Государственный долг. Виды госдолга и управление им

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 10:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования данной курсовой работы – исследование сущности государственного долга, анализ методов по его управлению и разработка методических рекомендаций по усовершенствованию.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3
1 Экономическое содержание государственного долга
1.1 Место и роль государственного долга в экономике страны……………….5
1.2 Формы и содержание долговых обязательств………………………………...7
1.3 Бюджетные расходы на обслуживание и погашение государственного долга…………………………………………………………………………………14
2 Анализ государственного долга
2.1 Структура и состояние внутреннего и внешнего государственного долга…17
2.2 Проблемы государственного долга……………………………………….…...25
2.3 Оценка исследования государственного долга…………….. ………………..27
3 Разработка рекомендаций по управлению государственным долгом
3.1 Управление государственным и муниципальным долгом…………………..29
3.2 Механизм регулирования государственного долга………………………….31
3.3 Рекомендации по усовершенствованию (экономическая эффективность)...35
Заключение……………………………………………………………………………..39
Список использованных источников…………………………………………………40
Приложение…………………………………………………………………...………..41

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 241.50 Кб (Скачать файл)

      В объем государственного внутреннего  долга Российской Федерации включаются:

      •   основная номинальная сумма долга  по государственным ценным бумагам РФ;

      •   объем долга по кредитам, полученным Россией;

      •   объем основного долга по бюджетным  ссудам и бюджетным кредитам, полученным РФ от бюджетов других уровней;

      •   объем обязательств по государственным  гарантиям, предоставленным Россией[9,212-213].

      Долговые обязательства субъекта Федерации могут существовать в форме (ст. 99 БК РФ):

      •   кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени субъекта Российской Федерации с физическими и  юридическими лицами, кредитными организациями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;

      •   государственных займов субъектов  Федерации, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта Федерации;

      •  договоров о представлении государственных  гарантий субъекта Федерации, договоров поручительства субъекта Федерации по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

      •  переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный  долг субъекта Федерации на основе принятых законов субъекта Федерации;

      •  соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени субъекта Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств субъектов Федерации прошлых лет.

      Долговые  обязательства субъекта Федерации  погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 30 лет[4].

      Муниципальный долг — совокупность долговых обязательств муниципального образования. Долговые обязательства муниципального образования могут существовать в форме:

      •  кредитных соглашений и договоров, заключенных муниципальным образованием;

      •   займов муниципального образования (муниципальных  займов), осуществляемых путем выпуска  ценных бумаг от имени муниципального образования;

      •  договоров о предоставлении муниципальных  гарантий, договоров поручительства муниципального образования по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами; • долговых обязательств юридических лиц, переоформленных в муниципальный долг на основе правовых актов органов местного самоуправления.

      Органы  местного самоуправления используют все полномочия по формированию доходов местного бюджета для погашения своих долговых обязательств и обслуживания долга.

      Долговые  обязательства муниципального образования  погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 10 лет[13,213-214].

      1.3 Бюджетные расходы на обслуживание и погашение

      государственного  долга

      Чрезмерное  увлечение Правительства РФ кредитами  стало негативно сказываться на бюджете, а следовательно, и на финансировании отраслей экономики и социальной сферы.

      Стремительное увеличение бюджетных расходов, связанных с обслуживанием внутреннего и внешнего государственного долга, свидетельствует о том, что государственный долг не стал снижаться и в отдельные годы даже возрастал.

      Выплата процентов по долгу и постепенное погашение основной суммы долга называется обслуживанием долга (задолженности).

      В общих расходах федерального бюджета  в 2000 г. расходы, связанные с обслуживанием государственного долга, составляли 25,7%, о чем свидетельствуют данные табл. 1.(Приложение А)

      Расходы на обслуживание государственного долга  в федеральном бюджете в 2001 г. составили огромную сумму — 239,8 млрд. руб., в том числе на обслуживание государственного внутреннего долга — 56,6 млрд. руб. и государственного внешнего долга — 183,2 млрд. руб.

