Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 00:01, дипломная работа
Введение……………………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования экономики…..3
1.1. Формы государственного регулирования экономики…………………………3
1.2. Методы и инструменты государственного воздействия на
рыночную экономику…………………………………………………………………5
1.3. Экономическая политика государства………………………………………….8
Глава 2. Общегосударственое планирование в условиях рыночной
Экономики……………………………………………………………………………11
2.1. Основы индикативного планирования…………………………………………11
2.2. Опыт индикативного планирования. Особенности французского
планирования………………………………………………………………………...15
2.3. Изменение условий планирования в странах с переходной экономикой……23
Глава 3. Организационно – экономический механизм индикативного
планирования в РА………………………………………………………………..….24
3.1.Организация и выполнение индикативных планов в РА………………………24
3.2. Денежно – кредитные и налогово – бюджетные механизмы
индикативного планирования в РА……………………………................................38
3.3. Стратегия социально – экономического планирования на
среднесрочную перспективу 2007-2010 гг…………………………………………48
Заключение……………………………………………………………………………65
Список использованной литературы………………………………………………..67
Приложение…………………………………………………………………………..70
Целью данной работы является анализ индикативного планирования в условиях РА.
Данная цель предусматривает решение следующих задач:
1. разработка и выполнение индикативных планов.
2. денежно – кредитные и налого – бюджетные механизмы.
3.стратегии социально – экономического планирования.
Введение……………………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования экономики…..3
1.1. Формы государственного регулирования экономики…………………………3
1.2. Методы и инструменты государственного воздействия на
рыночную экономику…………………………………………………………………5
1.3. Экономическая политика государства………………………………………….8
Глава 2. Общегосударственое планирование в условиях рыночной
Экономики……………………………………………………………………………11
2.1. Основы индикативного планирования…………………………………………11
2.2. Опыт индикативного планирования. Особенности французского
планирования………………………………………………………………………...15
2.3. Изменение условий планирования в странах с переходной экономикой……23
Глава 3. Организационно – экономический механизм индикативного
планирования в РА………………………………………………………………..….24
3.1.Организация и выполнение индикативных планов в РА………………………24
3.2. Денежно – кредитные и налогово – бюджетные механизмы
индикативного планирования в РА……………………………................................38
3.3. Стратегия социально – экономического планирования на
среднесрочную перспективу 2007-2010 гг…………………………………………48
Заключение……………………………………………………………………………65
Список использованной литературы………………………………………………..67
Приложение…………………………………………………………………………..70
Банковская политика в области установления процентной ставки в целях стимулирования развития национальной экономики, на наш взгляд, должна быть дифференцированной по отношению к различным секторам экономики. Уровень процентных ставок в условиях кризисной и отсталой экономики Абхазии должен обеспечивать снижение стоимости кредитов, направляемых в реальный сектор экономики, который сегодня больше всего нуждается в поддержке со стороны и финансовых институтов и государства. Но при этом в условиях переходной экономики и функционирования коммерческих банков на условиях полной хозяйственной самостоятельности, государство не может воздействовать на них административными методами. Здесь приемлем только один вариант, а именно учет экономических интересов коммерческих банков путем применения метода последовательного приближения интересов» государства и банков. В этом случае государство через Национальный банк может выделить централизованные кредитные ресурсы коммерческим банкам с адресной целью финансирования реального сектора национальной экономики, для чего следует установить определенный размер процентной ставки в пользу коммерческого банка.
Основным нормативно-правовым
3.3. Стратегии социально-экономического развития Республики Абхазия на среднесрочную перспективу 2007-2010 гг.
Современная экономика Республики Абхазия переживает сложный трансформационный период, совпавший по времени с разрушительной грузино-абхазской войной 1992-1993 гг., экономической блокадой со стороны некоторых стран СНГ, отсутствием международного признания со стороны мирового сообщества, которые в значительной степени сдерживают рыночные преобразования.
Сложившаяся в последние годы модель развития национальной экономики Абхазии характеризуется значительным спадом производства в реальном секторе экономики, изношенностью производственного оборудования и отсталой инфраструктурой, сокращением рабочих мест в производственной сфере, высоким уровнем безработицы, особенно скрытой, ограниченностью внутренних и внешних инвестиций, низким платежеспособным спросом населения, определенным дефицитом квалифицированной рабочей силы технического профиля. В результате в структуре национальной экономики республики произошли системные диспропорции, определенные дисбалансы и противоречия, которые во многом определяют объективные ограничения для постановки стратегических целей и задач на долгосрочную перспективу.
