Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 15:23, курсовая работа
Тема моей работы «Государственное регулирование оборонно-промышленного комплекса России». Данная тема весьма актуальна, поскольку вопросу развитию оборонной промышленности отводится большая роль в экономике страны.
При подготовке данной работы я изучила и проанализировала различные источники: научные статьи, учебной литературу, ресурсы Интернета.
Введение…………………………………………………………………………..3
1 Теоретические аспекты оборонно-промышленного комплекса…………….4
1.1 Понятие и состав оборонно-промышленного комплекса…………………4
1.2 Конверсия, приватизация и финансирование оборонно-промышленного комплекса………………………………………………………………………………7
1.3 Цели и принципы государственной политики в оборонно-промышленном комплексе……………………………………………………………………………..11
2 Анализ государственного регулирования ОПК…………………………….14
2.1 Формирование и реализация государственной политики в области ОПК…………………………………………………………………………………...14
2.2 Реформирование ОПК……………………………………………………...16
2.3 Социально-экономические проблемы в оборонном комплексе России………………………………………………………………………………...21
3 Направления развития оборонно-промышленного комплекса в РФ……...23
3.1 Основные тенденции развития ОПК………………………………………23
3.2 Модернизация оборонно-промышленного комплекса России…………..26
Заключение……………………………………………………………………...35
Список используемой литературы…………………………………………….36
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Теоретические аспекты
1.1 Понятие и состав оборонно-
1.2 Конверсия, приватизация
и финансирование оборонно-
1.3 Цели и принципы
государственной политики в
2 Анализ государственного
регулирования ОПК…………………………….
2.1 Формирование и реализация
государственной политики в области ОПК………………………………………………………………………
2.2 Реформирование ОПК……………………………………………………...16
2.3 Социально-экономические проблемы в
оборонном комплексе России………………………………………………………………
3 Направления развития оборонно-промышленного комплекса в РФ……...23
3.1 Основные тенденции развития ОПК………………………………………23
3.2 Модернизация оборонно-промышленного комплекса России…………..26
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………….36
Введение
Тема моей работы «Государственное
регулирование оборонно-
При подготовке данной работы я изучила и проанализировала различные источники: научные статьи, учебной литературу, ресурсы Интернета.
Оборонно-промышленный комплекс (ОПК), является ведущим звеном в системе жизнеобеспечения вооруженной организации государства (Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований). Он представляет сложную структуру, состоящую из множества отраслей, расположенных на всем географическом пространстве России. ВПК России прошел сложную историю формирования своей структуры и состава в различные периоды.
Преобразования в
В целях улучшения обороноспособности страны в настоящее время работа, по усовершенствованию ВПК, в нашей стране проводится высокими темпами. Разрабатываются новые технологии в области вооружения, многие предприятия получают от государства крупные военные заказы по самым разным видам оружия, создаются рабочие места, повышается заработная плата рабочих и служащих.
Рассматривая тему своей
работы, я преследовала цель подробного
изучения оборонно-промышленного
1. проанализировать источники
информации по вопросу
2. раскрыть понятия
и состав оборонной
3. изучить историю развития ОПК России и его регулирование со стороны государства;
4. рассмотреть основные тенденции развития и модернизацию ОПК.
1 Теоретические
аспекты оборонно-
1.1 Понятие
и состав оборонно-
Оборонно-промышленный комплекс России (ОПК), ранее называвшийся «военно-промышленный комплекс» (ВПК), представляет собой наиболее качественный, высокотехнологичный сектор экономики. Наибольшая часть российского потенциала инноваций сосредоточена в оборонном комплексе. В него включены новейшие достижения страны как в организации производства, так и, особенно, в области технологии и лучшие кадры ученых, специалистов и рабочих.
Основной целью функционирования
оборонно-промышленного комплекса любого
государства является постоянное поддержание его военно-экономи
В Советском Союзе ОПК
После распада СССР 15 лет в оборонно-промышленном комплексе России произошли существенные качественные изменения. Начиная с 1991 года научный, кадровый, технологический потенциал ОПК был не востребован и постепенно деградировал. Отсутствие внутренних заказов и нарушение связей с традиционными партнерами по военно-техническому сотрудничеству (ВТС) повлекло за собой свертывание серийного производства вооружений и военной техники (ВВТ) на подавляющем большинстве оборонных предприятий.
Так, по официальным данным, в настоящее время доля оборонной продукции у предприятий ОПК занимает около 55%. Но фактически по заказам Минобороны России и других государственных структур она составляет не более 22% (а на многих предприятиях до 10% и менее). Остальные 33% приходятся на выполнение зарубежных контрактов, которые не могут определять развитие ОПК на долгосрочную перспективу.
