Денежно-кредитная политика в переходной экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 15:23, курсовая работа

Краткое описание

В процессе перехода от тотального государственного хозяйства к смешанной экономике существенные изменения претерпевают не только функции и направления государственного воздействия на экономику, но и методы такого воздействия. Как известно, существуют две группы методов государственного регулирования: прямые (административные) и косвенные (экономические). И хотя в ряде конкретных случаев такое их деление оказывается в значительной мере условным, а иногда его просто бывает трудно провести, в целом же при анализе данной проблемы его использование полезно и целесообразно.

Содержание

Введение…………………………………………………………….……………..2
Глава 1. Теоретические основы денежно-кредитной политики……………….4
1.1 Представления о денежно-кредитном регулировании экономики различными экономическими школами……………………………………5
1.1.1 Неоклассическая школа…………………………………………………...5
1.1.2 Кейнсианская модель денежно-кредитного регулирования……………..6
1.1.3 Монетаристская количественная теория денег……………….10
1.1.2 Кейнсианская модель денежно-кредитного регулирования………...….12
1.2.1 Механизм кредитной эмиссии ……………………………………………13
1.2.2 Формы и инструменты регулирования предложения денег……………14
1.3. Цели и эффективность денежно-кредитной политики…………………...17
1.3.1 Система целей денежно-кредитной политики…………………………..17
1.3.2 Промежуточные цели в различных концепциях денежно-кредитного регулирования……………………………………………………………………18
1.3.3 Противоречивость денежно-кредитного регулирования………………..20
1.3.4 Передаточный механизм денежно-кредитной политики и его роль…...23
Глава 2. Денежно-кредитная политика в переходной экономике России…...24
2.1 Факторы, влияющие на денежно-кредитную политику…………………..24
2.2 Особенности российской банковской системы……………………………26
2.3 Специфика целей денежно-кредитной политики…………………………28
2.4. Методы и инструменты…………………………………………………….30
Заключение……………………………………………………………….……....34
Список литературы……………………………………………………………....

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по макроэкономике.docx

— 103.34 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………….……………..2

Глава 1. Теоретические основы денежно-кредитной политики……………….4

    1. Представления о денежно-кредитном регулировании экономики различными экономическими школами……………………………………5
      1. Неоклассическая школа…………………………………………………...5

1.1.2 Кейнсианская модель  денежно-кредитного регулирования……………..6

1.1.3 Монетаристская количественная  теория денег……………….10

1.1.2 Кейнсианская модель  денежно-кредитного регулирования………...….12

1.2.1 Механизм кредитной  эмиссии ……………………………………………13

1.2.2 Формы и инструменты  регулирования предложения денег……………14

1.3. Цели и эффективность  денежно-кредитной политики…………………...17

1.3.1 Система целей денежно-кредитной  политики…………………………..17

1.3.2 Промежуточные цели  в различных концепциях денежно-кредитного  регулирования……………………………………………………………………18

1.3.3 Противоречивость денежно-кредитного  регулирования………………..20

1.3.4 Передаточный механизм  денежно-кредитной политики и  его роль…...23

Глава 2. Денежно-кредитная  политика в переходной экономике России…...24 
2.1 Факторы, влияющие на денежно-кредитную политику…………………..24

2.2 Особенности российской  банковской системы……………………………26

2.3 Специфика целей денежно-кредитной  политики…………………………28

2.4. Методы и инструменты…………………………………………………….30

Заключение……………………………………………………………….……....34

Список литературы……………………………………………………………....38

Ссылки……………………………………………………………………………39

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В современной  рыночной экономике существует немало социально- экономических проблем, неподвластных рынку и требующих  государственного вмешательства. Строго говоря, понятия "рыночная экономика" или "рыночная система" абстрактны, они представляют упрощенную картину  действительности, в которой многие ее стороны отсутствуют. Ни сейчас, ни когда-либо прежде нет и не было ни одной страны, экономика которой функционировала бы только при помощи рыночного механизма. Наряду с рыночным механизмом всегда использовался и используется сейчас еще в большей степени механизм государственного регулирования экономики.

Рынок —  это не экономическая система  в целом, а лишь один из механизмов координации повеления экономических  субъектов. Этот механизм никогда, даже во времена А. Смита, не был единственным. Во все времена он использовался  вместе с механизмом государственного регулирования. Менялась и меняется только пропорция их использования. При этом оба механизма опираются  на традиции, обычаи данного общества. И если уж использовать принятую сейчас терминологию, то никаких иных экономических  систем, кроме смешанных, не существует.

В развитых странах со смешанной экономикой роль государства в функционировании экономики далеко не одинакова. Она  различается по масштабам, формам и  методам воздействия государства  на экономику, по готовности общества принимать и поддерживать такое  вмешательство государства в  экономическую жизнь. Эти различия обусловлены многими факторами  объективного материального порядка, а также влиянием традиций и представлений, характерных для данного общества, что сейчас определяется таким понятием, как менталитет.

