Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 22:13, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение коммерческой деятельности по формированию ассортимента в торговом предприятии и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Целевая направленность дипломной работы обусловила необходимость решения следующих задач:
- изучение процесса формирования ассортимента товаров и основных направлений ассортиментной политики торгового предприятия;
-анализ состояния коммерческой работы по формированию ассортимента в ОАО «Веста»;
Введение …………………………………………………………………… 7
1 Роль коммерческой деятельности по формированию ассортимента в современных условиях……………………………………………………. 9
1.1 Сущность и содержание коммерческой деятельности по
формированию ассортимента розничной торговли……………………. 9
1.2 Роль ассортиментной политики предприятия розничной торговли
в условиях рыночной экономики………………………………………….. 17
1.3 Принципы и этапы коммерческой деятельности по формированию
ассортимента………………………………………………………………… 23
1.4 Оптимизация ассортиментной политики………………………………. 28
2 Анализ состояния коммерческой работы по формированию ассортимента в ОАО «Веста»………………………………………………. 34
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Веста» за
2003-2004 г.г. и 9 месяцев 2005г…………………………………………….. 34
2.2 Анализ состояния, структуры и динамики розничного товарооборота
в разрезе ассортимента товаров…………………………………………. 39
2.3 Оценка удовлетворенности потребителей ассортиментом ОАО «Веста»……………………………………………………………………….. 49
2.4 Анализ показателей ассортимента товаров……………………………. 58
3 Рекомендации по совершенствованию ассортиментной политики в
ОАО «Веста»………………………………………………………………….. 67
3.1 Расширение ассортимента за счет проведения дегустации новых
видов товара…………………………………………………………………. 67
3.2 Расширение ассортимента за счет внедрения нового
холодильного оборудования………………………………………………… 69
3.3 Расширение ассортимента за счет открытия отдела кулинарии……… 72
4 Охрана труда и промэкология……………………………………………. 76
Заключение…………………………………………………………………… 84
Список использованных источников………………………………………… 88
Ассортимент товаров – это совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определенному признаку.
Классификацию ассортимента товаров представляется целесообразным обобщить в виде структурно-логической схемы ( рисунок 1.1).
По местонахождению товаров различают ассортимент промышленный и торговый.
Промышленный (производственный) ассортимент – набор товаров, выпускаемых изготовителем исходя из его производственных возможностей
Торговый ассортимент
представляет собой
В зависимости от широты охвата товаров различают следующие виды ассортимента: простой, сложный, групповой, развернутый, сопутствующий, смешанный.
Простой ассортимент – набор товаров, представленный небольшим количеством групп, видов и наименований, которые удовлетворяют ограниченное число потребностей. Он характерен для магазинов, реализующих товары повседневного спроса, расположенных в спальных районах города. Например, хлебобулочные и молочные магазины.
Рисунок 1.1- Классификация ассортимента товаров
Источник: собственная разработка
Сложный ассортимент – набор товаров, представленный значительным количеством групп, видов, разновидностей и наименований товаров, которые удовлетворяют разнообразные потребности в товарах. Данный ассортимент присущ таким розничным торговым организациям как универсам, универмаг, торговый дом, ориентирующихся на покупателей с разным спросом.
Групповой ассортимент – набор однородных товаров, объединенных общностью признаков и удовлетворяющих аналогичные потребности. Наиболее часто в качестве общего признака выступает функциональное или социальное назначение. Например, хлебобулочные, плодоовощные, обувные и другие группы товаров объединенные по признаку функционального назначения, а товары для детей, молодежи, для отдыха – социального.
Видовой ассортимент – набор товаров различных видов и наименований, удовлетворяющих аналогичные потребности.
Например, ассортимент молока – пастеризованное, стерилизованное и др. – часть ассортимента молочных товаров.
Марочный ассортимент – набор товаров одного вида, марочных наименований или относящихся к группе марочных. Такие товары наряду с удовлетворением физиологических потребностей в значительной мере нацелены на удовлетворение социальных потребностей. Эти потребности удовлетворяются престижными марками автомобилей, одежды, духов, марочных вин и др.
