Деятельность Евросоюза в России по программе ТАСИС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 13:43, контрольная работа

Краткое описание

Начало 90-х годов характеризовалось многочисленными инициативами правительств зарубежных стран и международных организаций, в первую очередь европейских, по развитию связей с Россией, в том числе посредством оказания безвозмездной гуманитарной и технической помощи. По объему выделяемых средств на эти программы первое место занимает организация, объединяющая большинство европейских стран, – Европейский союз.

Содержание

Введение …………………………………………………….…………………………….3
1 Деятельность Европейского союза в России по программе ТАСИС
1.1 Европейский союз и его главные органы управления………...…………..4
1.2 Стратегия Евросоюза и его программы ТАСИС в РФ …………………6
1.3 Нормативные правовые акты, регулирующие сотрудничество Российской Федерации с Европейским союзом ………………………………11
1.4 Реализация программы ТАСИС в Российской Федерации ……..……15
1.4.1 Индикативные программы ………………………………….…….15
1.4.2 Национальные программы ……………………………………….16
1.4.3 Международные программы ……………………………….…….20
1.5 Оценка результатов программы ТАСИС в Российской Федерации
1.5.1 Оценка Счетной палаты Российской Федерации ……….………22
1.5.2 Стратегии Европейского союза в России и организация программы ТАСИС ………………………………………………………….……..….25
1.5.3 Особенности финансирования проектов и программ ТАСИС ……………………………………………………………....……26
1.5.4 Подготовка кадров, проведение семинаров и конференций ……..28
1.6 Основные результаты сотрудничества Cчетной палаты Российской Федерации и Европейской счетной палаты ……………………………..……29
2 Структурно-логическая схема «ТАСИС» ………………………………………36
Заключение ……………………………………………………………………….……37
Библиографический список ………………………………………………..…………42

Вложенные файлы: 1 файл

мировая экономика (ТАСИС).doc

— 354.50 Кб (Скачать файл)

 

 

     В целом, каких-либо принципиальных расхождений  в общей характеристике оценки результатов проверок проектов ТАСИС, проведенных параллельно Европейской счетной палатой и Счетной палатой Российской Федерации, не отмечается.

     Иллюстрацией  возможностей и ограничений технической  помощи Евросоюза может служить  пример высокоприоритетной для Евросоюза и сравнительно хорошо финансируемой программы по безопасности использования атомной энергии. Интерес представляет «Специальный отчет Европейской счетной палаты №25/98 относительно операций, предпринятых Европейским союзом в области безопасного использования атомной энергии в Центральной и Восточной Европе и в новых независимых государствах СНГ (в период с 1990 по 1997 год), сопровождаемые откликами Европейской комиссии», а также аналогичные материалы проверок 2000 года.

     В этих документах подчеркивается, что данная проблема занимает одно из центральных мест в программах технической помощи Евросоюза, особенно в свете аварии на Чернобыльской АЭС, которая явилась, по мнению западных экспертов, следствием «недостатков в конструкции советских атомных реакторов».

     Главная цель программ ТАСИС и ФАРЕ (техническая  помощь бывшим социалистическим странам  Восточной Европы), также как и  других международных организаций  состоит в оказании помощи в обеспечении  уровня безопасности на предприятиях атомной энергетики в соответствии с международными стандартами. При этом подчеркивается, что «…доноры никогда не берут на себя ответственности, и их цели всегда ограничиваются оказанием помощи реципиентам нести самим свою ответственность в этой области». При планировании программы органы управления Евросоюза, как отмечается в отчете, исходили из того, что Европейская комиссия никогда не сможет выделить 50-60 млрд. ЭКЮ, необходимых для обеспечения безопасного использования 65 атомных реакторов в странах Восточной Европы и бывшего Советского Союза, т. к. на эти цели она может ассигноваться только 100 млн. ЭКЮ в год, причем, в основном, в виде консультационно-технической помощи (правила ФАРЕ и ТАСИС строго ограничивают выделение средств для инвестиций).

