Управление дефицитом бюджета и проблемы государственного долга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 12:22, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель данной курсовой работы заключается в выявлении сущности дефицита государственного бюджета, путей его формирования и преодоления.
Данное определение цели предполагает решение следующих задач:
1)определить сущность дисбаланса государственного бюджета, его причины и последствия;
2)рассмотреть подходы к управлению бюджетным дефицитом;
3)раскрыть суть государственного долга, изучить его виды;
4)проанализировать динамику и структуру дефицита государственного бюджета Беларуси, определить оптимальные источники его финансирования;
5)изучить особенности формирования государственного долга Республики Беларусь, динамику внешнего долга страны.
6)выделить основные направления совершенствования системы управления государственным долгом Республики Беларусь в сложившейся экономической ситуации.

Содержание

Введение……………………………………………..………………………….
1Теоретические основы и характеристики бюджетного дефицита и государственного долга………………………………………………………
1.1 Сущность и структура государственного бюджета……………………....
1.2 Бюджетный дефицит и его характеристика………………………………
1.3 Государственный долг: причины, виды и последствия………….…........
1.4 Концепции регулирования бюджетного дефицита и способы его финансирования………………………………………………………………
2 Проблемы бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь…………………………………………………………………………
2.1 Динамика консолидированного бюджета и бюджетного дефицита….....
2.2 Анализ государственного долга и его основных показателей.....……….
3 Регулирование и минимизация бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь.............................................
Заключение……………………………………………….……………..……..
Список использованных источников………………………………………...
Приложение А Основные параметры консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2011-2012 гг ……………………………………….
Приложение Б Доходы консолидированного бюджет Республики Беларусь за 2011-2012 гг…………………………..….………………………
Приложение В Валовой внешний долг Республики Беларусь в разрезе секторов экономики и финансовых инструментов за 2009-2013 г…..…….
Приложение Г Абсолютные и относительные показатели валового внешнего долга за 2009-2013 гг……………….........……………………..

Вложенные файлы: 1 файл

готовый курсач.docx

— 1.63 Мб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра экономической теории

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

по дисциплине: Макроэкономика

на тему: Управление дефицитом бюджета  и проблемы государственного долга

 

 

 

 

 

 

Студентка

ФМЭО, 2-й курс, ДАП-1       (подпись)                       Д.И. Гаврис

(дата)

Руководитель                                                                                        

канд. экон. наук,

доцент               (подпись) (оценка)      А.И. Сакович

(дата)        

 

 

 

 

МИНСК 2013

                                        

РЕФЕРАТ

 

Курсовая  работа: 54 с., , 14 рис., 9 табл., 23 источника, 4 прил..

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ, ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА, ПРОФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА, ВНЕШНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ, ВНУТРЕННИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ

 

Объект исследования: дефицит государственного бюджета и государственный долг.

Предмет исследования: управление бюджетным дефицитом и государственным долгом.

Цель работы: выявление сущности дефицита государственного бюджета, причин его формирования и путей преодоления, обоснование неизбежности государственного долга как следствия управления бюджетным дефицитом.

Методы исследования: описания, систематизации, классификации, графический, метод сбора фактов и их сравнительный анализ.

Исследования и разработки: проведён анализ бюджетного дефицита и государственного долга в Республике Беларусь, в результате которого выделены основные проблемы, предложены основные пути их решения.

Элементы научной новизны: определены и сформулированы основные проблемы государственного бюджета и государственного долга, а также  предложены возможные способы их решения в Республике Беларусь.

Область возможного практического  применения: материалы курсовой работы можно использовать на семинарских занятиях по макроэкономике.

Апробация (внедрение): Основные положения дефицита госбюджета были представлены на научно-практической студенческой конференции «Национальная экономика Республики Беларусь: проблемы и перспективы развития».

Автор работы подтверждает, что приведенный в  ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а  все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения  и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

 

                                                                                                 (подпись студента)

 

 

 

 

 

ABSTRACT

Term paper: 54 p., , 14 рic., 9 tab., 23 s., 4 append.

 

STATE BUDGET, BUDGET DEFICIT, BUDGET SURPLUS, EXTERNAL PUBLIC DEBT, INTERNALLY HELD PUBLIC DEBT

 

Object of the research: deficit of the budget and public debt.

