Качество продукции как показатель ее конкурентоспособности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2014 в 14:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ влияния качества продукции на ее конкурентоспособность, разработка системы мер по совершенствованию механизма контроля и повышения качества производимой продукции.
Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:
- изучить современные научные подходы по повышению качества продукции;
- выполнить организационно-экономическую характеристику объекта исследования;
- выявить основные факторы, влияющие на качество продукции;
- определить основные пути повышения качества продукции.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Экономика.doc

— 354.00 Кб (Скачать файл)

РЕФЕРАТ

 

Объем 59 страниц, 25 источников, 1 рисунок, 7 таблиц, 4 приложения.

Тема: Качество продукции как фактор повышения ее конкурентоспособности

качество продукции, стратегия, маркетинг, конкурентоспособность, сертификация, стандартизация

Целью курсовой работы является анализ влияния качества продукции на ее конкурентоспособность, разработка системы мер по совершенствованию механизма контроля и повышения качества производимой продукции.

Объектом наблюдения было выбрано ОАО "Кобринский МСЗ" г. Кобрин, Брестской области.

Предметом исследования является качество производимой продукции.

В процессе работы были выполнены следующие исследования и разработки:

- изучены современные  научные подходы по повышению  конкурентоспособности продукции;

- выявлены основные факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции;

- определены основные  пути повышения конкурентоспособности  продукции.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней цифровой материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого объекта, а все использованные из литературных и других источников теоретические и методические положения сопровождаются ссылками на их авторов.

_______________

        (подпись студента)

 

 

Введение

 

В теории и практике современного управления существует множество различных аспектов, с помощью которых обосновывается высокая значимость феномена качества для обеспечения успешного функционирования предприятий и организаций. Однако, несмотря на свою множественность и разносторонность, практически все эти аспекты содержат в себе единое общее положение о том, что на современном этапе развития экономических систем именно качество их работы является важнейшим условием их рыночной конкурентоспособности. Таким образом, проблемы управления качеством становятся для предприятий актуальными тогда, когда они реально сталкиваются с проблемой конкуренции и необходимостью обеспечения собственных конкурентных преимуществ.

В общем случае существуют три базовых инструмента получения предприятиями конкурентных преимуществ:

- минимизация производственных издержек (ценовая конкуренция);

- конкуренция на основе  повышения качества (т.е. конкуренция  на основе позиционирования);

- использование рыночной  власти.

Товар - основа предпринимательской деятельности предприятия, если предприятие не имеет товар, то ему нечего продавать, следовательно, ему не с чем выйти на рынок. Однако не каждый продукт труда может стать товаром, он, прежде всего, должен иметь ценность для общества, то есть потребители должны проявить интерес к этому продукту труда.

На рынке товар определяет судьбу рыночной и всей хозяйственном политики предприятия-производителя. В силу этого обстоятельства вся совокупность мер, связанных с товаром, то есть его создание, производство и совершенствование, продвижение и реализация на рынках, сервис, а также снятие товара с производства, бесспорно, занимает центральное место во всей деятельности товаропроизводителя.

Предприятие не сможет добиться коммерческого успеха на рынке, удержать свои позиции и преимущества в конкурентной среде, если не определит для себя, что составляет его конкурентоспособность и не определит круг задач по повышению конкурентоспособности.

В последние годы произошло усложнение экономических связей, наблюдается динамичное развитие хозяйственной деятельности, требуются новые подходы к разработке и производству изделий.

Таким образом, одна из важнейших проблем – это качество и конкурентоспособность товаров и услуг, предполагающая формирование принципиально новых подходов к исследованию и оценке этих аспектов.

Качество продукции является одним из важнейших факторов деятельности любого предприятия.

Для того чтобы обеспечить производство более конкурентоспособного товара необходимо проводить исследование конкурентоспособности еще на стадии разработки, создания товара; и в дальнейшем, следует периодически проводить анализ конкурентоспособности уже на стадии производства и реализации продукции, сравнивая ее с аналогами, чтобы иметь возможность формирования ассортимента более конкурентоспособной продукции на рынке и выявлять ту продукцию, для которой необходимо разрабатывать специальные мероприятия по повышению конкурентоспособности.