Развернутый ассортимент – набор товаров, который включает значительное количество подгрупп, видов, разновидностей, наименований, в том числе марочных, относящихся к группе однородных, но отличающихся индивидуальными признаками. Такой ассортимент, как правило, встречается в специализированных магазинах. Например, в ассортимент магазинов, специализирующихся на продаже аудио- и видеотехники, входят 3 – 4 группы однородных товаров (телевизоры, магнитофоны, видеомагнитофоны), но зато эти группы представлены большим количеством разновидностей.
Сопутствующий ассортимент – набор товаров, которые выполняют вспомогательные функции и не относятся к основным для данной организации. Например, сопутствующий ассортимент в обувном магазине – это предметы ухода за обувью.
Смешанный ассортимент – набор товаров разных групп, видов, наименований, отличающихся большим разнообразием функционального назначения. Он характерен для магазинов, торгующих непродовольственными и продовольственными товарами.
По степени удовлетворения потребностей различают рациональный и оптимальный ассортимент.
Рациональный ассортимент – это набор товаров, наиболее полно удовлетворяющий реально обоснованные потребности, которые обеспечивают максимальное качество жизни при определенном уровне развития науки, техники и технологии. Формирование данного ассортимента требует учета большого количества факторов и показателей, многие из которых довольно изменчивы. К таким факторам относятся реальные потребности, которые зависят от уровня жизни населения, достижений научно-технического прогресса и других особенностей внешней среды.
Оптимальный ассортимент – набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя при минимальных затратах на их проектирование, разработку производства и доведения до потребителей.
В зависимости от характера потребностей ассортимент может быть реальным, прогнозируемым и учебным.
Реальный ассортимент – действительный набор товаров, имеющийся в конкретной организации продавца.
Прогнозируемый ассортимент – набор товаров, который должен будет удовлетворять предполагаемые потребности.
Учебный ассортимент – перечень товаров, систематизированный по определенным научно обоснованным признакам для достижения обучающих целей.
Существуют разные подходы к определению показателей, характеризующих торговый ассортимент. Представители белорусской экономической школы, выделяет следующие показатели, характеризующие ассортимент:
-структура ассортимента – это соотношение групп, подгрупп, видов и разновидностей товаров в ассортименте магазина;
-широта ассортимента – количество групп и подгрупп товаров, включенных в ассортименте магазина;
-глубина ассортимента
– количество видов и
-полнота ассортимента
– это соответствие
-устойчивость ассортимента – это бесперебойное наличие в продаже товаров по их видам и разновидностям, заявленным в ассортиментном перечне;
-обновляемость ассортимента – пополнение ассортимента новыми разновидностями товаров в соответствии с ассортиментной политикой предприятия;
-гармоничность ассортимента
– степень близости товаров
различных ассортиментных
-рациональность ассортимента – способность набора товаров наиболее полно удовлетворять реально обоснованные потребности разных сегментов потребителей;
-ассортиментный минимум
– минимально допустимое
Данная система показателей позволяет в полной мере охарактеризовать торговый ассортимент.
Формирование ассортимента представляет собой процесс подбора для реализации в магазине различных групп товаров, из видов и разновидностей, дифференцированных по всем отличительным признакам. Процесс формирования товарного ассортимента в магазине должен исходить из формы его товарной специализации и размера торговой площади и быть направлен на удовлетворение спроса обслуживаемых контингентов покупателей и обеспечение высокой прибыльности его деятельности.
Управление ассортиментом представляет собой процесс, состоящий из определенных функций, основными из которых является планирование, организация и контроль. Функция планирования состоит из ассортиментной политики, направленной на создание ассортиментной модели торгового предприятия. Функция организации заключается в формировании ассортимента и его реализации, а под контролем понимается контроль за соответствием ассортимента спросу покупателей, полнотой, устойчивостью и обновляемостью ассортимента. Основные элементы, отражающие структуру процесса управления ассортиментом в торговле можно представить схематично на рисунке 1.2 .
Рисунок 1.2-Структура процесса управления ассортиментом
Источник: собственная разработка.
Основной целью управления ассортиментом является удовлетворение как можно большего числа постоянно растущих потребностей населения и обеспечение более высоких темпов развития торгового предприятия по сравнению с конкурентами. Исходя из основной цели, управление ассортиментом призвано решать следующие основные задачи:
- создание необходимых условий для наиболее полного удовлетворения нужд и потребностей населения;
-выявление и изучение возможных источников поступления товаров;
-постоянный и систематический контроль за деятельностью конкурентов, осуществляющих торговлю аналогичными товарами;
-обеспечение
устойчивости ассортимента
-постоянный контроль за работой по формированию и реализации конкретных групп, подгрупп и разновидностей товаров.