Subject of the research: managing the government deficit and public debt.

Objective of the research: the revelation of the main point of the government deficit, causes of its formation and ways of coping with it, substantiation of inevitability of public debt as a result of managing government deficit.

Approaches: description, systematization, classification methods, graphical, method of collecting facts and its comparative analysis.

Research and development: conduct an analysis of the budget deficit and public debt of the Republic of Belarus, in which the basic problems, the basic ways to solve them are marked out.

Elements of scientific innovation: identified and formulated the basic problems of the state budget and public debt, and suggests possible solutions for the Republic of Belarus.

Realm of the possible practical applications: proceedings of the course work can be used in seminars on macroeconomics.

Testing (introduction): the main provisions of the budget deficit are approved at the scientific student conference «National Economy of the Republic of Belarus: problems and development prospects».

The author of the research confirms, that its calculated and analytical material правильно и объективно reflects the condition of the observable research correct and objectively, and all the theoretical, methodological and methodic propositions and concepts taken from literary and other sources are accompanied by references to their authors.

 

 

                                                                                                 (the sign of the student)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение……………………………………………..………………………….

1Теоретические основы и характеристики бюджетного дефицита и государственного долга………………………………………………………

1.1 Сущность и структура государственного бюджета…………………….... 
1.2 Бюджетный дефицит и его характеристика………………………………

1.3 Государственный долг: причины, виды и последствия………….…........

1.4 Концепции регулирования  бюджетного дефицита и способы  его финансирования……………………………………………………………… 
2 Проблемы бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь………………………………………………………………………… 
2.1 Динамика консолидированного бюджета и бюджетного дефицита…..... 
2.2 Анализ государственного долга и его основных показателей.....……….  
3 Регулирование и минимизация бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь.............................................  
Заключение……………………………………………….……………..……..

Список использованных источников………………………………………...

Приложение А Основные параметры консолидированного бюджета     Республики Беларусь за 2011-2012 гг ……………………………………….

Приложение Б Доходы консолидированного бюджет Республики Беларусь  за 2011-2012 гг…………………………..….………………………

Приложение В Валовой  внешний долг Республики Беларусь в  разрезе                                                                                                                                                                                                                 секторов экономики и финансовых инструментов за 2009-2013 г…..…….

Приложение Г Абсолютные и относительные показатели валового внешнего        долга за 2009-2013 гг……………….........……………………..

5

 

6

6

9

14

 

22

 

28

28

33

 

39

44

47

 

49

 

50

 

51

 

53

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одним из важнейших экономических показателей  любой страны является состояние государственных финансов. Как только государство стало планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их балансирования. В настоящее время для большинства развитых стран стало характерно превышение расходов над доходами государственного фонда – бюджетный дефицит.

В условиях функционирования рыночных отношений  трудно обеспечить бюджетное равновесие. Как правило, образуется его дефицит или профицит. Для покрытия дефицита бюджета государство получает различные финансовые заимствования, образующие государственный долг, который состоят из внутреннего и внешнего долга. Наличие государственного долга является нормальной практикой. Но существуют и границы, превышение которых становится опасным для государства.

Главная цель данной курсовой работы заключается в выявлении сущности дефицита государственного бюджета, путей его формирования и преодоления.

Данное определение цели предполагает решение следующих задач:

1)определить сущность дисбаланса  государственного бюджета, его  причины и последствия;

2)рассмотреть подходы к управлению бюджетным дефицитом;

3)раскрыть суть государственного долга, изучить его виды;

4)проанализировать динамику и структуру дефицита государственного бюджета Беларуси, определить оптимальные источники его финансирования;

5)изучить особенности формирования  государственного долга Республики Беларусь, динамику внешнего долга страны.

6)выделить основные направления совершенствования системы управления государственным долгом Республики Беларусь в сложившейся экономической ситуации.

Для проведения исследования использовались данные по государственному бюджету и государственному долгу за пять последних лет.