Изучение конкурентоспособности товара должно вестись непрерывно и систематически. Это дает возможность уловить момент, когда данный показатель начнет снижаться.

В итоге можно вовремя принять то или иное оптимальное решение: снять изделие с производства или модернизировать его, перевести на другой рынок и т.д.

Всё вышеизложенное определяет актуальность темы курсовой работы.

Целью курсовой работы является анализ влияния качества продукции на ее конкурентоспособность, разработка системы мер по совершенствованию механизма контроля и повышения качества производимой продукции.

Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:

- изучить современные научные подходы по повышению качества продукции;

- выполнить организационно-экономическую характеристику объекта исследования;

- выявить основные факторы, влияющие на качество продукции;

- определить основные пути повышения качества продукции.

В качестве объекта рассматривается ОАО "Кобринский МСЗ" г. Кобрина, Брестской области.

Предметом исследования является качество производимой продукции.

Практическая значимость работы заключается в том, что рекомендации носят целенаправленный характер в условиях рыночной экономики.

Структура работы обусловлена ее целью и задачами, которые решались в процессе проведения исследования. Она состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной источников, приложений.

Методы исследования: анализ, синтез, систематизация, графический метод, индукция и дедукция, сравнение, планирование, прогнозирование.

В процессе написания данной курсовой работы использовались работы отечественных и зарубежных экономистов, учебники и бухгалтерские документы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1

качество и конкурентоспособость продукции: сущность, значение

 

1.1 Понятие качества  продукции. Показатели качества.

Качество – это совокупность потребительских свойств и характеристик продукции, придающих ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности [15, c. 208]. Хотя в настоящее время среди специалистов не существует единства в определении понятия «качество продукции».

Качество продукции в значительной мере влияет на уровень таких показателей деятельности предприятия, как себестоимость, цена продукции, прибыль, рентабельность и т.д. Значение повышения качества продукции для предприятия заключается в том, что оно позитивно сказывается на эффективности использования производственных ресурсов, функционирования предприятия вцелом, обосновывает место или нишу предприятия на рынке, конкурентоспособность его продукции, востребованность ее потребителями и т.д. Повышение качества продукции на макроуровне способствует формированию экспортного потенциала, усиливающего экономическую независимость государства, а следовательно, и его безопасность [6, c. 90].

Проблема повышения качества продукции актуальна для любого предприятия, особенно на современном этапе, когда в повышении эффективности производства все большее значение играет фактор «качество продукции».

Чтобы успешно решать проблему, необходимо ее хорошо знать. В этой связи можно поставить ряд вопросов: как давно зародилась проблема качества продукции и каковы причины ее зарождения; почему актуальность данной проблемы на современном этапе возрастает; как решается эта проблема на отечественных и зарубежных предприятиях и др.

Анализ показывает, что проблема качества зародилась, проявилась с развитием общественного производства. Она отражает исторический процесс повышения эффективности человеческого труда, развития научно-технического прогресса — НТП, в той или иной форме проявляется во всех общественно-экономических формациях.

На первых этапах промышленной революции предметы труда создавались отдельными лицами или небольшими группами людей, которые знали запросы потребителей и планировали удовлетворение этих запросов. С развитием промышленного производства и разделения труда перечень работ возрос настолько, что рабочий потерял из виду конечный продукт труда. В результате резко возросла проблема качества. Возникла необходимость определять промежуточные показатели качества продукции. На предприятиях появляются службы контроля качества [3, c. 121].

Почему же актуальность проблемы повышения качества продукции возрастает на современном этапе?

Во-первых, повысились требования НТП, которые диктуют коренные качественные изменения во всех сферах научно-производственной стельности. Ужесточаются требования к свойствам и характеристикам продукции (надежность, долговечность, сохраняемость, безотказность, эстетичность, экономичность в эксплуатации и др.). Ведь современная техника работает в сложных условиях, при критических режимах и колоссальных нагрузках. Выход из строя единицы техники влечет за собой огромные убытки для предприятия.

