Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:33, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является изучение государственного бюджета и государственного долга, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и государственного долга.
Основными задачами настоящей курсовой работы являются:
раскрытие содержания государственного бюджета как основы экономики, его функций;
определение роли бюджета как базы социально-экономического развития общества;
рассмотреть особенности государственного долга;
показать проблемы государственного долга и направления их решения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ, ПОНЯТИЕ И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ 5
1.1 Понятие государственного бюджета. Бюджетное устройство в Республике Беларусь 5
1.2 Формирование доходной части государственного бюджета и налоговая политика в Республике Беларусь 9
1.3 Формирование расходной части государственного бюджета 14
2 ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА И БЮДЖЕТНЫЙ ИЗЛИШЕК. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ 18
2.1 Понятие и виды бюджетных дефицитов. Бюджетный излишек. Сбалансированный бюджет 18
2.2 Способы финансирования дефицита государственного бюджета 23
2.3 Проблема государственного долга 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ А 38
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 39
Содержание
Введение
Государственный бюджет - это основной финансовый план централизованных государственных доходов и расходов. От размера государственного бюджета, состава и соотношения его доходов и расходов зависят реализация программ экономического и социального развития, устойчивость социального положения страны. Он может оказывать влияние на экономическую активность, инвестиционную политику, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей бюджета. Он играет невероятно важную роль в обеспечении эффективного функционирования всех составляющих частей хозяйственного механизма, в определении балансовых связей всех ценностных показателей социально – экономического развития и соблюдения пропорций между движением материальных и финансовых ресурсов. Бюджетные средства направляются на государственное управление, народное хозяйство, социально – культурные мероприятия, оборону, поддержку и развитие науки.
Также бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого. С давних времён бюджет волнует и будоражит умы профессиональных политиков, экономистов и многих других великих мира сего. На протяжении столетий его формирование и распределение вызывает жаркие споры и постоянные дискуссии.
Как правило, раз в
год, во время утверждения проекта
бюджета разворачивается настоя
Множество экономистов не оставались равнодушными к проблеме формирования бюджеты, к источникам его формирования, статьям его расхода. Так же не оставался без внимания и вопрос об оптимальном количестве независимых друг от друга бюджетов в стране. Этим проблемам посвящено множество экономических работ. В настоящее время существует множество теорий, затрагивающих различные аспекты бюджетной сферы, начиная от способов его формирования и заканчивая рекомендациями по преимущественному финансированию тех или иных отраслей.
Так же достаток бюджетных средств позволяет государству принимать активное участие в жизни страны. Наличие бюджетных средств позволяет государству осуществлять государственное регулирование экономики не только в приказной форме. Достаточное количество бюджетных средств позволяет государству задействовать непосредственно экономические рычаги государственного регулирования.
Таким образом, бюджет, его формирование и государственный долг является важным разделом в экономической науки, требующим большого внимания со стороны не только занимающих высокие посты экономистов и политиков, но и рядовых граждан.
Целью настоящей курсовой работы является изучение государственного бюджета и государственного долга, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и государственного долга.
Основными задачами настоящей курсовой работы являются:
Теоретическую и методологическую основу работы составили концепции и положения, представленные в трудах отечественных и зарубежных ученых, законодательные и нормативные акты РБ, методические материалы финансовых органов, публикации в периодической печати по избранной теме, материалы научных и научно-практических конференций.
Информационной базой
1 Государственный
бюджет, понятие и проблемы
1.1 Понятие государственного бюджета. Бюджетное устройство в Республике Беларусь
В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества. Центральное место в системе финансов принадлежит государственному бюджету [6,с.132].
Бюджет – это важнейший
рычаг воздействия на ход общественного
воспроизводства и
Государственный бюджет – смета доходов и расходов государства на определенный период, чаще всего на год, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений расходования средств. Бюджет имеет доходную и расходную части, которые в планируемой перспективе должны быть сбалансированы[3,c.87].
Роль бюджета в национальной экономике значительна. Он является частью финансов страны, которую контролирует государство, поэтому с помощью бюджета государство способно вмешиваться в рыночные механизмы[10,c.24].
Во-вторых, бюджет является способом аккумуляции денежных средств для решения крупных, глобальных экономических проблем.
В-третьих, наличие бюджета позволяет решать сложные социальные проблемы (бедности, безработицы, голода, грамотности, здоровья нации и др.).
Государственный бюджет для выполнения своей роли в процессе общественного воспроизводства должен располагать устойчивой базой. С этой целью в бюджет изымается часть доходов юридических и физических лиц. Доходы бюджетов представляют собой часть национального дохода, подлежащую централизации в бюджеты различных уровней.
Поэтому структурно бюджет строится по балансовому принципу и имеет две части:
- доходная, в которой перечисляют все поступления в бюджет и их источники;
- расходная, в которой перечисляют расходы бюджета и потребителей бюджетных средств.
