Деятельность Евросоюза в России по программе ТАСИС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 13:43, контрольная работа

Краткое описание

Начало 90-х годов характеризовалось многочисленными инициативами правительств зарубежных стран и международных организаций, в первую очередь европейских, по развитию связей с Россией, в том числе посредством оказания безвозмездной гуманитарной и технической помощи. По объему выделяемых средств на эти программы первое место занимает организация, объединяющая большинство европейских стран, – Европейский союз.

Содержание

Введение …………………………………………………….…………………………….3
1 Деятельность Европейского союза в России по программе ТАСИС
1.1 Европейский союз и его главные органы управления………...…………..4
1.2 Стратегия Евросоюза и его программы ТАСИС в РФ …………………6
1.3 Нормативные правовые акты, регулирующие сотрудничество Российской Федерации с Европейским союзом ………………………………11
1.4 Реализация программы ТАСИС в Российской Федерации ……..……15
1.4.1 Индикативные программы ………………………………….…….15
1.4.2 Национальные программы ……………………………………….16
1.4.3 Международные программы ……………………………….…….20
1.5 Оценка результатов программы ТАСИС в Российской Федерации
1.5.1 Оценка Счетной палаты Российской Федерации ……….………22
1.5.2 Стратегии Европейского союза в России и организация программы ТАСИС ………………………………………………………….……..….25
1.5.3 Особенности финансирования проектов и программ ТАСИС ……………………………………………………………....……26
1.5.4 Подготовка кадров, проведение семинаров и конференций ……..28
1.6 Основные результаты сотрудничества Cчетной палаты Российской Федерации и Европейской счетной палаты ……………………………..……29
2 Структурно-логическая схема «ТАСИС» ………………………………………36
Заключение ……………………………………………………………………….……37
Библиографический список ………………………………………………..…………42

Вложенные файлы: 1 файл

мировая экономика (ТАСИС).doc

— 354.50 Кб (Скачать файл)
     
      1. Индикативные  программы
 

     В настоящее время программная  деятельность ТАСИС определяется Индикативной программой регионального сотрудничества на 2004-2006 годы, одобренной Европейской комиссией 11 апреля 2003 года.

     Главной целью новой Индикативной программы  провозглашается развитие сотрудничества стран, которое должно дополнять  национальные программы, улучшать взаимодействие Евросоюза с другими донорами для решения таких задач, как сохранение водных и лесных ресурсов, биоразнообразия, а также по проблемам изменения климата; оказывать содействие торговле и привлечению инвестиций посредством расширения межгосударственного сотрудничества в таких областях, как энергетика, транспорт, информатика и усиление приграничного сотрудничества в области борьбы с организованной преступностью и с терроризмом, а также упорядочивать миграцию населения.

     Большой раздел этой программы посвящен сравнительному анализу состояния экономики и ее динамике в странах бывшего Советского Союза, демографической ситуации, состоянию окружающей среды, здравоохранению. Кроме того, в ней содержится информация о финансировании региональных проектов в странах СНГ международными организациями такими, как ПРООН (Программа развития ООН), Всемирный банк, ЕБРР, а также на двусторонней основе со странами Евросоюза, Японией, США, Канадой и другими. 
 

      1. Национальные  программы
 

     По  данным Европейской комиссии, на реализацию национальных программ ТАСИС в Российской Федерации, начиная в период с 1991 по 2003 год включительно, было выделено 1684 млн. евро.

     Выделение средств ЕС для финансирования национальных программ в Российской Федерации (1991-2003 годы) представлено в таблице 2: 

Таблица 2 – Финансирование национальных программ в Российской Федерации

     (млн.  евро)

Цели  проектов 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 1991-2003 гг.
сумма      %
Институциональная, правовая и административная реформы 46 24 16 30 15 28 28 17 26 323 20
Частный сектор и содействие экономическому развитию 41 31 29 31 18 14 19 18 17,5 369,5 22
Смягчение социальных последствий переходного  периода 7 10 11 3 7 6 16 32,5 24 115,5 7
Развитие  инфраструктуры (энергетика, транспорт) 35 23 24 20 14 - 3 - - 305 18
Защита  окружающей среды, управление природными ресурсами - 6 5 10 8 4 - 4 3 46 3
Экономическое развитие сельского хозяйства 17 10 13 9 5 - - - - 153 9
Программы малых проектов (кроме ТЕМПУС) 4 21 27 24 20 35 20 16,5 22,5 222 14
ТЕМПУС 11 8 8 13 11 11 10 10 10 107 7
Всего 161 133 133 140 98 98 96 98 103 1684 100

 

 

     Таблица показывает, что наиболее крупные  ассигнования были выделены на поддержку  развития частного сектора экономики (22%), а также на институциональную и правовую реформы (20%). Третье место (18%) занимают проекты, связанные с развитием инфраструктуры (проекты в области энергетики, транспорта, телекоммуникаций).

