Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 22:13, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение коммерческой деятельности по формированию ассортимента в торговом предприятии и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Целевая направленность дипломной работы обусловила необходимость решения следующих задач:
- изучение процесса формирования ассортимента товаров и основных направлений ассортиментной политики торгового предприятия;
-анализ состояния коммерческой работы по формированию ассортимента в ОАО «Веста»;
Введение …………………………………………………………………… 7
1 Роль коммерческой деятельности по формированию ассортимента в современных условиях……………………………………………………. 9
1.1 Сущность и содержание коммерческой деятельности по
формированию ассортимента розничной торговли……………………. 9
1.2 Роль ассортиментной политики предприятия розничной торговли
в условиях рыночной экономики………………………………………….. 17
1.3 Принципы и этапы коммерческой деятельности по формированию
ассортимента………………………………………………………………… 23
1.4 Оптимизация ассортиментной политики………………………………. 28
2 Анализ состояния коммерческой работы по формированию ассортимента в ОАО «Веста»………………………………………………. 34
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Веста» за
2003-2004 г.г. и 9 месяцев 2005г…………………………………………….. 34
2.2 Анализ состояния, структуры и динамики розничного товарооборота
в разрезе ассортимента товаров…………………………………………. 39
2.3 Оценка удовлетворенности потребителей ассортиментом ОАО «Веста»……………………………………………………………………….. 49
2.4 Анализ показателей ассортимента товаров……………………………. 58
3 Рекомендации по совершенствованию ассортиментной политики в
ОАО «Веста»………………………………………………………………….. 67
3.1 Расширение ассортимента за счет проведения дегустации новых
видов товара…………………………………………………………………. 67
3.2 Расширение ассортимента за счет внедрения нового
холодильного оборудования………………………………………………… 69
3.3 Расширение ассортимента за счет открытия отдела кулинарии……… 72
4 Охрана труда и промэкология……………………………………………. 76
Заключение…………………………………………………………………… 84
Список использованных источников………………………………………… 88
В рамках роста
величины налогов с продаж
в розничной торговле
- всемерный рост товарооборота;
- активная работа по
ОАО «Веста» планирует
довести годовой валовой
В рамках разработанной
ОАО «Веста» маркетинговой
- сохранение имеющихся рынков сбыта, закрепление завоеванных позиций на них;
- управление товарным ассортиментом посредством оперативного мониторинга и анализа динамики товарооборота по отдельным группам и видам товаров;
- организация отличного
- предложение более низких цен , чем у конкурентов;
- проведение акций по распродаже посредством снижения цен;
- реклама на радио, телевидении, печати;
- ежемесячное проведение
- обновление ассортимента с учетом пожеланий покупателей;
- внедрение на незанятые ранее
предприятием рыночные
Анализ
хозяйственной деятельности
По данным таблицы 2.1 валовой товарооборот в действующих ценах в 2004 году вырос на 30,8 млрд. руб. по сравнению с 2003 годом, темп роста составил 133,8 %, в т.ч. розничный товарооборот на 29,1 млрд. руб., темп роста составил 35,1%, оптовый товарооборот вырос на 1,7 млрд. руб., темп роста составил 116,7%. За 9 месяцев 2005 года валовой товарооборот в действующих ценах вырос на 26,6 млрд. руб. по сравнению с девятью месяцами 2004 годом, темп роста составил 130,4 %, в т.ч. розничный товарооборот на 27,41 млрд. руб., темп роста составил 134,8%, оптовый товарооборот снизился на 0,7 млрд. руб., темп роста составил 91,7%. Валовой доход увеличился на 4,5 млрд. руб. или на 39,0%. Валовой доход за 9 месяцев 2005 года увеличился на 16,6 млрд. руб. или на 18,9% по отношению к товарообороту за 9 месяцев 2004 года. Показатели товарооборота свидетельствуют об эффективной работе всех структурных подразделений предприятия. С увеличением товарооборота выросли издержки обращения в 2004 году на 34,9% , за 9 месяцев 2005 года на 38,9% по сравнению с 9 месяцами 2004 года.
Такой показатель, как прибыль от реализации увеличился в 2004 году по сравнению с 2003 годом более, чем в 2 раза, за 9 месяцев 2005 года по сравнению с таким же периодом 2004 года прибыль увеличится на 28,4%. Реализация услуг увеличилась в 2004 году в 1,5 раза, темп роста составил 57,7%, за 9 месяцев 2005 года по отношению к 9 месяцам 2004 года темп роста составил 150,2%. Валовой товарооборот в действующих ценах на 1 м кв торговой площади в 2004 году увеличился по отношению к 2003 году на 23,1%, за 9 месяцев 2005 года по сравнению с 9 месяцами 2004 года на 22,0 %. Валовой товарооборот на 1 работника увеличился в 2004 году на 17,0 млн. руб. или на 32,6%., за 9 месяцев 2005 года по отношению к 2004 году на 24,3%. Среднесписочная численность на ОАО «Веста» увеличилась в 2004 году на 15 человек, темп роста составил 100,9%, за 9 месяцев 2005 года в связи с расширением торговой розничной сети численность увеличилась на 90 человек по сравнению с таким же периодом 2004 года.
