Государственное регулирование оборонно-промышленного комплекса России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 15:23, курсовая работа

Краткое описание

Тема моей работы «Государственное регулирование оборонно-промышленного комплекса России». Данная тема весьма актуальна, поскольку вопросу развитию оборонной промышленности отводится большая роль в экономике страны.
При подготовке данной работы я изучила и проанализировала различные источники: научные статьи, учебной литературу, ресурсы Интернета.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1 Теоретические аспекты оборонно-промышленного комплекса…………….4
1.1 Понятие и состав оборонно-промышленного комплекса…………………4
1.2 Конверсия, приватизация и финансирование оборонно-промышленного комплекса………………………………………………………………………………7
1.3 Цели и принципы государственной политики в оборонно-промышленном комплексе……………………………………………………………………………..11
2 Анализ государственного регулирования ОПК…………………………….14
2.1 Формирование и реализация государственной политики в области ОПК…………………………………………………………………………………...14
2.2 Реформирование ОПК……………………………………………………...16
2.3 Социально-экономические проблемы в оборонном комплексе России………………………………………………………………………………...21
3 Направления развития оборонно-промышленного комплекса в РФ……...23
3.1 Основные тенденции развития ОПК………………………………………23
3.2 Модернизация оборонно-промышленного комплекса России…………..26
Заключение……………………………………………………………………...35
Список используемой литературы…………………………………………….36

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по Рег НЭк.doc

— 316.00 Кб (Скачать файл)

Федеральный бюджет в части финансирования ВПК на протяжении уже нескольких лет не выполняется. Прошлогодние долги Правительства ложатся тяжелой ношей и на новый финансовый год, обостряя еще более имеющиеся проблемы.

Оборонные предприятия, не имея своевременного авансирования оборонного заказа и  конверсионных программ из федерального бюджета, вынуждены брать кредиты в коммерческих банках под высокие проценты, закладывать свое имущество, чтобы начать производственный цикл или выкупить заказанное ранее для реализации конверсионных программ оборудование. В течение последних двух лет из-за задержек в оплате за выполненную работу по государственному оборонному заказу предприятия заплатили коммерческим банкам по процентам за кредиты почти ту же сумму, что получили из бюджета. Не получая своевременно средств из бюджета, многие предприятия не могут расплатиться за кредиты и оказываются на грани банкротства. Фактически Правительством и Государственной Думой предоставлено коммерческим банкам легальное право наживаться на оборонных расходах государства, являющихся и без того тяжким бременем для налогоплательщиков и страны в целом.

В наиболее сложном положении оказались  предприятия, изготавливающие авиационную, судостроительную, бронетанковую технику  и боеприпасы. В погоне за выживание  идет спонтанная переориентация оборонных  производств на выпуск другой продукции, происходит слабо управляемая конверсия военного производства.

В ВПК к настоящему времени акционировано  в среднем более 30% предприятий. Однако среди них почти нет таких, где дела шли бы достаточно хорошо, ибо акционирование проходило на фоне недостаточно продуманной и глубокой конверсии, в ходе которой предприятия были вынуждены замещать снимаемую с производства военную технику случайной продукцией, которая, как правило, ничего не давала им для последующего развития. При этом резко ухудшалась фондоотдача. Подавляющее большинство предприятий, изменив свою организационно-правовую форму, по-прежнему рассматривают в качестве потенциального кредитора и инвестора только государственные органы управления.

В числе основных причин сложившегося в ВПК положения находятся: полное разрушение системы выделения ассигнований на строительство и реконструкцию предприятий, закупку оборудования, на подготовку производства; крайняя скудость, несвоевременная и не в полном объеме выплата конверсионных кредитов и дотаций; взаимные неплатежи, которые, по существу, начаты Правительством и которые оно до сих пор не в состоянии преодолеть; тяжкое налоговое бремя на товаропроизводителей; отсутствие льгот за выполняемый государственный оборонный заказ. Указы Президента и постановления Правительства Минфином не выполняются, что порождает в стране обстановку произвола и анархии. Вместо реальных денег широко распространены денежные суррогаты, которые еще более осложняют финансово-экономическое положение организаций и предприятий в ВПК.

Массовое высвобождение основного  высокопрофессионального персонала  из оборонного производства ведет к  разрыву технологических цепочек  и делает невозможным выпуск вооружения и военной техники в количестве и объемах, прогнозируемых на последующие годы.

К настоящему времени  приблизительно половину высвобожденных в результате конверсии мощностей предприятий ВПК ничем загрузить не удается и они просто омертвлены, а другая половина загружена такой конверсионной продукцией, которая в большинстве случаев постепенно уничтожает производственно-технологический потенциал, не оставляя предприятию никаких шансов на выживание в ином технологическом облике.

