Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 15:23, курсовая работа
В процессе перехода от тотального государственного хозяйства к смешанной экономике существенные изменения претерпевают не только функции и направления государственного воздействия на экономику, но и методы такого воздействия. Как известно, существуют две группы методов государственного регулирования: прямые (административные) и косвенные (экономические). И хотя в ряде конкретных случаев такое их деление оказывается в значительной мере условным, а иногда его просто бывает трудно провести, в целом же при анализе данной проблемы его использование полезно и целесообразно.
Введение…………………………………………………………….……………..2
Глава 1. Теоретические основы денежно-кредитной политики……………….4
1.1 Представления о денежно-кредитном регулировании экономики различными экономическими школами……………………………………5
1.1.1 Неоклассическая школа…………………………………………………...5
1.1.2 Кейнсианская модель денежно-кредитного регулирования……………..6
1.1.3 Монетаристская количественная теория денег……………….10
1.1.2 Кейнсианская модель денежно-кредитного регулирования………...….12
1.2.1 Механизм кредитной эмиссии ……………………………………………13
1.2.2 Формы и инструменты регулирования предложения денег……………14
1.3. Цели и эффективность денежно-кредитной политики…………………...17
1.3.1 Система целей денежно-кредитной политики…………………………..17
1.3.2 Промежуточные цели в различных концепциях денежно-кредитного регулирования……………………………………………………………………18
1.3.3 Противоречивость денежно-кредитного регулирования………………..20
1.3.4 Передаточный механизм денежно-кредитной политики и его роль…...23
Глава 2. Денежно-кредитная политика в переходной экономике России…...24
2.1 Факторы, влияющие на денежно-кредитную политику…………………..24
2.2 Особенности российской банковской системы……………………………26
2.3 Специфика целей денежно-кредитной политики…………………………28
2.4. Методы и инструменты…………………………………………………….30
Заключение……………………………………………………………….……....34
Список литературы……………………………………………………………....
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы
денежно-кредитной политики…………
1.1.2 Кейнсианская модель
денежно-кредитного
1.1.3 Монетаристская количественная теория денег……………….10
1.1.2 Кейнсианская модель
денежно-кредитного
1.2.1 Механизм кредитной эмиссии ……………………………………………13
1.2.2 Формы и инструменты
регулирования предложения
1.3. Цели и эффективность
денежно-кредитной политики…………
1.3.1 Система целей денежно-
1.3.2 Промежуточные цели
в различных концепциях
1.3.3 Противоречивость денежно-
1.3.4 Передаточный механизм денежно-кредитной политики и его роль…...23
Глава 2. Денежно-кредитная
политика в переходной экономике России…...24
2.1 Факторы, влияющие на денежно-кредитную
политику…………………..24
2.2 Особенности российской
банковской системы……………………………
2.3 Специфика целей денежно-
2.4. Методы и инструменты…………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Ссылки………………………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В современной
рыночной экономике существует немало
социально- экономических проблем,
неподвластных рынку и
Рынок —
это не экономическая система
в целом, а лишь один из механизмов
координации повеления
В развитых
странах со смешанной экономикой
роль государства в функционировании
экономики далеко не одинакова. Она
различается по масштабам, формам и
методам воздействия
Независимо
от специфики экономического, культурного,
национально- исторического развития
разных стран, в которых более или менее
успешно функционирует смешанная экономика,
независимо от экономических теорий, которым
отдается предпочтение в этих странах,
экономическая роль государства в них
может быть представлена следующими важнейшими
экономическими функциями:
. разработка хозяйственного законодательства,
обеспечение правовой основы и социального
климата, способствующих эффективному
функционированию рыночной экономики;
. поддержка конкуренции и обеспечение
сохранности рыночного механизма;
. перераспределение доходов и материальных
благ, направленное прежде всего на обеспечение
социальных гарантии и защиту нуждающихся
в ней различных общественных групп;
. регулирование распределения ресурсов
для изменения структуры национального
продукта;
. стабилизация экономики в условиях колебания
экономической конъюнктуры, а также стимулирование
экономического роста;
. предпринимательская деятельность.
Все эти функции, с одной стороны, направлены на поддержание и облегчение функционирования рыночной экономики, а с другой — на корректировку и модификацию действий рыночной системы, включая нейтрализацию ее негативных сторон.
Представленный перечень экономических функций государства свидетельствует, что его экономическая роль отнюдь не сводится к руководству государственным сектором экономики, т. е. к предпринимательской деятельности в рамках определенной группы предприятий, собственником которых оно является. Экономическая роль государства предполагает его деятельность по регулированию экономики в целом, всех его секторов как единой системы. Следовательно, разгосударствление и приватизация, как правило, означающие количественное сокращение государственного сектора экономики, может сопровождаться как ослаблением регулирующей роли государства, так и ее усилением и расширением выполняемых им экономических функций.
В процессе перехода от тотального государственного хозяйства к смешанной экономике существенные изменения претерпевают не только функции и направления государственного воздействия на экономику, но и методы такого воздействия. Как известно, существуют две группы методов государственного регулирования: прямые (административные) и косвенные (экономические). И хотя в ряде конкретных случаев такое их деление оказывается в значительной мере условным, а иногда его просто бывает трудно провести, в целом же при анализе данной проблемы его использование полезно и целесообразно.