      В федеральном бюджете России на 2003 г. были предусмотрены расходы на обслуживание государственного и муниципального долга 277,5 млрд. руб., в том числе на обслуживание внутреннего долга — 57,4 млрд. руб. и государственного внешнего долга — 220,1 млрд. руб.

      На 2005 г. расходы на обслуживание государственного и муниципального долга в федеральном  бюджете предусмотрены в сумме 244,2 млрд. руб.

      Обслуживание  государственного внутреннего долга  Российской Федерации производится Банком России и его учреждениями, если иное не предусмотрено Правительством РФ, путем осуществления операций по размещению долговых обязательств России, их погашению и выплате долгов в виде процентов по ним или в иной форме.

      Выполнение  Банком России, другим специализированным финансовым институтом функций генерального агента Правительства РФ по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним осуществляется на основе специальных соглашений, заключаемых с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ выполнять функции агента.

      При анализе расходов на обслуживание государственного долга в 90-е г. наблюдалась такая тенденция: при недостатке налоговых и неналоговых средств для формирования доходов бюджета государство использовало свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов путем заимствования средств, накапливая задолженность, что вело к значительному росту государственного долга.

      Чем хуже обстоит дело с государственным бюджетом, чем больше его дефицит, тем больше объем заимствований, увеличивается объем государственного долга. Чем глубже финансовый кризис в стране, тем выше доля затрат на обслуживание государственного долга в расходах бюджета.

      Чем больше Россия платит по внешним долгам, тем меньше денег остается у государства на социальную политику, образование, медицинское обслуживание, на оборонные заказы. На начало 2005 года внутренний и внешний государственный долг России находится в пределах в 150 млрд. долларов. Правительство в 90-х гг. заимствовало деньги без учета долгов и возможности их возврата, в результате чего государственный долг России увеличивался и внутренний долг составил в 2000 г. более 70 млрд. долл., а внешний — превысил 150 млрд долл. Наступившие по срокам платежи по внешнему долгу в 2001 г. составляли 14,2 млрд. долл[15,214-216].

      Во  время обсуждения федерального бюджета  на 2002 год в Государственной Думе Минфином РФ названы были такие цифры  платежей нашей страны по внешним  долгам:

      в 2001 г. — 14,2 млрд. долл.;

      в 2002 г. — 14,2 млрд. долл.;

      в 2003 г. — 19,6 млрд. долл.;

      в 2004 г. — 16,0 млрд.долл.;

      в 2005 г. — 18,0 млрд. долл.;

      Итого за 5 лет — 82,0 млрд. долл [5].

      Это огромная сумма накопленных долгов. Федеральный бюджет России по доходам за указанные годы составлял примерно 60 млрд. долл., т. е. страна 1,5 года вынуждена работать только на возврат займов прошлых лет.

      Долг  России уменьшается медленно, и если она каждый год будет выплачивать  долги без отсрочек, то этот процесс  затянется до 2030 г. и причем возвращать надо будет 250 млрд. долл. (с учетом процентов).

      На  начало 2005 г. внутренний и внешний  государственный долг России находится в пределах в 150 млрд. долл. Чтобы успешнее решить проблему долгов, необходимо эффективнее управлять этим процессом, использовать резервы сокращения внешнего долга[12,216-217]. 
     
     
     
     
     
     

