Денежно-кредитная политика Национального банка Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 16:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование денежно-кредитной политики и ее особенности в Республике Беларусь.
Исходя из цели курсовой работы, автором для решения поставлены следующие задачи:
1) изучить сущность, цели и инструменты денежно-кредитной политики;
2) описать типы денежно-кредитной политики, ее эффективность;
3) рассмотреть денежно-кредитную политику в Республике Беларусь.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....
4
1 Денежно-кредитное регулирование в рыночной экономике……………...
5
1.1 Цели и инструменты денежно-кредитной политики…………………….
5
1.2 Регулирование денежно-кредитной системы…………………………….
8
1.3 Денежно-кредитная политика как элемент макроэкономической стабилизации…………………………………………………………………....

11
2 Денежно-кредитная политика Национального банка Республике Беларусь…………………………………………………………………………

14
2.1 Итоги выполнения основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь……………………………………………….

14
2.2 Опыт и состояние денежно-кредитной политики………………………...
21
2.3 Анализ состояния денежно-кредитной политики текущего года………
26
2.4 Перспективы реализации денежно-кредитной политики……………….
30
Заключение………………………………………………………………………
32
Список использованных источников………………………………………....

Вложенные файлы: 1 файл

курсач маша.docx

— 175.74 Кб (Скачать файл)

РЕФЕРАТ

 

 

Курсовая работа: 34 с., 5 рис., 10 источников, 1 прил.

 

ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА, ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА, МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАБИЛИЗАЦИЯ,      

 

Объектом и  предметом исследования является денежно-кредитная политика Республики Беларусь.

Цель работы: рассмотреть денежно-кредитную политику, её механизм, место и роль в современной экономике, денежно-кредитная политику в РБ.

 

 

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчётно-аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения  и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                           (подпись студента)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение………………………………………………………………………....

4

1 Денежно-кредитное регулирование  в рыночной экономике……………...

5

1.1 Цели и инструменты  денежно-кредитной политики…………………….

5

1.2 Регулирование денежно-кредитной  системы…………………………….

8

1.3 Денежно-кредитная политика как элемент макроэкономической стабилизации…………………………………………………………………....

 

11

2 Денежно-кредитная политика Национального банка Республике Беларусь…………………………………………………………………………

 

14

2.1 Итоги выполнения основных  направлений денежно-кредитной политики  Республики Беларусь……………………………………………….

 

14

2.2 Опыт и состояние  денежно-кредитной политики………………………...

21

2.3 Анализ состояния денежно-кредитной  политики текущего года………

26

2.4 Перспективы реализации  денежно-кредитной политики……………….

30

Заключение………………………………………………………………………

32

Список использованных источников………………………………………....

33

Приложение А. Графики  денежно-кредитной политики...………………….

34


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

На современном этапе  в системе государственного регулирования  экономики одна из главных ролей  принадлежит денежно-кредитной политике, основополагающей целью которой является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильным уровнем цен. Денежно-кредитная политика проводится центральным банком страны, который контролирует денежную массу, уровень процентной ставки, объем кредитов, валютный курс и другие важнейшие макроэкономические параметры.

Одним из необходимых условий  устойчивого равновесного развития экономики является формирование четкого  механизма денежно-кредитной политики. Денежно-кредитная политика государства  очень демократичный инструмент воздействия на смешанную экономику, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса.

Главной целью денежно-кредитной  политики является помощь экономике  в достижении объема производства, характеризующегося полной занятостью, отсутствием инфляции и ростом. В  нашей стране на данном этапе рациональная денежно-кредитная политика должна минимизировать инфляцию и спад производства, не допустить роста безработицы. Несмотря на всю ее скромность, задача эта достаточно сложная.

Опыт развивающихся стран  показал, что ошибки денежно-кредитного регулирования обходятся экономике  дорого, могут привести как к инфляции, так и к спаду производства. Поэтому важно понимать сущность и логику, механизм реализации денежно-кредитной  политики, уметь оценивать ее эффективность, знать основные инструменты и  их влияние на деловую активность.

Целью данной курсовой работы является исследование денежно-кредитной  политики и ее особенности в Республике Беларусь.