В современных условиях Абхазии можно выделить следующие диспропорции и противоречия, которые легко поддаются оценке, даже и со стороны
1. Противоречие между
потребностями развития
реального
сектора национальной экономики и
низкими объемами инвестиций,
которые не способны обеспечить
даже простое воспроизводство
2. Диспропорция между функционирующими
наличными
производственными мощностями и низким
уровнем их загрузки, что обусловил а значительное
снижение отдачи от их функционирования,
не покрывающего издержки производства.
3. Дисбаланс между производством
и занятостью, проявляющийся
в существенно меньшем сокращении численности
работников по
сравнению с масштабами сжатия производства.
Происходит
искусственное поддержание занятости,
которое диктуется стремлением
избежать социальных конфликтов в обществе, результатом
чего стало
падение производительности труда на
предприятиях, увеличение
издержек производства, медленный рост
уровня реальной заработной
платы.
Дисбаланс между потреблением и объемом производства, характеризуемый значительным спадом производства по сравнению с потреблением. При сокращении объемов национального производства значительно увеличивается объем розничного товарооборота, что обусловлено специфической особенностью сложившейся модели национальной экономики ориентированной на экспорт сырьевых ресурсов и удовлетворением большей части конечного спроса за счет импортной продукции.
Противоречие между
низким уровнем реальных доходов
значительной части населения и
возможностями системы социальн
Дисбаланс во внешнеторговой деятельности, выражающийся в опережающем росте импорта над экспортом. Разрыв между этими основными показателями внешнеэкономической деятельности уже достиг значительных размеров, что угрожает национальной безопасности.
Наличие в национальной
экономике значительного
Недостаточное кредитование реального сектора экономики коммерческим финансово-кредитными институтами, в связи с отсутствием в республике институтов страхования рисков, а также отсутствием экономической заинтересованности у коммерческих банков осуществлять подобное кредитование в связи с длительностью оборота капитала в этом секторе. Ныне сверхвысокий банковский процент оказывает угнетающее воздействие на реальный сектор экономики.
Низкий уровень заработной платы высококвалифицированных специалистов, занятых на государственных предприятиях или в бюджетных учреждениях по сравнению с доходами в коммерческих учреждениях привело к их оттоку в торгово-посредническую сферу.
4. Система налогообложения в республике,
в основном
сформировавшаяся в середине 90-х годов,
не стимулирует
предпринимателей на расширение
производственных мощностей,
объемов производства, в связи с наличием
множества прямых и косвенных налогов,
в виде внебюджетных социальных отчислений, налоговых платежей, государственных
и таможенных пошлин и сборов.
В этих непростых для Абхазии внутренних социально-экономических условиях и ограниченных внешних условиях, государственной власти необходимо осуществлять стратегическое целеполагание, которое расширяет систему целевых ориентиров государства, стимулирует перенос акцента с количественных показателей развития на качественные характеристики динамики и тем самым будет служить основой и дополнением годового индикативного планирования, которая ныне разрабатывается и реализуется на макроэкономическом, отраслевом и региональном уровнях в республике.
Стратегическим направлением экономической политики государства в среднесрочной перспективе является не просто переход к экономическому росту, но, прежде всего достижение его качественного содержания, что в условиях Абхазии означает:
а) повышение уровня жизни населения как
условие социальной
стабильности в обществе, социальной поддержки
реформ, проводимых
государством, стимулирования позитивных
предпринимательских
инициатив, сохранения демографического,
образовательного и
культурного потенциал а республики;
б) повышение эффективности и конкурентоспособности
национальной экономики на основе модернизаций
производства и его
аппарата, развития конкурентной среды
и реструктуризации
предприятий, развития инновационных
производств, повышения уровня
и качества менеджмента; в) преодоление
сложившихся в национальной экономике
диспропорций, противоречий и дисбалансов,
связанных с реальным сектором экономики,
социальной, инвестиционной, финансовой
и внешнеэкономической стратегией.