      2 Анализ государственного долга

      2.1 Структура и состояние внутреннего и внешнего государственного долга

      Размер  государственного долга в абсолютном выражении не дает полного представления о состоянии экономики и платежеспособности страны. Для оценки способности страны выполнять обязательства по погашению и обслуживанию накопленного объема государственного долга мировая практика выработала долговые показатели (коэффициенты). Одним из критериев оценки долговой устойчивости является анализ объема ресурсов, которыми располагает страна должник, т. е. размер и темпы роста ВВП в сопоставлении с государственным долгом. Этот показатель позволяет оценить уровень долговой нагрузки на экономику страны и отражает ее потенциальные возможности переориентировать национальное производство на экспорт в целях получения иностранной валюты и обеспечения способности погасить внешний долг. Чем выше данный показатель, тем большую долю доходов от реализации произведенного продукта государство вынуждено направлять не на внутреннее развитие, а на выполнение долговых обязательств перед внешними кредиторами. Если накопленный долг превышает объем средств, который в средне- и долгосрочной перспективе страна может направить на выполнение долговых обязательств, возникает ситуация "долгового навеса". Условной границей начала такого опасного состояния внешнего долга принято считать превышение объемом долга 50% объема ВВП. Подобное положение было характерно для экономики Российской Федерации с начала 1990-х гг. и вплоть до 2001 г. За последние годы объем государственного долга, его удельный вес в объеме ВВП имеет устойчивую тенденцию к снижению. Если в 2002 г. объем внешних заимствований составлял 35,88% в объеме ВВП, то в 2005 г. - 14,19% . [6,64-65]    Вместе с тем в структуре государственного долга России при некотором снижении внешней задолженности наблюдается рост внутренних и "новых" внешних долговых обязательств. Государственный долг становится все более единым, и управление финансовыми обязательствами государства переходит к единому центру.

        Показатель "государственный долг/доходы" используется международными финансовыми организациями для оценки долговой устойчивости суверенного заемщика, т. е. такого состояния государственного внешнего долга, при котором правительство выполняет обязательства по его обслуживанию в полном объеме без ущерба темпам экономического и социального развития и необходимости прибегать к списанию или реструктуризации задолженности.

        Поскольку внешняя задолженность  фиксируется, погашается и обслуживается в иностранной валюте, то важным показателем платежеспособности страны наряду с объемом и темпами роста ВВП является экспорт товаров и услуг. Коэффициент "внешний долг/экспорт" является индикатором состояния долга, отражающим имеющиеся возможности страны погасить его накопленный объем. Чем более развит экспортный сектор национальной экономики, тем больше у дебитора возможностей выполнять имеющиеся долговые обязательства перед внешними кредиторами и, соответственно, меньше значение данного показателя. На основе этих критериев страны делятся на три группы: с высоким, средним и низким уровнем внешней задолженности. К первой группе относятся страны, у которых первый показатель выше 80% или второй превышает 220%. Для второй группы эти показатели колеблются в интервале соответственно между 80 и 48%, 220 и 132%. Страны с небольшим объемом задолженности - менее 48 и 132% соответственно[6,65].

        Валютная составляющая государственного долга для бюджетной системы страны наиболее опасна, так как продолжающаяся девальвация национальной валюты неизбежно ведет к удорожанию самого долга и его обслуживания. В 2000 г. удельный вес государственного внешнего долга Российской Федерации в объеме ВВП и экспорта составлял соответственно 57,3 и 140,7%. Эти показатели по критериям Всемирного банка соответствовала странам с высоким уровнем внешней задолженности. За пределами 2005 г. Россия устойчиво перешла к странам с низким уровнем государственного внешнего долга[13].

        Международные финансовые организации  часто пользуются показателем  "резервы/платежи по внешнему  долгу", являющимся, по их мнению, важнейшим индикатором потенциальных проблем страны с ликвидностью - способностью правительства и резидентов своевременно выполнять обязательства по внешнему долгу, сохранять достигнутый уровень кредитного рейтинга и доступ на международные финансовые рынки. Критическим значением является уровень в 100%, отражающий равенство официальных резервов и объема срочного в течение года внешнего долга. Меньшие значения показателя указывают на вероятность того, что либо правительство, либо резиденты страны прекратят обслуживать или погашать срочный в текущем (отчетном) году долг из-за нехватки доступной иностранной валюты. Золотовалютные резервы Российской Федерации в 2005 г. составили 138,9 млрд. долл., а платежи по погашению и обслуживанию государственного внешнего долга - 17,15 млрд. долл. Таким образом, "резервы/платежи по внешнему долгу" равны 2,3%, что значительно ниже критического уровня.[6, 65]

Информация о работе Государственный долг. Виды госдолга и управление им