Диагностика внутренней и внешней среды предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 13:16, дипломная работа

Краткое описание

В данной курсовой работе основное место займет рассмотрение существующей финансовой и управленческой ситуации на предприятии, а также разработка мероприятий по адаптации, мотивации и организационной работы с персоналом. Одним из слабых мест предприятия является высокая текучесть персонала, которая приводит к вымыванию отдельных профессиональных и квалификационных групп рабочих, снижению эффективности деятельности предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Диагностика внутренней и внешней среды предприятия.
1.1. Оценка пищевой отрасли (производство молока и молокопродук-тов).
1.2. Оценка внутренней среды предприятия.
1.2.1 Оценка финансового состояния предприятия.
1.2.2 Оценка системы управления персоналом ОАО «Анучинский мо-лочный завод».
1.2.3 Оценка эффективности использования фонда рабочего времени. 27
1.2.4 Анализ производительности труда и фонда заработной платы 28
1.3. SWOT - анализ ОАО «Анучинский молочный завод».
1.4. PEST-анализ.
1.5. Анализ пяти конкурентных сил.
1.6. Стратегический SNW-анализ внутренней среды предприятия.
2. Разработка плана мероприятий по совершенствованию системы управления.
2.1 Мероприятия по адаптации персонала.
2.2 Мероприятия направленные на повышение мотивации персонала.
2.3 Разработка новых форм организации работы персонала.
3. Оценка результатов внедрения предложенных мероприятий.
3.1 Социальный эффект.
3.2 Экономический эффект.

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 794.00 Кб (Скачать файл)

 

Подводя итог SNW-анализа табл. 1.23  , можно сказать, что на исследуемом предприятии наиболее слабая сторона это персонал предприятия – позиции 10.2; 10.3; 11.2; 11.3 (способность к лидерству, качество специалистов и ОПП – W слабая). Естественно, что показатели которые напрямую зависят от специалистов: финансы, маркетинг, инновации, корпоративная культура, репутация работодателя и др. будут также слабы. Без грамотного финансиста предприятие не сможет правильно распоряжаться финансовыми потоками, без квалифицированного бухгалтера наладить чёткий учёт и бухгалтерскую отчётность, без специалиста маркетолога не поднять качество торговой марки и очень затруднительно продвинуть выпускаемую продукцию на рынок, без опытного кадровика очень трудно справится с подбором и расстановкой, а также с набором новых кадров, и не поднять репутацию предприятия, как работодателя (п. 17).

Руководитель - единственная сильная сторона предприятия, однако даже грамотный и энергичный руководитель, не способен в одиночку решить все вопросы и проблемы, возникающие в процессе деятельности предприятия. Именно этим и подчеркивается актуальность выбранного направления исследования, как сказал более чем пол века назад И.С. Сталин : «кадры решают всё».

 

    1. Совершенствование методов управления персоналом.

 

Учитывая результаты проведённых исследований, сильные  и слабые стороны предприятия, с  целью совершенствования системы управления персоналом, для повышения деловой активности предприятия и его финансовой устойчивости предлагается:

- ввести в штатное расписание должность профконсультанта, разработать мероприятия по адаптации персонала;

- усовершенствовать систему мотивации персонала;

- внедрить новые формы организации работы с персоналом;

- рассмотреть возможность использования новых форм организации сотрудничества с предприятиями и организациями по улучшению финансовой устойчивости исследуемого предприятия;

 

2.1 Мероприятия по адаптации персонала.

 

Адаптация – процесс  активного приспособления человека к новой среде. В контексте включения сотрудника в организацию это означает, что происходит интенсивное знакомство сотрудника с деятельностью и организацией, и изменение собственного поведения в соответствии с требованиями новой среды.

Процедуры адаптации  персонала призваны обеспечить вхождение  новых сотрудников в жизнь организации. Практика показывает, что 90% людей, уволившихся с работы в течении первого года, приняли это решение уже в первый день своего пребывания в новой организации [1].

Процесс взаимного приспособления, или трудовой адаптации, сотрудника и организации будет тем успешнее, чем в большей степени нормы и ценности коллектива являются или становятся нормами и ценностями отдельного сотрудника, чем быстрее и лучше он принимает, усваивает свои социальные роли в коллективе.

