Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 13:16, дипломная работа
В данной курсовой работе основное место займет рассмотрение существующей финансовой и управленческой ситуации на предприятии, а также разработка мероприятий по адаптации, мотивации и организационной работы с персоналом. Одним из слабых мест предприятия является высокая текучесть персонала, которая приводит к вымыванию отдельных профессиональных и квалификационных групп рабочих, снижению эффективности деятельности предприятия.
ВВЕДЕНИЕ
1. Диагностика внутренней и внешней среды предприятия.
1.1. Оценка пищевой отрасли (производство молока и молокопродук-тов).
1.2. Оценка внутренней среды предприятия.
1.2.1 Оценка финансового состояния предприятия.
1.2.2 Оценка системы управления персоналом ОАО «Анучинский мо-лочный завод».
1.2.3 Оценка эффективности использования фонда рабочего времени. 27
1.2.4 Анализ производительности труда и фонда заработной платы 28
1.3. SWOT - анализ ОАО «Анучинский молочный завод».
1.4. PEST-анализ.
1.5. Анализ пяти конкурентных сил.
1.6. Стратегический SNW-анализ внутренней среды предприятия.
2. Разработка плана мероприятий по совершенствованию системы управления.
2.1 Мероприятия по адаптации персонала.
2.2 Мероприятия направленные на повышение мотивации персонала.
2.3 Разработка новых форм организации работы персонала.
3. Оценка результатов внедрения предложенных мероприятий.
3.1 Социальный эффект.
3.2 Экономический эффект.
Аббревиатура SWOT расшифровывается как «сильные стороны - слабые стороны – возможности – угрозы».
Бизнес предприятия
Таблица 1.21
SWOT – анализ ОАО «Анучинский молочный завод».
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1. Близость к источникам сырья. 2. Отсутствие транспортных 3. Экологически чистый район, из-за отсутствия работающих предприятий делающих вредные выбросы в окружающую среду, что прямо влияет на качество сырья (молока). 4. Высокое качество сырья и выпускаемой продукции. 5. Омоложение персонала 6. Достаточное количество 7. Наблюдается рост 8. Рост заработной платы. 9. Большой процент продукции выпускаемой из натурального сырья. 10. Постоянство поставок сырья. |
1. Ухудшающая конкурентная позиция. 2. Небольшой ассортимент 3. Недостаток оборудования для расширения ассортимента. 4. Плохая реклама. 5. Маленькие сроки хранения 6. Очень низкий уровень 7. Слабая мотивация труда работников, как следствие высокая текучесть персонала предприятия. 8. Сравнительно высокая 9. Отсутствие чёткой стратегии. 10. Большая удалённость от 11. Снижение финансовой устойчивос |
Возможности |
Угрозы |
1. Рефинансирование 2. Оптимизация ценообразования (повышение отпускных цен, при наращивании объёма продаж и, как результат, увеличение чистого дохода от продаж). 3. Привлечение инвесторов. 4.Переход к более эффективным стратегиям. 5.Приобретение современных 6 Развитие собственной сбытовой сети (включение звена розничной торговли), за счёт этого увеличение физического объёма продаж и цен ( переход от мелкооптовой к розничной цене), и выручки от реализации. 7. Диверсификация (производство молока и мяса). 8. Увеличение ассортимента 9. Увеличение доли выпуска 10. Рост доходов населения, |
1. Возрастающее конкурентное давл 2. Появление более дешевых технол 3.Неудовлетворённость 5.Выход на рынок новых 6. Возможность поглощения более крупной фирмой. 7. Выход на рынок товаров 8. Смена власти, как на местах так и в регионе, стране. |
Необходимо отметить, что возможности предприятия (в пункте Возможности, таблица 1.20) в SWOT – анализе представляют собой текущие резервы улучшения. Иначе говоря, перечисленные управленческие меры для реализации выявленных возможностей не имеют негативных побочных эффектов и оказывают прямое воздействие на результирующий показатель (изменение стоимости бизнеса / число и стоимость акций. На следующем этапе управленческого анализа спектр рассматриваемых управленческих решений гораздо шире, для этого необходима другая методика – методика PEST-анализа.
1.4 PEST-анализ ОАО «Анучинский молочный завод».
PEST-анализ – это анализ внешних факторов, влияющих на деятельность.
PEST- анализ – это инструмент, предназначенный для выявления политических (Policy), экономических (Economy), социальных (Society) и технологических (Technology) аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию компании. Политика изучается потому, что она регулирует власть, которая в свою очередь определяет среду компании и получение ключевых ресурсов для её деятельности. Основная причина изучения экономики это создание картины распределения ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием деятельности предприятия. Не менее важные потребительские предпочтения определяются с помощью социальной компоненты PEST-анализа. Последним фактором
является технологическая компонента. Целью её исследования принято считать выявление тенденций в технологическом развитии, которые зачастую являются причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых продуктов. Матрица данного анализа представлена в табл. 1.22:
Таблица 1.22
PEST-анализ тенденций, имеющих существенное значение для стратегии предприятия ОАО «Анучинский молочный завод»..