Исходя из цели курсовой работы, автором для решения поставлены следующие задачи:

1) изучить сущность, цели и инструменты денежно-кредитной политики;

2) описать типы денежно-кредитной политики, ее эффективность;

3) рассмотреть денежно-кредитную политику в Республике Беларусь.

На сегодняшний день теме денежно-кредитной политики уделяется  достаточно внимания со стороны периодических  изданий. В журналах публикуются  отчеты по денежно-кредитной политике за год, основные направления на будущее  и проблемы с которыми сталкивается денежно-кредитная система в Республике Беларусь. Во многих книгах и учебниках  по экономике, банковскому делу и  кредитованию содержатся главы, посвященные денежно-кредитной политике.

 

 

1 Денежно-кредитное регулирование в рыночной экономике

 

 

1.1 Цели и инструменты  денежно-кредитной политики

 

 

 

Под денежно-кредитной политикой  понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых  правительством в денежно-кредитной  сфере с целью регулирования  экономики. Она является частью общей  макроэкономической политики: устойчивые темпы роста национального производства, стабильные цены, высокий уровень  занятости населения, равновесие платежного баланса. Из их совокупности можно выделить приоритетную цель денежно-кредитной  политики – стабилизацию общего уровня цен.

Наряду с конечными выделяют и промежуточные цели. Ими являются объем денежной массы, уровень процентных ставок и обменный курс.

Осуществляет денежно-кредитную  политику Центральный банк страны. Процесс денежно-кредитного регулирования  можно разделить на два этапа. На первом этапе Центральный банк воздействует на предложение денег, уровень процентных ставок, объем  кредитов и т. д.; на втором – изменение  в данных факторах передаются в сферу  производства, способствуя достижению конечных целей.

Эффективность денежно-кредитной  политики в значительной мере зависит  от выбора инструментов денежно-кредитного регулирования. Их можно сгруппировать  следующим образом:

- лимиты кредитования; прямое  регулирование ставки процента;

- изменение нормы обязательных  резервов;

- изменение учетной ставки (ставки рефинансирования);

- операции на открытом  рынке.

Существует различие между  инструментами прямого и косвенного регулирования. Эффективность использования  косвенных инструментов регулирования  тесно связана со степенью развития денежного рынка. В переходных экономиках, особенно на первых этапах преобразований, используются как прямые, так и  косвенные инструменты с постепенным  вытеснением первых вторыми. Рассмотрим инструменты косвенного регулирования  более подробно.

Обязательные резервы  – это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных  вкладов в Центральном банке. Нормы обязательных резервов устанавливаются  в процентах от объемов депозитов. Они различаются по величине в  зависимости от видов вкладов (по срочным они ниже, чем по вкладам  до востребования), а также в зависимости  от размеров банков (для мелких они обычно ниже, чем для крупных). В современных условиях обязательные резервы выполняют не только функцию страхования вкладов, сколько служат для осуществления контрольных и регулирующих функций Центрального банка, а также для межбанковских расчетов.

Банки могут хранить и  избыточные резервы – некоторые  суммы сверх обязательных резервов, например, для непредвиденных случаев  увеличения потребностей в ликвидных  средствах. Однако, это лишает банки суммы дохода, который они могли бы получить, пуская эти деньги в оборот. Поэтому с ростом процентной ставки уровень избыточных резервов обычно снижается.

Чем выше Центральный банк устанавливает норму обязательных резервов, тем меньшая доля средств  может быть использована коммерческими  банками для активных операций. Увеличение нормы резервов уменьшает денежный мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы. Таким образом, изменяя  норму обязательных резервов, Центральный  банк оказывает воздействие на динамику денежного предложения.

На практике нормы обязательных резервов пересматриваются довольно редко, поскольку сама процедура носит  громоздкий характер, а сила воздействия  этого инструмента через мультипликатор значительна.