Из-за отсутствия заказов на
многих предприятиях ОПК полностью утеряны
В СССР оборонные предприятия, как правило, представляли собой крупные научно-производственные объединения (НПО), олицетворявшие собой сплав науки и производства. Это были достаточно гибкие и эффективные структуры. Научно-конструкторская часть этих структур предназначалась для выполнения разработок новой техники, а заводы – для выпуска изделий по этим разработкам. После приватизации большинства российских НПО отечественный оборонно-промышленный комплекс практически остался без творцов новой техники и на данный момент обречен на изготовление в основном ранее созданных образцов ВВТ со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями (так, военная продукция экспортного исполнения базируется на разработках 1970–1980 годов).
Более того, поспешная непродуманная
Основу ОПК составляют около 1280 предприятий и организаций, расположенных в 72 субъектах РФ. 58% из них являются федеральными государственными унитарными предприятиями (ФГУП), 19% – акционерными обществами (АО) с госпакетом акций не менее 59%, 23% АО – с долей государства менее 50%.
В состав ОПК входят следующие отрасли, подведомственные оборонной промышленности России:
Рисунок 1 – «Отраслевая
структура оборонно-
На рисунке видно, что большую часть ОПК составляет авиапромышленность (43,9%) , на втором месте судостроение (19,3%) , на третьем – радиопромышленность (12,6%), промышленность вооружений на четвертом (10,6%), на пятом промышленность боеприпасов (5%), ракетно-космическая промышленность (4,4%) на шестом. Это свидетельствует о том, что большее внимание уделяется промышленности по производству транспорта (воздушного, морского, речного).
Что касается научно-технического комплекса России - и сейчас по своей эффективности он превосходит США, если количество научных результатов оценивать на единицу финансирования, например на 1 долл. США. Сегодня Россия на один вложенный в промышленность доллар производит в 4 раза больше продукции, чем в США.
Предприятия ОПК крайне неравномерно расположены
на территории большинства субъектов РФ.
Некоторые районы и более 70 городов-заводов,
включая закрытые административно-
Наиболее сложно эта ситуация складывается в Удмуртской Республике (55,3% занятого населения работает на предприятиях оборонной промышленности), Саратовской (50,9%), Новосибирской (43,5%) областей, Северо-Западном и Уральском регионах (по 30,7%).
Регионы с высокой долей занятых на предприятиях ОПК формируют большой потенциал массовой миграции рабочей силы в другие районы, что при отсутствии достаточных инвестиций в производственную и жилищно-коммунальную сферу создает экономическую и социальную напряженность. Поэтому в данных регионах важно учитывать местные возможности для трудоустройства высвобождающихся из оборонных отраслей работников. С 1991 г. выпуск военной продукции в стране упал почти на 90%. Государственные закупки вооружения сократились на ту же величину. Фактически безрезультатными оказались проведенные три этапа государственной конверсии ОПК. С этого периода начался развал уникальнейшего в мире научно-технического потенциала.
В 1992 г. оборонный сектор был лишен заказа. Правительство резко снизило ему инвестиции и таким образом оставило ОПК без средств к существованию и перспективы.
Сокращение военных расходов, прежде всего, сказалось на закупках ВВТ и заказах на НИОКР, уменьшение которых в 1991-1997 гг. ежегодно составляло в среднем около 30% (только за один 1993 г. - 68%). В результате расходы на закупки ВВТ снизились в 14, а на военные НИОКР - 13 раз. Это, естественно, автоматически повлекло уменьшение государственных закупок у военной промышленности. Годовой оборонный заказ в этот период ни разу не превышал 10% уровня 1991 г. Продажа оружия на внешнем рынке не изменила, да и не могла изменить ситуации. Экспорт военной продукции длительное время сокращался одновременно с внутренним спросом.
В результате создалась ситуация, при которой практически невозможно было осуществлять соответствующую реструктуризацию оборонной промышленности. Мировая практика показывает, что нормальная реструктуризация, т.е. адаптация к гражданскому рынку, происходит при уменьшении объемов выпуска ВВТ не более чем на 5-7% в год. В России темп был в несколько раз больше, к тому же только за 1991-1992 гг. конверсии подверглось 1238 предприятий комплекса и из него было уволено 1,08 млн. человек.
Главные причины трудностей в ОПК были обусловлены:
В январе-октябре 2009 г. объем производства продукции ОПК составил 103,8% к соответствующему периоду 2008 года. Прирост объемов производства продукции гражданского назначения наблюдался только в судостроительной промышленности. В остальных отраслях комплекса отмечается значительное падение объемов производства гражданской продукции.
Объем промышленной продукции,
произведенной предприятиями оборонно-
1.2 Конверсия,
приватизация и финансирование
оборонно-промышленного
Главные причины трудностей в оборонной промышленности России обусловлены несовершенством управления, недостатками финансового обеспечения, непродуманными конверсией и приватизацией предприятий комплекса.
Наиболее масштабное и многоаспектное влияние на ОПК страны оказала конверсия военного производства. На макроэкономическом уровне она означает долгосрочную структурную перегруппировку финансовых, материальных и людских ресурсов из военного в гражданский сектор народного хозяйства и проявляется в уменьшении общего объема военных расходов государства.
Информация о работе Государственное регулирование оборонно-промышленного комплекса России