Независимо  от специфики экономического, культурного, национально- исторического развития разных стран, в которых более или менее успешно функционирует смешанная экономика, независимо от экономических теорий, которым отдается предпочтение в этих странах, экономическая роль государства в них может быть представлена следующими важнейшими экономическими функциями: 
. разработка хозяйственного законодательства, обеспечение правовой основы и социального климата, способствующих эффективному функционированию рыночной экономики; 
. поддержка конкуренции и обеспечение сохранности рыночного механизма; 
. перераспределение доходов и материальных благ, направленное прежде всего на обеспечение социальных гарантии и защиту нуждающихся в ней различных общественных групп; 
. регулирование распределения ресурсов для изменения структуры национального продукта; 
. стабилизация экономики в условиях колебания экономической конъюнктуры, а также стимулирование экономического роста; 
. предпринимательская деятельность.

Все эти  функции, с одной стороны, направлены на поддержание и облегчение функционирования рыночной экономики, а с другой —  на корректировку и модификацию  действий рыночной системы, включая  нейтрализацию ее негативных сторон.

Представленный  перечень экономических функций  государства свидетельствует, что  его экономическая роль отнюдь не сводится к руководству государственным  сектором экономики, т. е. к предпринимательской  деятельности в рамках определенной группы предприятий, собственником  которых оно является. Экономическая  роль государства предполагает его  деятельность по регулированию экономики  в целом, всех его секторов как  единой системы. Следовательно, разгосударствление и приватизация, как правило, означающие количественное сокращение государственного сектора экономики, может сопровождаться как ослаблением регулирующей роли государства, так и ее усилением  и расширением выполняемых им экономических функций.

В процессе перехода от тотального  государственного хозяйства к смешанной экономике существенные изменения претерпевают не только функции и направления государственного воздействия на экономику, но и методы такого воздействия. Как известно, существуют две группы методов государственного регулирования: прямые (административные) и косвенные (экономические). И хотя в ряде конкретных случаев такое их деление оказывается в значительной мере условным, а иногда его просто бывает трудно провести, в целом же при анализе данной проблемы его использование полезно и целесообразно.

Финансовые  и кредитные методы государственного регулирования экономики при  их рассмотрении в комплексе образуют денежно кредитную политику государства; под ней понимается «совокупность  мер экономического регулирования  денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивости экономического роста путем воздействия  на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические последствия» [20, c. 302]. Рассмотрению основополагающих аспектов данных методов регулирования экономики и посвящена предлагаемая работа.

Из приведенного определения следует, что денежно-кредитная  политика не является чем-то самодостаточным, она теснейшим образом связана  с прочими регулирующими функциями  государства (регулированием инвестиционной деятельности, бюджетно-налоговой политикой, системой поддержки малого предпринимательства  и т.д.). Однако комплексное решение указанных задач содержит в значительной степени и административные меры регулирования, поэтому детальное рассмотрение этих разделов в работе не предусматривается.

Целью данной работы является комплексное изучение финансовых и кредитных методов  государственного регулирования экономики. Реализация поставленной цели требует  решения следующих задач:

- изучения  теоретического наследия, оставленного  по данному вопросу представителями  различных экономических школ;

- ознакомление  с текущим состоянием дел в  мировой практике, в частности

– с отечественным  опытом проведения кредитно-денежной политики последних лет;

- рассмотрение  основных направлений реализации  этой политики на ближайшую перспективу.

 

Постановка  и последовательное решение данных задач определяет структуру работы. Рассмотрению каждой из них посвящена  отдельная глава.

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы денежно-кредитной  политики.

Денежно-кредитная  политика в настоящее время —  одна из форм косвенного воздействия  государства на экономику. Она основывается на теоретических представлениях ученых-экономистов  о роли денег в экономике и  их влиянии на основные макроэкономические параметры: экономический рост, занятость, цены, платежный баланс. В современных  теориях деньги все чаще рассматриваются  как активный фактор воспроизводственного процесса, а сама теория денег стала  важнейшей частью макроанализа.

Теория  денег (монетаристская теория) - раздел экономической теории изучающий  воздействие денег и денежно-кредитной  политики на состояние экономики в целом.

Проблема  государственного регулирования рыночной экономики, в том числе и методами денежно-кредитной политики, не имела  практического значения вплоть до 30-х  гг. XX в., пока экономику ведущих стран  Европы и 
Северной Америки не поразил разрушительный кризис.