Улучшение качества готовой продукции, в свою очередь, требует повышения качества сырья, материалов, комплектующих изделий, внедрения новых прогрессивных технологий и методов организации производства и труда. Поэтому задача повышения качества продукции приобретает комплексный характер и затрагивает все отрасли промышленности.

Во-вторых, происходит дальнейшее углубление общественного разделения и кооперации труда, что приводит к усложнению внутриотраслевых, межотраслевых и межгосударственных производственных связей. Качество даже средней по сложности техники начинает зависеть от работы десятков, а то и сотен предприятий различных отраслей. Сегодня не существует второстепенных участков производства. Высокое качество любого изделия требует равной и безусловной ответственности каждого рабочего, ИТР, независимо от того, на какой ступени производства он находится. Результат их совместного труда — конечный продукт — удовлетворяет потребностям только в том случае, если каждый узел, блок, деталь строго соответствуют стандартам и техническим условиям.

В-третьих, по мере удовлетворения в количественном выражении потребности в средствах производства и предметах потребления (время, когда количество играло решающую роль, прошло) на первый план выдвигается их качественная характеристика. Дело в том, что для количественного потребления существуют естественные, если даже не жесткие, границы. Например, предприятия могут использовать только ограниченное количество предметов труда. В качественном развитии потребностей таких границ не существует, так как в результате общественного развития возникают новые потребности, растут требования к качеству продукции.

Повысить качество — это значит из того же количества сырья и материалов выпустить продукцию, более полно удовлетворяющую общественные потребности [11, c. 78].

В-четвертых, расширяются торгово-экономические связи с другими странами, что предопределяет постоянное повышение качества продукции (конкурентная борьба за рынки сбыта). Успешно реализуют свою продукцию те предприятия, качество продукции которых выше.

В-пятых, повышение качества продукции позволяет решать не только технические и экономические, но и социальные задачи.

Проблемой повышения качества продукции занимаются во всех странах мира, о чем свидетельствуют многочисленные публикации по вопросам теории и практики повышения качества продукции. Исследования в данной области показывают, что решение проблемных вопросов обеспечения повышения качества продукции во многих странах стало национальным движением. Например, в США, Великобритании, Франции, Германии, Италии, Японии управление качеством продукции выведено на государственный уровень. Во многих странах созданы национальные советы по качеству и надежности, ассоциации по осуществлению контроля качества продукции в промышленности, статистическому управлению качеством, ассоциации стандартов и другие организации.

Конечная цель любой фирмы — победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет — зависит от конкурентоспособности товаров и услуг фирмы, т.е. от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами — продукцией и услугами других фирм.

Эффект от повышения качества продукции выражается в разнообразных формах — прямая экономия материалов и энергии, получение большего количества продукции на единицу затрат труда, снижение себестоимости и рост прибыли, ускорение оборачиваемости оборотных средств, ускорение экономического и социального развития предприятия (Рис. 1.1).

Для измерения свойств продукции используются показатели - показатели качества. Показатель качества продукции - количественная характеристика свойств продукции, входящих в состав её качества, рассматриваемые применительно к определённым условиям её создания и эксплуатации или потребления. Выбор показателей качества устанавливает перечень наименований количественных характеристик свойств продукции, входящих в состав ее качества и обеспечивающих оценку уровня качества продукции.

Примечание – источник: [9, c. 87]

Номенклатура показателей окончательно формируется на этапе проектирования продукции, так как здесь они закладываются в конструкцию. Далее на этапе производства эти показатели находят свое воплощение. А на этапе эксплуатации (потребления) показатели становятся индивидуальной характеристикой продукции, выделяют ее из других видов продукции (товара), составляют ее потребительские свойства и, следовательно, делают привлекательной и конкурентоспособной.

Информация о работе Качество продукции как показатель ее конкурентоспособности