Изменение учетной ставки – старейший метод денежно-кредитного регулирования. В его основе лежит  право Центрально банка предоставлять  ссуды тем коммерческим банкам, которые  обладают прочным финансовым положением, но в силу определенных обстоятельств  нуждаются в дополнительных средствах. За предоставленные средства Центральный  банк взимает с заемщика определенный процент. Норма такого процента называется учетной ставкой (дисконтом). Таким  образом, учетная ставка – это  «цена» дополнительных резервов, которые  Центральный банк предоставляет  коммерческим. Центральный банк имеет  право изменять ее, регулируя тем  самым предложение денег в  стране.

При понижении учетной  ставки увеличивается спрос коммерческих банков на ссуды. Предоставляя их, центральный  банк увеличивает на соответствующую  сумму резервы коммерческих банков-заемщиков. Эти резервы являются избыточными, так как для поддержания таких  ссуд, как правило, не требуется обязательных резервов. Поэтому взятые у Центрального банка средства коммерческие банки  могут полностью использовать для  кредитования, увеличивая тем самым  денежную массу. Рост предложения денег  ведет к снижению ставки ссудного процента, т. е. процента, по которому предоставляются  ссуды предпринимателям, населению. Кредит становится дешевле, что стимулирует  производство.

При повышении учетной  ставки происходит обратный процесс. Оно  ведет к сокращению спроса на ссуды  Центрального банка, что замедляет  темпы роста предложения денег  и повышает ставку ссудного процента. «Дорогой» кредит предприниматели  берут меньше, а значит, и меньше средств вкладывается в развитие производства.

Операция на открытом рынке  – третий способ контроля денежной массой. Он широко используется в странах  с развитым рынком ценных бумаг и  затруднен в странах, где фондовый рынок находится в стадии формирования. Этот инструмент денежного регулирования предполагает куплю-продажу Центральным банком государственных ценных бумаг. Чаще всего это бывают краткосрочные государственные облигации.

Когда Центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческого банка, он увеличивает сумму на резервном  счете этого банка, соответственно в банковскую систему поступают  дополнительные «деньги повышенной мощности» и начинается процесс  мультипликативного расширения денежной массы. Масштабы расширения будут зависеть от пропорции, в которой прирост  денежной массы распределяется на наличность и депозиты: чем больше средств  уходит на наличность, тем меньше масштаб  денежной экспансии. Если Центральный  банк продает ценные бумаги, процесс  протекает в обратном направлении.

Таким образом, воздействуя  на денежную базу через операции на открытом рынке, Центральный банк регулирует размер денежной массы в экономике. Часто подобные операции осуществляются Центральным банком в форме соглашений об обратном выкупе. В этом случае банк, например, продает ценные бумаги с  обязательством выкупить их по определенной цене через некоторый срок. Процентом  за предоставленные взамен ценных бумаг  денежные средства служит разница между  ценой продажи и ценой обратного  выкупа. Соглашения об обратном выкупе широко распространены и в деятельности коммерческих банков и фирм.

С помощью названных инструментов Центральный банк реализует цели денежно-кредитной политики: поддержание  на определенном уровне денежной массы (жесткая монетарная политика) или  ставки процента (гибкая монетарная политика). Выбор вариантов денежно-кредитной  политики зависит во многом от причин изменения спроса на деньги.

Предположим, что Центральный  банк избирает фиксацию ставки процента на уровне i0. Он стремится удержать ее, изменяя предложение денег. Такому предложению будет соответствовать  горизонтальная кривая предложения  денег Sm, которая отображена на рисунке 1.1 в приложении А.

Первоначально денежный рынок  находился в равновесии в точке E1. Допустим, спрос на деньги увеличился с Dm1 до Dm2. Рост спроса неизбежно приведет к повышению процентной ставки. Чтобы удержать ее на уровне  i0, Центральный банк будет вынужден увеличить предложение денег с Q1 до Q2. Он может сделать это путем покупки государственных ценных бумаг на открытом рынке, в отдельных случаях – снижая норму обязательных резервов. Однако, если спрос на деньги будет возрастать и дальше, Центральному банку придется увеличивать предложение денег снова и снова, что неизбежно приведет к инфляции. Поэтому экономисты считают, что фиксация процентной ставки оправдана только в краткосрочном периоде, несмотря на то, что Центральному банку легче контролировать ставку процента, чем денежную массу.

Информация о работе Денежно-кредитная политика Национального банка Республики Беларусь