 

 

 

 

 

 

    1. Представления о денежно-кредитном регулировании экономики различными экономическими школами

 

 

1.1.1 Неоклассическая школа

Экономисты  классической (неоклассической) школы  последней трети XIX — начала XX в. свято верили в эффективную саморегулирующуюся и саморазвивающуюся рыночную экономику, отрицали необходимость широкомасштабного  государственного вмешательства в  экономические процессы, а деньги рассматривали лишь как оболочку для номинального выражения реальных величин, таких, как выпуск продукции, доходы, инвестиции и пр.

Они считали, что реальный объем производства определяется имеющимися у общества основными факторами производства: трудовыми ресурсами, производственными  мощностями, природными ресурсами, т. е. факторами, изменяющимися лишь в  долгосрочном периоде. В частности, многие экономисты этой школы полагали, что объем производства и скорость обращения денег имеют тенденцию  стремиться к естественному уровню и не зависят от воздействия денег  и денежной политики. Изменение количества денег в экономике способно оказать  влияние лишь на уровень внутренних цен. 
Придерживаясь количественной теории денег, существенный вклад в модернизацию которой внес видный представитель математической школы И. Фишер (1867 — 1947 гг.). В экономической теории хорошо известно математическое уравнение обмена И. Фишера MV = PQ, где М — количество денег в обращении. V— скорость обращения денег, Р — уровень цены. Q — уровень реального объема производства. В этом уравнении MV характеризует предложение денег в экономике, PQ - спрос на деньги.

Неоклассики доказывали, что пропорциональное изменение  номинального количества денег вызовет  лишь пропорциональное изменение абсолютного  уровня цен. Поэтому они делали вывод  о неэффективности денежной политики и призывали правительство заботиться прежде всего о сбалансированном государственном бюджете, не допуская его дефицита.

Мировой экономический кризис 1929-—1933 гг. поставил под сомнение основные положения  неоклассической теории, которая  фактически исключала возможность  затяжных кризисов и вынужденной  безработицы в рыночной экономике. Он обнаружил также, что классическая количественная теория денег и цен, оперирующая на долгосрочных временных  интервалах, оказалась неспособной  разрешить проблемы, вызванные кризисом. Для борьбы с безработицей правительства  США. Великобритании и других развитых государств стали использовать меры государственного регулирования, не вписывающиеся в ортодоксальную неоклассическую доктрину.

 

 

      1. Кейнсианская модель денежно-кредитного регулирования.

Наиболее  известным теоретическим обоснованием широкомасштабного государственного вмешательства в рыночную экономику стала книга Дж. Кейнса "Общая теория занятости, процента и денег" (1936 г.). Кейнс произвел настоящую революцию в макроэкономике, радикально изменившую взгляды экономистов и правительства на деловые циклы и экономическую политику.

Новая экономическая  теория исходила из того, что современная  рыночная экономика, автоматически  стремясь к равновесию, может попасть  в состояние равенства совокупного  спроса и совокупного предложения, при котором фактический выпуск продукции оказывается гораздо  ниже потенциального и значительная часть рабочей силы состоит из вынужденно безработных.

В отличие  от классиков Дж. Кейнс считал[1], что экономика надолго может "застрять" в ситуации низкого выпуска и хронической безработицы, поскольку вследствие негибкости цен и заработной платы отсутствует механизм, посредством которого быстро восстанавливалась бы полная занятость и обеспечивалось полное использование производственных мощностей.

Причину попадания экономики в ловушку  равновесия в условиях неполной занятости  Дж. Кейнс видел в недостаточном совокупном спросе и считал, что правительство может воздействовать на состояние экономической активности, используя методы денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики для изменения совокупного спроса[2].

В кейнсианской теории совокупного спроса решающее значение отводится инвестиционному  спросу. Колебания в инвестициях  вследствие действия эффекта мультипликатора  вызовут большие изменения в  производстве и занятости. Среди  важнейших факторов, определяющих уровень  инвестиций в экономике, Дж. Кейнс выделяет процентную ставку, поскольку последняя представляет собой издержки получения кредита для финансирования инвестиционных проектов. Рост процентной ставки при прочих равных условиях будет уменьшать уровень планируемых инвестиций, а следовательно, будут падать объем производства и занятость.

Цепь  функциональных зависимостей можно  выразить следующим образом: рост денежной массы вызывает падение процентной ставки, это приводит к росту инвестиций, а следовательно, дохода и занятости. Кейнс рассматривал влияние процентной ставки на инвестиционную политику как рычаг, посредством которого условия денежного обращения воздействуют на экономику в целом. Вот почему анализ денежною рынка, где в результате взаимодействия спроса и предложения денег устанавливается процентная ставка, является важной составной частью кейнсианской теории. Раскрывая механизм изменения процентной ставки, Дж. Кейнс отверг классическую количественную теорию спроса на деньги и представил свою точку зрения, согласно которой деньги — один из видов богатства, а желание хозяйствующих субъектов хранить часть активов в форме денег определяется так называемым предпочтением ликвидности.

Информация о работе Денежно-кредитная политика в переходной экономике России