     Обращает  на себя внимание, что Евросоюз, начиная с 2002 года, прекратил финансирование проектов по энергетике, транспорту, телекоммуникациям, а также по сельскому хозяйству. Кроме того, отмечалось постепенное сокращение на этот компонент программной деятельности с 212 млн. евро в 1991 году до 103 млн. евро в 2003 году. Ниже приводится ряд наиболее крупных проектов ТАСИС в регионах Российской Федерации (2000-2004 годы): 

     Таблица 3 – Наиболее крупных проектов ТАСИС в регионах Российской Федерации (2000-2004 годы) 

 
Название
млн. евро Сроки Получатель
Сеть центров поддержки малого и среднего бизнеса 1,5 январь 2003 года – январь 2004 года Российский  центр поддержки

малого  и среднего бизнеса

Развитие  независимости региональных СМИ 2,0 июнь 2002 года –  июнь 2004 года Российский  союз журналистов
Завод по переработке отходов в Санкт-Петербурге (строительство) 24,0 2003-2005 годы Водоканал Санкт-Петербурга
Управление  муниципальными услугами 2,0 декабрь 2001 года – декабрь 2003 года Минэкономразвития России
Охрана  окружающей среды в Тимано-Печорском  регионе 2,0 апрель 2001 года – апрель 2003 года Минэнерго России,

администрация Ненецкого АО, правительство Республики Коми

Реформа системы аудита в России 2,0 январь 2001 года – март 2003 года Минфин России
Программа реструктуризации предприятий 5,9 март 2000 года – декабрь 2002 года Российский  союз промышлен-ников и предпринимателей
Экономическое развитие в регионах и антикризисное  управление 3,0 январь 2000 года – март 2003 года Совет Федерации  Федерального Собрания Российской Федерации

 

 

     Как видно из таблицы, наиболее крупные ассигнования (24 млн. евро) были выделены на проект по строительству в Санкт-Петербурге завода по переработке отходов для снижения уровня загрязнения Балтийского моря мощностью в 68 т/день. Данный проект, в известной мере, является исключением, поскольку предусматривает не только преимущественное оказание консультационной помощи, но и непосредственное финансирование строительства крупного предприятия.

     Второе  место по сумме выделенных средств  занимает проект по оказанию консультационного  содействия Российскому союзу промышленников и предпринимателей, в рамках которого была оказана помощь 25 крупным российским предприятиям по повышению эффективности их работы.

     Прослеживается  высокий уровень получателя технического содействия в лице Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в объеме 3 млн. евро для разработки Федерального лесного кодекса, проведения семинаров и конференций для «региональных лидеров» в Москве, Вологде и Великом Новгороде, а также создания учебников и руководств для представителей региональных властей.

     В соответствии с программой ТАСИС  предполагалось, что содействие в период 2004-2006 годов будет сконцентрировано на проектах по четырем главным направлениям, на которые предполагается выделить 397 млн. евро.

 

 
Программа
Цели и задачи млн. евро
Институциональная, правовая и административная реформы Поддержка правовой реформы, подготовка кадров, образование, борьба с организованной преступностью  и терроризмом, а также различные  аспекты миграции населения 122
Поддержка приватизации и содействие экономическому развитию Развитие торговли, привлечение внутренних и внешних  инвестиций посредством введения международных  стандартов и внедрения передового опыта в практику обеспечения  конкуренции, управления, бухгалтерского учета, аудита 120
Адресная  поддержка социальных последствий  переходного периода Поддержка социальных реформ и муниципальных служб  с целью смягчения социальных последствий реструктуризации экономики, сокращение социального неравенства  и улучшение предоставления первичных услуг муниципальными службами 125
Ядерная безопасность Усиление безопасности и системы предупредительных  мер на атомных электростанциях  и при хранении ядерных отходов 30
Итого   397

 

 

     В программу ТАСИС включены так  называемые малые проекты, объемы финансирования которых колеблются от 100 тыс. до 600 тыс. евро, в то время как стоимость других проектов составляет около 2 млн. евро. Малые проекты разделяются на 3 группы: проекты по «институциональному развитию», которое осуществляется посредством проведения краткосрочной экспертной поддержки «структур, связанных с принятием политических решений, и на более долгосрочной основе органами на федеральном и местном уровнях»; поддержка инвестиций; развитие «человеческих ресурсов», которые можно разделить на две группы: ТЕМПУС – для поддержки вузов посредством развития связей с аналогичными учреждениями государств-членов Евросоюза и программу подготовки управленческих кадров.

