Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 13:43, контрольная работа
Начало 90-х годов характеризовалось многочисленными инициативами правительств зарубежных стран и международных организаций, в первую очередь европейских, по развитию связей с Россией, в том числе посредством оказания безвозмездной гуманитарной и технической помощи. По объему выделяемых средств на эти программы первое место занимает организация, объединяющая большинство европейских стран, – Европейский союз.
Введение …………………………………………………….…………………………….3
1 Деятельность Европейского союза в России по программе ТАСИС
1.1 Европейский союз и его главные органы управления………...…………..4
1.2 Стратегия Евросоюза и его программы ТАСИС в РФ …………………6
1.3 Нормативные правовые акты, регулирующие сотрудничество Российской Федерации с Европейским союзом ………………………………11
1.4 Реализация программы ТАСИС в Российской Федерации ……..……15
1.4.1 Индикативные программы ………………………………….…….15
1.4.2 Национальные программы ……………………………………….16
1.4.3 Международные программы ……………………………….…….20
1.5 Оценка результатов программы ТАСИС в Российской Федерации
1.5.1 Оценка Счетной палаты Российской Федерации ……….………22
1.5.2 Стратегии Европейского союза в России и организация программы ТАСИС ………………………………………………………….……..….25
1.5.3 Особенности финансирования проектов и программ ТАСИС ……………………………………………………………....……26
1.5.4 Подготовка кадров, проведение семинаров и конференций ……..28
1.6 Основные результаты сотрудничества Cчетной палаты Российской Федерации и Европейской счетной палаты ……………………………..……29
2 Структурно-логическая схема «ТАСИС» ………………………………………36
Заключение ……………………………………………………………………….……37
Библиографический список ………………………………………………..…………42
В настоящее время программная деятельность ТАСИС определяется Индикативной программой регионального сотрудничества на 2004-2006 годы, одобренной Европейской комиссией 11 апреля 2003 года.
Главной целью новой Индикативной программы провозглашается развитие сотрудничества стран, которое должно дополнять национальные программы, улучшать взаимодействие Евросоюза с другими донорами для решения таких задач, как сохранение водных и лесных ресурсов, биоразнообразия, а также по проблемам изменения климата; оказывать содействие торговле и привлечению инвестиций посредством расширения межгосударственного сотрудничества в таких областях, как энергетика, транспорт, информатика и усиление приграничного сотрудничества в области борьбы с организованной преступностью и с терроризмом, а также упорядочивать миграцию населения.
Большой
раздел этой программы посвящен сравнительному
анализу состояния экономики и ее динамике
в странах бывшего Советского Союза, демографической
ситуации, состоянию окружающей среды,
здравоохранению. Кроме того, в ней содержится
информация о финансировании региональных
проектов в странах СНГ международными
организациями такими, как ПРООН (Программа
развития ООН), Всемирный банк, ЕБРР, а
также на двусторонней основе со странами
Евросоюза, Японией, США, Канадой и другими.
По данным Европейской комиссии, на реализацию национальных программ ТАСИС в Российской Федерации, начиная в период с 1991 по 2003 год включительно, было выделено 1684 млн. евро.
Выделение
средств ЕС для финансирования национальных
программ в Российской Федерации (1991-2003
годы) представлено в таблице 2:
Таблица 2 – Финансирование национальных программ в Российской Федерации
(млн. евро)
|
Таблица показывает, что наиболее крупные ассигнования были выделены на поддержку развития частного сектора экономики (22%), а также на институциональную и правовую реформы (20%). Третье место (18%) занимают проекты, связанные с развитием инфраструктуры (проекты в области энергетики, транспорта, телекоммуникаций).
Обращает
на себя внимание, что Евросоюз, начиная
с 2002 года, прекратил финансирование проектов
по энергетике, транспорту, телекоммуникациям,
а также по сельскому хозяйству. Кроме
того, отмечалось постепенное сокращение
на этот компонент программной деятельности
с 212 млн. евро в 1991 году до 103 млн. евро в
2003 году. Ниже приводится ряд наиболее
крупных проектов ТАСИС в регионах Российской
Федерации (2000-2004 годы):
Таблица
3 – Наиболее крупных проектов ТАСИС
в регионах Российской Федерации (2000-2004
годы)
|
Как видно из таблицы, наиболее крупные ассигнования (24 млн. евро) были выделены на проект по строительству в Санкт-Петербурге завода по переработке отходов для снижения уровня загрязнения Балтийского моря мощностью в 68 т/день. Данный проект, в известной мере, является исключением, поскольку предусматривает не только преимущественное оказание консультационной помощи, но и непосредственное финансирование строительства крупного предприятия.