Эффективная деятельность ОАО
«Веста» связана с тем, что
в магазинах соблюдался
2.2 Анализ состава, структуры и динамики розничного товарооборота в разрезе ассортимента товаров
Одним из направлений изучения ассортиментной политики предприятия является анализ товарооборота по показателям его динамики, структуры.
В таблице 2.2 произведем анализ валового товарооборота в действующих и сопоставимых ценах по составу
Как видно из таблицы 2.2, валовой товарооборот в действующих ценах вырос в 2004 году по сравнению с 2003 годом на 33,8%, а в сопоставимых темп роста его составил 113,1%. Из его состава оптовый товарооборот увеличился в действующих ценах на 16,7% и составил в 2004 году 121809,4 млн. руб., в сопоставимых на 11,3%.
Таблица 2.2- Анализ товарооборота по составу за 2003-2004 г.г.
Показатели |
2003 |
2004 |
Темп роста, % | ||
в действую щих ценах |
в сопостави мых ценах |
в действую щих ценах |
в сопостави мых ценах | ||
Валовый товарооборот, млн. руб., в т. ч. -оптовый товарооборот, млн. руб. -розничный т/об, млн. руб., в т. ч. -продажа продтоваров, млн. руб. -продажа непрод. товаров, млн. руб. |
91046,8
9954,1
81092,7
74877,6
6215,1
|
121809,4
11615,9
110193,4
100600,7
9592,7
|
103001,3
11078,9
93179,0
86034,4
7134,9
|
133,8
116,7
135,9
134,4
154,3 |
113,1
111,3
114,9
114,9
114,8 |
Источник: собственная разработка по данным предприятия
Увеличение произошло за счет расширения рынков сбыта, т. е. освоения новых регионов, в частности Минская обл. Розничный товарооборот увеличился в 2004 году по сравнению с 2003 годом в действующих ценах на 35,9%, в сопоставимых ценах - на 14,9%. Увеличение произошло в основном за расширения торговой сети, увеличения площадей магазинов.
В таблице 2.3 рассмотрим структуру валового товарооборота.
Из таблицы 2.3 видно, что наибольший удельный вес в общем объеме валового товарооборота составляет розничный товарооборот. В 2003 году он составлял 89,1 %, в 2004 году – 90,5%. Увеличение его составило 1,4 %. Удельный вес продовольственных товаров в составе розничного товарооборота уменьшился в 2004 году на 1%.
Оптовый товарооборот в общем объеме товарооборота составил в 2003 году 10,9%, в 2004 году снизился на 1,4 %.
Таблица 2.3 – Структура валового товарооборота ОАО «Веста» за 2003-2004 г.г.
Показатели |
2003 |
2004 |
Отклонения | |||
млн. руб. |
уд. вес.,% |
млн. руб. |
уд. вес.,% |
млн. руб. |
уд. вес.% | |
Валовый товарооборот, в т. ч. -оптовый товарооборот, -розничный т/об, в т. ч. -продажа продтоваров, -продажа непрод. товаров |
91046,8
9954,1
81092,7
4877,6
6215,1
|
100
10,9
89,1
92,3
7,7
|
121809,4
11615,9
110193,4
100600,7
9592,7 |
100
9,5
90,5
91,3
8,7
|
+30762,6
+ 1661,8
+ 29100,7
+25723,1
+3377,6
|
-
-1,4
+1,4
-1,0
+1
|
Источник: собственная разработка по данным предприятия
Для успешного выполнения всех операций процесса реализации в магазинах ОАО «Веста» ведется оперативный учет, частью которого является составление плана реализации товаров на предстоящий период.
Проведем анализ структуры
и динамики реализованной
Розничный товарооборот – один из основных показателей, по которому оценивается деятельность предприятий и организаций. В процессе анализа розничного товарооборота используются данные торгово – финансового плана, бухгалтерской и статистической отчетности и т.д. Данные о розничном товарообороте представлены в форме статической отчетности «Отчет о товарообороте» (приложение В). Для анализа ассортимента и структуры розничного товарооборота выявляются взаимосвязи между розничной реализацией, поступлением, прочим выбытием товаров и товарными запасами, используются данные «Отчета о продаже и остатках товаров» (приложение Г ).
Таблица 2.4 - Анализ структуры розничного товарооборота в разрезе ассортиментных групп по ОАО «Веста» за 2003 – 2004 г.г.