Политические факторы |
Экономические факторы |
Выборы на всех уровнях власти. Государственное регулирование конкуренции в отрасли. Финансирование Ужесточение госконтроля за деятельностью бизнес-субъектов и штрафные санкции. Несовершенство и сложность налоговой системы, приводящее к установлению высоких цен на производимую продукцию. Правительственная стабильность, единая государственная политика. Экологические проблемы. Прочее влияние государства в отрасли. |
Экономическая ситуация и тенденции (стабилизация, спад, подъём). Динамика ставки рефинансирования. Уровень инфляции. Налогообложение, определённое для продукта. Сезонность, влияние погоды. Динамика занятости населения. Платёжеспособный спрос Товаропроводящие цепи и дистрибуция. Основные внешние издержки: энергоносители; сырьё; транспорт; коммуникации. Потребности конечного пользователя. |
Социокультурные факторы |
Технологические факторы |
Изменения в базовых ценностях. Структура доходов и расходов. Нехватка квалифицированных Тенденции образа жизни (здоровый о.ж.) Экологический фактор. Изменения законодательства затрагивающие социальные факторы. Отношение к работе и отдыху. Мнения и отношение Принятие нового трудового кодекса. Изменения основных потребительских предпочтений на продукт. Реклама и связи с общественностью. |
Государственная технологическая политика. Значимые тенденции в области НИОКР. Финансирование исследований. Новые продукты. Замещающие технологии. Технологические изменения, имеющие существенное значение для продукта. Информация и коммуникации, влияние Интернета. Законодательство по технологиям. Появление новых рекламоносителей. Доступ к технологиям, лицензирование, патенты. |
По сути, все эти
факторы неподконтрольны
Непонимание властей, выражающееся в проведении неправильной экономической политики региона, может нести за собой пагубные последствия, как для предприятия так и для смежных предприятий, чья деятельность прямо или косвенно зависит от его деятельности, что соответственно отразится на экономике региона в целом. Поэтому руководителю предприятия нужно очень гибко подходить к вопросу об отношениях с властями и не допускать конфликтных ситуаций.
Экономический фактор является основным, так как он удовлетворяет основные потребности населения, и даёт возможности для функционирования и развития, как предприятия, так и региона в целом. Поэтому все указанные в табл. 1.22 экономические аспекты очень важны, и величина влияния каждого из них, изменяется в той или иной степени, в зависимости от изменяющейся ситуации остальных факторов: политических, социокультурных, технологических и наоборот.
1.5 Анализ пяти конкурентных сил.
Анализ конкурентной позиции
предприятия определяется с
Рисунок 1.2. Модель пяти конкурентных
сил: главный аналитический инструме
- потенциальным и проникающим в отрасль новым конкурентам, выпускающим подобные товары;
- угрозы со стороны
компаний выпускающих товары-
- предприятиям-конкурентам,
уже закрепившимся на
- воздействию продавцов, поставщиков основного сырья;
- воздействию покупателей (клиентов).
В условиях абсолютной конкуренции всегда существует опасность выхода на рынок новых конкурентов, поэтому руководству предприятия необходимо страховаться от потерь связанных с последствиями возникающими при этом. В данном случае предприятию нужно делать упор на рекламу именно качественного и экологически чистого продукта производимого из аналогичного сырья, а так же на удержание своих высокопрофессиональных кадров, чтобы конкуренты не смогли их перевербовать и тем самым не только ослабить предприятие, но и усилить своё производство, и свой престиж как работодателя.
Такой же метод
подойдёт и для конкуренции
внутри отрасли, так как
Конкуренция может обостриться из-за появления товаров, эффективно удовлетворяющих те же потребности, но несколько иным способом. Так конкуренцию производству сливочного масла может составить предприятие, выпускающее маргарин, у которого есть свои конкурентные преимущества: это диетический продукт с низким уровнем холестерина. Конкуренцию различным творожным массам и молоку, могут составить предприятия производящие продукты с идентичными названиями, но из сои. В этом направлении необходимо так же делать упор на непревзойдённые целебные и полезные качества натурального молока, а остальное сделает антиреклама гинетически-модифицированных соевых продуктов, которая всё чаще появляется в средствах массовой информации.