     Программа БИСТРО осуществляет поддержку малых  проектов технического содействия (сбор данных, анализ, выбор решений, осуществление проекта, распространение результатов). На выделенные средства (по отобранному проекту) Европейская комиссия нанимает подрядчика из стран Евросоюза, который будет осуществлять этот проект.

     Основной  компонент программы ТАСИС – предоставление консультационных услуг организациями государств-членов Евросоюза, на которые выделяется около 80% бюджетных средств. К сопутствующим расходам относятся финансирование подготовки кадров, проведение семинаров и конференций (10%), а оставшиеся средства (около 10%) предназначаются для поставок материально-технических средств. С точки зрения большинства российских получателей содействия средства ТАСИС целесообразно распределять в обратной пропорции. 

      1. Международные программы
 

     Как отмечалось выше, в дополнение к  национальным программам действий Европейский  союз финансирует ряд международных  программ ТАСИС, в которых участвует  Российская Федерация. Данные о средствах, выделяемых Евросоюзом на реализацию международных программ ТАСИС, приведены в таблице 4:  

Таблица 4 – Реализация международных программ ТАСИС

     (млн.  евро)

Программы 1991 г. 1992 г. 1993 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 1991-2001 гг.
Региональные  и другие программы 25 12 35 29 27 31 27 27 21 17 23 274
Ядерная безопасность 27 30 44 33 30 40 34 17 12 33 19 319
Координация доноров - 28 10 10 20 25 27 28 28 32 30 238
Поддержка реализации программ 3 12 6 11 12 19 18 106 17 18 18 150
Итого 55 82 95 83 89 115 106 88 78 100 90 981

 

 

     В документах Евросоюза в международных программах ТАСИС не выделяется доля средств, предназначенная для России. Однако указывается, что она составляет около 50% от объема этих ассигнований. В имеющихся в нашем распоряжении материалах не содержатся сводные данные об объемах средств, выделенных на финансирование международных программ ТАСИС на последующие годы.

     Указанные программы являются составной частью приграничного сотрудничества ТАСИС, охватывающего Россию, Беларусь, Украину  и Молдову (ранее было выделено 110 млн. евро). Из этой суммы 50% средств, по данным Евросоюза, предназначены для проектов в северо-западных регионах России, в основном, в Калининградской области. Евросоюз предполагает в будущем расширить финансирование проектов технического содействия в рамках Специальной программы для Калининградской области, включая приграничное сотрудничество. Особое внимание при этом будет уделяться проблемам сокращения уровня загрязнения источников питьевой воды и трансграничного загрязнения рек.

     Украина занимала второе место после России по объему ассигнований на приграничное сотрудничество (более чем 20%), а Молдова и Беларусь получили каждая немногим более 10% от общего объема средств, выделенных на эти цели. Также подчеркивается, что в период 2000-2006 годов размеры финансирования будут строиться на оценке таких важных элементов, как соблюдение демократических принципов и прав человека также как и на соблюдении Соглашения о партнерстве и сотрудничестве с указанными странами.

     В отношении финансирования международных программ Европейская комиссия предполагает сосредоточить свое внимание на трех областях сотрудничества:

     - развитие приграничных структур  по транспорту, энергетике и телекоммуникациям;

     - охрана окружающей среды, включая  борьбу с загрязнением воды  и воздуха;

     - борьба с незаконным распространением  наркотиков, «отмыванием» денег  и нелегальным перемещением людей.

     Суммарные данные об объемах средств, выделенных на финансирование программы ТАСИС  на территории Российской Федерации  или с ее участием, представлены в таблице 5: 

     Таблица 5 – Суммарные данные об объемах средств, выделенных на финансирование программы ТАСИС на территории Российской Федерации или с ее участием

     (млн.  евро)

Программы 1991 г. 1992 г. 1993 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. Итого
Национальные  программы* 212 111 151 150 161 133 133 140 98 98 96 1483
Международные программы* 55 82 95 83 89 115 106 88 78 100 90 981
Всего 267 193 246 233 250 248 239 228 176 198 186 2464

Информация о работе Деятельность Евросоюза в России по программе ТАСИС