Процесс управления требует наличия единой системы инструментов воздействия, обеспечивающих быстроту и успешность адаптации.

Принципиальные цели адаптации можно свести к следующему:

- уменьшение стартовых издержек, так как пока новый работник плохо знает свое рабочее место, он работает менее эффективно и требует дополнительных затрат;

- снижение озабоченности и неопределенности у новых работников;

- сокращение текучести рабочей силы, так как если новички   чувствуют себя неуютно на новой работе и ощущают себя    ненужными, то они могут отреагировать на это увольнением;

- экономия времени руководителя и сотрудников, так как проводимая по программе работа помогает экономить время каждого из них;

- развитие позитивного отношения к работе, удовлетворенности работой.

Следует сказать, что  в отечественных организациях наблюдается неотработанность механизма управления процессом адаптации. Этот механизм предусматривает решение трех важнейших проблем:

1) Структурного закрепления функций управления адаптацией в системе управления организацией;

2)  Организации технологии процесса адаптации;

3)  Организации информационного обеспечения процесса адаптации.

Успешность адаптации зависит от целого ряда условий, в том числе:

1. Качественный уровень работы по профессиональной ориентации потенциальных сотрудников;

2. Объективность деловой оценки персонала (как при отборе,   так и в процессе трудовой адаптации работников); отработанность организационного механизма управления    процессом адаптации;

3. Престиж и привлекательность профессии, работы по определенной специальности именно в данной организации;

4. Особенности организации труда, реализующие мотивацивационные установки сотрудника;

5. Наличие отработанной системы внедрения новшеств;

6. Гибкость системы обучения персонала, действующей внутри организации;

7. Особенности социально-психологического климата, сложившегося в коллективе; личностные свойства адаптируемого сотрудника, связанные с его психологическими чертами, возрастом, семейным положением и т.п.

Особо следует остановиться на вопросе организационного механизма  управления процессом адаптации  как ключевого условия ее успешного осуществления. Неотработанность данного механизма для отечественных организаций является одной из главных причин декларативности управления адаптацией и лозунгового провозглашения ее необходимости.

Управление трудовой адаптацией требует проработки в  первую очередь трех организационных элементов: структурное закрепление функции управления адаптацией; технология процесса управления адаптацией; информационное обеспечение этого процесса.

В качестве возможных  организационных решений проблемы структурного закрепления функций управления адаптацией предлагается следующее:

1. Создать соответствующее подразделение (группу) в оргструктуре системы управления персоналом, которое будет заниматься адаптацией персонала.

2. Развивать наставничество, которое в последние годы незаслуженно забыто в отечественных организациях. Зарубежные фирмы активно применяют наставничество, рассматривая его как форму доверия к опытному сотруднику, а также в качестве определенного этапа в его служебном продвижении. При этом наставничество поддерживается материальными стимулами. В качестве наставников могут выступать как опытные работники со стажем, руководители, так и молодые сотрудники, проработавшие несколько лет и положительно зарекомендовавшие себя. Этот опыт, берущий свое начало в Японии, в последние годы успешно развивается в европейских фирмах.

3. Развивать структурные взаимосвязи системы управления персоналом (в частности, подразделения управления адаптацией) со службой организации управления. Во многих зарубежных фирмах эта служба структурно включена в систему контроллинга. Предметом функциональных взаимосвязей между подразделениями управления адаптацией и организации управления являются главным образом вопросы форм и принципов организации труда, системы внедрения новшеств и т.п.

К организационным решениям по технологии процесса управления адаптацией необходимо отнести следующее:

1. Организацию семинаров, курсов и подобных мероприятий по различным аспектам адаптации;

2. Проведение индивидуальных бесед руководителя, наставника с новым сотрудником;

3. Интенсивные краткосрочные курсы для руководителей, впервые вступающих в эту должность;

4. Проведение организационно-подготовительной работы при введении новшеств;

5. Специальные курсы подготовки наставников;

6. Использование метода постепенного усложнения заданий, выполняемых новым работником. Одновременно необходим контроль с конструктивным анализом ошибок, допущенных при выполнении заданий. Целесообразно при этом продумать систему дополнительного поощрения сотрудника за успешное решение поставленных задач;

7. Выполнение разовых общественных поручений для установления контактов нового работника с коллективом;

8. Выполнение разовых поручений по организации работы органа управления (производственного совещания, совета директоров и т. п.);

9. Подготовку замены кадров при их ротации; проведение в коллективе подразделения специальных ролевых игр по сплочению сотрудников и развитию групповой динамики.