     По  мнению Европейской счетной палаты, среди факторов, приводящих к замедлению разработки проектов по безопасности использования атомной энергии в странах-получателях, было отсутствие «прозрачности» в вопросах атомной энергетики. Кроме того, затрудняло взаимопонимание между партнерами то, что «получатели зачастую предпочитали передачу им оборудования другим аспектам развития культуры безопасности» на атомных объектах, что неоднократно приводило к отказу от завершения уже начатых работ. Вследствие этого из выделенных в 1990-1997 годах на программы безопасности в странах Восточной Европы и СНГ 786 млн. ЭКЮ было освоено только 307 млн. ЭКЮ.

     В материалах Европейской счетной  палаты, опубликованных в 2000 году, по результатам  второго этапа проверок реализации программы ТАСИС в области  безопасного использования атомной энергии упоминается ряд факторов, которые отрицательно сказывались на эффективности, как отдельных проектов, так и всей программы. В адрес Европейской комиссии была высказана серия замечаний. Проблемы возникали из-за отсутствия четкого распределения функций между структурными подразделениями штаб-квартиры Евросоюза и агентствами, осуществляющими различные закупки для нужд проектов ТАСИС. Были отмечены случаи, когда консультанты ТАСИС нарушали правила и процедуры проведения конкурсных торгов на закупки товаров и услуг, что «могло привести к риску возникновения конфликтов интересов»; не были разработаны индикаторы, позволяющие оценить прогресс в разработке и внедрении стандартов безопасности в атомной энергетике на уровне европейских. Помимо этого были отмечены недостатки в работе в странах-получателях содействия, в том числе слабая координация действий представителей ТАСИС с органами исполнительной власти; задержки платежей, иногда значительные, местным организациям за выполнение работ по проектам. Комиссии было рекомендовано обратить внимание на необходимость укомплектования органов управления проектов квалифицированными специалистами (это подтверждает справедливость далеко не единичных претензий российских получателей содействия в адрес руководства ТАСИС за недостаточную подготовленность иностранных консультантов для работы в России).

     Интерес представляет оценка Европейской счетной  палатой действий российских получателей  содействия. Приводятся примеры прекращения  проектов вскоре после начала их реализации, когда представители Евросоюза и других доноров убеждались в том, что получатели содействия не способны выполнять взятые на себя обязательства в соответствии с принятым графиком. Отмечалось, что «в отличие от многих других стран-получателей в России представителям Европейской счетной палаты предоставлялась полная информация о состоянии выполнения программы по безопасности на предприятиях атомной энергетики, но это не сопровождалось предоставлением информации о дальнейшем развитии этой работы». Недостатки программы в Российской Федерации, медленный процесс ее выполнения в 2000 году, по мнению аудиторов Евросоюза, были обусловлены частыми изменениями в структуре и функциях органов исполнительной власти и организаций-получателей помощи.

     Ежегодно России на выполнение проектов по обеспечению атомной безопасности Евросоюз выделяет 30-40 млн. евро, т. е. около половины объемов ассигнований на эти цели в других странах СНГ.

     Материалы по оценке результатов проектов ТАСИС  в области безопасного использования атомной энергии были рассмотрены на заседании Рабочей встречи представителей Счетной палаты Российской Федерации и Европейской счетной палаты 16 ноября 2005 года.

     Рабочая встреча была проведена на базе Счетной  палаты Российской Федерации. В качестве исходных материалов для дискуссий Европейская счетная палата предложила использовать материалы своих аудиторских проверок по оценке деятельности Европейской комиссии по оказанию технической помощи странам Восточной Европы и СНГ по проблеме атомной безопасности.