Предприятие конкурирует не только с себе подобными производителями, но и со своими контрагентами-поставщиками. Влиятельные могут оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на результаты бизнеса. В частности, поставщики могут повышать цену на свои товары и снижать качество поставляемого сырья. Но так как у молока есть заменитель: сухой концентрат – цена которого при получении 1 кг. восстановленного молока в полтора раза дешевле ( 1кг натурального молока – 12 руб., 1 кг сухого концентрата – 78 руб. при расходе 0,104кг. сухого молока на 1 кг. восстановленного получается – 8,13 руб. за кг.) этот фактор сдерживается. Ну а в идеальном варианте, предприятию нужно присоединить фирму-поставщика путём вертикальной интеграции, либо организовать своё дочернее предприятие такого же профиля.
Конкуренция со стороны покупателей выражается в давлении на цены, в целях их снижения, требованиях лучшего обслуживания и более высокого качества продукта, сталкивании конкурентов внутри отрасли друг с другом.
Сила воздействия покупателей зависит от степени важности продукции для них, от сплоченности и концентрированности группы потребителей, от степени однородности продукции и диапазона её применения, уровня информированности потребителей продукции и других факторов, что значительно влияет на активность персонала.
1.6 Стратегический SNW–анализ внутренней среды предприятия.
SNW-анализ это усовершенствованный анализ слабых и сильных сторон. SNW Strength (сильная сторона), Neutral (нейтральноя сторона), и Weakness (слабая сторона). В отличие от анализа слабых и сильных сторон SNW-анализ, так же предлагает среднерыночное состояние (N). Основная причина добавления нейтральной стороны является, то что «зачастую для победы в конкурентной борьбе может оказаться достаточным состояние, когда данная конкретная организация относительно всех своих конкурентов по всем кроме одной ключевым позициям находится в состоянии N, и только по одному в состоянии S».
Для составления SNW-анализа необходимо заполнить таблицу
1.23:
Таблица
1.23
SNW – анализ внутренней среды ОАО «Анучинский молочный завод».
№ п/п |
Наименование стратегии организации |
Качественная оценка позиции | ||
S сильная |
N нейтральная |
W слабая | ||
1 |
Стратегия организации |
+ | ||
2 |
Бизнес в целом |
+ | ||
3 |
Организационная структура |
+ |
||
4 |
Финансы как общее финансовое положение. В том числе: |
+ | ||
4.1 |
Финансы как состояние текущего баланса. |
+ | ||
4.2 |
Финансы как уровень бухгалтерского учёта. |
+ | ||
4.3 |
Финансы как финансовая структура. |
+ |
||
4.4 |
Финансы как доступность инвестиционных ресурсов (кредиты, размещение ценных бумаг и т.д.). |
+ |
| |
5 |
Продукт как конкурентоспособность (в целом). |
|
+ |
|
6 |
Структура затрат (уровень себестоимости) |
+ | ||
7 |
Дистрибуция, как система реализации продукта, в том числе: |
+ |
||
7.1 |
Как материальная структура |
+ |
||
7.2 |
Как умение торговать |
+ |
||
8 |
Информационная технология |
+ | ||
9 |
Инновации как способность к реализации на рынке новых продуктов. |
+ |
||
10 |
Способность к лидерству в целом ( как синтез субъективных и объективных факторов) В том числе: |
+ |
||
10.1 |
Способность к лидерству первого лица организации. |
+ |
||
10.2 |
Способность к лидерству всего персонала. |
+ | ||
10.3 |
Способность к лидерству как совокупность объективных факторов. |
+ | ||
11 |
Уровень производства (в целом), в том числе: |
+ |
||
11.1 |
Качество материальной базы |
+ |
||
11.2 |
Как качество инженеров (ключевых производственных специалистов). |
|
+ | |
11.3 |
Как качество рабочих (основное производство). |
+ | ||
12 |
Уровень маркетинга. |
+ | ||
13 |
Уровень менеджмента ( |
+ |
| |
14 |
Качество торговой марки. |
+ | ||
15 |
Качество персонала (в целом). |
+ | ||
16 |
Репутация на рынке. |
+ | ||
17 |
Репутация как работодателя. |
+ | ||
18 |
Отношения с органами власти (в целом), в том числе: |
+ |
||
18.1 |
С федеральным правительством. |
+ |
||
18.2 |
С правительством субъекта федерации. |
+ |
||
18.3 |
С органами местного |
+ | ||
18.4 |
С системой налогового контроля. |
+ | ||
19 |
Отношения с профсоюзами. |
- |
- |
- |
20 |
Отношения со смежниками (качество ключевых звеньев кооперационной сети организации). |
+ |
||
21 |
Инновации как исследования и разработки. |
+ | ||
22 |
Степень вертикальной интеграции. |
+ | ||
23 |
Корпоративная культура. |
+ | ||
24 |
Стратегические альянсы. |
+ |
Информация о работе Диагностика внутренней и внешней среды предприятия