраслях комплекса отмечается значительное падение объемов производства гражданской продукции.  

Объем промышленной продукции, произведенной предприятиями оборонно-промышленного комплекса за январь 2012 года, по данным оперативной информации, возрос на 9,5% по отношению к январю 2011 года.

 

1.2 Конверсия,  приватизация и финансирование  оборонно-промышленного комплекса

 

Главные причины трудностей в оборонной промышленности России обусловлены несовершенством управления, недостатками финансового обеспечения, непродуманными конверсией и приватизацией предприятий комплекса.

Наиболее  масштабное и многоаспектное влияние  на ОПК страны оказала конверсия  военного производства. На макроэкономическом уровне она означает долгосрочную структурную перегруппировку финансовых, материальных и людских ресурсов из военного в гражданский сектор народного хозяйства и проявляется в уменьшении общего объема военных расходов государства.

Информация о работе Государственное регулирование оборонно-промышленного комплекса России