Группы товаров |
Год |
Отклонение |
Темп роста, % | |||||
2003 |
2004 | |||||||
млн. руб. |
удел. вес,% |
млн. руб |
удел. вес,% |
млн. руб. |
удел. вес,% |
|||
Мясо и мясо птицы |
5969,2 |
7,7 |
8125,6 |
7,7 |
+2156,4 |
- |
136,1 | |
Колбасные изделия и копчености |
10162,6 |
13,1 |
13208,4 |
12,5 |
+3045,9 |
-0,6 |
130,0 | |
Рыба и морепродукты |
1944,3 |
2,5 |
2596,2 |
2,4 |
+651,9 |
-0,1 |
133,5 | |
Масло животное |
1607,3 |
2,1 |
1865,7 |
1,8 |
+257,5 |
-0,3 |
116,0 | |
Молочная продукция |
9446,6 |
12,1 |
12543,3 |
11,8 |
+3096,7 |
-0,3 |
132,8 | |
Сыр |
1765,5 |
2,3 |
2175,4 |
2,1 |
+410,0 |
-0,2 |
123,2 | |
Яйца и яйцепродукты |
1482,1 |
1,9 |
2543,1 |
2,4 |
+1061,0 |
+0,5 |
171,6 | |
Сахар |
2021,2 |
2,6 |
2916,4 |
2,8 |
895,1 |
+0,2 |
144,3 | |
Кондитерские изделия |
3963,9 |
5,1 |
5303,5 |
5,0 |
+1339,6 |
-0,1 |
133,8 | |
Хлеб и хлебобулочные изделия |
8243,8 |
10,6 |
11348,0 |
10,7 |
+3104,2 |
+0,1 |
137,7 | |
Плоды, ягоды, винограды, арбузы |
1432,7 |
1,8 |
2432,7 |
2,3 |
+1000,0 |
+0,5 |
169,8 | |
Водка и ликероводочные изделия |
5573,5 |
7,2 |
6353,0 |
6,0 |
+779,5 |
-1,2 |
114,0 | |
Вина виноградные |
1786,4 |
2,3 |
2353,1 |
2,2 |
+566,7 |
-0,1 |
131,7 | |
Вина плодово – ягодные |
4578,9 |
5,9 |
5742,7 |
5,4 |
+1163,7 |
-0,5 |
125,4 | |
Безалкогольные напитки |
1812,5 |
2,3 |
2191,3 |
2,1 |
+378,8 |
-0,2 |
120,9 | |
Другие продовольственные товары |
10009,8 |
12,8 |
15108,4 |
14,1 |
+5098,6 |
+1,3 |
150,9 | |
Итого |
71800,3 |
92,3 |
96807,0 |
91,3 |
+25006,7 |
-1,0 |
134,8 | |
Непродовольственные товары |
6018,0 |
7,7 |
9203,6 |
8,7 |
3185,6 |
+1 |
152,9 | |
Всего |
77818,3 |
100 |
106010,7 |
100 |
- |
- |
136,2 |
Источник: собственная разработка по данным предприятия.
По данным таблицы 2.4 видно, что
в розничной торговле в
Значительных отклонений по удельному весу не произошло. По группе «колбасные изделия» удельный вес в общем объеме продаж в 2004 году снизился по сравнению с 2003 годом на 0,6%. Также снизился удельный вес вин и напитков плодово-ягодных на 0,5%. Увеличился удельный вес такой группы товаров, как «яйца» на 0,5%. По группе «промышленные товары» изменений в удельном весе в 2004 году по сравнению с 2003 годом практически не произошло. Как положительное следует отметить рост реализации всех групп продовольственных товаров. Особенно по такой группе, как «мука», «картофель», «консервы рыбные» более, чем в 2 раза, значительный темп роста имеют такие группы, как «консервы фруктово-ягодные»-171,6%, «чай натуральный»-188,2%, «масло растительное»-187,4%.
По промышленной группе товаров повышенным спросом в 2004 году пользовались «льняные ткани» - 200,3%, «верхний трикотаж» - 466% «инструменты» - 231,1%, «печатные издания» - 517,4%. Снижение темпов роста наблюдается только по группе «автомобили», который составил 58,0%, абсолютное отклонение составило 1553 тыс. руб. Темп роста достигнут за счет повышения цен и инфляционных процессов, так как все эти группы являются товарами повседневного спроса, а контингент покупателей остается практически неизменным.
В таблице 2.5 проведем анализ структуры товарооборота в разрезе ассортиментных групп по магазину №84 ОАО «Веста» за 2003-2004 год.
По данным таблицы 2.5 видно, что товарооборот в 2004 году по сравнению с 2003 годом вырос на 784,1 млн. руб. Наибольший удельный вес в общем объеме товарооборота занимают такие группы товаров, как «колбасные изделия»- в 2003 году 13,4%, в 2004 году- 12,8%, «мясо и мясо птицы» соответственно 9,5% и 9,4%, «молоко» - 8,5% и 8,0%.
По всем этим группам произошло снижение удельного веса в общем объеме товарооборота в 2004 году по сравнению с 2003 годом, хотя по молоку, производства ОАО г. Витебск удельный вес увеличился на 0,2%, а производства «Савушкин Продукт» г. Брест снизился на 0,7%. По группе «винам виноградные» также произошло снижение удельного веса на 0,3% в связи с снижением покупательской способности населения.
Таблица 2.5 - Анализ структуры розничного товарооборота в разрезе ассортиментных групп по магазину №84 ОАО «Веста» за 2003 – 2004г.г.