Таким образом, конверсия  работает на разрушение технологического потенциала оборонной промышленности. Это обстоятельство требует самого пристального внимания при проведении военной реформы и реформировании ВТП, оценке реализуемости программы вооружений и государственного оборонного заказа.

Необходимость реформирования ВПК обусловлена следующими основными  особенностями:

- проводимой в стране военной реформой, сокращением Вооруженных Сил и государственного оборонного заказа;

- необходимостью концентрации государственных средств для реализации программ, направленных, прежде всего, на решение наиболее важных оборонных и народнохозяйственных проблем; переход в условиях жестких финансовых ограничений к селективной государственной поддержке перспективных видов ВВТ и выпуска отдельных видов продукции гражданского назначения, уменьшение числа приоритетов; перепрофилирование и модернизация высвобождаемых мощностей для организации, разработки и серийного производства высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции гражданского назначения и, прежде всего, наукоемкой продукции;

- структурной перестройкой оборонной промышленности путем создания жизнеспособных в рыночных условиях производств и научных коллективов с образованием на их базе широко диверсифицированных, устойчивых межотраслевых структур; реструктуризации оборонной промышленности путем концентрации разработки и производства ВВТ на ограниченном числе предприятий, дальнейшего акционирования предприятий, содержание которых в государственной собственности нецелесообразно, при определении доли и места различных форм собственности в этой категории предприятий в соответствии с перераспределением оборонных заказов и мобилизационных заданий;

- существенным избытком производственных мощностей оборонных предприятий к сложившемуся и ожидаемому в обозримой перспективе спросу на ВВТ, в том числе и с учетом возможных экспортных поставок;

- необходимостью сохранения и эффективностью использования конкурентоспособного на мировом уровне научного потенциала как базы создания современных видов материалов и производств;

- ослаблением социальной напряженности в регионах значительного сосредоточения оборонных предприятий, обеспечением надежных социальных гарантий работникам ВПК, высвобождаемым из военного производства;

- необходимостью развития эффективного военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами.

Мероприятия военной  реформы требуется осуществлять в соответствии с экономическими возможностями государства, что и предопределяет необходимость реформирования военно-технической политики в сфере ВПК.

ВПК не может устойчиво  существовать и развиваться без  обеспечения определенности в перспективах развития систем вооружений и в государственных оборонных заказах, что является необходимыми условиями рациональной военно-технической политики.

Интересы страны требуют  приведения военно-промышленного комплекса  России, производственных мощностей  оборонных организаций и предприятий в соответствие с потребностями ожидаемого в будущем спроса на вооружение и военную технику для всех силовых структур и выполнение международных контрактов, а также гражданского наукоемкого продукта на внутреннем и внешнем рынках.

Основными направлениями реформирования ВПК могут быть следующие:

- оптимизация состава оборонных предприятий за счет концентрации государственного оборонного заказа на казенных заводах, объединение их по технологическим и кооперационным “цепочкам” в корпорации, холдинги и финансово-промышленные группы, центральные компании которых имели бы государственный оборонный заказ на уровне 75—80% производственной мощности, отвечающий критерию экономической рентабельности;

- существенное увеличение доли научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в оборонном заказе, обеспечение адресной поддержки базовых (критических) технологий, которые являются общими для многих видов ВВТ. Необходимо также активнее поддерживать создание технологий двойного назначения, используемых одновременно для военных и гражданских нужд. Предприятия ВПК, реализующие такие технологии, целесообразно финансировать специальной строкой федерального бюджета или через президентские программы;

- направление технического перевооружения оборонных предприятий на рациональную диверсификацию производства, на использование преимущественно гибких, легко перестраиваемых производств, исходя из того, что государственный оборонный заказ и в перспективе будет ориентирован на выпуск вооружения и военной техники, в основном, малыми сериями и не обеспечит определяющей загрузки производственных мощностей ВПК;

- привлечение в ВПК нетрадиционных источников финансирования;

- воссоздание на новой экономической основе системы долгосрочного программно-целевого развития ВВТ и соответствующего научно-производственного потенциала оборонных предприятий. 