Второе место по сумме выделенных средств занимает проект по оказанию консультационного содействия Российскому союзу промышленников и предпринимателей, в рамках которого была оказана помощь 25 крупным российским предприятиям по повышению эффективности их работы.
Прослеживается высокий уровень получателя технического содействия в лице Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в объеме 3 млн. евро для разработки Федерального лесного кодекса, проведения семинаров и конференций для «региональных лидеров» в Москве, Вологде и Великом Новгороде, а также создания учебников и руководств для представителей региональных властей.
В соответствии с программой ТАСИС предполагалось, что содействие в период 2004-2006 годов будет сконцентрировано на проектах по четырем главным направлениям, на которые предполагается выделить 397 млн. евро.
|
В программу ТАСИС включены так называемые малые проекты, объемы финансирования которых колеблются от 100 тыс. до 600 тыс. евро, в то время как стоимость других проектов составляет около 2 млн. евро. Малые проекты разделяются на 3 группы: проекты по «институциональному развитию», которое осуществляется посредством проведения краткосрочной экспертной поддержки «структур, связанных с принятием политических решений, и на более долгосрочной основе органами на федеральном и местном уровнях»; поддержка инвестиций; развитие «человеческих ресурсов», которые можно разделить на две группы: ТЕМПУС – для поддержки вузов посредством развития связей с аналогичными учреждениями государств-членов Евросоюза и программу подготовки управленческих кадров.
Программа БИСТРО осуществляет поддержку малых проектов технического содействия (сбор данных, анализ, выбор решений, осуществление проекта, распространение результатов). На выделенные средства (по отобранному проекту) Европейская комиссия нанимает подрядчика из стран Евросоюза, который будет осуществлять этот проект.
Основной
компонент программы ТАСИС – предоставление
консультационных услуг организациями
государств-членов Евросоюза, на которые
выделяется около 80% бюджетных средств.
К сопутствующим расходам относятся финансирование
подготовки кадров, проведение семинаров
и конференций (10%), а оставшиеся средства
(около 10%) предназначаются для поставок
материально-технических средств. С точки
зрения большинства российских получателей
содействия средства ТАСИС целесообразно
распределять в обратной пропорции.
Как
отмечалось выше, в дополнение к
национальным программам действий Европейский
союз финансирует ряд международных
программ ТАСИС, в которых участвует
Российская Федерация. Данные о средствах,
выделяемых Евросоюзом на реализацию
международных программ ТАСИС, приведены
в таблице 4:
Таблица 4 – Реализация международных программ ТАСИС
(млн. евро)
|
В документах Евросоюза в международных программах ТАСИС не выделяется доля средств, предназначенная для России. Однако указывается, что она составляет около 50% от объема этих ассигнований. В имеющихся в нашем распоряжении материалах не содержатся сводные данные об объемах средств, выделенных на финансирование международных программ ТАСИС на последующие годы.
Указанные программы являются составной частью приграничного сотрудничества ТАСИС, охватывающего Россию, Беларусь, Украину и Молдову (ранее было выделено 110 млн. евро). Из этой суммы 50% средств, по данным Евросоюза, предназначены для проектов в северо-западных регионах России, в основном, в Калининградской области. Евросоюз предполагает в будущем расширить финансирование проектов технического содействия в рамках Специальной программы для Калининградской области, включая приграничное сотрудничество. Особое внимание при этом будет уделяться проблемам сокращения уровня загрязнения источников питьевой воды и трансграничного загрязнения рек.
Украина занимала второе место после России по объему ассигнований на приграничное сотрудничество (более чем 20%), а Молдова и Беларусь получили каждая немногим более 10% от общего объема средств, выделенных на эти цели. Также подчеркивается, что в период 2000-2006 годов размеры финансирования будут строиться на оценке таких важных элементов, как соблюдение демократических принципов и прав человека также как и на соблюдении Соглашения о партнерстве и сотрудничестве с указанными странами.
В отношении финансирования международных программ Европейская комиссия предполагает сосредоточить свое внимание на трех областях сотрудничества:
-
развитие приграничных
-
охрана окружающей среды,
-
борьба с незаконным
Суммарные
данные об объемах средств, выделенных
на финансирование программы ТАСИС
на территории Российской Федерации
или с ее участием, представлены
в таблице 5:
Таблица 5 – Суммарные данные об объемах средств, выделенных на финансирование программы ТАСИС на территории Российской Федерации или с ее участием
(млн. евро)
|
Информация о работе Деятельность Евросоюза в России по программе ТАСИС