Теоретико-методологической основой курсового исследования послужили следующие работы: Бондарь А.В. «Экономическая теория», Лемешевский И.М. «Макроэкономика: мировой опыт и белорусская практика», Еремеева И.А.  «Государственный бюджет», Сорокина Т.В.  «Государственный бюджет». Информационной базой исследования явились данные Министерства финансов, Центрального банка, Национального статистического комитета Республики Беларусь. Также использовалась информация в периодических изданиях : «Экономика Беларуси», «Дело» и др. Они послужили основой для авторских обобщений, анализа, выводов и предложений.

 

1 Теоретические основы и характеристики бюджетного дефицита и государственного долга 
 
1.1 Сущность и структура государственного бюджета

 
          В структуре современных финансов центральную позицию занимает государство. Именно государство всемерно поддерживает специфические финансовые отношения, вырастающие в условиях рыночной экономики и во многом не совпадающие с её принципами. Государственные финансы- система экономических отношений, связанных с концентрацией у государства значительных денежных ресурсов и их последующим использованием в соответствии с законодательно установленными функциями [12, с.335].

Ведущим звеном финансовой системы любой  страны является государственный бюджет . Государственный бюджет можно рассмотреть с двух позиций: экономической и юридической. С экономической позиции государственный бюджет выступает, как система денежных отношений между государством, физическими и юридическими лицами по поводу формирования и использования централизованных денежных ресурсов в соответствии с установленными обязательствами. С юридической точки зрения госбюджет есть финансовый план государства, или как говорят профессионалы – роспись доходов и расходов правительства на определённый период времени, которая утверждена в законодательном порядке.

        Бюджет выполняет следующие функции, согласно традиционному экономическому анализу: распределительную (перераспределение национального дохода, в том числе для финансирования социальной политики); контрольную (движение бюджетных ресурсов сообщает о финансовом состоянии экономики и позволяет его контролировать) и регулирующую (изменение доходов и расходов госбюджета позволяет стабилизировать экономику) [16, с. 211].

Структура бюджета определяется государственным устройством. Так, бюджетная система унитарного государства включает только два уровня – бюджет правительства и местные бюджеты. Государства с федеративным устройством включаются также бюджеты промежуточного уровня: штатов, земель, республик. Что касается Республики Беларусь, то государственный бюджет включает республиканский и местный. Свод бюджетов всех уровней на территории страны без учёта межбюджетных  трансфертов между этими бюджетами есть консолидированный государственный бюджет.

 Бюджетная система Республики Беларусь представлена на рисунке 1.1.

 

 

 

 

 

Консолидированный бюджет Республики Беларусь


Республиканский бюджет

 

Местные бюджеты


Бюджет г. Минска

 

Консолидированные бюджеты областей





  

 

 

Рисунок 1.1. – Бюджетная система Республики Беларусь

            Примечание – Источник: собственная разработка.

 
 В основе построения бюджетной системы лежат следующие принципы:

  • единства (единство бюджетной системы Республики Беларусь обеспечивается единой правовой базой, единой денежной системой, единым регулированием бюджетных отношений, единой бюджетной классификацией Республики Беларусь, единством порядка исполнения бюджетов и ведения бухгалтерского учета и отчетности);
  • полноты отражения доходов и расходов бюджетов (все доходы и расходы бюджетов, определенные законодательством, подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и полном объеме);
  • сбалансированности бюджетов (объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета государственные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета);
  • гласности ( открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год, решений местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год, а также опубликование в установленном порядке в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов );
  • самостоятельности бюджетов (наличие у бюджетов всех уровней бюджетной системы Республики Беларусь собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета, а также право соответствующих государственных органов в порядке, установленном законодательством, определять направления расходов, самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет );
  • эффективности использования бюджетных средств (при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных целей с использованием минимального объема бюджетных средств или достижения максимального результата с использованием определенного бюджетом объема средств);
  • общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов (все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита);
  • достоверности бюджетов (бюджеты формируются на основе обоснованных прогнозных макроэкономических показателей социально-экономического развития Республики Беларусь, соответствующей административно-территориальной единицы Республики Беларусь);
  • адресности и целевого назначения бюджетных средств (бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с направлением их на финансирование конкретных целей);
  • ответственности участников бюджетного процесса (каждый участник бюджетного процесса несет ответственность за свои действия (бездействие) на каждой стадии бюджетного процесса ) [3, с. 117-118];

Информация о работе Управление дефицитом бюджета и проблемы государственного долга