Необходимость обеспечения такого качественного содержания
экономического роста предъявляет повышенные
требования к динамике
роста реального сектора экономики Абхазии,
которая в ближайшее
время должна развиваться быстрыми темпами,
чем имеет место в
настоящее время, на уровне не ниже 5-7%
в год, поддерживая подобный
режим роста в течение нее менее четырех-пяти
лет подряд. Такие
параметры позволят единовременно решать
насущные задачи
повышения благосостояния населения,
развития социальной сферы,
обеспечения национальной безопасности,
обновления производства.
Перечисленные условия задают и минимальный
уровень повышения
эффективности национальной экономики.
Экономический рост в
республике будет складываться за счет
увеличения темпов роста
национальной перерабатывающей
функционирующей на национальном сырье. Подобный режим развития национальной экономики в течение длительного периода времени требует и мобилизации всех национальных источников повышения эффективности: структурных, технологических, организационных.
Однако, сложившаяся в Абхазии в послевоенный период модель национальной экономики не соответствует вышеперечисленным объективным требованиям, в связи с чем, считаем, что в условиях трансформационного периода перед Абхазией стоит проблема выбора новой национальной социально-экономической модели развития. На наш взгляд, подобная модель должна основываться, с одной стороны, на достижениях мировой экономической науки, а с другой, на внутренних и внешних факторах хозяйствования, а также на сложившуюся в стран социально-культурную и институциональную среду. По нашем мнению, переходный период для Республики Абхазия должен осуществляться на основе модели социальной смешанно (многоукладной) экономики устойчивого развития. При этом м исходим из того, что чисто рыночная или чисто плановая централизованная экономика относятся к области чистой теории, реальной жизни существует лишь смешанная экономика. Рол государства в переходе к смешанной экономике это не одно и то же, что осуществлять переход к существующей лишь в теории «рыночно экономике».
Предлагаемая нами для
практического внедрения в
базовой модели переходной экономики
социальная смешанна
(многоукладная) экономика устойчивого
развития отвечав
сложившимся
специфическим социально-
политическим условиям Республики Абхазия. Подобная модель может обеспечить в ближайшей перспективе сбалансированное решение проблем социально-экономического развития страны, сохранение благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциал а также удовлетворение насущных потребностей населения обеспечение экономических интересов будущих поколений.
В условиях трансформации социально-экономической систем Абхазии и выборе национальной модели будущего развита государство должно играть значительную роль, ибо от этого выбор зависит сохранение и будущее нации, а также упрочение национально государственности. Кроме того, в переходный период государство н отношений во всех тех сферах, которые непосредственно связаны с реализацией общенациональных интересов.
Переход к рынку не означает, что в экономику Абхазии должны быть искусственно внедрены модели рыночной системы зарубежных стран, хотя учитывать опыт этих стран необходимо. Рыночная система должна органично вырастать из реформируемой экономики Абхазии с учетом, как исторического прошлого, так и современного состояния, а также национальных традиций, культуры и внешнеполитической ситуации. Меры, принимаемые властями Абхазии, направлены на решение подобной задачи. Так, например, с 1994 года, хоть и в небольших размерах, увеличивается доходная часть государственного бюджета страны, поэтапно повышаются размеры заработной платы работников бюджетных учреждений и пенсий, возрастают закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, что напрямую влияет на доходы крестьян.
В условиях Республики Абхазия, при ограниченных внутренних ресурсах и внешних связях, существует необходимость в разработке стратегии развития страны, рассчитанной на среднесрочный период на 2007-2010 гг. Для постановки стратегических целей и задач на более длительный период необходимо наличие ясности во многих вопросах, не только внутренних, но и внешних, прежде всего, связанных с признанием республики мировым сообществом, т.к. в этом случае перед республикой будут сто ять другие цели и задачи.
В этих условиях ключевой целью среднесрочной стратегии социально-экономического развития Республики Абхазия является формирование модели социальной многоукладной экономики, с помощью которой в ближайшем будущем можно достичь устойчивого развитие экономики, способной обеспечить эффективное воспроизводство, позволяющее решать задачи модернизации производства, укрепления конкурентоспособности, повышения уровня жизни населения и обеспечения национальной безопасности страны. Достичь подобной глобальной цели развития Абхазия реально сможет в случае интеграции ее хозяйственной системы в экономическое пространство Российской Федераций через усиление межрегионального экономического взаимодействия хозяйствующих субъектов Абхазии и Юга России, для чего в настоящее время имеются объективные предпосылки, тем более официальная государственная политика республики ныне направлена на эти цели.