Все задачи управления ассортиментом тесно взаимосвязаны. Так обеспечение устойчивости ассортимента товаров и создание условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения помогут сформировать торговый ассортимент, рассчитанный на покупателей с дифференцированным уровнем доходов.
Сформированный таким образом торговый ассортимент в совокупности с высоким уровнем торгового обслуживания будет способствовать получению высоких хозяйственно-финансовых результатов, которые предоставят торговому предприятию возможности для изучения своих позиций на потребительском рынке по сравнению с конкурентами.
Процесс управления ассортиментом товаров довольно трудоемкий и сложный. В нем находят свое применение многие элементы коммерческой деятельности. Управление ассортиментом товаров в торговых организациях необходимо рассматривать не только как процесс, который может обеспечить жизнестойкость предприятию, но и как основу повышения его конкурентоспособности.
Успех коммерческой деятельности предприятия зависит от того, сможет ли предприятие сформировать конкурентоспособный ассортимент товаров и оперативно управлять им.
1.2 Роль ассортиментной политики предприятий розничной торговли в условиях рыночной экономики
Становление и развитие конкурентной среды на розничном рынке, динамизм факторов окружения предприятий и высокая степень коммерческого риска, традиционно приходящаяся на субъекты хозяйствования конечного звена процесса товародвижения, требуют постоянного отслеживания ситуации на рынке и столь же динамичных адекватных решений в области центрального элемента коммерческой стратегии деятельности предприятия розничной торговли – ассортиментной политики.
Коммерческая деятельность в области планирования ассортимента должна строиться на принципах комплексного подхода и предполагает разработку системы мер и принципиальных подходов стратегического характера, направленных на формирование конкурентоспособной ассортиментной модели, обеспечивающей устойчивые позиции предприятия на рынке.
Целью ассортиментной политики в современных условиях хозяйствования является определение набора товаров, наиболее предпочтительных для обслуживаемых сегментов рынка.
Составляющими ассортиментной политики торгового предприятия являются:
-сегментация рынка и
выбор целевых рыночных
-изучение требований потребителей к товарам, упаковке, методам продажи, сервису, услугам;
-определение
набора товарных групп, наиболее
предпочтительного для
-выбор наиболее
эффективного метода
-определение
оптимального соотношения
-разработка ассортиментной модели и стратегии реализации товаров .
Таким образом, активная ассортиментная политика предполагает решение следующих наиболее важных задач:
-удовлетворение
спроса конкретных групп
-гибкое реагирование на требования рынка;
-обеспечение
финансовой устойчивости
Основными направлениями ассортиментной политики являются: сокращение, расширение, стабилизация, обновление, совершенствование, гармонизация ассортимента. Указанные направления взаимосвязаны и в значительной мере дополняют друг друга.
Сокращение ассортимента – количественные и качественные изменения состояния набора товаров за счет уменьшения его широты и полноты. Причинами сокращения ассортимента могут быть падение спроса, недостаточность предложений, убыточность или низкая прибыльность при реализации отдельных товаров.
Расширение ассортимента - количественные и качественные изменения состояния набора товаров за счет увеличения показателей широты, полноты и новизны. Причинами, способствующими расширению ассортимента, являются увеличение спроса и предложения, высокая рентабельность реализации товаров, внедрение на рынок новых товаров.
Расширение ассортимента наряду с увеличением товарной массы – одно из важнейших условий насыщенности рынка товарами. Вместе с тем это направление ассортиментной политики не исключает других направлений, которые дополняют его, придавая новые аспекты. Так, расширение ассортимента может происходить за счет его обновления при одновременном сокращении доли товаров, не пользующихся спросом. Расширение ассортимента за счет импортных товаров связано с сокращением ассортимента отечественных товаров.
Стабилизация ассортимента – состояние набора товаров, характеризующееся высокой устойчивостью и низкой степенью обновления. Это достаточно редкое состояние ассортимента, присущее в основном ассортименту пищевых продуктов повседневного спроса. Ассортимент непродовольственных товаров отличается высокой степенью изменений под воздействием моды, достижений научно-технического прогресса и других факторов.