     В программном выступлении председатель Рабочей встречи, аудитор Счетной  палаты Российской Федерации Н. И. Табачков, отметил важность проблемы безопасного  использования атомной энергии, подчеркнул, что вопросы обеспечения  безопасности на атомных электрических станциях занимают важное место в работе Счетной палаты Российской Федерации, которая систематически проводит оценки эффективности использования государственных средств на эти цели, в том числе кредитов правительств иностранных государств, иностранных банков и фирм, а также займов международных финансовых организаций и сообщил, что российская Счетная палата активно участвует в работе Комитета ИНТОСАИ по государственному долгу, объединяющего органы высшего финансового контроля многих стран мира, который в последние годы начал заниматься проблемой возникновения неожиданного государственного долга, поскольку одной из его наиболее частых причин являются аварии или их угроза на АЭС, а также проблемы захоронения радиоактивных материалов.

     Отмечена  положительная роль сотрудничества с Европейской счетной палатой, которое позволяет при сопоставлении результатов параллельных проверок проектов ТАСИС давать более полную и объективную оценку действиям, как иностранных исполнителей проектов, так и российских получателей помощи. Это дает возможность более эффективно не только фиксировать отдельные недостатки, но и выявлять системные факторы, снижающие эффективность технического сотрудничества России и Евросоюза.

     Было  отмечено, что при проведении проверок проектов ТАСИС Счетной палатой Российской Федерации потребовалась адаптация их методологии к характеру технического содействия. Контрольные мероприятия показали, что многие упущения со стороны российских организаций были обусловлены недостаточным знанием целей и задач Евросоюза в программе ТАСИС, а также ее регламентов. Наиболее частым недостатком является слишком медленный процесс разработки и реализации проектов, что неоднократно приводило к снижению степени актуальности проектов, устареванию оборудования и других материально-технических средств, предназначенных для поставок из-за рубежа. Указанные недостатки, а также несогласованность действий различных участников Программы приводят к тому, что возможности ТАСИС используются не в полной мере, о чем наглядно свидетельствует тот факт, что значительная часть выделенных средств остается неосвоенной.

     Помимо  этого, участники Рабочей встречи  обратили внимание на положительное  воздействие программы ТАСИС  на развитие международного сотрудничества не только в области обеспечения безопасности использования атомной энергии, но также по широкому спектру других социально-экономических проблем современности. Было высказано мнение, что программа ТАСИС, несмотря на безвозмездный характер, не является видом благотворительности.

     На  заседании Рабочей встречи также была отмечена, в целом, положительная роль Программы, в частности, ее полезность для атомной энергетики России, поскольку Программа открывает для России доступ к передовым технологиям, дает возможность экономить и более рационально использовать национальные материальные, финансовые и людские ресурсы. Благодаря ТАСИС, стало возможным обеспечить проведение мероприятий по повышению безопасности ряда российских энергетических объектов, получено оборудование, необходимое для модернизации системы безопасности, а также методическая документация. Все это способствовало общему повышению культуры безопасности на российских АЭС.

     В ходе проведения Рабочей встречи  стороны подтвердили намерение  оформить результаты параллельных проверок проектов ТАСИС в специальном коммюнике на русском и английском языках с последующим представлением Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и Европейскому парламенту в марте 2005 года.

     По  мнению представителей руководящего звена  счетных палат России и Евросоюза, обобщение итогов сотрудничества в совместном коммюнике вызовет широкий общественный резонанс и будет способствовать повышению ответственности, как российских получателей содействия, так и иностранных исполнителей контрактов, и тем самым обеспечивать более высокую эффективность программной деятельности. 

     

     

     

     

     

     

     

     

                                                                                              Безопасное использование

                                                                                              атомной энергии

Поддержка правовой и административной

реформ                                                                                                                                                      приграничное сотрудничество

Поддержка частного сектора экономики                                                                                              защита окружающей среды

                                                                                                                                                                    и сохранение природных ресурсов

Преодоление социальных последствий                                                                                                

переходного периода                                                                                                                               Развитие транспорта

     

     

                                                Программы

     

     

     

Главные органы управления Европейского союза

       
 
 

Нормативные правовые акты, регулирующие ТАСИС

     

       

       
 

     

     

       

     

     

       

       
 

     

     Рис.1  -  Структурно-логическая схема «ТАСИС»

Информация о работе Деятельность Евросоюза в России по программе ТАСИС