Финансовые и кредитные методы государственного регулирования экономики при их рассмотрении в комплексе образуют денежно кредитную политику государства; под ней понимается «совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивости экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические последствия» [20, c. 302]. Рассмотрению основополагающих аспектов данных методов регулирования экономики и посвящена предлагаемая работа.
Из приведенного
определения следует, что денежно-кредитная
политика не является чем-то самодостаточным,
она теснейшим образом связана
с прочими регулирующими
Целью данной работы является комплексное изучение финансовых и кредитных методов государственного регулирования экономики. Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:
- изучения
теоретического наследия, оставленного
по данному вопросу
- ознакомление с текущим состоянием дел в мировой практике, в частности
– с отечественным опытом проведения кредитно-денежной политики последних лет;
- рассмотрение
основных направлений
Постановка и последовательное решение данных задач определяет структуру работы. Рассмотрению каждой из них посвящена отдельная глава.
Глава 1. Теоретические основы денежно-кредитной политики.
Денежно-кредитная политика в настоящее время — одна из форм косвенного воздействия государства на экономику. Она основывается на теоретических представлениях ученых-экономистов о роли денег в экономике и их влиянии на основные макроэкономические параметры: экономический рост, занятость, цены, платежный баланс. В современных теориях деньги все чаще рассматриваются как активный фактор воспроизводственного процесса, а сама теория денег стала важнейшей частью макроанализа.
Теория
денег (монетаристская теория) - раздел
экономической теории изучающий
воздействие денег и денежно-
Проблема
государственного регулирования рыночной
экономики, в том числе и методами
денежно-кредитной политики, не имела
практического значения вплоть до 30-х
гг. XX в., пока экономику ведущих стран
Европы и
Северной Америки не поразил разрушительный
кризис.
1.1.1 Неоклассическая школа
Экономисты
классической (неоклассической) школы
последней трети XIX — начала XX в.
свято верили в эффективную
Они считали,
что реальный объем производства
определяется имеющимися у общества
основными факторами
Придерживаясь количественной теории
денег, существенный вклад в модернизацию
которой внес видный представитель математической
школы И. Фишер (1867 — 1947 гг.). В экономической
теории хорошо известно математическое
уравнение обмена И. Фишера MV = PQ, где М
— количество денег в обращении. V— скорость
обращения денег, Р — уровень цены. Q —
уровень реального объема производства.
В этом уравнении MV характеризует предложение
денег в экономике, PQ - спрос на деньги.
Неоклассики
доказывали, что пропорциональное изменение
номинального количества денег вызовет
лишь пропорциональное изменение абсолютного
уровня цен. Поэтому они делали вывод
о неэффективности денежной политики
и призывали правительство
Мировой экономический кризис 1929-—1933 гг. поставил под сомнение основные положения неоклассической теории, которая фактически исключала возможность затяжных кризисов и вынужденной безработицы в рыночной экономике. Он обнаружил также, что классическая количественная теория денег и цен, оперирующая на долгосрочных временных интервалах, оказалась неспособной разрешить проблемы, вызванные кризисом. Для борьбы с безработицей правительства США. Великобритании и других развитых государств стали использовать меры государственного регулирования, не вписывающиеся в ортодоксальную неоклассическую доктрину.
Наиболее
известным теоретическим
Новая экономическая
теория исходила из того, что современная
рыночная экономика, автоматически
стремясь к равновесию, может попасть
в состояние равенства
В отличие от классиков Дж. Кейнс считал[1], что экономика надолго может "застрять" в ситуации низкого выпуска и хронической безработицы, поскольку вследствие негибкости цен и заработной платы отсутствует механизм, посредством которого быстро восстанавливалась бы полная занятость и обеспечивалось полное использование производственных мощностей.
Причину попадания экономики в ловушку равновесия в условиях неполной занятости Дж. Кейнс видел в недостаточном совокупном спросе и считал, что правительство может воздействовать на состояние экономической активности, используя методы денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики для изменения совокупного спроса[2].
В кейнсианской теории совокупного спроса решающее значение отводится инвестиционному спросу. Колебания в инвестициях вследствие действия эффекта мультипликатора вызовут большие изменения в производстве и занятости. Среди важнейших факторов, определяющих уровень инвестиций в экономике, Дж. Кейнс выделяет процентную ставку, поскольку последняя представляет собой издержки получения кредита для финансирования инвестиционных проектов. Рост процентной ставки при прочих равных условиях будет уменьшать уровень планируемых инвестиций, а следовательно, будут падать объем производства и занятость.
Цепь функциональных зависимостей можно выразить следующим образом: рост денежной массы вызывает падение процентной ставки, это приводит к росту инвестиций, а следовательно, дохода и занятости. Кейнс рассматривал влияние процентной ставки на инвестиционную политику как рычаг, посредством которого условия денежного обращения воздействуют на экономику в целом. Вот почему анализ денежною рынка, где в результате взаимодействия спроса и предложения денег устанавливается процентная ставка, является важной составной частью кейнсианской теории. Раскрывая механизм изменения процентной ставки, Дж. Кейнс отверг классическую количественную теорию спроса на деньги и представил свою точку зрения, согласно которой деньги — один из видов богатства, а желание хозяйствующих субъектов хранить часть активов в форме денег определяется так называемым предпочтением ликвидности.
Информация о работе Денежно-кредитная политика в переходной экономике России