Развитие оборонного потенциала требует инвестиций, что  может быть достигнуто за счет государственной  поддержки оборонного производства, централизованных капитальных вложений, протекционистских мер защиты отечественных производителей и наукоемкого производства, финансирования структурной перестройки оборонных производств и создания высокотехнологичной базы, использующей двойные технологии. Такая политика позволит через некоторый период времени повысить конкурентоспособность продукции отечественного оборонно-промышленного комплекса на мировом рынке. [20]

 

2.3 Социально-экономические  проблемы в оборонном комплексе  России

 

Оборонные предприятия  должны выйти из кризиса более  конкурентоспособными. Новая госпрограмма вооружений будет принята на период с 2011 по 2020 год. К 2020 году будут переоснащены стратегические ядерные силы. У правительства есть средства на предотвращение их банкротства. Такая практика действует уже несколько лет. Ведь ряд предприятий никогда не выйдут даже на самоокупаемость. В основном речь идет о так называемых казенных организациях. Они вынуждены содержать огромные складские площади, охрану, тратиться на электроэнергию. Что это за предприятия? Например, производящие взрывчатку или пороха. Такие производства государство вынуждено содержать по их практическим расходам.

Ну и, наконец, существуют госгарантии под кредитование отрасли. Это важно для того, чтобы банки, видя государственный механизм поддержки, легче шли на финансирование оборонных предприятий, даже находящихся в достаточно сложном экономическом положении. Банки, зная, что за просьбой о кредите стоят госгарантии, легче соглашаются выдавать средства.

Самый дорогой вид  Вооруженных сил - флот. На его перевооружение выделяются самые большие средства. Они пойдут на создание новых лодок стратегического назначения, нового оружия к этим лодкам. И в то же время нельзя забывать о надводных кораблях, надо поддерживать другие виды и рода войск. В том числе выделять средства на перспективные комплексы РВСН.

В предыдущие годы гособоронзаказ финансировался в гораздо меньших  объемах. В 2002 году - весь он был в  размере 150 миллиардов рублей. Сейчас это - триллион. Недофинансирование в течение  многих лет государство теперь вынуждено компенсировать дополнительными средствами из бюджета. Иначе имеющиеся на вооружении лодки и ракеты выйдут из строя, а новых не будет. Поэтому финансирование работ и по морской "Булаве", и по стратегическому "Тополю" с разделяющейся головной частью будет стопроцентным.

Кризис в ОПК проявиться в снижении цены на оборонную продукцию. Предприятия вынуждены сокращать  издержки производства, и это большой  плюс. Вообще непроизводительные расходы  в ОПК значительны. И они должны сокращаться. Кроме того, руководителям придется больше думать о диверсификации своих оборонных производств. Кризис рано или поздно закончится, и если предприятие выйдет из него в том же состоянии, в каком его встретило, то ничего хорошего в этом не будет. Выходить из кризиса нужно более подготовленным к борьбе за рынок, за качество продукции. То есть более конкурентоспособным.

В ближайшие три года для Российской армии будет закуплено  более 70 стратегических ракет; свыше 30 ракет для оперативно-тактического комплекса "Искандер"; 48 боевых самолетов; 6 беспилотных летательных аппаратов; более 60 вертолетов; 14 кораблей; почти 300 танков; более 2 тысяч автотранспортных средств. Это и другое вооружение и военная техника помогут переоснастить порядка 40 соединений и частей Вооруженных сил. [9]

Таким образом, в 2009 году государство около 6 млрд рублей выделило в виде субсидий на текущее кредитование предприятий ОПК, 60 млрд рублей — в виде взносов в уставные капиталы предприятий. За тот же год было выдано 76 млрд государственных гарантий для этих предприятий. В 2009 году был усилен темп реализации программы по повышению качества продукции предприятий ОПК. Общий объём государственной поддержки предприятий ОПК за 2009—2010 годы составил около 220 млрд рублей.

В начале 2011 года была в основном завершена структурная реформа ОПК. В новую структуру вошли 50 интегрированных структур, на которые приходится 60 % продукции ОПК.

Мероприятия военной  реформы требуется осуществлять в соответствии с экономическими возможностями государства, что и предопределяет необходимость реформирования военно-технической политики в сфере ВПК.

Оборонные предприятия  должны выйти из кризиса более  конкурентоспособными. Новая госпрограмма вооружений будет принята на период с 2011 по 2020 год. К 2020 году будут переоснащены стратегические ядерные силы. У правительства есть средства на предотвращение их банкротства. Такая практика действует уже несколько лет. Ведь ряд предприятий никогда не выйдут даже на самоокупаемость. В основном речь идет о так называемых казенных организациях.

 

 

3 Направления  развития оборонно-промышленного  комплекса в РФ на 2010-2015 гг

 

3.1 Основные  тенденции развития ВПК 

 

Говоря о развитии ВПК, хотелось бы выделить несколько моментов, которые в будущем изменят роль ВПК как в экономике, так и политике.

Информация о работе Государственное регулирование оборонно-промышленного комплекса России