Регламентируемая нормами права деятельность по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, а также по контролю над их исполнением называется бюджетным процессом.
Бюджетное устройство представляет собой совокупность таких элементов как организация и принципы построения бюджетной системы, бюджетного процесса, взаимоотношения между многочисленными видами бюджетов, совокупность бюджетных прав.
Вообще, в разных странах
мира бюджетное устройство отличается
особенностями в зависимости
от государственного устройства, территориально-
Бюджетная
система, представляющая собой основанную на
экономических отношениях и правовых
нормах совокупность бюджетов отдельных
административно-
Республика Беларусь может в собственных интересах выделять другим государствам финансовые средства в размерах, установленных актами Президента Республики Беларусь и законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год.
Бюджетное устройство
в Республике Беларусь основывается
на принципах единства бюджетной
системы, полноты, реальности, гласности
и самостоятельности всех бюджетов,
входящих в бюджетную систему Республики Беларусь,
и определяется административно-
Бюджетное устройство основывается на таких принципах, как единство, полнота, реальность, гласность и самостоятельность всех бюджетов, входящих в бюджетную систему.
В бюджетную систему Республики Беларусь как самостоятельные части включаются: республиканский и местные бюджеты. К местным бюджетам относятся: городские, областные, районные, сельские и поселковые бюджеты (Приложение А).
Для анализа совокупных финансовых показателей региона и государства, а также сбалансирования бюджета соответствующей территории применяется свод бюджетов – консолидированный бюджет.
К консолидированному бюджету относятся: бюджет республики (бюджеты областей, города Минска и республиканский бюджет), бюджет области (бюджеты районов, городов областного подчинения, расположенных на территории области, и областной бюджет), бюджет района (бюджеты сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, расположенных на территории района, и районный бюджет).
Понятие государственного бюджета имеет и правовой (законодательный) аспект. С позиции законодательного (правового) установления государственного бюджета он рассматривается как финансовый план государства.
Формирование бюджета
происходит как на стадии первичного
распределения национального
1.2 Формирование доходной части государственного бюджета и налоговая политика в Республике Беларусь
Организация бюджетного процесса в настоящее время регулируется новой Конституцией Республики Беларусь, Законом «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах»; Законом «О налогах сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», Законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», Законом «О бюджетной классификации Республики Беларусь», налоговым законодательством и другим законодательными актами.
Кроме того, Министерством финансов республики утверждены «Правила составления и исполнения республиканского и местных бюджетов, поступления средств в государственные внебюджетные и бюджетные целевые фонды и их использование».
В соответствии с указанными актами составление проектов бюджетов находится в исключительной компетенции Правительства Республики Беларусь и соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов.
Несмотря на то, что механизм создания доходной части бюджета сегодня выработан, в определенные моменты он оказывается недостаточно эффективным и требует корректировки.
Работа по формированию доходной части бюджета осуществляется по следующим направлениям:
•планирование контингентов
всех видов доходов;
•распределение
регулирующих доходов между уровнями
бюджетной системы в порядке и пропорциях,
предусмотренных законодательством;
•определение размеров
финансовой помощи, предоставляемой
вышестоящими бюджетами нижестоящим (дотаций,
субвенций, субсидий);
•формирование и распределение средств фонда финансовой поддержки территорий и определение размеров трансфертов для выравнивания бюджетной обеспеченности регионов.
В странах с развитой рыночной экономикой государственные доходы составляют значительную часть валового внутреннего продукта (ВВП) и оказывают сильное влияние на его перераспределение и расширенное воспроизводство. В среднем они равняются в странах ОЕСР от 30% до 44% ВВП[4,c.176]. Государственные доходы, рассчитанные по структуре ВВП, показывают не только отношение перераспределения, но и роль государства в воспроизводстве. Доля стоимости, привлеченная путем государственных закупок и капиталовложения возвращается в процесс производства. Вторая доля стоимости, привлеченная государством, тратится на цели, которые хоть и не связаны с производством, но оказывают на него значительное влияние. Государственные доходы показывают движение денежных средств от разных слоев общества к государству. То, что для государства является доходом, для широких слоев населения является затратами. Государственные доходы на 85-92 % формируются за счет налогов, неналоговые доходы (преимущественно доходы государственных предприятий и собственности) составляют от 3 до 13 % и республиканский кредит – от 0,5-4 % их общего объема [17].
Увеличение доходной части бюджета Республики Беларусь является одной из важнейших задач всех органов государственной власти на ближайшую и более отдаленную перспективу.
С 1 января 2010 года Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь выведен из состава республиканского бюджета. Его показатели на 2010 год утверждены Законом Республики Беларусь от 29 декабря 2009 года №70-З «О бюджете государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на 2010 год». В целях сопоставимости данных показатели республиканского и консолидированного бюджетов за 2009 год также приведены без ФСЗН.
Информация о работе Государственный бюджет и проблема государственного долга