При реализации предложенных мероприятий необходимо учитывать принципы организации труда, оказывающие мотивационное воздействие на персонал и облегчающие процесс адаптации сотрудников. К таким принципам организации труда относят:

1. Создание целевых проблемных групп, творческих бригад, варьирование их состава, времени и проблематики работы;

2. Определение рациональной степени свободы режима труда, широкое использование аккордного принципа работы;

3. Оптимальное дублирование задач подразделений, введение элементов конкурсности и соревновательности подразделений, проектов и т.п.;

4. Гласность результатов труда (как групповых, так и индивидуальных);

5. Участие работников в управлении (использование методов    групповой выработки решений, коллективного участия     в разработке стратегических программ, делегирование полномочий и ответственности и т.п.);

6. Проведение совещаний с рациональной периодичностью и длительностью;

7. Использование творческих методов выработки решений;

8. Обеспечение обратной связи с администрацией и коллегами по вопросам достигнутых результатов труда и адекватности их оценки.

Для отечественных организаций главная проблема информационного обеспечения адаптации состоит в необходимости накопления нормативных показателей уровня и длительности адаптации. Вывод о ее успешном проведении делается на основе сравнения фактических и нормативных показателей.

Предлагается ввести в обязанности инспектора по кадрам следующие функции:

1. Изучение и прогнозирование конъюнктуры рынка труда, проведение мероприятий по адаптации к нему;

2. Наём и отбор персонала с использованием профессиограмм и описаний работ, тестирования и интервьюирования работников с целью их лучшей профориентации;

3. Расстановка кадров по подразделениям, участкам, рабочим местам, закрепление ротаций и внутрипроизводственные перемещения кадров, формирование стабильного трудового коллектива;

4. Отбор лидеров из числа молодых работников, обладающих талантом организатора;

5. Организация взаимодействия с региональной системой управления профориентацией и адаптацией на взаимовыгодных условиях.

В обязанности профконсультанта входят:

  1. Ознакомление с организацией, характеристика условий найма, оплаты труда;
  2. Представление руководителю, непосредственному начальнику, инструктору по обучению;
  3. Организация экскурсии по рабочим местам;
  4. Разъяснение условий работы, ознакомление с функциями (совместно с руководителем);
  5. Организация обучения (совместно с отделом обучения);

6. Введение в коллектив, представление сотрудников (совместно с руководителем)профессиональная консультация для работников предприятия;

    1. Участие в найме и отборе персонала;
  1. Налаживание связей с ПТУ, колледжами;
  1. Организация оборудования кабинета профориентации на предприятии;
  2. Оказание помощи ПТУ и школам по оборудованию тематических стендов профориентации;
  3. Проведение в школах лекций, семинаров с приглашением рабочих, руководителей, специалистов управления предприятия;
  4. Организация лектория для родителей школьников по вопросам профориентации;
  5. Проведение в организации дня открытых дверей.

Для новых работников предлагается организовать специальный курс обучения, призванный наиболее быстро и рационально адаптировать их к стилю и методам работы в организации или в подразделении. Формами адаптации могут быть лекционные и семинарские занятия непосредственно в организации; выездные занятия на специальной учебной базе с приглашением специалистов и экспертов; выездной групповой тренинг.

В работе по проведению адаптации  новых работников предлагается использовать специально разработанную программу. Программа адаптации должна делиться на общую и специализированную. Общая программа адаптации касается в целом всей организации и затрагивает следующие вопросы:

1. Общее представление об организации: приветственная речь; тенденции развития, цели, приоритеты, проблемы предприятия; традиции, нормы; продукция и ее потребители; виды деятельности; организация, структура, связи; информация о высшем руководстве, внутренние отношения;

2. Существующие формы оплаты труда в организации;

3. Дополнительные льготы: виды страхования; выходные пособия; пособия по болезни, болезням в семье, пособия по материнству; размер пенсии; возможности обучения на работе;

Информация о работе Диагностика внутренней и внешней среды предприятия